Пожалуй, я начну с пары-тройки тезисов.
— Лучше, чем «Империя наносит ответный удар», в кино-ЗВ все еще ничего нет.
— Расширенная вселенная была нестабильной и разрозненной, как черт-те что, но по большей части прекрасной.
— Я вряд ли когда либо смогу простить Disney «убийство» Мары Джейд-Скайуокер и в целом уничтожение отличных идей расширенной вселенной, связанных с Люком и джедаями.
Disney в целом слегка по-скотски отнесся к расширеной вселенной. И вот что удивительно: в таком контексте «Последние джедаи» — совершенно не тот фильм по «Звездным войнам», который многие могли бы ожидать. Он буквально построен по канонам и логике старой расширенной вселенной, которая зачастую ломала и переиначивала заложенное Лукасом. Иногда в лучшую сторону, иногда в худшую, но расширенная вселенная меняла ЗВ, давала новые перспективы и взгляд. Это не всегда было хорошо, но почти всегда... хммм... любопытно, что ли.
Так вот, Райан Джонсон снял кино, вдохновленное именно принципами расширенной вселенной.
В отличие от 7-го эпизода, который был максимально безопасным, повторяющимся и не ломал каноны, и, честно говоря, в целом давал мало информации о происходящем, 8-й эпизод другой. Джонс врывается во вселенную с теми же безумными порывами, которые когда-то подарили нам, например, гениального во всех смыслах персонажа Трауна, клонов Палпатина и переход Люка на темную сторону — нет, это не спойлер к фильму.
Самое интересное, многие мысли и посылы, заложенные в фильм, насчёт джедаев и их существования, прямо проистекают из трилогии приквелов, о событиях которых Люк в подробностях мог узнать за 30 лет, прошедших с момента уничтожения второй «Звезды Смерти», что во многом объясняет общее состояние джедайского учения на момент старта фильма. Это состояние и путь развития объясняют и момент перехода Бена «Кайло Рен» Соло на темную сторону.
Фильм в некотором роде одно большое объяснение происходящего и утверждение нового канона. Даже не так. Утверждение нового пути. Джонсон каким то образом заставил Кэтлин Кеннеди пойти на риск, отойти от ее безопасных шагов, и это достойно уважения. Помните немую сцену между Рей и Люком из концовки 7-го эпизода? Многие надеялись на ее разрешение в стиле «наконец-то новый ученик, сила послала тебя для борьбы с Беном!», или кто-то рассчитывал на еще более важное «Рей!? Дочка!». Но Джонсон разрешает сцену с юмором, одновременно сразу показывая, кем стал Люк.
Кстати о дочках. Несколько лет Интернет бурлил теориями о происхождение Рей, были варианты от очевидных — потерянная Соло\Скайуокер, до необычных — внучка Оби-Вана. В 8-м эпизоде мы получаем ответ, удивительно лаконичный и логичный, как по мне, в контексте концепции Силы и ее реакций на изменения в балансе.
Отношение к старым традициям — это еще одна тема фильма, наряду с ответами на вопросами.
Годы назад, в расширенной вселенной Люк пришел к идее, что нельзя быть заложником традиций и старых укладов. Его Орден Джедаев был построен по другим принципам, он брал лучшее из разных учений и тысячелетий существования ордена, он хотел быть лучше, чем погрязший в политике и бюрократии совет джедаев, прохлопавший Дарта Сидиуса у себя под боком. Но в новом каноне Люку потребовалось 30 лет для подобного осознания, что традиции не стоят ничего, если они не работают на благо. Я не совсем точно сформулировал, но более точная формулировка сродни спойлеру.
Есть 6 каноничных фильмов. Да, трилогию приквелов можно воспринимать по-разному, но там-таки были хорошие моменты, ну и, если воспринимать ее как просто сухие «исторические» факты, она закрывает достаточно вопросов по происхождению персонажей. Да и за крутого Оби-Вана в исполнении МакГрегора можно кое-что да простить. Так вот, есть 6 каноничных фильмов. А то, что выходит сейчас, — это расширенная вселенная, просто теперь это не только книги и комиксы, но и фильмы.
Это в любом случае новый канон, смиритесь. Но это нельзя назвать плохим. Это что-то новое. Что может повернуться в любую сторону. «Последние джедаи» — очень неровное кино, на каждое хорошее решение есть одно плохое. Каждую крутую сцену оттеняет провисание в середине повествования. Каждое действие и решение персонажей может привести как в восторг, так и к ненависти — зависит от вашего отношения к ЗВ и реакции на изменения. 8-й эпизод — кино о разрушенных ожиданиях и теориях. Это кино местами новаторское, а местами смешное и ироничное по отношению к вселенной ЗВ. Более того, фильм издевается над безопасностью 7-го эпизода, используя отсылки к моментам из 5-го и 6-го, но не просто как элемент ностальгического давления, а как хорошо выверенный художественный прием. Но также это кино и про пустые сцены и периодическое разрушение канонов просто ради разрушения. А еще — кино про то, что франшиза принадлежит не фанатам.
Каждый нарисовал у себя в голове идеально продолжение ЗВ. Кто-то видел тысячи джедаев, вступающих в бой с Осколками Империи и новыми ситхами, кто-то видел историю о борьбе с вторжением неизвестного врага, которого Люк встретил бы бок о бок со своими детьми и женой. У каждого был свой идеал. Построенный или на расширенной вселенной или на своих фантазиях и теориях.
Но теперь есть определённая череда событий, которая определила путь развития вселенной на ближайшее время. При просмотре или перед ним надо понимать, что ЗВ никогда не были однородными. Их тональность и посылы менялись от итерации к итерации, каждый автор вносил что-то свое. «Звездные войны» за последние 40 лет, прошедшие с момента выхода «Новой надежды», трансформировались бесчисленное количество раз, порождая гениальные или ужасные произведения. «Звездные войны» изменчивы и непостоянны.
Да, мы получаем много ответов, и фильм какбы очерчивает грядущую развязку в 9-м эпизоде, но в тоже время пространство для маневра и ретконов еще есть. Например, нам не так много рассказывают о Люке до момента падения Кайло Рена, что оставляет достаточно возможностей для очевидных и не очень поворотов сюжета.
Я не могу сказать, что восторге от фильма, слишком много в нем неоднозначного, даже просто как в кино. Но в тоже время были моменты, когда у меня захватывало дух. Кино бросает из крайности в крайность. Оно изменчиво и непостоянно. Оно как серый джедай — ты не совсем уверен, как к нему относиться и что он в итоге натворит, но следить за ним интересно. Интерес этот может быть вызван как ужасом, так и восторгом от увиденного. И, честно говоря, я вообще без понятия, как это фильм воспримут зрители, для которых ЗВ — просто развлекаловка. Скорее всего хорошо. Он красивый, местами безумно красивый. Стильно снят. Хорошая музыка и монтаж. Рассматривая с точки зрения блокбастера, — это образцовый блокбастер.
Это новые «Звездные войны», это новая глава саги, это новый взгляд и новый путь. Он неоднозначный, но интересный. Это не плохой фильм, но и не гениальный. Это то кино, о котором лучше всего получиться поговорить через пару-тройку лет, когда мы увидим, к чему приведут заложенные в него идеи.