RSS

Рецензия: Devilman: Crybaby

10.01.2018, 17:00 — Сергей Мангасаров 7758 4
Теги: netflix, аниме

Для начала — небольшая вводная.

Devilman — довольно старая франшиза, оригинальная манга вышла в 1972 году. Существует несколько продолжений и экранизаций, все это закрепило произведение в мировой поп-культуре. Не менее важным фактором популярности нужно считать и автора манги — Го Нагаи. Чтобы вы понимали, этот человек придумал самого известного в СНГ меха — Грендайзера.

Если говорить о нашей родине, то знакомых с персонажем и сюжетом Devilman можно разделить на две основные категории: люди, читавшие оригинальную мангу, и люди, смотревшие трилогию OVA. Есть ещё те, кто знаком с аниме-сериалом, но он мало общего имеет с тем, о чём рассказывается в манге.

«Базовая» история повествует об Акире Фудо — добром парне, который благодаря своему лучшему другу Рё Аске получает силу демона, но контролирует его своим человеческим сердцем или, иначе говоря, добротой, духом и т. д. — используйте наиболее близкое вам определение. Его цель — защитить человечество и дорогих ему людей.

Для той истории, которая разворачивается в мире Devilman, сложно было найти кого-то более подходящего, с незамыленным видением, чем Масааки Юаса — недооценённый, как по мне, режиссёр. Человек с отличным «чувством кадра» и с врождённым умением играть с тональностью произведений, как на уровне картинки, так и сюжета. Он принимал участие в создание многих отличных произведений. Например, был режиссёром прекрасной чёрной комедии The Tatami Galaxy, заставил интересно выглядеть аниме про пинг-понг (Ping Pong: The Animation), снял эпизоды для «Космического Денди» и Adventure Time.

Особенностью франшизы Devilman, в некоторой степени, являлся «взрослый» контент. Кровь, сиськи, наркотики и другие похожие элементы, способные быстро повысить рейтинг произведения в современном мире. В манге, благодаря визуальному стилю, такой подход смотрелся скорее комично и иронично, и только ближе к концу насилие переставало восприниматься как что-то само собой разумеющееся и «весёлое». OVA изначально пошла по другому пути и, при сохранении общих визуальных мотивов с мангой, использовала насилие и «секс» более взвешенно и приземлённо, что с самого начала позволяло воспринимать её серьезнёе. В детище Netflix пошли третьим путём и, сохранив направление на серьёзную подачу тех или иных элементов, также добавили большое количество гротеска. Вернулись и юмор с иронией, но злые и чёрные, соответствующие миру.

Тон происходящему и то, чего стоит ожидать от произведения, автор манги заложил в сцену превращения героя в Человека-дьявола, и авторы аниме использовали её по тому же назначению.

Хотя подводка к этому эпизоду и отличаются от манги\OVA, сам он почти покадрово един во всех трёх произведениях, лишь акценты расставлены по-разному. Акира и Рё оказываются на вечернике-шабаше, где по слухам можно встретить демонов и получить их силу. Рё уверен, что человеческое сердце Акиры будет способно победить разум демона и взять всё под контроль. Дальнейшее, как несложно догадаться, можно описать словами Sex and Violence: вследствие кровавой бани, затеянной Рё, все присутствующие обращаются в демонов, в том числе и Акира. А далее следует изобретательное и методичное истребление всего живого вокруг.

Эта сцена, вкупе с достаточно светлым и простым началом сериала, и правда задаёт тон дальнейшему повествованию. Зритель буквально чувствует, что дальше будет только хуже, раз самый добрый парень в этом мире стал монстром, пусть и на стороне человечества. Сцена также призвана показать, как будут в дальнейшем использоваться некоторые элементы повествования. Секс авторы показывают только в контексте похоти и первобытных инстинктов, любовь и привязанность показаны, в свою очередь, платонически. Насилие ещё более приземлённое и простое, чем в OVA, практически все схватки прямолинейны — коготь на коготь, а клыки на клыки. И ещё важный элемент — слёзы, им уделено отдельное место. Подзаголовок аниме — Crybaby (плакса). Акира обладает повышенной эмпатией. Он практически никогда не плачет за себя, но всегда плачет за других. Когда он чувствует чужую грусть, тоску и боль, из его глаз льются слёзы.

В дальнейшем эта особенность персонажа отлично контрастирует с изменившейся внешностью и характером Акиры. Внешние изменения не ограничиваются подводкой для глаз, как было в манге. После получения силы демона он стал быстрее, выше, сильнее и привлекательнее, а характер приобрёл агрессивность и твёрдость. Но в своей сути он остался тем же «плаксой», что и сделало его идеальным героем и превратило в Человека-дьявола.

Кроме Рё, который выступает катализатором событий и контрастирует с Акирой, в сериале множество других героев, которые получают свою долю экранного времени для раскрытия. Основные — подруга детства и любовь Акиры Мики и её семья; девушка Мико, преследуемая своими комплексами и желанием вернуть имя; а также банда рэперов, чей рэп приятен уху и даже имеет смысл, — чем дальше, тем больше они вливаются в историю.

Вообще очень интересно наблюдать, как авторы работают именно с подростками, используя как приёмы Запада, так и клише, привычные для аниме. Школьники в центре сюжета — именно их надежды, амбиции и решения имеют наиболее сильный эмоциональный отклик. Комбинируя мистику и ощущения от надвигающейся опасности с простыми человеческими эмоциями и поступками, играя тональностью повествования и размеренно нагнетая атмосферу, авторам удалось сделать шоу, которое можно рекомендовать многим, а не только тем, кто смотрит аниме «с детства». Те повествовательные приёмы, которые используются для реализации истории, с лёгкостью позволяют взаимодействовать различным элементам шоу — переключение между доброй и милой сценой на сцену насилия или отчаянной ситуацией не выглядит инородным.

У шоу слегка рваный способ повествования. Часть информации подаётся полунамеками и двумя-тремя кадрами, о чём-то приходится догадываться. Есть и моменты, которые не объясняют никак. Но всё это выглядит на удивление органично и ощущается как часть задумки, да так и работает. Я нашёл всего две сюжетные дыры и два странных момента, которые явно появились по недосмотру, но в целом не сильно влияют на общее восприятие.

Исходный сюжет манги, как я уже упоминал, не претерпел значительных изменений. Изменились лишь детали, подача мотивации некоторых героев и угол, под которым показывают часть событий. И именно такой вариант перезапуска, когда произведение мрачное изначально, а не готовит зрителя постепенно, наиболее органично смотрится в 2018 году. Различные шоу уже приучили зрителей к шоку, крови, сексу и постоянному страху за героев.

Devilman: Crybaby — причудливое, злое, гротескное и стильное аниме, в равной степени заставляющее смеяться и орать, ужасаться и восхищаться. Прекрасный пример того, что у Netflix на каждый Bright приходится одно шоу, искупающее его.

Ещё много интересного
10.08.2016, 14:00 — Юрий Коломенский
Признаюсь, я очень не хотел писать про «Убийственную шутку». Да, это экранизация, но экранизация великого комикса (и если вы, по какой-то причине, так не считаете, то дальше можете не читать)
17010 58
24.09.2015, 17:00 — Юрий Коломенский
Из великого сериала трудно выбрать всего несколько серий, но Юрий нашел самые по его мнению уникальные.
14519 43
03.08.2015, 13:21 — Юрий Коломенский
Спасибо тебе, Брюс Тимм.
10702 33