В преддверии выхода нового, стильного и молодежного, фильма «Человек из стали» я решил посмотреть предыдущую попытку вернуть Супермена на большой экран – «Возвращение Супермена» Брайана Сингера. Будут спойлеры.
«Возвращение Супермена» - фильм уникальный во многих смыслах. Это экспериментальный проект, аналога которому нам никогда больше не увидеть. Под видом коммерческого продукта Брайан Сингер снял эссе на тему «Почему миру нужен Супермен». Когда я посмотрел фильмы Ричарда Доннера и Ричарда Лестера, сделанные на стыке 70-х и 80-х годов двадцатого века, то смог оценить их качество и важность, пусть и постоянно ловил логические дыры, на отслеживание которых меня запрограммировало современное кино. Но фильм Сингера, говорящий тем самым современным кинематографическим языком на старые и для кого-то клишированные темы, помог понять, насколько на самом деле прекрасны фильмы Доннера и Лестера. Тот факт, что этот проект вообще состоялся – невероятная удача. Сингер взял сотни миллионов продюсерских долларов и снял по сути авторское кино, ни в коем разе не нацеленное на массового зрителя и не пытающееся угодить всем и сразу. «Возвращение» - кино специфичное, с четкой задачей. Сингер очень бережно обращается с любимой историей своего детства, но при этом набирается смелости, чтобы ее продолжить. Он выходит за рамки закольцованной мыльной оперы комиксов про Супермена и нехило двигает сюжет, сталкивая своего кумира с самым могущественным противником – личными проблемами взрослого человека.
Супермен (Брендон Раут успешно имитирует Кристофера Рива и демонстрирует талант крепкого драматического актера) провел пять долгих лет в поисках своей родной планеты Криптон или того, что могло от нее остаться. Вернувшись на Землю, он узнал, что мир свыкся с жизнью без Супермена. И, что труднее всего осознать герою, с жизнью без него свыклась его возлюбленная Лоис Лэйн. У нее не только новый мужчина, но и сын (выяснится, что родила она от Супермена). Режиссер не ищет для своего любимого супергероя легких путей: к гражданскому мужу Лоис невозможно подкопаться – он, как и Кларк Кент, благородный человек, способный на подвиг ради семьи. Параллельно нам рассказывают про новый великий план Лекса Лютора в фееричном исполнении Кевина Спейси. Он невероятно похож на Джина Хэкмена и играет того же персонажа, но более зловещую и опасную версию. Лекс раскрывает секрет кристаллов, из которых построена Крепость Одиночества, и собирается с их помощью завоевать мир. Как было и в классических фильмах, две трети времени Супермен не подозревает, что где-то раздухарился суперзлодей. Но есть принципиальная разница.
В первом фильме большую часть уделили становлению супергероя, а Лекса и вовсе представили только на втором часу. В «Супермен 2» Зод и его подельники появились сразу, но пока они делали экшен, Кларк участвовал в романтической комедии с Лоис. У Сингера аценты сместились, он не тянет время между драками и спецэффектами: личная драма Супермена – это стержень фильма, а противостояние с Лютором лишь помогает раскрыть ее с новой стороны.
Это прекрасный фильм, в списке творческих удач Сингера его легко можно поставить в один ряд с “Обычными подозреваемыми”. Но вот незадача: хоть критики “Возвращение” и оценили, фанаты восприняли его в штыки. В чем тут дело? Людям не хватило экшена? Возможно, его могло быть и больше, но надо понимать, что кино про Супермена - это не боевик вроде "Форсажа", в котором сначала придумывают набор крутых трюков, а потом пишут вокруг них диалоги и минимальные обоснования. В "Возвращении" все сцены действия продиктованы сюжетом и никак иначе. Здесь нет ни одного кадра, снятого просто так. Каждый несет смысл и является частью цельной картины. Вам чего больше хочется: умеренно хорошего развлечения на один раз или того, что действительно можно будет назвать Художественным Фильмом и обязательно захочется пересмотреть? И если воротящих нос обычных зрителей еще можно понять (зачем им серьезная драма с участием Супермена, они пришли на "комикс"), то уж фанаты персонажа и просто те, кто "в теме", должны были признать фильм Сингера "своим" так же, как признали им "Бэтмен: Начало". Но у них, видимо, особая болезнь, когда сложившееся в голове видение не позволяет воспринимать чужую интерпретацию, даже если она абсолютно верна духу первоисточника.
Да, у Сингера в фильме показан Супермен, не имеющий шанса в конце концов сойтись с Лоис Лэйн; Супермен с пятилетним сыном, о существовании которого он только что узнал. Но это все равно тот же самый человек, тот же самый Супермен, которого мы любим. Какие бы радикальные изменения не происходили вокруг него, Супермен остается верен своим принципам. Кристофер Рив заставил нас поверить, что человек может летать. Брендон Раут показал, что человек может летать, стрелять из глаз тепловыми лучами и поднимать континенты, но при этом оставаться человеком.
Когда Супермен совершал финальный пролет перед титрами у Доннера, мурашки шли по коже. У Сингера не идут, но я думаю, дело в том, что Сингер выбрал в качестве кульминации не экшен-сцену, поэтому и эмоции в конце совсем другие. Кал-Эл поступил очень глупо, когда покинул Землю и отправился искать Криптон. Он жил здесь 30 лет, но его не оставляло ощущение, что его дом в другом месте. Кал-Эл надеялся найти свои корни, и ради этой фантазии оставил все, что у него было. Спустя пять лет, когда он наконец вернулся, Супермен понял, что из-за своей придури потерял любимую женщину, и уже никогда не сможет ее вернуть. Но жизнь дает ему шанс исправить ошибку, она дарит Супермену сына. И это неоценимый подарок. У Кал-Эла есть возможность, которой никогда не было у его отца Джор-Эла: он увидит, как вырастет его сын, и всегда будет рядом. Супермен не просто спасает мир ради того, чтобы спасти мир. Он готов принести себя в жертву, чтобы спасти миллиарды жизней, но ВЫЖИВАЕТ, чтобы быть рядом с сыном. Это и есть его главная победа. То, что ставит MAN в слово SUPERMAN.
P. S. Я буду несказанно рад, если Зак Снайдер покажет в своем фильме, почему Супермен – идеальный супергерой и пример для подражания всему человечеству. Но все равно очень сильно сомневаюсь, что ему удастся сделать это лучше, чем Брайану Сингеру. Судя по трейлерам и интервью, Снайдер снял кино для так называемого “поколения MTV” - того самого поганого MTV, который вместо музыки крутит реалити-шоу. Надо будет обязательно всем доказать, что Супермен - крутой и нескучный чувак. И какое кино может снять 47-летний мужчина с мозгом 17-летнего подростка? Ох, Супермен, Супермен.
Обидно, что у Акивы Голдсмана из-за этого фильма плохая репутация (что, правда, не мешает ему работать, и то хорошо). Он же не писал серьезное кино и обосрался, а целенаправленно делал campy fun. Взять хотя бы фразы Мистера Фриза - уже по ним видно, что вся съемочная группа прекрасно знала, что делала.
Вообще, тут происходит разговор по двойным стандартами. Бэтмен и Робин, значит авторский шедевр, а фильмы Снайдера безвкусное говно. Бэтмен и Робин не умер на развалах пародийного порно только потому , что по ошибке потерял в названии приставку XXX. Этот гомопед балаган мог снять только Шумахер, и может это фильм сильный, если сравнивать с остальной его фильмографией. Но беда в том, что сам по себе, он отталкивает фанатов комикса, он теряет аудиторию фильмов Бертона, и оставляет в недоумении людей, которые знают только то, что Бэтмэн - это мрачный крепыш. Но тот момент, что кроме Шумахера ТАК снять не хватило бы ни духу, ни смелости никому, делает фильм уникальным.
Редакции медии,я так понимаю, в принципе не нравятся работы Снайдера. В таком случаи какой смысл их обсуждать вообще, ведь тогда получается мы обсуждаем не творчество, а человека, его творческий метод и вкусы. А зачем? Снайдер никогда не изменится. Это будет ультра насилие, сочная ядовитая картинка, и "подводный" экшэн. . Мне нравится - вам нет. Обсуждать нечего.
Ровно наоборот. Я не одобряю двойные стандарты и придерживаюсь простой позиции: каждое произведение нужно оценивать на его условиях. Никогда не стану сравнивать фильмы вроде "Форсажа 6" и "Джи Ай Джо" с "Ночами буги" или "Holy Motors". Все они отличные, но каждый по своим причинам.
Мой пост был про то, какое хорошее кино "Возвращение Супермена". И раз уж завели разговор про "Бэтмена и Робина", я высказал свое мнение.
>еда в том, что сам по себе, он отталкивает фанатов комикса, он теряет аудиторию фильмов Бертона, и оставляет в недоумении людей, которые знают только то, что Бэтмэн - это мрачный крепыш
Да, это все можно назвать причинами коммерческого провала фильма. Но про качество фильма они не говорят.
Я могу понять первоначальный гнев, когда "неправильно экранизировали", "испортили франчайз", "сломали будущее киновселенной", но в случае с Бэтменом случился Нолан, в случае с Суперменом есть шанс у Снайдера. Может, уже пора успокоиться и перестать злиться на те фильмы и оценить Сингера как мелодраму, а Шумхера как один из лучших плохих фильмов на свете? Ну правда.
Говоря о Шумахере и Снайдере в одном абзаце, я как раз хотел отметить, что за ровно одни и те же особенности, работа может быть как и принята, так и отторгнута. Для меня Снайдер - это Тони Скотт в, подрагивающей от басов, Шеви с открытым верхом, что, конечно, многих может раздражать.
Так или иначе, эти режиссеры - полюса. А полюса, как известно, создают мир.
Нет никакого ,теплого и лампового поколения, всегда будут пришедшие посмотреть на крутой мордобой, телок и взрывы - жлобы от 30-40 лет, пришедшие не совсем на фильм компании подростков.... и прочие, говорить что такого не было раньше, это лицемерие.
Фильм надо будет попробовать посмотреть.
Но если взять в расчет, что от фильмов с такими персонажами, о которых знают миллионы, если не миллиарды людей, ожидается хоть сколько-нибудь интересного действа, то на финале выходит лишь разочарование.
Если пересказывать сюжет, то всё очень даже красиво звучит. И визуально выглядит всё при просмотре тоже хорошо.
Но вот в чем я совершенно не согласен с Редсоном, так это в том, что как раз Снайдер снял в формате МТВ. Во-первых, Man of Steel еще не вышел, чтобы поспешно делать выводы, во-вторых, как раз эмтивишные эмоции вызывает "Возвращение Супермена" - а именно, после просмотра эмоций никаких. Посмотрел - и можно дальше перещелкнуть канал, забыв о фильме.
Вот именно то, как снимает кино Снайдер - вещь очень сомнительная. Получается набор видеоклипов, который в кино сложить трудно. Возможно, для "Человека из стали" он изменил подход, не знаю. Слоу-мо не будет, это уже интересно.
Какие достоинства этого фильма? Показали, что Superman - это man? Спасибо, я не этого ожидал, идя на фильм по экшн-комиксам. Я не ожидал сюжетных ходов, которые являются настолько предсказуемыми, что весь фильм превращается в ожидание следующей сцены со спецэффектами, которая пробудит тебя из анабиоза. "Возвращение Супермена" - это просто хорошее кино. И в то же время никому не нужный эксперимент. У этого фильма имелись все возможности начать новую волну супергероики в кинематографе. Именно этого от него ждали. И эти ожидания, среди прочих, он не оправдал.
И еще просто обожаю когда куда ни попадя впихивают "Космическую одиссею".
А я бы и не спорил с вами. Когда человек не может привести хоть какие-либо аргументы, даже если это будут цитаты других людей, то о чем можно спорить? Да ни о чем, конечно. Вам безумно нравится "Возвращение" - да на здоровье. Я ж не говорю, что кино плохое.
Впрочем, довольно годная. Если б вся такая была...
Роскошное кино. И, если учесть, что тот же Бэтмен - это, в первую очередь, детектив, а Уотчмены и вовсе не о том, то в своём жанре того самого, искреннего супергеройского кинематографа, и вовсе остающееся вне конкуренции.
Это всё из-за отсутствия левитирующих сегвеев? Или хентайных тентаклей на развороте?
"Запрещенный прием" прикольный. И сценарий он к нему сам написал. Хотя уж точно клипами идет, да. Но, дык, музыкальный фильм.
Касательно Хранителей - их упомянули, вот и вырвалось.
О...кей...
И вообще, Watchmen - это очень сложный материал для адаптации. Прав был Пол Гинграсс, когда предлагал сделать минисериал. В полнометражный фильм эту историю нереально уложить.
Я был бы очень признателен, если б кто-то мне скинул ссылку на статью-другую с хорошей аргументированной критикой.
А по поводу затянутой постельной сцены - надо ж было хоть как-то компенсировать обилие голубого члена на голубых экранах? И вдобавок - сколько она длится? Минуту? :)
Ну, вот вам, например, Марк Кермод: http://www.youtube.com/watch?v=xu8l0q4rgcg
Где-то еще был хороший подкаст на эту тему, найду - скину.
Учитывая, что в комиксе она занимала максимум несколько кадров, то, с какой детальностью она перенесена на экран, показывает, что создателям фильма было важно.
Какой бы фильм про холодную войну сейчас не пересматривался, чувства этой холодной войны, неотвратимости атомной бомбы, уже не будет. Мы все это пережили и начали забывать этот страх, пропаганда, которой нас долго и упорно пичкали, всё это разъела вообще. Комикс читаешь - и делаешь автоматически скидку на то, когда он был написан, при каких обстоятельствах. Фильм же снят только сейчас. И если бы Снайдер сконцентрировался на политической атмосфере еще хоть немного дольше, то единственные, кому бы это понравилось, были вот такие вот дяденьки под 50, которые ностальгируют по "Холодной войне".
"Он долгий и скучный". Нет, он долгий и для меня был ни капли не скучный. Хотя перед фильмом я прочел комикс и просмотрел видеокомикс. Фильм - не шедевр, если учесть, что это фильм по шедевру. Но как фильм сам по себе - очень хороший. И как адаптация - вполне приемлимая.
Сравнивать с Сиянием - это уже маразм. Кубрик переиначивал все произведения. Да, он делал из них превосходные фильмы с симетричными ракурсами, но их никак нельзя назвать хорошими адаптациями. Как по мне, Снайдеру получилось снять хороший фильм по мотивам комикса. Насколько он бережно отнесся к оригиналу - другой вопрос. Но как фильм "Хранители" играют. Я смотрел трижды - в театре, расширенную версию и режиссерскую со вставками из "Шхуны". И каждый раз мне казалось, что фильм хороший. Докажите мне уж, чем фильм плох?
p.s. пора мне завязывать тут простыни писать...
Да уж, еще и про Снайдера. Я понимаю, если бы эти посты были проплачены...
+"Возвращение" сегодня бы в Америке собрало 235-240 млн., "БэтНачало", на который они метят, 255-260 млн. Это я не говорю про мировой прокат, где нынче любой более менее разрекламированный фильм собирает по пол-миллиарда.
И я не удивлюсь, если Снайдер отказался от своих фирменных приёмов и по сути начал копировать то Малика, то Нолана, как раз только для того, чтобы хоть как-то остаться на плаву. Три провала подряд - это не шутки.
Вот, отрыл тот подкаст: http://kinomanpodcast.rpod.ru/254741.html Собственно, добавить нечего.
А вот у меня такой вопрос к вам, вот вы бы что из вочмэнсов оставили, а что убрали? Ведь это не какая-нибудь серия на вроде того же Бэтмена откуда можно спокойно понабираитьсамого необходимого, а на остальное забить.
Я бы убрал эту дурацкую отсылку к доктору Стрейнджлаву. Серьезный фильм отсылкой к сатирической комедии, увы, никак не выигрывает в атмосфере.
У Кермода еще есть шикарный отзыв на Sucker Punch: http://www.youtube.com/watch?v=wzfwDkwUGnM И вообще, классный мужик)
Даже близко нет. Неплохой, но не один из лучших.
тем, кто говорит о картонности персонажей - по факту в фильме два супермена - рут и персонаж мерсдена
космическая одиссея - унылое говно. Я не очень понимаю при чем здесь, но тем не менее
наверное не лучший кинокомикс, конечно. Я честно говоря думаю что такой еще не сняли. Но один из лучших - однозначо