Спустя полгода после сокрушительного провала второго фильма в зарождающейся DCEU миру представили и расширенную версию. Целых полчаса вырезанных сцен, которые должны были помочь лучше понять кино про Марту, лошадей в тумане и TELL ME, DO YOU BLEED?
Не уверен, что такое можно исправить, добавив Барбару Гордон на две минуты и поместив Лекса Лютора ещё на тридцать секунд в сомнительную жижу. Зато прекрасно помню, как полгода назад забежал в зал на открывающую слоу-мо сцену, где неторопливо умещали ориджин Бэтмена в несколько минут экранного времени. До сеанса я был уже наслышан обо всех проблемах фильма (существовании фильма, в принципе), но всё ещё немного верил в ложность и излишнюю громкость подобных высказываний. Увы, ошибался. Сцены из трейлеров пересказывали весь фильм и не оставляли места для интриги и сопереживания. Родители Брюса уже убиты, и ты обязан это принять. Тот факт, что их мы живыми никогда не видели и привязаться к ним не успели, не волнует никого, главное - красиво снять падающие жемчужины в подворотне Готэма. А потом и весь фильм таким образом построить: вот здесь момент с погоней на Бэтмобиле и Tell me do you bleed?, вот ещё горстка ванлайнеров на каждого героя, вон там у нас Супермен и библейские отсылки, а вот и Марта подъехала.
За всем этим представлением «Я и мои спецэффекты» довольно скучно наблюдать. Мотивации у героев нет, зато есть красивые сцены и сместившиеся акценты. Бэтмен запросто убивает направо и налево, и проблема не только в каноне, подумаешь. Беда в том, что герою, который всё свободное время пьёт, ворует и одержим какой-то паранойей, довольно сложно импонировать и прощать десятки убийств. Вот и получается, такая красивая почти трёхчасовая презентация того, что Снайдер может сделать с вашими любимыми супергероями под аккомпанемент всё ещё божественного Циммера и Junkle XL. Когда намешано столько всего, и ничего в один полноценный фильм не складывается, меньше всего ждёшь более долгую версию ленты с ещё бОльшим количеством сюжетных линий. Куда уж больше? Неужели фильм станет лучше, если мы добавим к нему ещё полчаса диалогов или слоу-мо?
Внезапно, но станет. Хотя, с внезапностью я лукавлю. Снайдеру не впервой выпускать расширенные версии и добавлять, а точнее возвращать на свои места недостающие элементы картины. Я не хочу делать из Снайдера жертву жестоких ножниц студии и осуждения критиков, реальность всё уже сделала за меня. Но расширенная версия расставляет все акценты на свои места и приносит фильму недостающую эмоциональную связь с персонажами и простое понимание сюжета. Супермен не просто пропадает на треть фильма и появляется из ниоткуда, он уходит в себя для поиска ответов на простые в его случае вопросы: «Где мой мир? По каким законам мне жить? Что делать с чувством вины и злостью мира? Чьим заветам следовать?» И правда, ведь Криптона уже нет, свой шанс тот мир потратил, а Земля далеко не родной дом для Кал-Эла, и своим он не был здесь никогда.
Разговоры с матерью теперь оказываются не хладнокровным примером тупости человечества, а тёплым и важным напоминанием о том, что всем не угодить и подстроиться под всех невозможно и немыслимо. А главное, встреча с отцом и прощание с призраком, за которыми следовал Супермен весь предыдущий фильм, теперь становится ответом на один из главных вопросов Человека из Стали. Миром для человека, как и любого другого создания с сердцем и разумом, может быть не обязательно планета и вид жизни, а и другой человек. Для нас с вами мысль банальна, и от «Ты для меня весь мир» кого-то может потянуть к ведру, но для того, кто был лишён родителей и планеты, а в новом доме стал изгоем, это важный этап становления как личности.
Да и с Мартой оказывается не всё так просто и глупо. Дело не в одинаковых именах, а в непредсказуемости момента и последних словах твоего заочного заклятого врага. Ты ждёшь извинений, угрозы, чего угодно или вообще ничего, а получаешь имя матери. Имя матери, как напоминание о последних словах твоего отца и той ночи, которая изменила и разрушила твой мир. Брюс одержим исправлением мира любым способом, не отрицая своего преступного происхождения. Для него игра всегда будет стоить свеч, сколько бы из них ему не пришлось сжечь или клеймить. Он старше, чем когда-либо был его отец и, возможно, только сейчас он может сделать что-то достойное слова «наследие». Вряд ли что-то обезоружит сильнее при такой ярости, гневе и ощущении беспомощности вкупе с желанием сделать «Правое дело», как последние слова отца и имя матери. Не говоря уже о том, что у твоего врага есть мать, которая так же смертна и беззащитна, а значит и оппоненту есть кого терять. Одного слова иногда бывает достаточно, чтобы вернуть человека на путь логических размышлений, а не слепой ярости и инстинктов. По крайней мере, в комиксах.
У меня есть довольно простая аналогия, оправдывающая мою сменившуюся ненависть на восхищение и восторг, а также полчаса, меняющие весь фильм. Наверное, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда тебе звонит любимый человек/друг/старый знакомый, у вас идёт беседа о своём и прекрасном, но связь начинает прерываться. И вот ты пытаешься заполнить пустоты ближайшим логичным вариантом, понять как имя какого-то постороннего человека вообще вплелось в разговор, начинаешь переживать и домысливаешь худшие варианты. Ты прикладываешь все усилия, чтобы понять, что тебе хочет сказать человек на том конце «провода», а он пытается изо всех сил сообщить тебе самое важное. Но в итоге звонок заканчивается, и каждый из вас остаётся со своими смешанными чувствами, переживаниями и домыслами. Вот так же и Batman V Superman — мы пытаемся понять, что хотел сказать этим звонком Снайдер и почему он сделал это так невнятно, а Зак оправдывает себя и пытается образумить хейтеров. В обеих ситуациях нужно лишь подождать. Хорошего звонка, личной встречи или расширенной версии фильма, где всё на своих местах, и нам не стоит гадать, почему Лекс так ополчился против Супермена, а Марта так важна.
Отличное, эмоциональное кино и очередное доказательство заслуженных похвал в адрес Снайдера. Возникают лишь сомнения на счёт следующего звонка от Эйра — рискнуть и поднять трубку или подождать?