Обойдемся без длинных вступлений.
Начнем с очевидного: хорошего от этого фильма мало кто ждал. Судите сами: смена режиссёров, слухи об ужасной игре Эренрайка и наличие в касте Матери Драконов не сулили райских благ. Да, были отдельные светлые моменты, но большая часть информации со съемочной площадки и трейлеры убеждали только в плохом исходе. Не говоря уже о скандале с Лордом и Миллером, который был вызван, судя по всему, их желанием снять что-то из ряда вон, опираясь на импровизацию и неожиданность, что привело только к беспорядку и тому, что пришел Рон Ховард и снял кино по сути заново. На сеанс я шел с максимально низкими ожидания, и, может, потому я в итоге оказался вполне доволен.
Но обо всем по порядку.
«Соло» — это по большей части приключенческий фильм-ограбление, с щепоткой космо-вестерна.
Хан здесь еще молод, и черты того контрабандиста, которого мы встречаем в четвертом эпизоде, в нем почти отсутствуют, но проявляются уже ближе к финалу, логично проводя эволюцию персонажа. Собственно, весь фильм — это эволюция Хана и ответы на вопросы фантов, в рамках нового канона ЗВ. Как Хан встретил Чуи, как познакомился с Лэндо и отыграл у него корабль, как он, в конце концов, прошел Дугу Кесселя менее чем за 12 парсеков. Но не только, есть интересные моменты и в контексте общего канона и подтверждения сюжетных линий комиксов и мультфильмов.
Все, как важные так и менее значительные, события происходят в дико динамичном ключе. Фильм разгоняется почти сразу и останавливается только ближе к финалу, чтобы расставить моральные акценты и фигуры для финальной схватки.
На руку темпу играет и то, что кино не считает своего зрителя глупее, чем нужно, упуская разжевывание очевидных вещей, давая действу и окружению говорить за себя. Например, отношения Хана и Ки’ры развиваются хоть и предсказуемо, учитывая, что мы знаем где в итоге окажется Соло, но все же интересно. Разница между судьбами героев и их ступеньками в пищевой цепи очевидна всем, кроме Хана, что добавляет некоторой драмы. Зрители, как и герой, не видят огромного куска прошлого героини, но намеки, расставленные по фильму, сигнализируют вполне конкретные вещи, которые приводят к ожидаемому, за исключением одного неожиданного для многих момента, финалу. Хочу сразу отметить, Кларк играет не то чтобы сильно хорошо, но история героини на уровне сценария и логики повествования свою функцию выполняет исправно.
Более того, кино откровенно умеет обманывать зрителя, вводя его пусть и на секунду, но в заблуждение и замешательство, а это дорогого стоит. Я даже вполне допускаю, что парочка сюжетных моментов, особенно людям, незнакомым с новыми комиксами и мультфильмами, может оставить на лице жирную надпись WTF, и это очень клево.
Говоря же о других персонажах, то в кадре их мелькает довольно много, более того, часть из них имеет хорошие сцены, и зачастую эти персонажи гибнут. Фильм не льет слезы по ним, на это нет времени ни у героев — чьи сердца давно черствы к чужим бедам или близки к этому, ни у зрителя — ведь сюжет бежит вперед. Бывают исключения, но в целом смерть в мире преступников и подлецов слишком обыденна для того, чтобы заострять на ней внимание.
Кстати о подлецах: в касте фильма изначально было два актера, с которыми у меня не было проблем и на которых я надеялся, — Вуди Харрельсон и Дональд, мать его, Гловер. Оба справились отлично, и если Вуди просто на своем месте, то Гловер — золото фильма. Лэндо в его исполнение харизматичен, обаятелен, чертовски хитер и крут большую часть времени — несмотря на то, что он носит плащ. Сложно, конечно, было не напевать про себя This is America, Don’t catch you slippin’ now, но я таки сдержался.
Конечно, отдельно хочется рассказать об отношениях Хана и Чуи. Ховард и сценаристы не стали мудрить и построили типичный броманс, который держится на неплохих моментах этого фильма и на целых четырех фильмах, где Соло был Форд. Поймите правильно, в дружбу Хана и Чуи в «Соло» поверить получается, но сколько здесь заслуги именно этого фильма, а не Форда с Мейхью, сказать сложно. Хотя умелое использование ностальгии тоже талант. В любом случае первый этап молодой дружбы Хана и Чуи выглядел вполне годно — не всем могут понравиться обстоятельства их знакомства, с другой стороны, мне кажется, они как раз в духе персонажей. Говоря о знакомстве таких культовых героев и показывая его, не стоит надеяться, что все останутся довольны.
Если Чуи это скорее символ и образ, а не игра актера, то за Ханом стоял вполне конкретный молодой актер, который должен был выполнить определенную задачу. Олден Эренрайк — Хан Соло 21 века. Когда его взяли на роль, возмущались многие — я тоже. Часть фанатов хватил инфаркт после того, как пошел слух, что ему нанимали учителя актерского мастерства на площадку. Так вот, в итоге он оказался довольно компетентен. Сложно сказать, получится ли у него в будущем сыграть более близкую к фордовской версию, но с ролью молодого и неопытного Хана он справился, и в сцене с «эволюцией» персонажа показал нужные эмоции и действия. Так что за дальнейшей судьбой актера, как минимум в рамках ЗВ, я буду следить с интересом.
Но что в итоге? А в итоге, если вам показалось, что я пел фильму дифирамбы с потенциальным объявлением ЛУЧШИМ ФИЛЬМОМ, то это не так. В нем есть моменты провисаний и определенной нелогичности, та же Эмилия Кларк слегка не на своем месте. Или, например, блеклый саундтрек, «стреляющий» пару раз за фильм.
Но это в своей сути цельное кино, которое снято крепким режиссером-ремесленником. Ховард превратил потенциальную катастрофу в просто хороший фильм, который приятно смотреть, который несколько раз удивляет, оставаясь при этом началом истории великого персонажа, чей конец мы уже знаем. Да, это не идеальная версия происхождения великого контрабандиста, но она и неплоха и порой очень увлекательна. Мы так привыкли ждать величия или полного провала, что уже не ценим просто крепкое кино. Не каждый сольник про известного персонажа должен ломать шаблоны и повышать планки. Иногда достаточно просто с уважением снять интересную ленту, которая призвана просто быть качественной.
P.S. Да, дроид-феминистка-лесбиянка-радикалка и правда смешная, хороший персонаж.