RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

ALL-NEW МЖДЗ: SAGA

24.06.2014, 14:43 — Евгений Еронин 8324 0
В честь скорого (будем надеяться, уже до конца недели) выхода первого тома комикса Saga на русском языке от XL Media мы решили подготовить спецвыпуск, посвященный этой популярнейшей серии комиксов Брайана К. Вона и Фионы Стейплс. Участие приняли ВЧ (Иван Чернявский), Змеюкина (Наталия Нестерова) и redson (Евгений Еронин). Возможно (будем надеяться, уже до конца недели), этот выпуск МЖДЗ побудит вас пойти в магазин и приобрести "Сагу", даже если вы уже являетесь ее читателем.
Автор логотипа - Ярослав Астапеев.
Расшифровка системы оценок Архив рецензий

Saga #1-... / Image


Сценарист: Брайан К. Вон Художник: Фиона Стейплс

Что думает ВЧ:

Увы, но объяснить, в чем привлекательность "Саги" - чрезвычайно сложно. Особенно, если мы объясняем это новому поколению читателей, привыкших к валу переводных изданий. Да, "Сагу" написал Брайан К. Вон - но у нас многие испытывают затруднения с правильным произношением его фамилии, чего говорить про знакомство с комиксами его авторства (хотя Ultimate X-Men по его сценариям у нас выходили). Поможет ли новому поколению информация о том, что он придумал серии Ex Machina и Y The Last Man, если они у нас не издавались? Даже если мы вспомним, что обе довольно высоко в "маст-риде" Медии и даже если я скажу, что считаю, что их должен прочитать каждый? Или информация о том, что он написал выдающийся комикс про львов Pride of Baghdad, или хотя бы ссылка на его работу на "большую двойку"? Может, кого-то привлечет информация о том, что Брайан работал над сериалом "Остаться в живых" - но, во-первых, сценаристов там и без него было много, а во-вторых, это в 2009 году считалось достижением, а сейчас такой пункт в резюме может и не стоит вспоминать; с другой стороны, Брайан, без вопросов, главный человек в производстве сериала "Под куполом", но широкая публика уверена, что главным остается Стивен Кинг. Так что просто поверьте: Брайан К. Вон - один из лучших. Его диалоги живые и настоящие. Его персонажи разнообразные и обаятельные. Его драмы пронзительные и печальные. Его сюжеты свято следуют правилу "в конце главы оставляй читателя жаждущим продолжения". Брайан не пытается познакомить вас со своей философией, не пытается переосмыслить пространство комикса - он просто мастер рассказывать сказки. Поверьте - и скоро поймете, почему мы не можем оторваться. Да, "Сагу" нарисовала Фиона Стейплс - но про нее что-то объяснить будет еще сложнее, так как, если честно, "Сага" является тем самым прорывом и magnum opus Фионы. У Вона прорыв уже был, и магнумы случились не раз; у его партнеров-художников, как правило, пиком было сотрудничество с Брайаном. Но зато каким пиком - порой достаточно за свою карьеру нарисовать один сериал, просто пусть он будет великим. Спросите Дейва Гиббонса. Что же касается манеры Фионы, то здесь я прошу фанатов "Саги" набраться терпения - неофиты, боюсь, сразу не поймут (или поймут не сразу) специфический цифровой подход Стейплс и ее работу с пейзажами. Так что просто поверьте: иногда комиксы должны быть непривычными визуально. Смотрите на лица. Смотрите на эмоции. Смотрите на необычных персонажей, которых тяжело представить в одном кадре, например, кинофильма. Поверьте - и скоро поймете, почему за "Сагу" Фионе лично уже вручили несколько крутых наград (это не считая кучи наград, которые она получила вместе с Брайаном за серию вообще). Да, "Сага" рассказывает про приключения влюбленных гуманоидов, чьи расы находятся в состоянии войны - но разве вы побежите в магазин за комиксом, который мы опишем, как "космическую версию "Ромео и Джульетты", только главные герои скрылись ото всех и жили долго и счастливо"? И будете ли вы рады, если вообще каждый рецензент станет прибегать к сравнениям - ничего оригинального, получается, в комиксе нет? Даже если я скажу, что на самом деле "Сага" находится где-то посередине между "Автостопом по Галактике" (если считать книгу примером того, как научно-фантастический антураж является совершенно необязательным фоном для рассказчика и роботов да инопланетян можно легко заменить на пьяниц из соседнего паба) и "Как я встретил вашу маму" (если считать сериал примером включения всезнающего рассказчика из будущего в сюжет и пугать наблюдателя сочетанием событий и интерпретации)? Так что просто поверьте: "Сага" является примером произведения, в котором иногда не очень важно, что именно происходит, а важно как. Разложив сюжет по кирпичикам, вы получите очень простые элементы - влюбленные, побег, охота, погоня; вы видели эти элементы много раз, но часто ли вы видели их настолько блистательно исполненными? Часто ли вы забывали о главных героях, погружаясь в характеры и судьбы преследователей? Часто ли вы расслаблялись, и вдруг пропускали момент, когда второстепенный персонаж резко стал одним из самых важных для вас, а третьестепенный стал второстепенным и приготовился продолжать рост? В то же время, "Сага" является примером произведения, в котором иногда не очень важно, как именно происходит - а важно, что. Путешествия между планетами, няня-призрак, женщина-паук, кошка-детектор лжи, принцы-роботы, писатели-циклопы - здесь никто не даст вам энциклопедическую справку о прошлом этого мира и о религиозных обрядах той или иной расы, зато все говорят на понятном современном языке; как будто это постановка в современном театре и актеры вот-вот снимут свои аллегоричные костюмы. Вы не запомните, какие у героев бластеры и лазеры, вы запомните, что если встретил бывшую - жди проблем, и что если хочешь выйти замуж - подружись со свекровью. Даже если у нее рога. Поверьте - и скоро поймете, почему персонажи других комиксов носят футболки с тем самым котом. Да, "Сагу" издает Image - но начинающим постигать историю комиксов эта компания до сих пор кажется лишь вотчиной Спона и прочих мускулистых мужиков с пушками. Читателя, свято верящего, что кроме Marvel и DC в американском комиксе пророков нет, не проймут даже аргументы насчет "Ходячих мертвецов" (чей невероятный коммерческий успех, будем честны, является одной из причин вольницы издателя в XXI веке). Так что просто поверьте: Image сейчас - издательство номер один, просто потому, что после долгого и сложного пути, оно нашло секретную формулу взаимодействия с авторами. Благодаря этой формуле, хотя у Image нет Человека-Паука и Бэтмена, у них есть художники и сценаристы, которых, кстати, часто зовут работать над этими самыми Человеками-Пауками и Бэтменами - но они остаются и делают свое; настоящее, живое, оригинальное, красивое, увлекательное и неподверженное перезагрузкам и требованиям кино-департамента. И "Сага" сейчас - комикс номер один у издательства номер один, т.к. первый том является самым продаваемым изданием прошлого года на американском рынке, если говорить о книжном формате (из десяти самых продаваемых книг 2013 года семь изданы Image; второй том "Саги" на третьем месте). И, в конце концов, вам не пришлось ждать несколько лет - "Сага" стартовала в 2012 году и успешно идет в Америке прямо сейчас; издание в твердой обложке и вовсе появится в России раньше, чем в США. То есть, вы можете прямо сейчас пойти и купить русское издание одного из лучших комиксов. Кажется, о чем-то таком мы мечтали все эти годы. Поверьте - и скоро поймете, почему анонсы новых серий Image мы ждем больше, чем анонсы новых фильмов по комиксам. В общем, если вы еще не поняли, я очень хочу, чтобы "Сага" понравилась вам так же, как и мне. И, если у меня не вышло убедить вас фактами, прибегну к последнему аргументу; вдруг вы промотали весь текст, только чтобы увидеть оценку? Вдруг вы из таких? Даже вам не скрыться, потому что ни один современный комикс не заслуживает этой оценки, если ее не заслуживает "Сага". Какой оценки, спросите?

ЗОЛОТО

P.S. Если языковой барьер не является проблемой, а проблема только в недостатке информации или лени, заклинаю вас после "Саги" обратить внимание на другую современную работу Вона, распространяемый в интернете по системе "плати, сколько хочешь" и не предназначенный для печати, но абсолютно грандиозный комикс Private Eye.

Что думает Змеюкина:

«Сага» - комикс хороший, спору нет. Здесь все на месте и все даже с избытком: запоминающиеся персонажи, впечатляющий фантастический мир, магия и научная фантастика, грамотно выстроенный сюжет, стильный, немного небрежный и с модными налетом анимешности рисунок, и все это щедро сдобрено брутальным (местами) насилием и суровой лексикой (в очередной раз убеждающей русского читателя, насколько примитивен американский «мат»). А в качестве вишенки на торте – немного легкого порно. В общем, идеальный комикс для взрослых ценителей историй в картинках. Создатели проекта сделали правильную ставку на аудиторию, которая активно потребляет комиксный мейнстрим, но при этом хочет и чего-то большего. Коммерческий успех этого комикса в Штатах говорит сам за себя. Наряду с «Ходячими мертвецами» это, наверное, один из самых «кассовых» проектов “Image” за последнее время. На этой позитивной ноте можно было бы и остановиться, если бы не парочка «но», которые лично для меня немного смазывают впечатление от «Саги». Во-первых, мне показалось, что для такого отвязно-фантастического сюжета там маловато... сумасшедшенки. Особенно если сравнивать с такими же фантасмагоричными европейскими комиксами, которые были в большой моде в 80-90-е годы. Вообще, когда я начинала читать «Сагу», она не по сюжету, но по духу напомнила мне «Воды Мертвой луны» («Les eaux de Mortelune») Патрика Котиаса и Филиппа Адамова. Но если французы были бескомпромиссны во всем, то американцы, как всегда, остаются верны своей пуританской морали. Поэтому эротика тут очень сдержана и почти что стыдливо-целомудренна, насилие по-голливудски прямолинейно и предсказуемо, а сюжет не особенно отклоняется от курса хорошего и рейтингового (в смысле, популярного) штатовского телесериала. Ну и к вопросу о сериалах, - действие в комиксе развивается очень, очень неторопливо. К примеру, за шесть выпусков первой арки событий происходит кот наплакал: Марко и Алана с младенцем спасаются от преследования, встречают девочку-призрака и оказываются на космическом корабле. Параллельно нам чуть-чуть рассказывают о других главных действующих лицах этой саги: фрилансере Уилле (или Воле) с его несчастной любовью и Кошкой-лгуньей и принце Роботе IV. И... по большому счету все. Такой сюжет смело можно было бы уместить в выпуска 2-3. Хотя понятно, конечно, что сценарист старался, чтобы его комикс в полной мере соответствовал названию: несколько сюжетных линий и героев, многочисленные диалоги, цель которых заключается в том, чтобы раскрыть внутренний мир героев, а также взаимоотношения между ними, – все это требует времени для развития. Но все равно, учитывая, что комикс выходит с периодичностью не раз в неделю, а раз в месяц, да еще и с перерывами между арками, хотелось бы побольше сюжетной динамики и поменьше воды. Но в остальном комикс очень качественный, пусть и не шедевральный, и Кошка-лгунья покоряет сердце с первых же кадров. Очень интересно будет ознакомиться с российским изданием, и как там обойдут все острые (для российского рынка) углы этой истории.

Что думает redson:

Почти два года назад, после выхода тех нескольких выпусков, что вошли в первый том «Саги», я собрался написать для возрожденного в тот период МЖДЗ гневный текст, который так и не дописал. Файл до сих пор лежит на компьютере (у меня вообще таких немало, всякие мысли, не все из которых можно к чему-то привязать). В двух готовых абзацах я задаюсь вопросом, почему современные художники не хотят последовать примеру Дейва Сима и Герхарда на Cerebus, разделивших между собой рисование персонажей и фона. Естественно, речь не о том, что это должно стать каким-то стандартом, но в некоторых случаях помогло бы регулярно выдавать новые главы красивого произведения, и при правильном подборе коллабораторов не отразилось бы на чистоте авторского видения. В общем, суть была в том, что Фиона Стейплс людей рисует отлично, но фонов в ее комиксе нет, а, значит, нет и миростроения, которое ожидаешь от научно-фантастического сериала, создающего собственную вселенную. Иногда действительно полезно просто посидеть на своих мыслях пару лет и посмотреть, что произойдет. Невнятные фоны по-прежнему можно считать минусом, это вам никто не запретит, но комикс может убедить вас принять правила игры, и согласиться, что это намеренный художественный прием. Искусство ведь субъективно, все, в конечном счете, сводится к отношениям, которые выстраиваются у человека с произведением. Кто-то скажет, что фильм «Рейд» страдает от того, что в нем примитивнейший сюжет, а кто-то возразит, что сюжетные хитрости только встали бы на пути у экшен-балета, который хотел показать нам режиссер. Тут не получится диалога, восприятие изначально разное, с ним и ожидания и требования. Все условно и относительно. Имея возможность прочитать текст Ивана Чернявского до написания собственного, я окончательно убедился, что Saga – комикс по-своему уникальный, и отношения с ним нужно выстроить определенным образом. Но чтобы я начал проводить над собой работу, меня все равно сначала должно что-то зацепить. И тут вспоминается другой тезис из текста двухлетней давности: в то время, как мне Брайан К. Вон нравился практически без оговорок, многие другие русско- и англоязычные комиксные блоггеры и ценители медиума постоянно находили, за что его поругать. Затем стартовала «Сага», все те люди внезапно начали ее хвалить, а я вдруг не смог понять, что они в ней нашли. Как-то все было разрозненно, бестелесно, бесцельно, а якобы крутые клиффхангеры в конце каждого выпуска крутыми не казались и в принципе мало походили на «фирменные» клиффхангеры Вона. Возможно, включился скепсис к разрекламированному и перехваленному новому проекту. Знаю, мои ощущения нельзя принимать за аксиому и автоматически ретранслировать на всю аудиторию хотя бы даже этого сайта, но возьмем мой случай – случай не то чтобы оптимиста и не чтобы пессимиста, скорее реалиста и немного пофигиста, старающегося достичь тотального дзена и позволить авторам совершенно честно вынести мне мозг или смертельно разочаровать. Комикс Saga не сделал ни первого, ни второго, но заинтриговать сумел. Ну ладно влюбленные убегают от всей галактики, но уже в следующей сцене сношаются люди-телевизоры? Проститутка, состоящая только из большой головы и двух ног, приглашает на планету-бордель? Суровая кошка охотника за головами моментально определяет, что ты врешь? Это уже интересно. Это выход из зоны комфорта для сценариста. Если, конечно, можно утверждать, что эта зона существовала. Вон работал в разных жанрах: писал свой постапокалипсис в Y The Last Man, добавил к политическим сериалам Аарона Соркина фантастику в Ex Machina, сделал свою вариацию сюжета про ищущих себе место в мире подростков в Runaways, помог экстраординарному художнику Маркосу Мартину создать оммаж на Стива Дитко на страницах Doctor Strange: The Oath. И все-таки так далеко БКВ еще не заходил. Он пишет свои «Звездные войны», и не в том смысле, что Saga тоже про звезды и там тоже есть какие-то войны – сценарист просто вываливает все самые безумные идеи и образы, до каких только может додуматься, и остается только молиться, чтобы история не развалилась и огромные коты смогли гармонично работать в команде с крылатыми-рогатыми любовниками и принцами-телевизорами. История к 19-му выпуску пока что не развалилась. В основном за счет того, что Вон даже не пытается объяснить, откуда все берется, и почему выглядит именно так, он сразу раздает своим персонажам задания, периодически их сталкивает и обязательно над ними шутит, чтобы не расслаблялись. Saga – долгая, масштабная работа, и к ней, вероятно, нужно было привыкнуть – слишком уж тут много всего и сразу, но при этом далеко не сразу понятно, что из этого важно. Я хочу вас подготовить к тому, что комикс может обескуражить. Он, в том числе, очень любит шокирующие моменты. Не абсурдные повороты сюжета, а демонстрацию вещей, которые демонстрировать не принято. Смелость (или пошлость – как хотите) в том, что все это находится внутри вполне себе мейнстримного приключенческого комикса. Image в принципе представляет собой тот комплект охваченных жанров и способов презентации комиксов и издательства как такового, который в идеальном мире и должен быть доминирующим вариантом определения комиксного мейнстрима. Это не просто противовес Marvel и DC и конкурент на рынке, а ярый антитезис всей культуре, которую те создали. Брайан Вон и Фиона Стейплс берут эту идею и стреляют ею из пушки в окна и двери магазинов и мониторов потребителей цифровых комиксов. То, что творится в Saga, в кино никогда не покажут, и даже телевидение к этому еще не готово (при всем том, чего достиг канал HBO и «Игра престолов» в частности). Обязательно купите первый том. Комикс не может не заинтересовать как сценарный эксперимент, а рисунок в нем, безусловно, выдающийся, с какой стороны не подойди.

ДОБРО


Shargor, 24.06.2014 15:06:21
У Ивана просто грандиозный отзыв в этот раз. Теперь даже не расстраиваюсь, что сам так и не нашёл времени отдать дань уважения любимейшему автору. Лучше бы всё равно не получилось.
Shargor, 24.06.2014 15:06:50
И да, у Вона теперь не только лучшие клиффхэнгеры в индустрии, но и лучшие (часто с шок-фактором) первые страницы. No limits.
TransistoR, 24.06.2014 15:06:24
> Поэтому эротика тут очень сдержана и почти что стыдливо-целомудренна, насилие по-голливудски прямолинейно и предсказуемо, а сюжет не особенно отклоняется от курса хорошего и рейтингового (в смысле, популярного) штатовского телесериала.

Пардон муа, а с каких пор это минус?
Змеюкина, 24.06.2014 16:06:35
Оно не минус, но и не плюс. Просто если есть заявка на совсем уж беспредел, то должен быть беспредел. Если же делать мейнстримовый комкс с цензурированным насилием и легкой эротикой, то это должен быть как раз такой комикс. Как говорится, либо шашечки, либо ехать.
TransistoR, 24.06.2014 17:06:38
> Просто если есть заявка на совсем уж беспредел, то должен быть беспредел.

Почему, стесняюсь спросить.

Тормозов. Именно этого не хватает многим современным авторам (не только комиксов). Почему если уж показали кровь, то сука покажите как кишки выдавливают. Любое произведение, где насилие (в т.ч. "беспредел") не является самоцелью, не будет этим злоупотреблять. А если является, то и нахер такое произведение.
Змеюкина, 24.06.2014 19:06:38
Почему, стесняюсь спросить.

Потому что неплохо было бы соответствовать поставленным задачам.
А впрочем, я придираюсь, наверное. :)
Inferno2015, 24.06.2014 18:06:22
Зачем нам второй Миллар
sterpazook, 24.06.2014 16:06:00
Евгений, о каких невнятных фонах идет речь - да, локации минималистичны, но от этого не перестают дышать, а местами так и просто изумительны. Некоторые "неоновые" панели завтавляют вспомнить с хорошей стороны такое скучное кино как Аватар

>> Поэтому эротика тут очень сдержана и почти что стыдливо-целомудренна,

По-моему, Наташа ошиблась или недостаточно всматривалась. Целомудренность и стыдливость это не про САГУ. Более того в комиксе присутствуют элементы порно но в полноценное порно они не складываются, тк это не является целью авторов - а являются либо элементами антуража, либо следствием сложившихся обстоятельств, либо локальным устоем. Комикс в плане морали очень свободный, я бы сказал свободнее некуда, если учесть какие чудо-юды там друг с другом спят. И тем не менее определенные черты авторы не переступают, а наоборот их подчеркивают
Змеюкина, 24.06.2014 17:06:24
Я как раз внимательно все рассмотрела - для меня рисунок в комиксах чуть ли не важнее сюжета. По поводу порно я уже выше написала. Важно не это, но если уж оно есть, то пусть БУДЕТ, Или не будет вовсе - многие обходятся и обычной эротикой или вообще без чего-то такого, если сюжет/жанр не требует и вполне успешно. Тем более что особой смысловой нагрузки эти сцены здесь и не несут.
Что до чудо-юд, то этого и в мейнстриме у "Большой двойки" достаточно, разве что без особых подробностей. Этим, мне кажется, сейчас уже никого не удивишь. По крайней мере, не ЦА комикса ("дети" от 18+).
И вообще мне комикс понравился, просто мне кажется, что некоторая компромиссность и затянутость его не украшают. А так - очень свежий и необычный проект

Inferno2015, 24.06.2014 18:06:18
Чертовски верно, Image- издательство номер один. И если раньше я питался одним Марвелом, то теперь выработал свой собственный Имидж (WD, Invincible, Saga, Five Weapons, Sex Criminals e.t.c.) Не так давно прочел первый сборник, на следующий день заказал второй и третий. Все очень круто, все очень здорово! И спасибо Медии, продолжайте просвещать тех, кто только начал свое знакомство с комиксами или попросту погряз в Большой Двойке.
Anticvariat, 24.06.2014 20:06:20
Люблю работы Вона, но до саги руки так и не дошли. Надо будет наверное прикупить, когда выйдет)
Elektro, 26.06.2014 15:06:05
Я не особо понимаю восхищения Воном,не думаю что он заслуживает такого уж внимания.Лично мне безотговорочно нравятся его работы с Маркосом Мартином.Тем не менее.спасибо за обзор,я так и не начал читать Сагу после того как первый номер был когда-то раскритикован еще когда-то в вашем подкасте,думаю сейчас отличная возможность ознакомиться.
Noris, 10.07.2014 23:07:31
Печально,что саги нет в лабиринте, доставка бесплатная и у меня там скидки и сертификаты постоянно присутствуют, я чисто на одних комиксах накопительную скидку в 15 процентов заработал, а так придется заказывать с другого сайта. Комикс обязательно куплю, правда теперь комиксы выходят быстрее,чем я успеваю их читать.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34538 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33480 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26803 103