Так уж вышло, что помимо прохождения, последнее время я уделял играм спортивной тематики. В отличие от многих других жанров, спортсимы (а две из трех сегодняшних игр — это они и есть), никогда особо не трогали меня, что было связано с многими факторами, в которые сейчас не буду углубляться.
Изменилось мое отношение к ним в 2012-м: FIFA как раз вернулась на путь истинный, не в последнюю очередь благодаря конкуренту в лице серии PES. И вышла абсолютно отличная NBA 2K12. Можно сказать, 2012 год был именно той точкой, когда «человечки» на экране стали достаточно «реалистичны» — как в плане внешности, так и в плане поведения, и смотреть на них уже можно было с удовольствием. Собственно, сегодня мы разберем представителей двух из трех серий, которые являются «королями» спортсимов. К сожалению, до FIFA я еще не добрался.
Blood Bowl 2, хоть и связана со спортом, но игра несколько другого толка, и ниже я о ней подробно расскажу.
Прежде чем приступить, небольшая ремарка. Футбол в реальной жизни я не смотрю, я тот человек, который избегает этого и шутит про «11 миллионеров-инвалидов на поле». Если играть в футбол во дворе или на консоли я считаю увлекательным занятием, то он же по телевизору недостаточно динамичен, что ли. В то же время, смотреть баскетбол мне нравится, он быстрый, интересный и мне все же кажется, что быть баскетболистом труднее, чем футболистом (так, мысли в слух). Это одна из причин, по которым мне всегда больше импонировала серия NBA. Если я ошибаюсь, поправьте меня в комментариях.
Это я все к чему: оценивать и составлять мнение об играх я постараюсь именно с позиции игрока, но так как игры несколько нестандартные для меня, и сильнее прочих зависят от субъективной оценки, я хочу попробовать их оценить, как писали в комментариях, «более душевным» способом. Так что попробуем применить шкалу МЖДЗ для игр. Можно было бы, конечно, использовать систему ДА/НЕТ, как некоторые западные издания, но она дает меньше оттенков.
Также рецензии в таком формате будут не слишком большими. Поехали.
P.S. Обозревались версии для PS4.
PES 2015 был плох, так что забудем его как страшный сон и будем рассматривать PES 2016 с чистого листа. Хотя номинально это кроссген-игра, по факту наибольшее удовольствие от нее можно получить только на новом поколении консолей, ПК-версия в этот раз ужасна и, кажется, превзошла по забагованости «Рыцаря Аркхема» для ПК. Так вот, перед нами первый хороший PES для нового поколения консолей.
Знаете, на самом деле, PES для знакомства с миром футбольных симуляторов подходит несколько лучше FIFA. В футбольных играх от EA балом правят различия игроков и команд, в то время как в PES все команды и игроки находятся в достаточно одинаковых условиях, все несколько усреднено. Это одновременно понижает порог вхождения и делает матчи более динамичными, но если вы любите сложные стратегические планы, основанные на сильных и слабых сторонах игроков и команды, для вас это может стать существенным минусом.
Раз уж мы заговорили о нюансах, у PES до сих пор проблемы с лицензиями. Неактуальные составы, несуществующие лиги — все это, к сожалению, никуда не делось. И это может опять же стать минусом для более погруженного в среду игрока.
Хотя я выше и писал, что все игроки усреднены, это не совсем так, определенную индивидуальность получили «звездные» футболисты. Стоит отметить, что в основе всего так и остался быстрый и несколько схематичный футбол. Если в FIFA прорваться к воротам противника — это искусство тактики, то в PES это искусство ловкости и интуиции.
Я не хочу напрямую сталкивать FIFA и PES, но есть две вещи, которые присутствуют в обеих играх с одинаковой целью, но работают в PES, по моему мнению, значительно лучше.
Во-первых, ИИ. Есть ощущение, что в PES он более активный и он быстрее понимает, что задумал игрок, хотя были и матчи, когда ИИ вел себя, мягко говоря, странно, но это было не так часто, так что я списал это просто на баг. И во-вторых, тактические расстановки: в отличие от FIFA, где почти в 90% случаев расстановка мало на что влияет, в PES это работает, и от этого многое зависит.
Если же говорить о глобальных изменениях, то разработчики несколько переработали физику мяча, он стал вести себя более стабильно, и если при нахождении на земле его поведение все же проигрывает FIFA, то поведение в воздухе как минимум не уступает. В то же время все схватки за мяч между игроками, падения, удары и пасы стали более «тактильными», есть возросшее ощущение совершаемых действий.
Были переработаны режимы Мастер-Лига (карьера) и My Club (аналог FIFA UT).
Главным изменением в Мастер-Лиге можно считать введение параметра TEAM ROLE, благодаря этой особенности каждый игрок команды приносит пользу не только на поле, но и внутри клуба, будь то мотивация новичков или повышение статуса команды.
Главной новой особенностью My Club является появление механики уровней, и работает она по простейшему ролевому принципу: чем успешнее и лучше игрок играет, тем больше у него уровень и тем лучше он выступает в дальнейшем. Это в некотором роде упрощает формирование команды, благодаря этой возможности вы можете не заморачиваться попытками приобрести хорошего игрока, а просто воспитать его самому.
Подводя итог: PES 2016 — достойный представитель серии, с которым вы проведете немало увлекательных часов. Если вы просто хотите взять в руки джойстик и сразу начать играть, то это однозначно ваш выбор.
P.S. Мультиплеер, как и всегда у японцев, сделан... не сильно хорошо, но возможно, это проблема первых дней.