5 марта в российском прокате стартует новый фильм Клинта Иствуда «Снайпер». Наверняка многие уже посмотрели пиратскую версию (не мне вас судить), однако я ознакомился с фильмом на большом экране и не могу не поделиться впечатлениями.

«Фильм-агитка» - самый частый эпитет, который я слышал от уже посмотревших знакомых. Тем не менее, памятуя о российской ментальности и «неприятии» всего американского, не придавал этим словам серьезного значения. Я уже давно перестал понимать, что в нашей стране хорошо, а что - плохо. Однако в отношении
Клинта Иствуда у меня нет биполярного мнения. Это столп американского кинематографа. Глядя на последние его работы, сложилось впечатление, что в свои невероятные 84 года Иствуд не кидается в размышления о том, что хорошо, а что - плохо. Он абсолютно уверен в том, что делает. Он ни секунды не сомневается в правильности поведения его персонажей.
Прямой как резак. И вы знаете, во времена «клиффхангеров» и фильмов с «двойным дном» это даже подкупает.
Вот и с «Американским снайпером» (вы уж простите, но отброс в российской локализации «американского» искажает всю суть названия) у Иствуда, что называется, сложилось. История «Дьявола из Рамади» - это олицетворение всего того, во что верит сам Иствуд. Это абсолютно гениальная в своей простоте история о патриотизме, даром что основанная на реальных событиях. В ней Иствуд не пытается развенчать «романтизацию войны», несмотря на то, что жестокость и реальность происходящего на экране заставляют вжиматься в кресло. Он не пытается поговорить о причинах вторжения американских войск в Ирак. Не ставит под сомнение правильность всего того, что делал Крис Кайл (а он убил по неподтвержденным данным 255 человек, включая женщин и детей), как не ставил это под сомнение сам Кайл в своих мемуарах. Тем не менее, герой
Брэдли Купера (совершенно феноменально отыгравшего своего персонажа, к слову) показан в фильме не бездумной машиной для убийств, а вполне обычным человеком, пусть и несколько прямолинейным в своих суждениях, зато вполне добродушным. И именно этот контраст - самая удачная находка фильма. Она заставляет любого американца ассоциировать себя со знаменитым техасцем. Уже не возникает вопросов о совершенно фантастических сборах фильма в домашнем прокате в размере 330 миллионов долларов.
При просмотре вызывают недоумение некоторые сюжетные линии, которые обрываются, так и не начавшись. Это и затронутая тема о вере, линия с младшим братом, да и «поствоенный синдром» Кайла показан в фильме как-то смазано. И только после фильма, хорошенько его обдумав, понимаешь, что это было сделано специально. Просто в жизни самого Криса Кайла все эти линии – мгновения, между тем, что ему в жизни действительно было дорого - его семьей и войной. Вот и в фильме это мгновения. И показать эти линии в фильме так мог только Иствуд, когда какой-нибудь
Джеймс Марш сделал бы их основными.

После «Повелителя бури» казалось, что тема войны в Ираке должна быть закрыта. Но Иствуд просто подошел к ней с другой стороны. Если у
Бигелоу условный солдат был обезличен и спасал жизни (сапёр как-никак), то Иствуд наоборот сделал упор на личность, на героя, которым Америка могла бы гордиться, пусть даже он и убийца. Получилось ли у последнего конъюнктурно? Несомненно. Плохо ли это? Набирая этот текст для сайта, посвященного супергероям (ну, в большей степени) ответить на этот вопрос иначе как
«нет» я просто не могу. Потому в эти праздничные выходные сделайте правильный выбор и сводите даму своего сердца на стоящий Фильм, тем более ничего другого, выходящего на этой дате, данным эпитетом я наградить не могу.
П.С. картинки с Пунишером были однозначным достоинством фильма.
Про огромные сборы вам Женя все расписал. "Просто" объяснить сборы выше трехсот миллионов невозможно в принципе, если мы говорим не о сиквелах-триквелах.
Ну а про историю которой нет даже говорить не хочу, потому что "рандомные отрывки чужого дневника" совершенно спокойно могут преобразится в историю. Почитайте "Цветы для Элджернона", например.
Но когда я все-таки посмотрел фильм, то увидел, что в нем не все так однозначно. Да, с изображением населения Ирака все ожидаемо одномерно и с доброй долей расизма, но даже если фильм искренне хотел сделать из Кайла икону и пример для подражания, то явно не получилось. Есть ура-патриотизм и финал, пропитанный жирным трагизмом (такого человека сейчас жена и все мы потеряем!), но между ними идет крепкое исследование человеческого состояния, постепенной трансформации из реднека, у которого руки тянутся к ружью, чтобы пострелять гребаных террористов, в до ужаса идеального солдата. Далеко не каждый тупой и агрессивный мужик может стать таким эффективным убийцей, каким стал Кайл, но когда он им стал, человек в нем умер.
Вероятно, не очень приятный с точки зрения идеологии фильм про не самого приятную на свете личность, но режиссура Иствуда сильна, а игра Купера вообще на новом для него уровне. Любопытное и интересное кино, совсем не жалею, что посмотрел. Но и что наград ему не дали, тоже хорошо.
По поводу концовки. Она была рассчитана на тех кто знал историю Кайла. То есть на Америку. Меня, знакомого с этой историей вполне удовлетворил такой финал, потому что ну очень не хотелось смотреть на всё это в фильме. А титр отлично справился с задачей.
Главная сложность фильма в том, что для его восприятия требуется знание Иствуда. Понимание, что он может себе позволить быть не "за" кого то. Иствуд он всегда "про" кого то.
Вот ты сказал, что в повелителе бури главный герой обезличен. А помоему персонаж вполне раскрыт, и фильм честнее потому что не лепит героя и не врет про мерзкую войну за идеалы. Лучше уж вот так, без оценок войне, чем героизировать убийц и оправдывать ложь.
Для меня фильм о войне без антивоенного мотива, пусть даже в самом малом, в мелочах - не мое кино. Иствуд в сабже выступил как политик, убивший в себе режиссера
> Вот ты сказал, что в повелителе бури главный герой обезличен. А помоему персонаж вполне раскрыт
А я и не говорил что он не раскрыт. Но герой в Харт Локере это собирательный образ. Человек-притча, так сказать. Потому и обезличен.
Половина рассказанного там, типа дуэли с Мустафой, с которым они почти не пересекались, - вымысел, а позиция "я бы перестрелял всех людей с Коранами" убрана из фильма
соответственно, назвать фильм честным нельзя никак, потому что это вообще не про того человека, а про его идейный образ
В моей стране сейчас, вот прямо сейчас, вот такие герои учат цивилизации всяких диких ватников, колорадов и прочих совков, убивая их детей у них на глазах
А цивилизованые товарищи, в дорогих галстуках, засунув в свои жирные жопы свои красноречивые языки, молча наблюдают как этих колорадов вот такие вот герои сжигают в собственных домах
иди и дальше смотри пеплумы про варваров и героев
А за слова надо, извиниться.
То что он убрал некоторые моменты из жизни Кайла не делают фильм лживым. Просто позиция Иствуда несколько иная. Ему все равно с Коранами или нет. Главное что они против его страны. То есть подошел к вопросу шире чем Кайл, что было несложно.
По поводу дуэли с Мустафой - самая нелепая и слабая часть фильма. Но именно эта линия придала фильму целостность. Иначе бы в фильме была одна идея, но не было бы темы. А Иствуд как мастер, не может делать одно без другого, он не какой-нибудь Хармони Корин
убрал некоторые моменты из жизни Кайла не делают фильм лживым
Если моменты важные, то еще как делают.
А вообще, после того как Иствуд со стулом разговаривал, отношение к нему, мм, поменялось.