RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia Classic: Hellboy — Wake the Devil

19.08.2015, 15:00 — Станислав Шаргородский 5818 9

Чуть больше месяца прошло с обсуждения первой мини-серии про Хэллбоя, как в ассортименте отечественных магазинов комиксов появился ещё один отличный повод, чтобы вернуться к истокам Хэллбойвёрса — издание «Пробуждения Дьявола» от «XL Media».

Wake the Devil — история особенная. Для многих поклонников вселенной «Хэллбоя» (я в их числе) именно она стала отправной точкой любви к франчайзу. В чём заключается её магия, мы постараемся сегодня понять вместе с моим регулярным собеседником — Никитой Стародубцевым.

Важный момент! Здесь речь пойдёт только о самой истории Hellboy: Wake the Devil. Издание будет рассмотрено во всех подробностях отдельно (уже завтра). Кроме того, имейте в виду, что в обсуждении есть несколько важных спойлеров, так что читайте на свой страх и риск.

Станислав Шаргородский: Никита, давай начнём с дежурного общего отношения к мини-серии. Итак, Wake the Devil (Hellboy: Wake the Devil #1-5) — первая большая самостоятельная серия Майка, которую он делал, не прибегая к посторонней помощи (само собой, не считая колориста, леттерера, редактора и т.д.), т.е. без Бирна. И серия, которая действительно, как говорит сам Миньола, запустила локомотив Хэллбойвёрса. Вот как Майк её описывает:

Когда я работал над первой мини-серией, не было абсолютно никакой уверенности, что будет вторая. Я вообще думал, что мой подход и мой герой не сработают. Поэтому я рассчитывал на четыре номера, которые никто не купит, и я снова вернусь рисовать «Бэтмена» или что-то подобное. Но серия выстрелила, и я принялся за продолжение. И тогда в мою голову начали закрадываться мысли, что, возможно, из всей этой затеи что-то, да выйдет. Поэтому я ввёл несколько ключевых персонажей и «краеугольную» линию с Хэллбоем как Зверем Апокалипсиса. Именно в этот момент я начал мыслить глобально.

Ты согласен с тем, что вот здесь начинается настоящая мифология «Хэллбоя»? Или Майк переоценивает значимость серии?

Никита Стародубцев: Согласен на все пятьдесят тысяч минисерий про Хэллбоя. Очевидно, что «Хэллбой», вышедший в 1994, году был совсем не похож на популярные тогда комиксы и вполне мог задохнуться под завалами кармашков, ремней, цепей и шипов. Но комикс выбрался из бездны и стал настоящим феноменом. Это первая история, которая закидывает удочки из связей, а позже и вовсе выставляет на середину комнаты огромную доску, прикрепляет на неё фотографии обычных подозреваемых и включает композицию Paparazzi за авторством Иксзибита. В этом комиксе появились ключевые игроки уже текущей «Хэллбой»/«БПРД» вселенной, пускай и совсем на чуть-чуть. Ценен комикс, конечно, не только этим.

Станислав: Меня Wake the Devil всегда поражал тем, насколько быстро Миньола освоился с ролью сценариста, а не просто идеолога и «архитектора». С самых первых сюжетов (The Wolves of Saint August и The Corpse and the Iron Shoes) он начал бить в самую цель. Но то были одиночные или небольшие истории. Здесь же пришло время для полноценной мини-серии, которая по размаху была значительно амбициозней, чем «Семя разрушения», и он не стушевался ни на секунду, подарив настоящий шедевр. По крайней мере, он не стушевался в глазах читателей. Сам то он любит рассказывать, насколько тяжело ему далась концовка и насколько сильно она отличается от первоначальной задумки.

Никита: Предлагаю не забегать вперёд и начать с самого... начала. В котором есть довольно таки простая завязка: несколько бюрошных strike teams посылают искать украденный труп дичайшего вампира. Ключевые слова здесь — это «несколько» и «вампир». Вампиры и покровительсвующая им богиня занимали, занимают и будут занимать огромное место в мифологии «Хэллбоя». Но и тут я не сначала начал. Сначала был человек РОДЕРИК ЦИНКО. Мне нравится думать, что шоу двух великолепных комиков Тима Хайдекера (смотрите его в новом фильме про Фантастическую Четвёрку!) и Эрика Ворехайма Tim and Eric Awesome Show, Great Job!, пародирующее американское Public TV, существует в одной вселенной c Хэллбоем, потому что там есть злая корпорация Cinco, которая, разумеется, просто корпорация Zinco, прошедшая ребрендинг с предположительной смертью Цинко и Поупа.

Корпорация Цинко является официальным поставщиком и подрядчиком США и, естественно, всячески строит козни БПРД. НО ПОЧЕМУ? ТЫ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, СТАС?

Станислав: Хех, в комиксе никогда не говорится, почему так случилось. Я думаю, что это просто такой троп — огромная корпорация, во главе которой стоит одержимый человек. А тут не просто один одержимый человек, тут уже три «поколения» таких (Цинко — Поуп — Марстен), притом с каждым новым безумцем масштаб катастрофы только растёт. Самое крутое в Цинко в этой серии — это то, что ВСЯ техника, которая сбоит в этой истории (а её много, от джетпака до рации) — их производства. Такая вот СЛУЧАЙНОСТЬ. Но всё логично. В «Пробуждении» техника ведёт себя подстать своему творцу — нелепо! За свой красивый уход Родерик спокойно забирает на тот свет премию Дарвина.

Никита: Зато Родерик Цинко одолел Ника Фьюри! Мимолётное упоминание фамилии Поупа, кстати, ещё один из тех маленьких «ворлдбилдинг»-якорьков, на которые можно смотреть и удивляться: неужто уже в 1996 году появился весь вот этот план?

Станислав: Да в этой серии куча таких вот якорьков. Например, упомянутая сцена с брифингом ими просто пестрит. Джуреску протаскивают нитью через всю мифологию последних столетий Хэллбойвёрса. Сначала камео-дебют Эдварда Грея, заварушку с которым мы увидим, надеюсь, уже в следующем году. Потом представление ещё одного «думсдэй»-проекта нацистов, последствия которого легли в основу B.P.R.D.: 1946. И вот это всё так ненавязчиво разбросано всего по парочке страниц. Для меня вообще этот приём с брифингами был одним из любимейших на раннем этапе знакомства с «Хэллбоем» — во время них всегда создавалась глубина и объём вселенной.

Никита: А мне вот очень импонирует другое: чувство меры и такта Миньолы. Если на пальцах объяснять вообще всего «Хэллбоя», то получается какой-то глупый и несерьзный китч, а на деле это блестящие приключения с очень глубоким мифологическим «бэкграундом». Это я всё к чему, Миньола прекрасно чувствует, каких персонажей общего коллективного фольклора ему надо использовать и как их преобразовать. Джуреску — это, конечно же, Дракула, но это ни в коем случае ни «ДРАКУЛА 2000», ни даже недавний «Властелин Колец Дракула». И тот же Джуреску очень важен для всеобщей картины мира. Больше всего, тем не менее, я люблю второстепенных ghouls персонажей, с которыми Хэллбой ведет просто замечательные беседы.

Станислав: Мне во всей этой эпопее с Джуреску особенно нравится тот факт, что Майк несколько раз по ходу ведения его линии обманывает читателя. Точнее, обхитряет. Вот нам представляют главгада, и мы с самого начала ждём столкновения с ним. Чем ближе оно становится, тем больше вампир отходит на второй план, потому что на горизонте начинает маячить «мифологическое создание» куда большего масштаба. Тем не менее, бой нам дают, смешной и короткий. Потом, когда читатель забывает про Джуреску, потому что тут дела поважнее происходят, его линия снова начинает набирать обороты. И вот мы уже ждем настоящего боя, а не той пародии в начале, ждём прям гранд-финала. И BOOOOM. Лёгкий шок и один из самых ярких и неожиданных кадров в истории «Хэллбоя». И в этот момент, когда кажется, что персонажа беспощадно слили, он работает ещё лучше, чем ты ожидал. Он действительно дарит гранд-финал.

Более того, если прикинуть, то в будущем Джуреску вообще станет условным зачинщиком всей этой заварушки вокруг Нимуэ. И снова возникает твой вопрос: неужели в 1996 году Майк запланировал такую судьбу и такое место во всем мироустройстве для этого персонажа?

Никита: Тут, конечно, угадать, сколько всяких разных вариаций общего сюжета есть в блокноте у Майка, невозможно, но даже уже здесь брифингуют команду о связи Джуреску с Гитлером и «Вампирштурмом». И вот в этих вариациях и раскиданных повсюду рыбацких сетях и заключается особое миньоловское удовольствие — любая история, задумка, набросок в конце концов найдут себе применение.

Больше всего Майк любит применять троп «дружественные враги». Противники Хэллбоя не сразу начинают его дубасить или же проводят пламенные речи непосредственно во время дубашенья, а воспринимают его за союзника. Для них как для мифологических существ с обязательной приставкой «злой» вообще непонятно, как это MY FAVOURITE SON угораздило превратиться в conscientious objector Лебовски. Поэтому они ведут с ним задушевные разговоры, и эти самые разговоры очень силно добавляют к общей атмосфере странности и сказочности в «Хэллбое». Отец Джуреску один из таких персонажей. Он не пытается переманить Хэллбоя на свою сторону, совсем нет, он чисто по-дружески рассказывает историю сына, а уже видя, что Хэллбой упертый, как осёл, решается таки напасть на него, то есть не задумываясь жертвует собой.

Станислав: Да, наблюдать за бесконечными попытками сил зла УГОВОРИТЬ Хэллбоя одно удовольствие. В этом плане всем фору даст Астарот, который появится в третьем томе. Здесь же в этом амплуа дебютирует fan-favorite character Геката, «важное мифологическое существо». И это описание — отнюдь не преувеличение. Она действительно фигура невероятно значимая. И не только в контексте вселенной. Именно для судьбы Хэллбоя она один из ключевых персонажей. Учитывая пророчество о том, что они вместе встретят Апокалипсис.

Я до недавнего времени особо не задумывался, насколько они схожи. Тем более не задумывался тогда, хотя уже в 1996 году (будем повторять это весь выпуск) Майк дал на это жирный намёк. Вот как Гекату описывают ее последователи: «Hellish, Heavenly, Earthly». А вот как Хэллбоя описывает Дагда: «Heaven, Hell and Human come together». А теперь подробнее. Хэллбой рождён от союза демона и человека, при этом в его жилах течёт кровь ангела (привет, рука). Геката же существо демонического происхождения, которое (спойлер, спойлер) пило кровь ангелов и которое в итоге было заточено в теле человека. Это триединство по-Миньоле делает их практически близнецами.

Никита: Не секрет, что в Хэллбойвёрсе Хэллбой является не единственным акселератором апокалипсиса. Так получилось, что он является самым простым способом достичь ада, погибели и отсутствия светского консенсуса, потому что у него на руке натурально ключ от тюрьмы Огдру Джахад. Если учесть тот факт, что у разных фракций в мире «Хэллбоя» своё собственное понимание апокалипсиса, то Хэллбой вовсе не является тем самым chosen one. Геката наиболее схожа в этом плане с Хэллбоем, потому что давайте ворвёмся на сеундочку глубоко в «лор (lore) Хэллбоя».

Геката стоит у истоков вообще самой возможности апокалипсиса. Она, можно сказать, единолично разрушила Гиперборею, соблазнив короля Тота и проникнув в его тайный сад, где он держал на привязи ангелов. Рассказав про это всем остальным гиперборейцам Геката устроила «Майдан», и Гиперборея пала. Но и это ещё не всё. Дело в том, что Геката на какое-то время стала ЧЁРНОЙ БОГИНЕЙ и предопределила «сплит» гиперборейцев на людей «Левой Руки», которые поклонялись ей и людей «Правой Руки», которые you guessed it true believers остались верными Тоту и you guessed it again поклонялись той самой руке, которая приделана к Хэллбою. Тематически это означает, что Хэллбой и Геката (через H, если по-английски, т.е. Hellboy и Hecate) — это две части одного целого, только Хэллбой всячески отрицает своё участие в общей схеме вещей, а Геката активно работает на то, чтобы это общая схема вещей случилась. Я совсем забыл упомянуть о том, что Тот проклял Гекату, что, собственно, косвенно и привело к событиям Wake the Devil.

Станислав: Геката вообще кладезь мифологических отсылок. Тут вам и разрушенный Эдем, тут и всевозможные божества, от Ламии до Кали. Но меня в этом плане всегда интриговало её происхождение. Откуда она взялась и каков действительный масштаб её фигуры? С одной стороны, её иногда называют «сестрой» Огдру Джахад и, как следствие, прародителем всех монстров («Хэллбой»-версия Красного Короля из «Балтимора»). С другой, если продолжить копаться в мифологии, Геката была единственным титаном (титанессой?), которая помогала Зевсу в сражении титанов и богов. Если обращаться к Хэллбойвёрсу, то здесь роль богов (старых богов) выполняют Огдру Джахад и Огдру Хем, а роль титанов — ангелы (их титанами буквально называет), т.е. получается «ревёрс» фундаментального добра и зла. Но если это так, то Геката не просто присутствовала при той войне, но и помогала заточить в тюрьму Драконов. Более того, дальше можно предположить, что именно ей могли скормить остатки Анума (все, кроме руки), поэтому не исключено, что в ней течёт кровь даже того же ангела, что и в Хэллбое.

Я хотел бы ещё развить тему её связя с монстрами (особенно, с вампирами), но тогда нам ничего не останется на B.P.R.D.: 1947. Давай лучше к человеческой составлющей Гекаты — Ильзе Хаупштайн. Ты говорил про троп «дружественных врагов», так вот Ильза — полная ему противоположность. Фанатичная, импульсивная, пугающе маниакальная, она готова все выжигать на пути, отделяющем её от УЧИТЕЛЯ и от возлюбленного. Если остальные нацисты Распутина носят отчасти комичный характер, то Ильза — настоящее чудовище, от которого кровь стынет в жилах.

Никита: Ильза — это развитие темы nazi exploitation, особенно кинофильма Ilsa, She wolf of the SS, только без «софткор»-порносоставляющей, зато с возведённым в абсолют тропом «преданность идее». Вообще, компетентных нацистов, на мой взгляд, в «Хэллбое» нам ещё не показывали, они все представляют собой какой-нибудь over the top троп из «нациэксплотэйшена». И даже более менее самостоятельную Ильзу в конце концов поглощает Геката.

Станислав: Тем не менее, именно нацистов Распутин сделал краеугольными камнями своей церкви и именно им доверил своё будущее воскрешение. И если выбор Ильзы более, чем оправдан — она пожертвовала собой ради учителя, то Крёнен и Куртц — это же laughing stocks, хоть и опасные своим безумием. Как можно было на них рассчитывать, когда чуть появился внешний фактор в лице действительно грозного нациста фон Клемпта, как они перебили друг друга? Совершенно неудивительно, что в конечном итоге они так и остались пешками, хотя и в будущем (спойлер, спойлер) предприняли попытку выполнить волю Распутина и создать для него тело (да, еще в 1996 году Майк заложил линию, которая поднимется спустя 16 лет, потрясающе).

Никита: Где их опять-таки обманул и подчинил бывший менеджер среднего звена. Распутину, как мне кажется, просто было не с чем работать, соотечественники уже безбожники, выполняющие пятилетку в три года, а вот «гансы» как раз находились в состоянии мистического гипноза, поэтому были вполне приемлемой материально-технической базой. Тут надо понимать, что Распутин после своего общеизвестного убийства «кроссдрессером» уже во вселенной «Хэллбоя» более не человек, а такой же сказочный персонаж, как Хэллбой или Баба Яга. Ассоциирует он себя кстати так же. «TOO MANY HUMANS GRIGORI».

Станислав: Баба Яга... помню, насколько меня поразило её появление при первом прочтении. Конечно, и Распутин в качестве главного антагониста первой мини был приятной неожиданностью, но Баба Яга — это совершенно иной уровень. Ещё и со всеми характерными атрибутами: изба на курьих ножках, ступа, тридевятое царство, тридесятое государство. И это ещё тогда даже близко нельзя было представить, во что это в итоге выльется. Полный восторг.

Стоит отметить, что Распутин здесь предстал в немного ином амплуа. Он всё еще агент Огдру Джахад, но уже начинает задумываться над своей собственной ролью. Пешкой он быть не хочет. Поэтому много внимания уделяет и собственной мести, хоть и не своими руками свершённой. Но худо в итоге приходится всем его обидчикам. И Лиз, и Эйбу и, конечно же, Хэллбою.

Никита: Да-да, Григорий даже в конце кричит: «CAN’T I HAVE SOMETHING FOR MYSELF». На что Баба Яга отвечает: «Гришечка, как ты собрался иметь что-то своё? Ты ведь не Бог, не король и даже не маг уже». Похожая проблема, назовем её «синдромом Бога», наблюдается у многих «познавших мир» персонажей в Хэллбойвёрсе.

Баба Яга и её гоголевский Коку, конечно, производят неизгладимое впечатление. THRICE-NINE LANDS IN THE THRICE-TENTH KINGDOM! Вот это тот самый уровень заботы и «ресёрча», за который все любят Миньолу.

Станислав: А ещё Миньолу любят за потрясающее умение одновременного управления огромным множеством сюжетных линий. То, что уместилось в пять номеров Wake the Devil, другому среднестатистическому автору хватило бы минимум на десяток выпусков. Притом, насыщенность событий видна и по сравнению с Seed of Destruction, который, как говорит Майк, если бы ему дали сейчас переделать, уложил бы в 37 страниц, т.е. в полтора номера «Пробуждения». Это называется экономичным «сторителлингом», когда нет ни единой лишней сцены. Да чего там, ни одного лишнего кадра. При этом не создается ощущения, что Миньола торопится и кого-то обделяет вниманием. Но плотность, какая же плотность событий!

Тут вам и основная линия с Хэллбоем, которая умещает и Джуреску, и Гекату, и Распутина, и Ильзу, и мифологических закулисных фигур. Тут и норвежские приключения нацистов, в которых Майк ещё успевает вписать фон Клемпта. И параллельные миссии Эйба и Лиз, которые можно было сделать непримечательными. Но нет, Миньола и здесь заготавливает такие ружья на будущее, что Эйб до сих пор со своим разобраться не может. И это, опять-таки, было сделано в 1996 году.

Никита: Кстати, да, давай о параллельных миссиях Эйба и Лиз. Строго говоря, задание у них то же самое — найти замок Джуреску. Лиз тем не менее находит «фэнфэйворит» персонажа Роджера, а вот Эйб не находит ничего, но зато имеет очень неприятный разговор с Распутиным, которого, если вы помните, он убил ещё в первой мини-серии, и разговор этот окупится ещё очень нескоро.

Станислав: Мне в этих миссиях понравилось два момента. Первый — это повышение ставок. Нам впервые показывают рядовых агентов бюро в деле, и они тут же все калечатся (двое и вовсе умирают). Второе — это очередное подтверждение подхода «expect the unexpected». Если Эйб пострадал, как говорится, по делу, т.е. попал в ловушку Распутина, то команда Лиз абсолютно рандомно натолкнулась на лабораторию искусного алхимика Мишрассе. И вот так (как бы случайно) нам представляют одного из главных и любимых героев Хэллбойвёрса — Роджера. Притом, первоначально это знакомство выглядело мрачнее некуда — Лиз ведь «погибла», лишившись своего пламени. Приняв решение превратить всю миссию борю в катастрофу, Миньола следовал ему до самого конца.

Никита: Ну тут это ещё не совсем рядовые агенты, а ходячие «оммажи» двум «спаймастерам» большой двойки — Нику Фьюри и Аманде Уоллер (Джон Бирн, да, тот самый, скопировал внешний вид известной актрисопевицы мьюзиклов Нелл Картер, но, насколько я понимаю, персонаж прошёл и мужскую итерацию во время планирования). Единственный рядовой агент Сидни Лич не только выжил, но и вообще пропал из Хэллбойвёрса.

Станислав: Хех, вот Сидни Лич как раз не просто агент, а единственный «метахьюман» из всей этой когорты. С достаточно нелепой способностью — Human Metal Detector. Правда, он ещё и управлять металлом мог, хоть и на примитивном уровне. Своего «Магнето» Миньола решил не взращивать, поэтому Сидни действительно быстро пропал с радаров. Но в этой миссии он интересен не столько способностями, сколько ролью «читателя», который задаёт Лиз неудобные и прямые вопросы. И с этой ролью он, в принципе, справился.

Ладно, мы долго плясали вокруг да около, но пришло время обсудить финал. Ещё в начале я обмолвился, что Миньола не планировал сделать его таким грандиозным. Собственно, я никому Америки не открою — Майк об этом говорит в послесловии к сборнику. Вместо Зверя Апокалипсиса и эпохальной сцены с рогами всё должно было закончится битвой с Джуреску, но в планы Миньолы вмешалась Геката, которая разразилась речью о предназначении Хэллбоя, и история начала писать себя сама. Мы уже про такие «изменения» вскольз упомянули — многие идеи Майка доходят до читателя в значительно переработанном виде по сранению с первоначальными версиями. Иногда это является следствием времени, когда история просто лежит 10 лет и ждёт своего часа, а иногда следствием поведения персонажей — вот берут они так и всё меняют, попутно принимая решение за автора. И это потрясающе, мир буквально живёт. Да, у него есть создатель, но даже он не всё за всех решает. Иногда его просто не берут в расчёт.

Никита: Это вообще очень круто, когда история постепенно растёт и видоизменяется, а не появляется сразу в виде питча «а что, если бы вместо Икс-Менов у меня был бы чёрт и Моррисси-экстрасенс». И меняется так не только общая история, но и каждый отдельный момент. В конце «Пробуждения» вообще не ожидаешь, что начнётся галюциногенный трип с рогами и судьбами. Максимум, чего ждёшь — это битвы с Джуреску. И превращение Ильзы в Гекату тоже не ждёшь, в обычных комиксах это растягивается как минимум на год, а тут «на, держи всё сразу». Как-то вот получается, что character-driven истории лучше, чем editorial-driven.

Станислав: Да, концовка получилась прям character-defining. Её важность для персонажа невозможно переоценить. Хэллбой избрал свой путь, окончательно пустив под откос все пророчества и ожидания. Он будет в дальнейшем уходить от правды, будет зарывать голову в песок, но именно здесь он переродился. Он сделал выбор, которому следует и по сей день.

Майк потрясающий рассказчик и потрясающий дирижёр читательских эмоций. Этому эпохальному моменту можно было посвятить целый выпуск, но Миньоле хватает четырёх страниц. При этом, за эмоциональным катарсисом сразу жу следует такой будничный эпилог. И несмотря на резкий переход, чувства недосказанности или ощущения того, что сцену оборвали, нет и в помине. Ни одной лишней сцены, ни одной лишней панели. Идеальный «сторителлинг».

Что ж, мы вроде всё обсудили, да и лучшего момента для завершения выпуска нам не подобрать, поэтому твой финальный вердикт?

Никита: Честно сказать, считаю бесполезным выносить комиксам Миньолы «модный приговор», потому что ну вот просто нет плохих. Если бы мы тут обсуждали онгоинг «Эйба Сапиена», там ещё можно было бы поюлить, лицо покуксить, а тут нет. Эталонные комиксы.

Станислав: Правда твоя. Но я всё же отмечу, что даже на фоне остальных безупречных комиксов про Хэллбоя Wake the Devil всё равно выделяется. Это истинный «ориджин» персонажа, чтобы там не думал о себе Seed of Destruction, и это та история, которая по-настоящему запустила Хэллбойвёрс. Так уж вышло, что это ещё и потрясающий комикс про потрясающего персонажа.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
16895 271
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
17455 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
13453 103