Недавно на русском языке вышел один из лучших комиксов последних лет «Восток Запада», а в этом месяце каждую неделю выходит по Avengers-комиксу с одним и тем же именем сценариста на обложке. Это верный признак того, что вам пора больше узнать о Джонатане Хикмане. И даже если вы преданно читали каждый его марвел-выпуск с тех пор, как он начал писать «Secret Warriors», вы все равно можете понять больше. Хикман ведь не возник изниоткуда — помимо того, что за несколько лет он из «просто очень хорошего» автора стал одним из главных «архитекторов Дома Идей», у него были и есть в запасе интересные creator-owned комиксы. Одни из них стали причиной того, что Хикман получил работу в «Марвел», другие смогли появиться, только когда он стал именитым автором, чье имя гарантирует продажи.
Взлет Хикмана в комиксах произошел очень быстро — первые его работы изданы меньше десяти лет назад, и весь обзор вне-марвеловского творчества автора можно уместить в одну статью. Эта статья перед вами.
Не так давно Брайана Майкла Бендиса спросили в интернете, может ли он выразить всего Джонатана Хикмана в одной гифке. Бендис ответил вот такой картинкой:
Если вы дочитаете статью до конца, вы узнаете, что он имел в виду.
Да, и вот еще что. Безусловно, Хикман не золотой бог, сошедший к нам с облака, и не все его комиксы одинаково хороши. Поэтому в отличие от «Уоррен Эллис Спешла» сегодня я буду выставлять рецензируемым комиксам оценки (нашлось место для всех четырех) и тем самым приглашаю всех к дискуссии. Помидоры продаются в магазине на углу, вместо цветов на сцену можно сразу бросать деньги.
А вот спойлеров, напротив, не будет – чтобы не испортить вам аппетит к чтению самих комиксов.
Террористическая организация, сплоченная вокруг никем не виданного человека, называемого только «Голос», и состоящая из людей, чьи жизни были разрушены ложью масс-медиа, начинает свой поход против государственной машины, промывающей мозги населению Соединенных Штатов. Программа их проста — они будут убивать журналистов и медиамагнатов, пока страх смерти не заставит всех этих людей говорить правду. Достижима ли их цель? Будут ли они услышаны там, где каждое достигающее публики слово проверяется на соответствие статус-кво? И возможна ли в мире, построенном на лжи, организация, которая не лжет?
Кажется, у каждого серьезного автора есть в активе хотя бы один политический памфлет. Это понятно — творчество предполагает диалог с читателем плюс самовыражение, а найти писателя или сценариста вовсе без политических убеждений очень трудно. «Политизированные» работы нередко пишут на закате славы, когда возраст и удаленность от публики позволяют, наконец, почувствовать себя разобравшимся в жизни человеком и отправиться учить жизни читателей. Но еще чаще манифесты и политические сатиры сочиняют в тридцать с небольшим, соединяя остатки юношеской злости с едкостью зрелого ума и цинизмом завершившегося «периода бунта».
Политические памфлеты обязательно пользуются популярностью, если они талантливы. В них есть актуальность и связь с реальностью, востребованные теми, кто бунтует в душе, и одновременно — вымышленные персонажи, которые делают революцию вместо читателя и позволяют только сидеть и читать, не предпринимая никаких действий на самом деле.
Удивительно ли в свете этого, что Джонатан Хикман — человек, который рассказывает, что, твердо решив писать комиксы, тут же составил себе план действий на ближайшие несколько лет, и далее придерживался этого плана, — сделал едкий памфлет своим дебютом?
Еще он не раз рассказывал, что у первого выпуска «Nightly News» не было настоящего сценария и все сочинительство происходило прямо на странице — а перестал рассказывать, когда «юбилейное» издание «Nightly News» вышло с полным текстом сценария первого номера. Но это, как и то, что к разговорам Паланик-стайл «за жизнь» и устройство общества Хикман не возвращался с тех пор, как стал сценаристом с хорошей зарплатой, сейчас к делу не относится.
Так или иначе, первый комикс Хикмана, от начала до конца продуманный и реализованный им самим, явно создавался как способ произвести на издателей и читателей сильное впечатление, заявить об авторе и гарантировать внимание к его последующим работам. Второго шанса произвести первое впечатление никому не предоставляется, поэтому ни в чем не следовало сдерживаться.
Поэтому-то Хикман не разменивался на «просто историю» и «вечные темы» — этого добра на полках всегда хватает. Он сразу заговорил об актуальном. Злободневность и хулиганство в итоге заслонили то, что комикс на самом деле не так глубок, как кажется. В «Nightly news» все вытащено на поверхность, все заявляет о себе и поэтому все очень взвешено и продумано. Своими сильными сторонами Хикман прикрывает слабые — точно так же, как фантастически продуманный дизайн комикса, работа с цветом, текстурой и типографикой скрывают не слишком высокие способности Хикмана, как художника (сам он говорит, что рисовал только потому что не мог найти никого, кто делал бы это за него). Его комикс не выглядит, как комикс, пока не присмотришься — и отсутствие действия и интересного рисунка компенсируется плакатной композицией и приемами, благодаря которым ни один разворот серии не похож на другой. То же и с сюжетом. Чтобы придать значимости фабуле, ее сопровождают непридуманными фактами (а в конце комикса даже дают библиографию по вопросу). Чтобы мы не подумали, что автор не склонен рефлексировать над собственными воззваниями, по комиксу точечно рассыпана самоирония. Чтобы скрыть затруднение с приходом к каким-то ответам на поставленные вопросы, сюжет прикидывается триллером, а финальный твист вообще снимает с автора необходимость делать выводы.
И да, «Nightly News», если отбросить политические выступления и сопровождающие их инфографики (которые обязательно запомнятся каждому читателю, даже если не запомнятся мысли автора) — это в первую очередь политический триллер. Лихо закрученный и с несколькими слоями «ненадежных рассказчиков», завязанные которыми сюжетные узлы расплетаются только на последних страницах. Близкие и понятные нам заговорщики на улицах противостоят карикатурным властителям в кабинетах, которые двигают миллиардами и манипулируют публикой. Все они, конечно, нужны не как персонажи, а для разворачивания задуманной Хикманом истории, как элементы большого полотна... Те, кто читал хикмановскую супергероику, сейчас понимающе закивали.
Это все не означает, что праведной злости «Nightly News» грош цена. Серия говорит правильные (пусть и несколько не новые) вещи и говорит их достаточно ярко, чтобы вы вскочили с дивана и решили срочно жить по-новому. Но в здешней истории в итоге не остается правых, да и нам с вами до проблем, поднимаемых Хикманом, очень далеко — в «Nightly News» он сосредоточен на американской специфике. Персонажи с вымышленными именами обозначают героев американских медиа, в сносках приводятся факты, важные только для жителей США, и делаются обобщения, неверные за пределами государства, в котором Хикман живет. Новым «Трансметрополитаном» или «Бойцовским клубом» («Nightly news» в конечном итоге больше похож на последний, чем на первый) контр-культурное воззвание Хикмана, сделанное точно по правилам «мейнстримной» культуры, в итоге не стало. Но Хикман всем телом ударился о привычные границы комикса — и если не заставил их пошатнуться, то по крайней мере наделал достаточно шума, чтобы мы услышали.