RSS

The Batman: Son of the Pat

20.09.2022, 12:00 — Станислав Распеченко 3713 9

Надо же что-то про крайнего «Бэтмена» наконец написать.

Долгожданный(?) ребут-номер-устал-считать хорош хотя бы тем, что мне не надо долго описывать сюжет:

Сумрачный город Готэм потрясает серия загадочных и крайне изуверских убийств, и только недавно начавший свой героический путь Брюс Уэйн в образе Бэтмена и исполнении Роберта Паттинсона берется за расследование.

Ну что сказать, фильм прям отличный вплоть до последней трети, когда он вместо того, чтобы закончиться, зачем-то превращается из «триллера» в комикс а-ля девяностые/начинается какая-то ерунда. Норм набросил?

Ладно, если серьезно, я говорю про тот момент, когда Риддлера скрутила полиция в кофейне. Правда же, вплоть до этого фильм представляет собой очень атмосферный и [вздыхает] мрачный тейк на персонажа с совершенно незатейливым сюжетом, выезжающим как раз на хорошей подаче (только ленивый не назвал это «финчеровским» триллером — можно подумать, кроме него, никто не снимал никогда кучи фильмов и сериалов про маньяков; лучше б про Брэндона Ли молодежи рассказали).

Но справедливо это только для первых двух актов. А потом? Потоп а-ля фильм-катастрофа? Самопожертвование? Символ спасения для народа? Ребят, я просто счастлив, что вы в последнюю минуту решили сделать фильм ближе к комиксам, но руки надо оторвать тому стажеру, который принес вам оставшиеся после Нолона неиспользованные страницы кроссовера No Man’s Land.

Там прям очень странный сдвиг от «триллера» к стандартному комиксу происходит. Вот Пугало — страшный маньяк. [кажется, автор что-то напутал... — прим. ред.] А вот — Аркхэм и друзья-злодеи! И Джокер, как в мультсериале. {Так и вижу опять зарисовку: Мэтт, ты снял отличный напряженный ребут для следующего поколения зрителей, но надо как-то покомиксовее: вот мешок денег, и еще в соседнем павильоне стоит нераспакованное оборудование для потопов, потому что фильмы-катастрофы всем осточертели — впихни куда-нибудь, а то нас страховая оштрафует.}

Еще я совершенно не понял, зачем новый заход делать таким похожим на самый последний сольный фильм о персонаже (The Dark Knight Rises который). Это же буквально ремейк. И давайте не будем со мной спорить, что это не так. Я, пока этот текст писал, трижды перепутал Риддлера с Пугалом и дважды — с Бэйном. [И не надо отправлять товарища-рецензента на раннюю пенсию — я, между прочим, пью специальные таблетки]] Реально же, персонаж Пола Дано выглядит, как полнейшая амальгама Киллиана Мерфи и Тома Харди. Ну и нужно было двадцать лет читать комиксы о Бэтмене, чтобы сейчас не понимать, в какой вообще момент вот эти вот массовые бунты и идея спасения города целиком, как географического конструкта, стали частью канона <да читал я Миллера, это другое!> В рамках изначально выбранной для фильма стилистики, гораздо уместнее было бы ограничиться старым добрым лупцеванием маньяков и гопоты. Ну еще Дарксайда. Но это с Лигой. У меня всё.

Нет, не всё. Мне также кажется интересным, что нет такой уж большой разницы между последними тремя итерациями характера персонажа (Бэйл — Аффлек — Паттинсон), как все зачем-то малюют. Роберт Паттинсон, за годы после своего кринж-дебюта в «Сумерках» не только не сгинувший в небытии, как его «конкурент» Тэйлор Лотнер, но зарекомендовавший себя, как совершенно замечательный актер с достаточно широким творческим диапазоном и хорошим подходом к выбору ролей, за что он заслуживает только безмерного уважения, не тянет роль Брюса Уэйна. Вместо Эрика Дрейвена для молодого поколения получается всё тот же мрачный, нелюдимый и обиженный на весь свет асоциальный миллиардер, только моложе и эмо-готышнее — но и то исключительно из-за своего внешнего вида. Как такое вообще возможно?! Может быть, конечно, что панковские замашки Паттинсона, не желавшего даже подкачаться для роли главного мастера боевых искусств Вселенной ДиСи, просто патологически мешают ему всерьез относиться к ролям в дорогих блокбастерах. Но мне кажется, что истина гораздо печальнее и прозаичнее: Мэтт Ривз, при всей любви к «Кловерфилду», «Впусти меня» и «Обезьянам», гораздо менее талантливый режиссер, чем Нолон или Снайдер. Хотя, возможно, благодаря такой посредственной игре Паттинсон только и жив до сих пор — проклятие этого «макияжа» никто не отменял.

Если же говорить про странные имиджовые решения, то я, как и многие, недоумеваю из-за выбора Колина Фаррелла на роль перегримированного до неузнаваемости Пингвина. Вопросов «зачем?» и «почему?» тут недостаточно. Всю тяжесть и хтонический ужас от такого художественного решения мог бы передать только посвященный этому отдельный рассказ Говарда Филлипса Лавкрафта. У меня есть только один ответ: распил бабла. И глядя на карьеру Фаррелла за последние десять лет, складывается впечатление, что он занялся этим вполне профессионально.

Если же возвращаться к комиксовым истокам, то сомнительное решение смешать кровь Уэйнов и Аркхэмов вполне однозначно сигнализирует, что читали создатели фильма и недавнюю Batman: Earth One Гэри Фрэнка и Джеффа Джонса. Ну да, куда ж экранизациям ДиСи без последнего. Если оставить в стороне факт того, что эта концепция является очередным примером тяги Джонса опошлять былое наследие, связывая и запараллеливая вещи, совершенно того не требующие — то сама идея родства трагических готэмских миллиардеров и главных городских сумасшедших (лекарей) обладает довольно интересным потенциалом. Проблема только в том, что сам Джонс за три тома своего авторского переосмысления Бэтмена так и не сделал с ней ничего интересного. То же пока наблюдается и у Ривза. Ну то есть, если раньше вам казалось, что Уэйн иногда немного того, то теперь вам, значит, не кажется...

Странный сдвиг происходит еще и в нарративной технике: последняя треть фильма, в плане сюжета имеющая все признаки комикса в не самом лучшем смысле этого слова, снята, при этом, так, что внезапно начинает до боли напоминать о кинофильмах первой половины прошлого столетия. Чего стоит одна только музыка в сцене прощания с Кошкой. А из-за потопа еще и от мыслей о «Метрополисе» Фрица Ланга совершенно невозможно отделаться.

Что это? Мэтт Ривз с понтом пытается отдать дань уважения предыдущим вехам мирового кинематографа, как бы цементируя тезис, что супергероика теперь наше всё? Или и вовсе заигрывает с так называемым метамодернизмом, ища будущее франшизы в искренности прошлого?

Если уж расценивать новейшее кино о Бэтмене, как формальное движение назад по релевантным кинематографическим вехам, то нельзя оставить без внимания одну из самых забористых сцен фильма — сцену в клубе. Вкупе с маслкаром она неумолимо вызывает флэшбек в виде одного из самых мощных опенингов в истории супергеройского кинематографа — открывающей сцены того самого первого «Блейда», с которого двадцать четыре года назад и начался поглотивший умы миллионов зрителей бум кинокомиксов.

Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
22433 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
15628 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
10675 177