RSS

DC Excruciating Universe. Episode X. Recut the Snyder Сut

31.03.2021, 13:00 — Станислав Распеченко 28241 15

Помните, как Дж. К. Симмонс выкладывал во время подготовки к съемкам фотки из качалки, а потом засветился в фильме всего на несколько минут в верхней одежде? Я был уверен, что уж в режиссерской-то версии он блеснет рельефным торсом и разобьет пару лиц. Но нет, он все так же появился только в паре коротких сцен, одетый в пальто!

О чем это я? 18 марта на стриминге HBO Max, спустя четыре года после премьеры первого варианта фильма, наконец-то вышла режиссерская версия многострадальной «Лиги Справедливости», в простонародье «Снайдеркат».

В 2017-м году продюсеры Warner Bros посчитали, что у режиссера Зака Снайдера получается совсем не то, что они хотят видеть в своей флагманской франшизе, и руками Джосса Уидона очень сильно переработали фильм, выкинув три часа уже отснятого материала и добавив еще час нового. Фильм получился похожим на монстра Франкенштейна: в нем было плохо все, начиная от сюжета и заканчивая графикой и музыкой. Нужно отдать Уидону должное — он довольно толково скорректировал оставшиеся от Снайдера спорные образы главных героев, сделав их гораздо ближе к комиксным первоисточникам. Но этого было слишком мало, чтобы фильм стал успешным.

Зак Снайдер и его верные фанаты неустанно боролись за проект все эти годы, устраивая различные акции и флэшмобы как онлайн, так и на комикс-конвенциях. Стоило ли оно того? Да, стоило. Это очень хорошая, цельная (хоть и немного длинноватая) картина, лучший фильм в трилогии Зака и самое громкое событие в мире супергеройского кино с 2019-го года.

[Одним из самых забавных побочных эффектов всей этой заварухи стало то, что безумно невезучий Крис Террио, как выяснилось — вообще-то очень толковый сценарист. Хотелось бы мне теперь почитать первоначальный сценарий Девятого Эпизода «Звездных Войн».]

Рассказывать сюжет смысла нет, вы и так его прекрасно знаете: большой непобедимый злодей бла-бла-бла разобранное на части всесильное оружие йадда-йадда Земля на грани гибели пурум-пум-пум только объединённая команда очень разных героев может... Но теперь с Дарксайдом, Марсианским Охотником и постапокалиптическим будущим!

И все же, самое значимое отличие — в трактовке персонажей. Давайте посмотрим, что получилось у Снайдера на этот раз.

Чудо-женщина прописана на удивление замечательно и всецело соответствует своему прообразу из комиксов... за исключением довольно большой ложки дегтя в конце, но об этом ниже.

Аквамен — все еще смесь оригинального Артура Карри и Лобо, ну а почему бы, собственно, и нет? Данное сочетание на фоне остальных участников Лиги работает очень хорошо.

Флэш — очень милый местный эквивалент Питера Паркера, правда, есть тут небольшая такая загогулина, а то и две, золотистых таких, знаете... есть тут парадокс... потому что, чем дальше мы заходим в дебри экранизаций комиксов про Барри Аллена, тем меньше он походит на свой прообраз — сурового копа с детской травмой. У СиДаба получился скорее Уолли Уэст. А у Уорнеров он вообще уже приближается по характеру к какому-то из Кид Флэшей.

(Зато теперь и в этом фильме есть реверанс Ричарду Доннеру! Отмотка времени, как метаотсылка к самому процессу создания режиссерских версий!)

Супермен Генри Кэвилла за время смерти и воскрешения, к сожалению, не претерпел никакого трансцендентального опыта и вернулся ровно тем же бравым американским пехотинцем. И тут совершенно не важно, что он не подчиняется властям США. Его ментальность и склонность брать на себя функцию карающей длани правосудия прямо-таки высвечивает тезис «Truth, Justice, and The American Way» с креном на последнее.

Первые три с половиной часа фильма я недоумевал: на что же теперь будут ругаться критики и фанаты, если тут все герои вполне соответствуют своим привычным прообразам из комиксов и даже Бэтмен внезапно адекватный?? И тут случилась финальная битва со Степным Волком. Зак просто не мог все не испортить. (Он будто специально троллит: «Ну что, расслабились?») Я даже не знаю, что хуже: отрубающая поверженному противнику голову Вандер Вуман, или Супермен, который с самодовольной ухмылкой лупцует злодея, готового с минуты на минуту уничтожить планету. Это ведь, если говорить начистоту, в разы эээ провокативнее всего, что было в предыдущих частях. Смерть Зода была типа вынужденной мерой. Бэтмен валил преступников типа в горячечном пылу своей священной войны с террором. Здесь же у нас сознательная казнь побежденного врага с целью сделать политическое заявление о «Кто к нам с мечом придет». (Зато какая элегантная ответочка всепрощающей концовке вышедшей всего три месяца назад «Чудо-женщины 1984»! Приятной биполярки, фанаты ДиСи!)

Я вынужден признать, что Большой Маркетинговой Машине Уорнеров удалось наколоть и меня тоже: как и многие фанаты, я был убежден, что это будет совсем другой фильм по отношению к версии 2017-го года. И речь даже не про сюжет, а про темп и динамику. Мне безумно нравится их соотношение в предыдущих двух фильмах Снайдера про Вселенную ДиСи. При очень внушительном хронометраже они смотрятся на одном дыхании (даже, и особенно, Ultimate Edition «Бэтмена против Супермена»). Совокупность таких факторов, как пересъемки Джосса Уидона, общая схожесть с манерой постановки проектов Марвел и, главное, замена потрясающего Тома Холкенборга на дженерик саунд от Дэнни Эльфмана, почему-то привели меня к выводу, что, верни Снайдера, и он перемонтирует «Лигу Справедливости» в мощный, хоть и немного с ебанцой, нон-стоп боевик, то есть в еще более масштабную версию «На Заре Справедливости» с шестью героями вместо трех. Но трезубец Аквамена запутался в водорослях.

Вообще, динамичность повествования «Человека из Стали» стала для меня в свое время большой неожиданностью, потому что даже в «300 Спартанцах», оригинальный комикс Фрэнка Миллера о которых является дистиллированным материалом для зубодробительной экшен-экранизации, темп постоянно сбивался. Именно тут и кроется ответ, почему «Лига» именно такая. И дело тут вовсе не в слоумо. Всему причиной пафос.

Вопреки расхожему сейчас мнению, в пафосе, как таковом, нет ничего плохого. Этот полезный инструмент, способный при правильной подаче вызвать у зрителя сильнейшие эмоции, в масштабной супергероике с мифическим уклоном уместен, как нигде. Но, в силу своих врожденных свойств, пафос оказывает затормаживающее воздействие на повествовательные механизмы. И поскольку Снайдер снимал ЭПИК, он быстро забыл про соблюдение баланса и пустился во все тяжкие.

Второй любопытный момент заключается в том, что, уж не знаю, намеренно ли Зак пытался сделать ее своей основополагающей [от слова seminal] работой (хотя после стольких лет борьбы за фильм, он имеет на это полное право) или просто сработал автопилот, но в «Лиге Справедливости» он внезапно вернулся к истокам. К истокам, да не тем.

Во-первых, все, что касается амазонок, вплоть до музыкального сопровождения, вдоль и поперек цитирует все тех же «Спартанцев». Ну, это, в принципе, можно понять и принять/простить. Гораздо интереснее другое. Мы-то все гадали: как он собирается (и собирается ли) раскрывать одновременно такое количество новых персонажей? Решение оказалось до удивительного простым. Сделав шаг в сторону от стандартного супергеройского блокбастера, Снайдер взял и насадил его (ну или натянул, если вспомнить про четыре часа) на формообразующий каркас своей экранизации «Хранителей».

И если у кого-то до сих пор оставались сомнения на этот счет, то теперь становится уже совсем очевидно, почему «Снайдерверс» именно такой, как он есть.

Одно время я считал, что Зак Снайдер — очень годный режиссер кинокомиксов, которого, к сожалению, местами дико заносит (не знаю, может, это с лунными циклами связано), и из-за этого мы получаем сцены о бездействии во время урагана или радикально вылеченном остеохондрозе. Я честно полагал, что он делает это по глупости и дурновкусию. Но нет! Он все прекрасно понимает. В отличие от большинства современных режиссеров, снимающих фильмы про супергероев, Снайдер действительно читал и любит комиксы (и мне кажется, это одна из основных причин существования у него такой стабильной и верной фанбазы — его привязанность к форме чувствуется сквозь экран). Но есть нюанс. Когда «Хранители» и «Возвращение Темного Рыцаря» вышли в 86-м году, Заку было двадцать. Я бы назвал этот возраст ключевым для поклонника комиксов: именно на этом стыке остаточной юношеской непосредственности и зарождающейся осознанной рефлексии окружающего мира у гиков (давайте называть вещи своими именами) обычно и формируется тот взгляд на любимых персонажей, который они пронесут потом через всю жизнь (ну те, кто не бросят эту галиматью через три-пять лет). То есть восприятие Снайдера было полностью покорежено работами, переосмысляющими жанр в провокативном и «более зрелом» ключе. Но поскольку словосочетание «утонченный интеллектуал» и эго Зака, очевидно, избегают друг друга, как два положительно заряженных электрона, считал он лишь только самый верхний слой данных шедевров. И явно даже не пытался впоследствии их переосмыслить (хотя уверен, что перечитывал неоднократно).

Так вот и выходит, что он никогда не пытался снять идейно верную адаптацию приключений Супермена. Он просто врубил аутерское видение и сделал элсворлд, поместив героев ДиСи в «серый» мир «Хранителей» (Камон, у Снайдера актеры из Watchmen в DC буквально играют ОТЦОВ! Justice is Gray, понимаете!?) [То, что Патрик Уилсон играет Орма, а не отца Артура, я считаю ничем иным, как путаницей в отделе кадров.] Да и можно ли его винить, когда из каждого угла несется, что реальный мир не разделяется на черное и белое, а Джорджа Мартина превозносят за то, что он сделал гримдарк вариацию «Властелина Колец»? А то, что получается топорно — ну это уже другой вопрос. Зато благодаря такому «серому» подходу Степной Волк из дурацкого опереточного злодея превратился в очень душевного и выпуклого мегаломаньяка.

{Я прямо вижу, как это было:

Зак снимает «Человека из Стали»:

Продюсеры: — Послушай, Зак, зрители и критики как-то не очень хорошо отреагировали на Супермена, который убивает. Давай ты больше так не будешь?

Снайдер: — Ноу проблемо! Но с вас тогда триста миллионов бюджета и полный творческий карт-бланш.

Порешили.

Зак снимает «Бэтмен против Супермена». С Суперменом вроде бы все более-менее. Зато Темный Рыцарь раскатывает хэнчменов бэтмобилем и клеймит преступников, как скот.

Продюсеры: — Послушай Зак, а давай сделаем Бэтмена тоже хотя бы чуточку поадекватнее?.. Ну пожалуйста.

Снайдер: — Ноу проблемо! Но с вас тогда триста миллионов бюджета и полный творческий карт-бланш.

Порешили.

Ночь. Полнолуние. Зак стоит в темноте перед зеркалом и покручивает маленькие усики.

— Но они ничего не сказали про Аквамена и Чудо-женщину!!

Раскат грома.

Продюсер #1 просыпается в холодном поту и трясущейся рукой набирает номер Продюсера #2.

— Может, в этот раз фокус-группу соберем?..

Предварительный показ. Среди аудитории только прожженные фанаты MCU, смотревшие каждый фильм минимум по три раза.

Через тридцать минут начинаются первые инсульты.

Еще через полтора часа из зала начинает смердеть моральным и психическим разложением.

На сцене казни Степного Волка еще кое-как остающиеся в сознании двадцать процентов зрителей испускают такой истошный крик души, что киноэкран разламывается пополам и из Темной Мультивселенной на Землю проникает злой-абьюзивный-склонный-к-расизму-и-плохой-режиссуре доппельгангер Джосса Уидона.}

Одной из самых удивительных вещей в Снайдеркате для многих стало то, что линия Киборга не только получилась нормальной, но он вообще чуть ли не ключевой персонаж в фильме! Неудивительно, что Рэй Фишер устроил такой скандал (о моральной стороне этого вопроса говорить не очень хочется; если мы и узнаем всю правду, то, наверное, очень нескоро). Говорят, главы Warner Bros очень не рады успеху режиссерской версии «Лиги Справедливости». Оно и понятно: фильм то, оказывается, был хороший, а они не только потратили кучу бабла на пересъемки, но своим решением практически обнулили киновселенную. Но отдельный очень жирный слой иронии состоит как раз из упущенной возможности предвосхитить успех «Черной Пантеры», для чего у такой «Лиги» были все шансы. (А еще в фильме ввели будущего Атома в исполнении популярного китайского актера Кай Чжэна, и, уж не знаю, связаны ли эти два факта, но, говорят, что Снайдеркат очень тепло приняли в Поднебесной.)

Да, действительно, все шесть главных героев фильма, про трех из которых на момент выхода зритель предположительно не должен был знать практически ничего, прописаны очень хорошо. И тут прикопаться вроде даже не к чему, кроме, разве что, хронометража. Но если сделать шаг назад и окинуть сюжетные линии героев взглядом, склонным к упорядочиванию данных... Поймите меня правильно, истоки такого положения дел в западной культуре вполне очевидны, и тем не менее: вам не кажется странным, что тут у всех шести персонажей арка развития завязана на СЛОЖНЫХ отношениях с родителями!!! (В основном, с отцом. У Дианы — с матерью, что то же самое.)

Красавчик Зак, со всем свойственным гику энтузиазмом, пытается свести воедино разрозненные элементы DCEU и включает в свой четырехчасовой кат Джокера в исполнении Джареда Лето. Не испытываю ничего, кроме уважения, к этой попытке зашить дырявое полотно (а если бы Снайдеру позволили еще и Зеленого Фонаря Райана Рейнольдса протащить в фильм, как он хотел, так я и вовсе бы до сих пор сидел и пускал слюни вместо того, чтобы писать этот текст), но. Что за убогий «редизайн»? Да, облик Джокера в «Отряде Самоубийц» не всем пришелся по вкусу, но зато он был запоминающийся и оригинальный. Тот же Джокер, который предстает перед нами в продолжении «рыцарешмарного» сонного флэшфорварда Брюса Уэйна, выглядит как дешевая подделка под Леджера/Феникса, весь грим которой сводится к размазанной по лицу губной помаде. И это при том, что у Снайдера всегда отменные дизайны персонажей. Возможно, все дело в ограниченном бюджете на досъемки?*

В пользу этой версии говорит и флэшбэк про первое вторжение Дарксайда на Землю. Из информации, гулявшей последние четыре года по интернету, можно было сделать вывод, что эта сцена будет прямо-таки фильмом в фильме и по эпичности ни в чем не уступит самому противостоянию Лиги со Степным Волком. Опять же, возможно, это был всего лишь грамотный маркетинг, но есть пара моментов, из которых складывается ощущение, что Заку все-таки пришлось затянуть пояс. Во-первых, я точно где-то читал про Ареса и его большую роль в битве. Да, конечно, он нанес решающий удар. Но, учитывая, что «тело» играет другой актер, а голова почти все время спрятана под шлемом, говорить об участии в фильме Дэвида Тьюлиса язык не поворачивается.

Есть и другой любопытный нюанс: Диана, за кадром, представляет защитников Земли. Она говорит «армия людей», и нам показывают толпу каких-то там викингов, кочевников и т.д. Потом она говорит «боги Олимпа», и мы видим Зевса, Ареса и Артемиду. Далее настает черед амазонок. А затем Диана произносит «стражи со звезд» (во множественном числе!), и... камера никуда не переходит, а остается на амазонках. И Зеленый Фонарь в битве участвует только один. Короче, вы поняли.

(Ну, и факт того, что это такой «Властелин Колец» для бедных, тоже флэшбэку особо веса не добавляет.)

*Ну как «ограниченном». Сколько там Снайдеру дали на доделку? Семьдесят лямов сверху? Я, на самом деле, уже давненько удивляюсь: откуда вообще у него такой вес в Голливуде? Он, конечно, хорошо снимает, но не до такой же степени. Я даже хотел пошутить, что он, наверное, масон. Правда, когда увидел после титров, что продюсерская компания четы Снайдер теперь называется The Stone Quarry (погуглите эмблему), понял, что шутка не смешная.

Опять же, если на секундочку абстрагироваться от состояния эйфории от того, что ОН ВСЕ-ТАКИ ВЫШЕЛ, и попытаться дать трезвую оценку, в сюжете обнаруживается огромная, как бум-трубка, дыра. Как оказалось, объединение Материнских кубов приводит к моментальному уничтожению/переформатированию всего живого на планете, а не к какому-то замедленному апокалипсису, как можно было подумать. Так почему, в таком случае, атланты и амазонки тупо игнорят происходящую финальную битву?? Да, было сказано, что нынешний король атлантов — идиот. Но по закону жанра было бы логично, что хоть какая-то группа идеалистов ослушалась бы приказа и ушла в самоволку геройствовать. Тем более, что Мера, как оказалось — очень важный в перспективе персонаж! А бездействие амазонок так и вовсе непонятно.

И тут становится заметен еще один паттерн: вторая составляющая арки развития практически всех персонажей (кроме Барри Аллена) строится на принципе неприятия ими своей героической сущности. Сам-то по себе этот прием, может, и неплох (даже при повторах), но он гиперболизируется до маразма. Кларк Кент стоит и смотрит, как его отца уносит ураган. Диана отсиживается в музее, пока вторжение криптонцев чуть не уничтожает планету. Как и Аквамен, который потом также пропускает очень серьезный замес с Думсдеем. Ну ладно, вполне возможно, что Артур забухал в очередном исландском притоне и вообще был не в курсе. Но теперь в сюжет вводится Марсианский Охотник, и этот вообще протирал штаны на протяжении целых трех концов света, пока вдруг не решил, что все-таки любит Землю-матушку и не пошел на свиданку к Уэйну (и это при том, что уж он-то, будучи генералом Суонвиком, находился в самой гуще событий и прекрасно знал ставки). И так далее и тому подобное.

{Замыкая мысль про повторяющиеся мотивы, я очень отчетливо представляю себе двадцатиминутную сцену в «Лиге Справедливости-2», рассказывающую, как отец Дж’онна Дж’онзза учил его делать запасы Н2О и ломать марсоходы Илона Маска.}

У многих еще возник вопрос «а как вообще Дарксайд умудрился забыть, на какой планете он нашел такую невероятно важную вещь, как Уравнение Антижизни?» Ну, тут полно вариантов: например, боги поводили-поводили руками, да и спрятали Землю. Или там, смешанный отряд героических камикадзе был отправлен на Апоколипс, чтобы ценой собственных жизней уничтожить данные о ее координатах. Но больше всего мне нравится вариант, что в недрах Апоколипса находится настоящий кафкианский бюрократический ад и что данные о Земле были утеряны в результате банальной ошибки каких-нибудь клерков-парадемонов низкого ранга.

Кого-то я забыл. Ах да, радость моя, Бэтмен! Бэтмен тут прям зайка. Я до сих пор уверен, что Брюс такой поехавший в прошлом фильме не столько из-за появления всесильных пришельцев и махинаций Лекса Лютора, сколько из-за трагической смерти Робина, на которую нам лишь время от времени намекают. Но теперь Уэйн уверовал в спасителя нашего, Супермена, и в нем не осталось и следа от неудержимого беспредельщика предыдущей части. Причем, в такой перемене нет, на самом деле, ничего хорошего, потому что, в контексте двух фильмов, нам предстает образ совершенно, максимально психически нестабильного индивидуума! (Да, я помню, что речь идет о Бэтмене, но, в смысле, даже по его меркам...) {Да и чего я вам рассказываю, результат вы сами видите во флэшфорвардах про Injustice Рыцарешмар.} [Где Зур Эн Арр, когда он так нужен?]

Но пока Брюс Уэйн настолько зайка, что он заметно обмяк, причесал поседевшие волосы и стал делать бровки домиком и теперь очень сильно напоминает... Джорджа Клуни!???

Похоже, что Зак в своем магнум опусе пытается сыграть еще и на фанатской теории, что BvS — это продолжение тетралогии Бертона/Шумахера.

Недавно прочитал в интернете шутку, что нужно сделать еще несколько версий фильма под заказ. По-моему, отличная идея.

— Свободная касса!

— Здравствуйте. Можно мне пафоса поменьше, и казнь в конце замените той сценой с Акваменом и Лассо Истины, пожалуйста.

(А больше ничего хорошего из прошлой версии я и не помню.)

При всех недостатках, «Лига Справедливости Зака Снайдера» — лучший супергеройский фильм всех времен. Громкий тезис? Почему я так считаю? Да потому что МЕТА! В основе любой супергероики — история превозмогания. Суперзлодеи, криминальные боссы и жизненные обстоятельства из раза в раз ломают герою кости, втаптывают его в грязь на глубину шести футов и убивают родных. Но герой никогда не сдается, он встает, держа на плечах обрушившийся не него небоскреб, сам пришивает себе оторванную конечность и, вцепившись окровавленными зубами в свои принципы, идет восстанавливать справедливость. В отличие от многих современных мэйнстримных режиссеров, у Зака Снайдера есть свое четкое видение того, какие фильмы он хочет снимать, и он этого видения придерживается. У него в жизни случилась семейная трагедия, продюсеры решили переделать фильм, и он взял самоотвод. Фильм вышел на экраны, провалился, и студией было принято решение взять для DCEU другое направление. Казалось бы, точка поставлена. Но нет, Зак не сдался. Четыре года он подогревал интерес фанатов и, заручившись поддержкой друзей и лояльных соратников, продавливал свою позицию. И, в итоге, ко всеобщему удивлению, создав совершенно умопомрачительный прецедент в истории Голливуда, обо всех обстоятельствах которого потом, уверен, напишут еще не одну книгу, Снайдер не только все-таки закончил свой проект, но и выдал, возможно, самый значимый фильм за все восемь лет существования Киновселенной ДиСи. Мне кажется, как бы вы ни относились к его творчеству, это заслуживает только уважения.

Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
24855 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
18135 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
12649 177