Изначально я собирался писать материал несколько иного формата. Но так как, в отличие от Сорвиголовы, игр про Бэтса много, я сделал по-другому. Рассматривать будем только важные или в той или иной мере знаковые игры о Бэтмене. Какие-то удостоятся всего пары строк, а о каких-то я расскажу подробнее.
Итак, поехали.
Batman
1986 год
Платформы: ZX Spectrum, Amstrad CPC, MSX, Amstrad PCW
Первая игра про Бэтмена. Честно говоря, никогда не видел ее вживую и даже не знаю не одного человека, который бы в нее играл. Игра представляет из себя изометрическую адвенчуру — и это все, что я о ней знаю. Судя по информации из интернета, для своего времени она была достаточно неплохой. Но писать о ней и тем более оценивать я не буду, просто упомянем.
Batman
1989 год
Платформы: NES
Игра от студи Sunsoft — можно считать, первая «большая» игра про Бэтмена. Если рассматривать ее непредвзято, является типичным платформером тех лет, 5 относительно больших уровней и схватка с Джокером в конце. В игре было несколько геймплейных механик, новых для того времени, но в целом главной особенностью остается то, что она была первой игрой, которая давала хоть немного почувствовать себя Темным Рыцарем.
Batman: Return of the Joker
1992 год
Платформы: NES, Game Boy, Mega Drive/Genesis
Как и предыдущая игра серии от Sunsoft, Batman: Return of the Joker, или Revenge of the Joker (под таким названием она была издана на Game Boy и SEGA Genesis), этот проект прошел мимо меня.
От своего предшественника отличается более качественной графикой, возросшим размером уровней и более разнообразным геймплеем. Надо упомянуть сюжет: игра продолжает события предыдущей части, которая в свою очередь базировалась на фильме. Но продолжает в рамках своего мира, здесь Джокер выжил после падения с колокольни и, собственно, его возвращение и становится причиной всех действий. Опять же, что-то более конкретного об игре я сказать не могу, при всех своих достоинствах она все же является типичной игрой для своего времени, а так как лично в нее я не играл, каких-то эмоциональных связей с ней у меня нет. Обещаю дальше меньше таких «несыгранных» проектов.
Batman Returns
1992 год
Платформы: Game Gear, DOS, Lynx, Sega Master System, Mega Drive/Genesis, Amiga, NES, SNES, Sega CD
Batman Returns — моя первая игра про Темного Рыцаря и одна из первых игр в принципе.
Как вы, наверное, уже заметили, проект вышел на приличном количестве платформ. В то время выход на разных платформах влиял не только на повышение или понижение качества графики, но и на количество уровней в игре. Я проходил игру на SEGA Mega Drive, и это значило, что мне было доступно 5 уровней, в то время как в версии для NES и SNES их было 6. До сих пор так и не знаю, что там такого есть в 6 уровне. Как я уже упомянул, это была одна из моих первых игр, и Batman Returns это тот проект, с которого не стыдно начать свое знакомство как с миром видеоигр в целом, так и с миром видео игр про Бэтмена. Это был классический beat ’em up с элементами платформера. В игре были как разнообразные враги и локации, так и интересные геймплейные элементы. Отдельное спасибо сквозь время хочу сказать разработчикам за удобное управление. Если мне не изменяет память, из всех игр для доступных мне тогда на Mega Drive, в этой было легче всего освоиться.
Крутость этого проекта оценили повсеместно, и средняя оценка по основным платформам была около 89 баллов. Не знаю, стоит ли что-то еще писать, так как многое об игре позабыто, а многое воспринимается до сих пор на уровне детских эмоций. Но скажу так: если вы не играли в этот проект, и возиться с эмуляторам вам не лень, — сыграйте. В отличие от двух предыдущих, это действительно знаковая игра про Бэтса.
Batman: The Animated Series
1993 год
Платформы: Game Boy
В этот проект я поиграл сильно позже, чем следовало бы, но хуже от этого он не стал. Это был хороший платформер по BTAS: в него было легко играть, присутствовал достаточно узнаваемый визуальный стиль, локации менялись от уровня к уровню (всего их в игре 7, и каждая была связана с одним из представителей галереи бэт-злодеев). В игре также присутствовал Робин, и на короткие отрезки времени нам давали за него поиграть.
В целом, могу посоветовать попробовать эту игру хоть сейчас, например, на эмуляторе Геймбоя для смартфонов.
Batman Forever
1995 год
Платформы: Game Gear, Mega Drive/Genesis, SNES, PC
Ладно, каюсь, эта игра все же тоже прошла мимо меня.
Сюжет основан, как вы уже догадались, на фильме «Бэтмен навсегда». Перед нами опять-таки классический beat ’em up с элементами платформера. Стоит отметить, что игра была разнообразна в плане доступных игроку гаджетов: кроме стандартных крюка и бэтаранга было много других классических для комиксов средств для борьбы с врагами. Главной же фишкой стало наличие кооператива — вы могли играть за Бэтмена и Робина соответственно, а также присутствовал второй кооперативный режим, который по сути был простейшим файтингом, где вы могли сражаться друг против друга.
Batman & Robin
1998 год
Платформы: PlayStation 1
Как бы я хотел, чтобы эта игра тоже прошла мимо меня. Ох... Итак, перед нами игра такая же плохая, как и сам фильм, даром что здесь на костюме не видно бэт-сосков. Игра является экшеном от третьего лица с в некотором роде открытым миром. Мы можем играть за Клуни, О’Доннелла и Сильверстоун (я не буду писать имена героев).
У каждого персонажа есть свой транспорт. Да, в этой игре можно кататься на Бэтмобиле, но ее это не спасает. Мир в ней неинтересный и пустой, сюжет кажется еще более идиотским, чем в кино, и, боже ты мой, как же было скучно драться.
В целом, это был абсолютно проходной проект и в какой-то мере классический пример «игры-приложения к билету».
Batman Beyond: Return of the Joker
2000 год
Платформы: Game Boy Color, PlayStation, Nintendo 64
К сожалению, подошло время плохих игр про Бэтса.
В отличие от предыдущего пациента, эта хотя бы выглядела вполне прилично для своего времени и жанра. Но по своей сути была абсолютно проходным beat ’em up. Она была разнообразна, у Терри были разные виды костюмов с разными свойствами, даже драки выглядели вполне прилично. Но все элементы игры вместе просто не работали. В ней была очень неровная сложность, и некоторые моменты были просто плохо сделаны с точки зрения геймдизайна. Главным достижением можно считать то, что нам дают поуправлять не Брюсом, а его преемником Терри.
Batman: Gotham City Racer
2001 год
Платформы: PlayStation 1
Эксклюзив для PS1, игра, основная на BTAS, гонка. Да, это была аркадная гоночная игра, основной вашей задачей в которой было прохождение ряда челленджей и отлов суперзлодеев, которые в свою очередь тоже перемещались на своих уникальных автомобилях. В целом неплохая игра, но к 2001 году уже выглядевшая устаревшей.
Batman: Vengeance
2001 год
Платформы: PlayStation 2, Game Boy Advance, GameCube, Xbox, Windows
Как некоторые знают, я недавно пытался стримить это чудо, но, к сожалению, большая часть стрима прошла в войне с несовместимостью и техническими проблемами. Но давайте о самой игре.
Она представляет из себя сюжетный экшен от третьего лица. Действие происходит во вселенной BTAS, точнее во второй его версии, The New Batman Adventures, которая более мрачная и где половину персонажей редизайнили. Ну так вот, игра состояла из четырех сюжетных блоков, в каждом из которых вы в конце боролись со злодеем. Первый блок — Джокер, второй блок — Мистер Фриз, третий — Ядовитый Плющ, четвертый — снова Джокер.
Сюжет Vengeance оказался вполне на уровне обычной серии мультсериала и уж точно лучше сюжета многих предыдущих и последующих игровых проектов про Бэтмена. Играть в нее было довольно интересно, но несколько сложно из-за неотзывчивого управления и блеклого и неудобного дизайна уровней. В целом же игра неплохо передавала атмосферу мультсериала и ощущение бытия Бэтменом.
Стоит ли пробовать играть в нее сейчас? Наверное, нет. При всех своих плюсах, эта игра была все-таки достаточно средней, и, если вы хотите заполнить пробелы в своем игровом прошлом, то есть куда более достойные проекты. В отличие от Batman: The Animated Series для Геймбоя, которую вы можете пройти, просто играя на телефоне в метро, эта игра требует времени, которое дома можно потратить на что-то или более новое, или лучшее.
Batman: Dark Tomorrow
2003 год
Платформы: GameCube, Xbox
Batman: Dark Tomorrow — очень неоднозначная игра, но обо всем по порядку.
Для начала скажу, что если вы о ней не слышали, то это вполне нормально, все-таки она вышла на двух не самых популярных в России платформах. Игру анонсировали в 2001 году на E3, и по описанию это была игра мечты: открытый для исследования Готэм, огромное количество персонажей — Оракул, Касcандра Кейн, Робин и многие другие. Открытый мир в итоге канул в лету, и игра стала более линейной. Первая часть сюжета держится на проникновение в Аркхем, где Джокер держит в заложниках комиссара Гордона, попутно мы разбираемся с другими злодеями (ничего не напоминает?). Вторая половина сосредоточена на борьбе с Ра’с Аль Гулом и частично проходит в Гималаях в его замке.
Сюжет неплохой, за ним интересно следить, над сценарием работала маститая по тем временам команда профессионалов, и они со своей работай справились, отлично поставленные кат-сцены тоже являются большим плюсом. Также стоит отметить, что для своего времени в игре была практически отличная графика. Но, к сожалению, с точки зрения геймплея проект очень плох. Неотзывчивое управление, скучные задания и неинтересные бои — проходя игру, складывается ощущение, что ее делало две разные команды, так как все геймплейные элементы вышли гораздо хуже, чем повествовательные.
Тем не менее Dark Tomorrow остается знаковой и во многом предрекла появление Arkham Asylum. И если вам немного любопытно, то вы можете посмотреть ее прохождение на Ютубе или скачать эмулятор.
Batman: Rise of Sin Tzu
2003 год
Платформы: PlayStation 2, Game Boy Advance, GameCube, Xbox
Игра является продолжением Batman: Vengeance. Так же, как и первая часть, базируется на стилистике и идеях The New Batman Adventures. На ПК она не выходила и в связи с этим в нашей стране не сильно известна, в отличие от первой части.
Проект структурно не сильно отличался от своего предшественника, за исключением того, что в эту игру ввели кооператив и возможность выбора, за какого персонажа играть. Доступны были Бэтмен, Робин, Найтвинг и Бэтгерл. Каждый из героев имел свои особенности, слабые и сильные стороны. Еще игра отметилась тем, что ввела нового бэт-злодея, Син-Тзу, который после этого пропал и не мелькал в других произведениях о Бэтсе. Опять же, несмотря на все плюсы, Rise of Sin Tzu, как и Vengeance, оказалась просто средним проектом, и ничем сверхинтересным похвастаться не могла.
Batman Begins
2005 год
Платформы: PlayStation 2, Game Boy Advance, GameCube, Xbox
2005 год, год выхода, с моей субъективной точки зрения, неплохого, но не сильно выдающегося фильма Batman Begins. В этом же году выходит средняя по многим параметрам игра Batman Begins.
Проект представлял из себя экшен от третьего лица с элементами стелса. Сюжетно игра повторяла фильм, но в некоторых местах расширяла и дополняла его, показывая те моменты, которые упустили в экранизации. Присутствовала интересная система запугивания противников, также в наличие имелся компетентный экшен, в том числе неплохие вставки с аркадным гоночным экшеном/погонями. Главной проблемой с игрой можно считать, что какой параметр или ее элемент не возьми, описание вполне укладывается в три слова «неплохо, но средненько».
И, собственно, оценки как прессы, так и игроков говорят о том же, это не самое худшее приложение к билету, но его со спокойной душой можно пропустить. В отличие от геймплейно плохой (очень) Dark Tomorrow, в которую стоит сыграть хотя бы из любопытства, Batman Begins — игра, на которую не стоит сейчас тратить свое время.
LEGO Batman 1-3
2008, 2012, 2014
Платформы: ВСЕ
Я думаю, можно упустить описание сюжета и тем более геймплея, перед нами типичная LEG0-игра, коих выпустили уже миллион. Главной отличительной чертой первой части серии было то, что это первая LEGO-игра с открытым миром, в последующих проектах студии это стало нормой. Ну так вот, давайте лучше поговорим о Бэтмене.
По сути это идеальная пародия на Темного Рыцаря, все черты Бэтса возведены в абсолют и разбавлены нелепостями наподобие тех, что были в сериале с Адамом Уэстом. Если вы не играли ни в одну из трех игр, то общее впечатление о них можете почерпнуть из «Лего. Фильма». И если первая часть в плане юмора была несколько... ээээмм... скудной, то вторую можно считать эталонной: наличие большого количества персонажей DC и их взаимодействие с Бэтсом делало все это жутко уморительным.
К сожалению, в третьей части все осталось на том же уровне и какого-то эволюционного скачка в плане юмора и его преподнесения не осталось, с другой стороны, то, что они не повторили ошибок первой части, уже хорошо. Напомню, что мы говорим не о геймплее или сюжете, их оценивать я честно в играх серии LEGO не могу — игра или просто заходит своей атмосферой или нет. Но я могу посоветовать сыграть во 2 и 3 части, они достаточно хорошие для этого.
Batman: Arkham
2009, 2011, 2015
Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, Windows, Wii U, PlayStation 4, Xbox One, OS X, Linux/SteamOS
Я не буду писать про Origins и прочие ответвления и дополнительные игры. Завершим мы наш рассказ главным игровым Бэт-Эпосом.
Мое мнение о третьей части игры вы найдете здесь. Так что поговорим о двух предыдущих и трилогии в целом.
На дворе 2009 год, выходит Arkham Asylum — игра, от которой ничего не ждали. Вы помните упомянутый раннее Dark Tomorrow, так вот, западная пресса и игроки, наученные горьким опытом, в игру не сильно верили, и их нельзя винить. История первой игры серии Arkham удивительно похожа на историю Dark Tomorrow: игру показывали кусками, каждый элемент отдельно, в ней обещали отличный сюжет, и привлекли маститую команду авторов, заявили определенную свободу действия и некую песочницу, хвастались очень хорошей для своего времени графикой. Но, как я уже сказал, в «Лечебницу Аркхем» верили единицы, и тем удивительнее, насколько большой фурор она произвела. Его отголоски до сих пор слышны во многих играх, причем не только супергеройских (Mad Max, «Тени Мордора»).
Количество наград, полученных в тот год Бэтменом не счесть, как минимум в каждом первом издании он удостаивался титула лучшнго экшена года, а некоторые издания и вовсе признавали его игрой года. В нем был идеально скроенный геймплей, в равной мере состоящий из экшена, стелса, головоломок и платформера. Сюжет хоть и спорный для многих элемент, так или иначе явно лучше того, что творится сейчас в комиксах про Крестоносца в плаще. Ну и главное, атмосфера, в первую очередь созданная неподражаемыми и почти что бессменными актерами озвучки Бэтмена и Джокера, Кевином Конроем и Марком Хэмиллом соответственно. Да, сюжет, может, и спорный, но каждый диалог Бэтса с безумным клоуном, каждый монолог Джокера, филигранная работа, которая приносила игрокам массу удовольствия, — все это того стоило. Остальные актеры не отставали — особенно мне нравился Том Кейн, озвучивший Гордона, хотя стоит признать, Джонатан Бэнкс, игравший Джима в третьей части, уделывает мистера Кейна. Но вернемся к насущному.
Итак, игра выстрелила, и сиквел уже остался вопросом времени. Его ждали его хотели, о нем мечтали.
И в 2011 году вышла Arkham City. В какой-то мере именно та игра, какой должна была быть Dark Tomorrow. Открытый мир-песочница, в два раза больше злодеев, больше челленджа, больше сюжета. В игре появились важные для мифологии Темного Рыцаря персонажи — доктор Хьюго Стрейндж, которого уже вспоминали на неделе Бэтмена или, например, Ра’с Аль Гул и Азраил. Количество пасхалок, подмигиваний и заигрываний с вашим внутренним фанатом было очень велико.
Но разработчики этим не ограничились, они углубили механику, добавили новые фичи и сбалансировали старые. Также была подтянута графика. Стоит упомянуть, что игрокам давали играть за Женщину-Кошку — она была быстрее и ловчее Бэтса, но и слабее тоже, геймплей за Селину несколько отличался и также вносил разнообразие. Для нее даже были придуманы специальные загадки Риддлера.
И конечно, все так же были прекрасны актеры озвучки, создававшие львиную долю атмосферы, как «старички» так и новички. Если выходить за рамки Конроя и Хэмилла, особенно мне понравилось трое новичков: Питер Макникол, озвучивший Безумного Шляпника (вы можете помнить его по роли Доктора Яноша в Ghostbusters II) и исполнительницы ролей Женщины-Кошки и Талии Аль Гул, Грей Делайл и Стана Катич соответственно. Игра так же собрала уйму наград и понравилась всем, но нашлись и те, кто был недоволен отсутствием камерности первой части, и опять же были люди, которые считали проблемным сюжет. Но в целом игра удалась, в нее было интересно играть, она получила ворох наград. И все стали ждать третьей, завершающей части.
Но издатели любят «стричь бабло», так что перед ней нам пришлось пережить «день сурка» в виде «Летописи Аркхема». Я обещал не писать о ней, так что этим упоминанием и ограничимся
Как я уже сказал, мнение о третьей части вы найдете тут, так что подведем небольшой итог.
Путь Бэтмена в играх, как вы видите, был не мене тернист, чем в кино или в комиксах, а количество провальных проектов превосходит фильмы. Но все же, пройдя долгий путь, Темный Рыцарь получил достойную игровую адаптацию. Кому-то не нравятся отдельные элементы созданного Rocksteady мира, кто-то недоволен сюжетом, третьих раздражают Бэтмобиль и Риддлер, а четвертые не понимают, кто все эти клоуны в костюмах, но зато драться весело. Если оставит предвзятость, герои комиксов чаще всего теряют свою суть, мифологию и бэкграунд в других медиа жанрах, за исключением, пожалуй, мультсериалов. И Бэтмену в этом повезло, он получил трилогию игр, которая бережно собрала в единое целое мифологию из комиксов и лучшие элементы из предыдущих игровых проектов про него. Если вы вспомните вышеупомянутые игры, то пазл сложится. Rocksteady уж не знаю, чем ведомые, то ли безумной любовью к Бэтсу, то ли любовью к сложным задачам, но собрали в одной своей трилогии по сути весь информационно-культурный пласт, накопленный за более чем 70-летнюю историю Бэтмена в комиксах, играх и кино. Если внимательно, шаг за шагом, изучать трилогию Arkham, то выясняется очень простая вещь: не существуй двух-трех игр из списка, не существуй определенных комиксов или фильмов, игра была бы бедней. Столь скрупулезное планирование и состыковка всех элементов в рамках одной трилогии достойны похвалы. По сути, эволюция Бэтмена в играх шла по тому же пути, по которому развиваются герои комиксов, — разные команды, разные подходы, новые элементы вселенной, но неожиданно один талантливый автор аккумулирует все наработки предшественников в новый мощный проект, в котором есть много разных элементов, но они не мешаю друг другу, а наоборот помогают и дополняют.
Поэтому вам имеет смысл попробовать сыграть в вышеперечисленные игры. Их много, многие из них старые, но каждая так или иначе повлияла на становление серии Arkham и подняла уровень игровых комикс-адаптаций. Так что играйте, изучайте и помните: даже старые игры могут приносить удовольствие.
Спасибо за внимание.