Про Фантастическую четверку Джоша Транка уже было столько пересудов, было сломано столько копий, что писать о ней уже как-то даже неловко. Однако это кино не просто неудавшийся фильм в жанре супергероики. У F4 — 8% на Rotten Tomatoes, рейтинг 3,9 на IMDB, и ничтожные сборы (для соответствующего жанра, конечно же). По всем показателям — это худший фильм, основанный на комиксах в мире. Но... это не так. У этого фильма множество проблем, но такого отношения он не заслужил. Почему же случилось то, что случилось?
Еще во время съемок было много разговоров о Транке. О том, как он нелюдимо вел себя на съемочной площадке и о его конфликтах с Саймоном Кинбергом. Потом были досъемки (вы, кстати, в кино можете увидеть сцены, которые доснимали. У Кейт Мары во время досъемок был парик, и её прическа отличается от той, которую она носит на протяжении большей части фильма), отлучение Транка от монтажа фильма и, как апогей всей истории, знаменитый твит режиссера о том, что его версия фильма была хорошей, но Фоксы все испортили.
Что вам сказать? Фоксы и правда всё испортили. Во второй половине фильма вся история превращается в бессмысленную чехарду, с обрезанными сценами, выкинутыми сюжетными линиями и скомканным финалом. Видно, где вмешалась студия, видно, что сделала это плохо. Но не могу согласиться с Транком в том, что его версия фильма всем бы понравилась. Ибо первая половина картины абсолютно точно была нетронута студией, и к ней также есть претензии.
Главная претензия в том, что режиссер снимал не фантастический блокбастер от мейджорской студии. Он снимал сиквел «Хроники». Все выглядит очень дешево, выглядит блекло, выглядит местами даже противно. Для псевдо-мокъюментари это были плюсы. Для летнего блокбастера это ОГРОМНЫЕ минусы. У Транка всё действие происходит в четырех стенах, просто потому, что он не умеет мыслить масштабно. У него в фильме практически нет экшна, а там, где он есть, он абсолютно неизобретательный. Просто дело в том, что Джошуа Транк не умеет снимать экшн. Он никогда этого не делал, более того, он никогда этого и не хотел делать.
Я вам расскажу о той версии Транка, которая, по его мнению, должна была «всем понравиться». Я не истина в последней инстанции, конечно, но насмотренность и опыт работы в киноиндустрии позволяют мне сделать кое-какие выводы. Так вот, «Фантастическая четверка Джошуа Транка» должна была выглядеть так: триллер с хронометражем в 2,5 часа. На протяжении этого времени нам должны были показать обретение способностей (это мы, в принципе, и увидели в первый час фильма), потом мучительное принятие этих способностей с анатомическими подробностями и душевными муками. Через главных героев (саму четверку) показать, что Виктор со своими идеями насчет правительства был, в сущности, прав. Потом много драмы про Бена и Рида. МНОГО ДРАМЫ про Бена и Рида. Несколько неуклюжая лавстори Рида и Сью (её зачатки мы видели в первой половине фильма), потом возвращение Виктора, который как бы прав теоретически, но на практике никто не хочет гибели мира, и наша доблестная четверка, вдруг осознав, что они друг другу намного более близкие люди, чем им самим казалось, совместно противостоят врагу в пятиминутном финальном экшне, который должен быть первым и единственным в фильме (впрочем, здесь как-раз-таки от итоговой версии отличий нет)
То есть, по факту Саймон Кинберг и компания, отстранив Транка от монтажа, последние полтора часа его фильма превратили в полчаса, в связи с чем все линии кажутся незаконченными, а сюжет и мотивации несвязными. С другой стороны, смотреть 2,5 часа этой нудятины было бы невозможно. Критикам фильм пришелся бы больше по вкусу, но в коммерческом плане лавров бы он точно не сыскал. Хотя, как мне кажется, если бы на студии FOX точно знали, как всё в итоге обернется, уже дали бы Транку закончить начатое самому.
В итоге, новую версию Фантастической четверки погубило несколько факторов:
- Студия не хотела делать новый фильм похожим на фильмы Тима Стори. Хотя его-то фильмы как раз были идейно верной вариацией экранизации титульной истории. Фильмам Стори не хватало только хорошей истории, а курс на «семейную супергероику» был выбран правильно.
- Студия не хотела делать фильм как у Marvel Studios. Ярко, красочно, глуповато, зато прибыльно. Предыдущие фильмы про четверку выходили не в то время. Marvel-бум был уже после, поэтому нынешняя реинкарнация в привычном виде явно смотрелась бы приоритетнее. Да, возможно возникли бы проблемы с кроссовером с «Людьми X». Тем не менее, думаю, не было бы ничего невозможного.
- Студия решила дать режиссировать свой тентпол практически дебютанту. Ибо «Хроника» всё-таки кино местечковое и дающее возможности понять, способен ли постановщик потянуть 150-миллионную махину, хотя бы в визуальном плане. Как мы уже знаем, не способен.
Тем не менее, кино которое не пришлось по вкусу массам, любители комиксов оценить могут. В нем есть несколько неплохих задумок. Идея показать Четверку не только как бравых героев, но и как монстров. Ну и хорошая игра Майлза Теллера, Джейми Белла и Тоби Кеббела. Всех минусов они конечно не перекрывают, но уж явно заставят вас принять это кино лучше чем «Женщину-кошку», «Электру» или «Призрачного гонщика».