Воображение — великая вещь. В детстве она превращает палки в мечи, заросли крапивы — в орду инопланетных захватчиков, а нас самих — в могучих поборников справедливости. С годами мы теряем его силу. И дело не в том, что из мира вокруг исчезают чудеса. Мы просто перестаем их делать, потому что напрочь забываем, для чего они нужны. И в один прекрасный день выясняется, что мы носим внутри себя целое кладбище, усеянное помпезными памятниками прошедшей любви. Мы бросаемся то к одному, то к другому, пытаемся читать стершиеся названия на табличках, но наши воспоминания скудны, и тогда мы, с упорством, делающим честь безголовому таракану, который восемь суток живет, а на девятые дохнет от голода, начинаем реанимировать погибшее в нас. И ничего, казалось бы, в этом нет плохого. Это даже называется красиво — «ностальгия», про это Хулио Иглесиас песню спел. Но вдруг оказывается, что без нашей силы воображения ничего не может воскреснуть по-настоящему. Бродят внутри нас с тех пор вместо волшебных единорогов унылые клячи с маскарадным рогом на резинке от трусов, Деды Морозы воняют пивом и нафталином, а вместо подвигов мы способны разве что за хлебом сходить. Мы становимся желчными и неприятными, потому что мир, в котором мы по праву должны жить, совершенно не принадлежит нам, а принадлежит тем, кто еще не сгубил свою силу воображения. То, что сказано выше, справедливо в отношении многих вещей из нашего детства. Особенно в отношении мультфильмов. Кто мы теперь? Здоровенные лбы, которые видели, слышали и делали такое, чего в детстве даже и представить себе не могли. И было бы глупо подходить с нашими нынешними запросами к тому, что уже когда-то оказало на нас огромное влияние. Нормальному здравомыслящему человеку вряд ли так же будут интересны «Черепашки-Ниндзя», «Мишки Гамми» или какие-нибудь иные мультфильмы детства так же, как заняться сексом. Но мы вообще в гробу видали нормальных здравомыслящих людей. Они придумали ходить на работу с утра, атомную бомбу и портреты верховного главнокомандующего на календариках. А мы с вами, я надеюсь, не утратили силу своего воображения, а наоборот — приумножили. Если проводить аналогию с кулинарией (а эти аналогии всегда наиболее удачны, потому что едят-то все!): мы не просто научились не мешать огурцы с кефиром, но и знаем, какие приборы к какому блюду подавать. Поэтому предметом сегодняшнего разговора, потребовавшего столь длинного предуведомления, станет сервировка и употребление замечательной духовной пищи под названием «Черный Плащ»!
Любовь россиян к этому мультсериалу — явление необычайное. Немногие зарубежные мультфильмы полноценно «уходили» в фольклор в нашей логоцентричной стране. А вот: «Я ужас, летящий на крыльях ночи!» — фраза, знакомая каждому. Можно иронизировать, что это достижение исключительно переводчиков-актеров озвучивания (что отчасти верно), но что-то же заставляло досмотреть до момента произнесения этой фразы? Герой-тюфячок, напарник-балбес, злодеи не от мира сего. Пародий на супергероику — тысячи и тысячи. От одностраничных стрипов до полнометражных фильмов. Но самостоятельных произведений, пошедших дальше от привычной схемы гиперболизации — мало. Неудивительно, что «Плаща» обыкновенно рассматривают исключительно как пародию на супергероику. Называют и конкретные источники (имя Drake Mallard, к примеру, ставшее у нас «Кряком Лапчатым» — это Kent Allard из «Тени»). Но пародия пародии — рознь. В отличии от комиксов-продолжений, мультсериал «Черный Плащ» не страдает от прямой, карикатурной пародии. Это — шарж на эстетику. Да, в серии о происхождении Бушрута мы явственно видим классические фильмы ужасов, в Бланте опознаем Джеймса Бонда, а в Громокряке — Бэтоплан. Да и с первых же кадров заставки: небо — камера вниз — канализационный люк, узнали? Но, студия Диснея не была бы студией Диснея, если бы мы видели только это!
Еще со времен первых серий короткометражек (в советской биографии Уолта Диснея их упорно называли «сосисками», по аналогии со связками этого продукта) многослойность была фирменной чертой творений студии. Так что же такое «Черный Плащ»? Приключенческий мультсериал? Да. Сатирический мультсериал о жизни среднего класса? Да. Драма? Безусловно. Комедия? Разумеется. При просмотре фоном — это бюджетный супергеройский слэпстик, больше похожий на продукцию Warner Bros. Но, несмотря на всю свою комичность, это еще и первый полноценный мультсериал, эксплуатирующий палп-эстетику. Над комиксами Серебряного века принято смеяться. Это такой хороший тон. Вроде как там только глупости всякие, а вы вот посмеялись над ними, и слывете образованным и вдумчивым читателем. А ключ к пониманию (пере-пониманию, если точнее, в детстве мы во все врубались просто так) «Черного Плаща» лежит именно в той эпохе бесконечных метаморфоз и космического безумия.
Центральная фигура героя, несмотря на все элементы героев палпа, плоть от плоти героев Серебряного века. Мы никогда не увидим четкого таймлайна или настоящего «ориджина» в «Черном Плаще». Силы героя мифологически непостоянны, а единого четкого пространства для его приключений не существует. «Островной» город Сен-Канар — это только отправная точка, а Плащ может путешествовать во времени, пространстве и в «воображаемые истории». ЧП то и дело встречает себя из других миров, а то и вовсе отправляется то в антимир, то в «возможное будущее». Пересечения с героями «Историй» образуют опять же собственную мультвселенную (что, в принципе, вообще не ново для «Диснея»). «ЧП» не заморачивается с «реалистичностью», но и не уходит в шутки ради шуток, «отсылки» ради «а я понял, я настоящий гик». Он заново открывает супергероику для «семейного просмотра», не увязая при этом в сухой дидактике и не превращаясь в агитку. ...Идея об «утке-тайном-агенте-два нуля» не очень-то нравилась Теду Стоунсу. Такой спин-офф сверхпопулярных «Утиных историй» собирались делать в «Диснее», основываясь на одной из серий. Главным героем предполагался Зигзаг, но (хвала небесам!), оказалось, что наследники Иена Флеминга очень-очень против того, чтобы кто-то придумывал суперагентов «с нулями». В дело пошла еще одна серия «Утиных историй» (откуда пришел фиолетовый костюм), в которой Скрудж становился виджиланте. Нельзя сказать, что вселенная антропоморфных уток, «основанная» великим Карлом Барксом, испытывала недостаток в супергероях. Итальянцы еще в начале семидесятых подарили миру альтер-это Дональда по имени «Paperinik», в тех же «Историях» действовал «Gizmoduck». Но адская смесь из героев палпа, комиксов и радиошоу стараниями Стоунса и его коллег (Алан Барнетт, придумавший имя «Darkwing», чуть позже работал над BTAS) вышла на редкость замечательной.
Комический эффект «Черного Плаща» не сводится к феерической тупости героев. Стоунс и компания делали не нового «Инспектора Гаджета», по разнообразию «ЧП» куда ближе к «Майти Маусу» Ральфа Бакши. Схематичности а-ля «мультфильм субботнего утра» здесь нет и в помине, более того, эти схемы поднимаются на смех при любом удобном случае. Место привычной пары-тройки запоминающихся героев занимает целая кавалькада харизматичных героев и злодеев.
«Семья-семья-семья» — вот о чем твердили продюсеры. И вот почему «Черный Плащ» приглянулся им больше «двух нулей». Папаша средних лет из пригорода, его взбалмошная приемная дочь и дуболом-друг семьи Зигзаг — вот что нужно зрителю (гусары, молчать! Никаких «неконтролируемых ассоциаций», как выразились бы советские цензоры, тут нет и быть не может). А заодно — семейка жлобов по соседству. Конфликт тщеславного Кряка Лапчатого и его окружения, попытки взаимодействовать с реальным миром и странный эскапизм. Болезненный нарциссизм супергероя — тема не новая, но в «Черном Плаще» она раскрыта на все сто. Зашкаливающий, переходящий в абсурд пафос изречений (Тень), ревнивое внимание к упоминанию себя любимого в СМИ (Человек-Паук), фетишизм «темнокрылой утки» (Бэтмен). Позже Стоунс предлагал руководству «Диснея» концепцию для своеобразного «DW Beyond»: Кряк в кресле-каталке, а в плаще и шляпе разгуливает уже Гусёна. Студия идею не одобрила, а Стоунс зато плотно поработал с Майком Миньолой. Если и есть на свете Главный Вопрос, то я бы сформулировал его так: «Как удержать волшебство?». Куда деваться в этом мире, если тебе известно, что кролик сидел в шляпе с самого начала. Мы учимся разбирать, препарировать раскладывать по полочкам всю свою жизнь. А потом удивляемся — куда подевалось то очарование, которое делало нашу жизнь лучше? Интернет полон людей, которых «уже не вставляет». В их распоряжении не плохонький телевизор, не книжные полки и не аляповато украшенные картриджи, вовсе нет. Богатейшие коллекции комиксов оседают на их жестких дисках, с парой кликов мышки они могут пересмотреть любой мультфильм из детства в любой момент, а уж играть в сногсшибательные игры можно даже на копеечном гаджете. А люди все ищут прошлогодний снег, забывая, что главный их инструмент в этих поисках нуждается в настройке.
И сразу столько ностальгии. :)
Буквально на днях задумывался о пересмотре некоторых серий плаща, а тут и мотивирующий материал как по заказу)
http://en.wikipedia.org/wiki/Recreational_drug_use