RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

All-New МЖДЗ: Женя и голограммы

08.06.2015, 14:49 — Евгений Еронин 8437 4
Теги: МЖДЗ
Jem and the Holograms #1-3
Image Comics 2015
СценаристКелли Томпсон
ХудожникСофи Кэмпбелл
КолористМ. Виктория Робадо

Недавно я прочитал комикс A-Force #1. Писать на него отдельную рецензию не вижу смысла, потому что он совершенно ничем не примечателен. Для человека, которому не интересна хотя бы пара задействованных в нем персонажей, он не то чтобы непроницаем, просто не несет уникальной ценности. Это комикс не про команду супергероинь, а про правила жизни в Battleworld Доктора Дума. То есть человеку вне дискурса показать можно, но эмоционального отклика не будет. Таких комиксов полно, пожалуй, любой что-то о себе мнящий комикс, созданный в рамках существующей фантастической вселенной, в рамках условностей жанра или даже в рамках условностей восприятия комиксной формы — любой такой комикс при всех своих амбициях выходит на две аудитории: тех, кому условности знакомы, и кто давно их принял и живет с ними много лет, и тех, кто живет во внешнем мире и имеет все основания считать, что в «Маус» автор смеется над холокостом, потому что там мышки на обложке. Показываешь им комикс, слушаешь их мысли, а сам думаешь: «Ну да, какой-то мир, окруженный стеной, какие-то правила, какие-то монстры, куча летающих женщин в разноцветных костюмах, не отличающихся друг от друга характерами — все правильно. Просто надо знать, кто такая Мисс Америка, откуда взялась женская версия Локи, в чем прикол того, что полицаями тут работают асгардцы, и вообще вы же не знаете про Carol Corps... Когда все это знаешь, читать не то чтобы интереснее, но экспириенс полнее!»

И к этому выводу меня подводят очень многие вещи. Дело не ограничивается супергероикой и даже не она — основной раздражитель. Взять любое кино. Не нравится «Возвращение Супермена»? Посмотрите фильмы Доннера — и все поймете. Вам кажется, что «Трансформеры» и «Тихоокеанский рубеж» — одно и то же кино? Вы что, вы просто не смотрели аниме про мех!

И столько-то я понимаю, столько расстраиваюсь непониманию со стороны других. В меня либо заложен необходимый культурный контекст для вникания в произведение и переключение на его волну, либо я, будучи либерален в этом плане, согласен подготовиться и провести анализ материалов. В итоге получается, что я переселяю себя на другую планету, для жителей которой и снимали фильм или рисовали комикс. Это не означает, что я программирую себя на то, чтобы он мне понравился, всего лишь пытаюсь понять авторов и вступить с ними в диалог на их условиях.

Jem and the Holograms окатил меня ледяным фонтаном. Он стал первым за долгое время комиксом, читая который я понял, что в этот раз абсолютно оторван от заданной реальности и просто в онемении наблюдаю со стороны. Живя с грузом нескольких марвеловских ивентов на душе было невероятно приятно и освежающе снова поставить себя на место человека, который открывает комикс вроде A-Force #1 и не видит ничего, кроме парада костюмов, половина из которых подверглась бы линчеванию в передачах про моду.

В Jem and the Holograms, конечно, никто ничему не подвергнется, потому что это флагман своего стиля. Полное раскрытие и развертывание того, что полунамеками демонстрировалось в каких-нибудь Young Avengers. Здесь просто нет персонажа, который выглядел бы скучно. Быть скучным в этом мире равносильно смерти.

Про что комикс? Про состояние души, излитое на каждую страницу. Я не смотрел мультсериал 1980-х, да и кто в России его смотрел? Даже самые отпетые американские нерды в свое время недоумевали, зачем снимать кино и делать комиксный перезапуск этого... бренда? Зачем снимать кино, я вам не отвечу — трейлер не смотрел и не собираюсь. Есть скорбь, которую я оставлю остальным, не разделяя, просто пройдя мимо и стараясь не наступить. Комикс — другое дело. Jem and the Holograms — непонятная для меня вещь, но эта мелочь никогда меня не останавливала на пути к просвещению. Может, я и фильм бы посмотрел, но там не задействовано ни одного важного имени. В комиксе задействована Софи Кэмпбелл, один из ведущих талантов современности. Этого достаточно, не важна даже личность сценариста. Авось будет не уныло.

Не уныло. Я не смотрел мультсериал 1980-х, но бегло прочитал Википедию, чтобы войти в курс дела. Значит, «Джем и голограммы» — это группа, у нее есть группа-соперник под названием The Misfits. Нет, не те Misfits, Гленн Данциг тут ни при чем. Музыка, наряды, прически, еще какие-то приключения с экшеном. Откуда берется экшен? Этот момент я не прокусил, но сказано, что «Jem features frequent action sequences to cater to a wider audience». Комиксы, как правило, в наше время этим не охватываются, не пытаясь бездумно совать в историю плюхи для разных аудиторий, так что экшен, насколько я могу судить, в серии IDW уже показан: козни, выяснения отношений, разговоры по душам — вещи, при хорошем сценарии способные сотрясать не меньше, чем драки мутантов.

Что бы там ни было в сериале, в комиксе сценаристка Келли Томпсон изменила несколько существенных деталей. Они, впрочем, будут заметны только тем, кто знаком с сериалом лучше меня. Главную героиню Джеррику от ее альтер эго Джем, которой она становится при помощи голограммы (duh), отличает теперь не только прическа, но и рост, фигура, лицо, даже характер — она уже не уверенная бизнесвуман, а нерешительная, боящаяся сцены молодая девушка. Это делает образ героини, как и саму серию, более правдоподобным и понятным. Здесь есть, чему сопереживать. Хотя мультипликаторы раньше вообще не заморачивались — люди, выросшие на X-Men 90-х в 2015 году искренне шокированы тем, что Джубили — азиатка.

Эй, да это же один человек в разных париках!

Также Томпсон придумала романтическую линию между участницами противоборствующих групп, прямо-таки Джульетта и Джульетта. Для этого, конечно, пришлось менять ориентацию персонажей (в 80-х если кто-то и был геем, то это решение оставалось за зрителем), и реакция на это в обязательном порядке отражена в колонке писем.

Первый раз вижу, чтобы словосочетанием «tremendous booty» кого-то ругали, а не наоборот

Ход совершенно оправдан и работает не только и даже не столько на актуализацию комикса в веке прогрессивно мыслящих, сколько на сюжет. Это полноценная линия, еще одна сторона конфликта, стержня серии, а не показуха, как часто бывает у некоторых (не будем показывать пальцем).

Короче говоря, это комикс про группу. Не могу точно определить, в каком стиле они играют, да и как? Комиксам про музыку вообще сложно, ведь главного-то мы и не слышим. А раз не слышим, главным должно стать что-то другое. Это подводит к основной мысли: большую часть тяжестей таскают Кэмпбелл и ее не уступающий по фееричности колорист М. Виктория Робадо. Что лукавить: сценарий Томпсон написан примерно на том уровне, когда можно сказать, что мне не жалко и не тягостно читать комикс ради художницы — у персонажей есть свои голоса и между ними есть конфликты, хоть высоту ставок и не всегда получается определить с первой попытки, — но именно на рисунке все начинается и заканчивается.

Что Holograms, что Misfits принимают разные позы как на сцене, так и в жизни. Каждая героиня не только наделена своей мимикой, но еще и держится в кадре по-своему, считать ее характер можно даже по тому, как она сидит. Подобное внимание к деталям — не то, что специально ищешь в каждом комиксе, но если художник этим охватился, не заметить тоже нельзя. 

Что и говорить, даже в кровавом боевике Glory иллюстрации были теплые и дышали любовью к персонажам. Любовь к людям — вообще отличительная черта Кэмпбелл, ее основной образ — полненькие героини — используется в Jem повсеместно. Хоть мир и кажется фантастичным и в чем-то идеализированным за счет яркости и карамельности, которой позавидует даже Конфетное королевство из «Времени приключений», он создан для всех и в нем рады всем. Комикс хочется хвалить за подобные решения — и не только потому, что они сделаны. За факт открытости разным группам читателей можно лишь похлопать автора по спине, сам по себе он не делает произведение лучше. Но в случае с Jem and the Holograms это действительно открытие новых возможностей, свежее дыхание и придание выдуманному миру объема, который для многих сделает его чуть реальнее и ближе.

Уже по этим досье вы можете понять, для вас комикс, или нет. Но только прочитав его, вы узнаете, может ли он вам понравиться

Открыв Jem and the Holograms, я увидел историю, к правилам которой не привык. В любой другой ситуации я вряд ли стал бы читать серию о проблемах музыкального коллектива, перемежающихся с трудностями на личном фронте. Но оптимизм комикса и его ежемесячная радость собственному существованию оказались заразительны. Группа, в которой играют Томпсон, Кэмпбелл и Робадо, выбрала в зале одного человека и сыграла сет для него. Но и другой слушатель в моем лице сумел найти в выступлении, за что зацепиться. Так и должно быть.

ДОБРО
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33497 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26818 103