RSS
Рекомендуем

Рецензия: Assassin's Creed Valhalla

09.11.2020, 14:02 — Сергей Мангасаров 20353 10

Дата релиза: 10 ноября 2020
Разработчик: Ubisoft Montreal
Издатель: Ubisoft
Жанр: action-adventure
Платформа: Windows, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S


Хочется начать этот текст со слов благодарности Ubisoft, которая перестала выпускать Assassin’s Creed каждый год. Odyssey вышла в 2018, кто хотел, успел ее пройти и отдохнуть от серии, можно теперь и в новую часть поиграть.


Викинги делают любую игру лучше, а если не викинги, то скандинавская мифология.

Запуская AC Valhalla, игрок берет под управление храброго воителя/воительницу Эйвор — про пол персонажа будет ниже, и после недолгого обучения отправляется в бой, а после и покорять край саксов и бриттов со своим названым братом Сигурдом. Вместе с ними отправляются два представителя Незримых — те, кто в будущем станут зваться ассассинами.

Прибыв на далекий туманный остров, Эйвор сходу ввязывается в переплетение политики, древних противостояний и местных мирских страстей. В попытках заключить союзы с разными фракциями Родич Волка обзаводится новыми друзьями и врагами, но главное — открывает завесу тайны о себе и своем предназначении. Да, народ, звучит это так, что с точки зрения сюжета у нас вырисовывается стандартный такой Assassin’s Creed последних лет, но есть одно НО.

Викинги все делают лучше.


Истории о бравых воинах севера, рассекающих на своих драккарах водную гладь, всегда будоражили в детстве, очень легко было проникнуться безбашенным и легким духом саг о морских разбойниках в рогатых шлемах, который нам продавала поп-культура. С возрастом, знакомясь с реальной историей северных народов, ты приобретаешь дополнительный нужный контекст. Уходят рогатые шлемы, но романтичный флер остается на месте. Саги о героях и ярлах выглядят все так же круто, а позже, когда читаешь Старшую и Младшую Эдду, обретая полный мифический контекст, все становится на свои места.

Но в целом, для честности, корни сериала «Викинги» видны в Valhalla невооружённым глазом, даже дети Рагнара Лодброка тут есть как потенциальные союзники Эйвор. И сериальных отсылок тут не меньше, чем от реальной истории.

Все основные сюжетные ветки, которые не связаны напрямую с противостоянием Незримых (Ассассинов) и Ордена Древних (Тамплиеров), подаются в духе скандинавских саг, насколько позволяет талант сценаристов Ubisoft. Мне такой подход пришелся по душе. Я бы сказал, что чем дальше, тем обособленнее становятся истории в прошлом. Они обретают больше объема и глубины, и немалая заслуга в этом обаятельного главного персонажа.

Эйвор, наш протагонист, един в двух лицах — мужчины и женщины, выбрать можно любую форму и переключаться между ними по ходу игры. До того, как я поиграл, было интересно, как это объясняется — ответ интересный, даже крутой местами, но, главное, сюжетно обоснованный. Более того, игра, в некотором роде, сама может вас переключать между ними, но пока сами не увидите, не поймете. От себя добавлю, что, по моему мнению и по структуре игры, очевидно, что «канонично» приоритетный все же женский персонаж, хотя в рекламе используют больше мужика. У Эйвор-женщины и озвучка сильно лучше, да и в ряде важных сцен женский персонаж смотрится органично.

Что меня действительно заинтересовало, это мифическая составляющая игры. Если в Odyssey у нас были греческие чудовища — люди, изменённые артефактами Ису, и виртуальный мир олимпийских богов, то здесь классическая скандинавская мифология с Асами, Ванами и Етунами и прочим мифотворчеством северных земель. Но есть интересный момент: кажется, в Юби уже устали писать всю эту громоздкую штуку про Ису и их артефакты, поэтому большая часть столкновений Эйвор с «магическим миром» выглядит натурально как фэнтези, а не зарисовкой на тему «магия — это лишь продвинутая технология». И обошлось почти без странных сочетаний дизайнов Ису с типичным изображением какого-то проявления мифического мира.

Я не буду говорить о сюжете в «реальном мире»


Механически игра в очередной раз изменилась, но где-то вернулась к корням.

  • Вместо морских сражений и подобных баталий появилась механика «набегов», можно напасть с воды на монастыри, вражеские лагеря и меленькие деревеньки, разоряя их и забирая ресурсы на развитее своего поселения.
  • Большие сюжетные битвы армий теперь происходят в виде захвата вражеской крепости. Мы шаг за шагом прорываемся вглубь, выполняя поставленные задачи. При этом можно таранить ворота и прорываться под обстрелом противников вместе с солдатами, а можно перемахнуть через стены и самому снять засов с ворот.
  • Развитие поселения — важная часть геймплея. Каждое возведенное строение дает новые бонусы, квесты и возможность Эйвор комфортнее чувствовать себя в этом мире. Отдельно существует механика «Пиров»: если закатить шумную вечеринку, то можно получить существенный буст к характеристикам. И от количества и качества зданий, построенных в поселении, будет зависеть качество буста.
  • Исчезли уровни персонажа и левелинг противников, их заменили на условный уровень мощи. Это позволяет все так же фрагментировать доступ игрока в те или иные локации, но обладает более широкой вилкой, что не заставляет безумно бегать и гриндить опыт. Просто последовательно проходя открывающиеся активности игрок получает достаточно опыта для планомерного развития.
  • За каждый левел Эйвор получает 2 очка для улучшения характеристик. Древо прокачки имеет три ветки развития и выглядит как множество созвездий, соединённых между собой, немного напоминает о Skyrim. Чем дальше уходит ветка от центра, тем разнообразнее качаемые навыки и тем больше свободы у игрока в выборе приоритетных путей развития.
  • Боевая система претерпела изменения. Базис на основе спецспособностей, который закрепился в Odyssey, остался на месте. Все так же выбираем из кучи открываемых навыков, которые расходуют шкалу адреналина, по 4 на дальний и на ближний бой. Но «чистый» боевой геймплей стал другим. Теперь у героя есть шкала выносливости, которая тратится на увороты, защиту и т.д. Здоровье можно и нужно поправлять с помощью аптечек, количество которых надо прокачивать, а заполняются они сбором еды, ягод и грибов.
  • В руках может быть два вида оружия, которые будут сильно влиять друг на друга, так что можно комбинировать их. Отдельно отмечу способность, которая позволяет на лету перекидывать оружие из рук в руки. Бой стал более напряженным и интересным, Эйвор хоть и могучий викинг, но уже не такой классический полубог, как Кассандра из Odyssey, особенно в первую половину игры — нужно учиться следить за выносливостью и расходом аптечек. Противники активно пользуются щитами и будто даже поумнели с прошлой части.
  • Из важного для фанатов — вернулся скрытый клинок. И он с порога ваншотит большинство целей, кроме самых «жирных, но после недолгой прокачки и этот пробел устраняется.
  • Вместе с клинком вернулся социальны стелс — надел капюшон и смешался с толпой монахов, или на скамеечку присел. Выглядит он скорее таким маркером наступления цивилизации, чем важной механикой, но его наличие вызывает чувство ностальгии.


Assassin’s Creed прошла долгий путь, из игры про отдельно взятый регион с двумя-тремя проработанными городами она превратилась в атлас региона, и с каждым годом увеличивала масштаб.

Что забавно, если смотреть на временную шкалу, то чем дальше в прошлом происходят события, тем больше территория, которую охватывает приключение героя. Я тут говорю не столько о размере игровой карты, сколько о размере охваченного «реального» мира. Если в Odyssey в V веке д.н.э. нам доступна огромная карта древнегреческого побережья и прилегающих территорий, с множеством островов и т.д., то в IX веке нашей эры у нас есть обширный кусок острова, где через сотню лет появится Англия в том виде, в котором мы ее знаем. Есть, конечно, и немного норвежских территорий, и да, естественно, несколько локаций, о которых говорить будет спойлером.

Разработчики вроде как говорят, что в Valhalla самая масштабная и насыщенная карта из всех вышедших игр серии. Самая ли большая она — я не знаю, но насыщенная точно.

К вопросу о временной шкале. Это довольно интересно отражается на героях серии. Кассандра — это настоящий греческий полубог, Эйвор уже чуть более приземленный герой, хоть и окутанный мифом. Альтаир — это мистический персонаж, но уже человек. И чем дальше по временной шкале земной истории, тем человечнее герой игры. И близнецы Фрай из «Синдиката» это уже не боги, но люди. Если Кассандра это Чудо-Женщина, то Джейкоб Фрай это уже Бэтмен. И хотя все выстраивается ровно, забавно осознавать, что хронологически все эти игры шли достаточно непоследовательно, чтобы необязательно быть реальным планом сценаристов.

При всем моем положительном отношении к Odyssey, периодически путешествие по карте в ней доставляло дискомфорт — много пустых пространств, иногда сюжетные точки сильно удалены друг от друга, чувствовалась некая расфокусированность. Да, исследовать разнообразные территории интересно, но их было слишком много.

В свою очередь Valhalla ощущается намного компактнее, при этом плотность событий как будто бы возросла, но не за счет еще большего количества бесконечных знаков вопросов, а за счет просто более правильной компоновки сюжетных и не сюжетных активностей, адекватного распределения вражеских лагерей и разных деревенек и руин. Ну и да, очевидно, карту в рамках одного среднего размера куска Британского острова, а основные события все же происходят там, легче проработать более тщательно, чем бескрайние просторы Древней Греции. И не считая некоторой усталости от игрожурского спринт-забега в 50 часов, от игры я пока не устал. Мне интересно доделать активности на картах и, возможно, даже добить платину.

Тут стоит отметить, что перед началом игры можно выбрать не только сложность боя и подобные параметры, но и настроить сложность исследования мира, не просто выбирая из двух вариантов — «показать маркеры» или «убрать маркеры», а адекватно настроить информативность карты и своих исследовательских возможностей под свой темп игры.


Из всех основных частей серии откровенно не люблю я только третью и Origins, по куче объективных и субъективных причин. Но в остальном я расположен к серии вполне благосклонно. И если вы фанат, вы, скорее всего, уже предзаказали игру, ну или ждете возможность купить ее, а здесь вы просто потому, что хотите что-то уточнить.

Для остальных у меня есть пара итоговых слов.

Valhalla основную часть времени продукт подхода Ubisoft в его лучшем проявлении. Приятные герои, красивые виды, бодрый геймплей и интересный эксплоринг. Но это все ещё до одури большая игра, даже при, казалось бы, большей компактности, здесь все так же на месте странные куски, происходящие в реальности за пределами Анимуса, и эти куски давно потеряли какую-либо стройность и ценность. Серии срочно требуется глобальная ревизия всей той части лора, что связана с XXI веком и с происходящими там событиями. Они уже изменили жанр Assassin’s Creed, пора бы серьезно взяться за историю и починить бардак.

Сейчас, тасуя разные подходы и векторы развития, издатель будто что-то нащупал. В очередной раз пересобрав механики, Юби освежает серию, что особенно хорошо работает на фоне двухгодичного перерыва. И я надеюсь, что подобное перетряхивание и комбинирование новых и старых механик будет развиваться, а творческий запал коснется не только истории прошлого, но и историй настоящего.

Ещё много интересного
27.11.2020, 15:00 — Сергей Мангасаров
Как оно вообще?
3862 4
27.11.2015, 16:35 — Евгений Кольчугин
Суровая правда о ММО! Кровавые подробности школьников. Шок! Студент изнасиловал женского игрового персонажа!
15520 37
29.12.2015, 15:24 — Сергей Мангасаров
Название говорит само за себя.
9221 33