Несмотря на то, что «Спайдермедия» всегда была в первую очередь сайтом про комиксы, мы никогда не упускали возможность рассказать об их адаптациях в других видах искусства. В частности, обзоры и обсуждения различных киноэкранизаций являются хорошей традицией сайта, которую мы, конечно же, не могли оставить в стороне и во время празднования нашего юбилея. И сегодня главный знаток кинематографа на сайте Юрий Коломенский расскажет о том, какие комиксы экранизировали в далёком 2001 году, задолго до того как началась современная комикс-лихорадка в Голливуде.
15 лет назад в широкий прокат вышло сразу два фильма, первоисточником которых являлись комиксы. Да еще какие! Тем не менее, фильмы по этим комиксам получились диаметрально противоположенные. Если «Из ада» братьев Хьюз (тех еще конъюнктурщиков) из общего с комиксом Алана Мура и Эдди Кэмпбелла имел только название и по сути является антологией всех мифов, связанных с Джеком Потрошителем, которые карикатурно пытались изобразить Джонни Депп и Хэзер Грэм, то «Призрачный мир», снятый самым недооцененным режиссером Голливуда Терри Цвигоффом, не только принес автору комикса Дэниэлу Клоузу номинацию на «Оскар» за «лучший адаптированный сценарий», но и стал культовым в определенных кругах. Вы, я надеюсь, в этот круг входите, а если нет, то тогда очень кстати тот факт, что в этом поздравительном посте от моего имени мы поговорим именно об этом фильме.
Думаю, рассказывать о том, кто такой Дэниэл Клоуз и чем он известен, вам не надо. Однако о Терри Цвигоффе упомянуть стоит. «Призрачный мир» — это первая его работа в художественном кино. До этого он снял два полнометражных документальных фильма, один из которых рассказывал о Роберте Крамбе, художнике-картунисте, чью иллюстрированную «Библию» даже издавала на русском языке «Карьера Пресс». То есть вовлеченность Цвигоффа в комикс-эстетику была не напускной, и «Призрачный мир» для него являлся не очередной карьерной ступенькой, а важной жизненной вехой. Что уж тут говорить, если сам Клоуз не был против того, что Цвигофф стал соавтором сценария фильма. И чуть позже мы вернемся к этой теме и подробно разберем, что добавил в картину Цвигофф помимо своего режиссерского видения.
Фильм был крайне успешен у критиков и в одночасье раскрыл Цвигоффу дорогу во все мейджорские студии Голливуда. Например, он мог бы поставить «Джуно», однако отказался с формулировкой «this is a retarded version of Ghost World». Да что уж тут говорить, подумайте, мы могли реально получить «Фантастическую четверку» от этого незаурядного режиссера. Но видимо незаурядность и заключается в том, чтобы отказываться от заурядных проектов. В любом случае, после «Призрачного мира» Цвигофф снял «Плохого Санту», а потом вернулся к совместной работе с Клоузом в Art School Confidential, который был втоптан критиками в грязь, про кассовые сборы я вообще молчу. С тех пор уже 11 лет мы не можем увидеть нового фильма Терри, но не теряем надежду.
Конечно же, важным компонентом успеха фильма являлся кастинг. Учитывая то, что образы Клоуза в комиксе были абсолютно самодостаточны, нужно было лишь подобрать подходящие типажи. И если с кандидатурой на роль Энид все было ясно с самого начала, ибо в 2001 году, после успеха «Красоты по-американски», все подобные роли уходили Торе Бёрч (для этого фильма, она, кстати, набрала 9 килограмм), то кандидатура Скарлетт Йоханссон на роль Ребекки не была столь однозначной. Тем не менее, Цвигофф в неё поверил, и после «Призрачного мира» ей посыпался град предложений, одним из которых был фильм «Трудности перевода», утвердивший Йоханссон в статусе звезды. Впрочем, конкретно в «Призрачном мире» солировала все равно Бёрч, за что и получила номинацию на «Золотой глобус». Также номинацию на «Глобус» получил Стив Бушеми, сыгравший достаточно удивительную роль. По сути, это компиляция нескольких образов из комикса Клоуза, однако на этом его роль не ограничилась, и вот тут мы возвращаемся к вкладу Терри Цвигоффа в сценарий фильма. Потому что это как раз персонаж Сеймура, который был списан с самого Цвигоффа. А если учесть тот факт, что Энид — это альтер-эго Клоуза (даже имя Enid Coleslaw анаграмма имени Daniel Clowes), то получается, что оба автора сценария писали по сути про себя.
Наверное, роль Джоша в контексте разговора про экранизацию не очень важна, но я не могу не упомянуть, что его сыграл Брэд Ренфро. Один из самых талантливых актеров своего поколения. Шутка ли, к двадцати годам жизни иметь за спиной роли в таких фильмах как «Спящие» Барри Левинсона, «Способный ученик» Брайна Сингера и «Садист» Ларри Кларка. Конечно же, роль Джоша — эта не та роль Ренфро, которую запомнят потомки, но участие в подобном проекте говорит о желании актера расти как над собой, так и вместе со своим зрителем. Брэд Ренфро умер от передозировки героина в возрасте 25 лет.
На самом деле, фильм более-менее старается выдержать содержание комикса только в первой половине, вторая уже совершенно самостоятельное произведение, зацикленное на Энид. Нет, и в комиксе Клоуза она, конечно, тоже была главным персонажем, но и роль Ребекки не была низведена до нескольких эпизодов. Тем не менее, фильм при этом сохраняет не только структуру оригинала, но и передает основной посыл комикса. Точнее, передает все посылы, потому что произведение Клоуза многогранно. Но все же основная мысль о взрослении, о том, какие дороги мы выбираем, и о том, что после школы люди зачастую не готовы к взрослому миру, но именно на этот период выпадают самые важные решения в жизни человека, превалируют и в фильме. И это лежит на поверхности, как в комиксе, так и в кинокартине. Этим и прекрасен Клоуз, он говорит о важных вещах простым языком. Простым — не значит примитивным, тут важно понять. Аллюзий и метафор в его произведениях не меньше, чем у какого-нибудь Геймана (ладно, меньше), просто чтобы их понять, не нужно сидеть с энциклопедией или быть семи пядей во лбу. И самое главное, что эту тонкую грань между простотой и заурядностью великолепно чувствует и Терри Цвигофф. Именно поэтому он и отказался от проекта «Джуно». Просто сценаристка Дьябло Коди этой грани не чувствует (что характерно, «Оскар» она как раз получила).
Самое удивительное, что набирая этот текст в 2016 году и окидывая взглядом все многочисленные экранизации комиксов, что имели место быть, понимаешь, что уловить и передать не только суть комикса, но и его атмосферу удалось всего единицам, и первым из них был именно этот фильм. В 2005 году был «Город грехов», в 2010 году был «Скотт Пилигрим», вот, пожалуй, и всё. При этом только фильм Цвигоффа не копировал комикс покадрово (Город грехов) и не терял важные сюжетные посылы (Скотт Пилигрим), так что, если мы назовём его идеальной экранизацией комиксов, то будем недалеки от истины.
Что же дальше? Почему после успеха «Призрачного мира» не пытались экранизировать остальной Eightball, ведь (тут обычно пишут «по моему скромному мнению») Ghost World не самая лучшая история из него? Думаю, пытались, но, видимо, не те люди, которым бы доверил своё детище Дэниэл Клоуз. Сейчас он работает над экранизацией своего графического романа «Уилсон». И если все сложится, то возможно его карьера сценариста обретет новую жизнь. Ну а пока нам остается только радоваться тому, что вот уже 15 лет с нами есть такое кино как «Призрачный мир» и такой сайт как «Спайдермедия», на котором я имею честь публиковать свои не слишком затейливые тексты.