RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #27: Hellboy and the B.P.R.D. 1953 — Beyond the Fences

27.05.2016, 16:01 — Станислав Шаргородский 1967 8

Момент, когда Джон Аркуди, строивший дюжину лет вместе с Майком вселенную «Хэллбоя», окончательно уйдёт в авторские проекты, уже не за горой — следующий год нас встретит уже без него (за исключением периодической работы на «Лобстере»). И сейчас самое время искать проверять на прочность его преемника, коим стал Крис Роберсон.

Никто ещё официально не утверждал, что именно Крис будет основным сценаристом третьего цикла B.P.R.D., но всё именно к этому идёт. А чтобы у читателей сразу сложилось представление о том, что их ждёт, ему отдали на откуп другую флагманскую серию вселенной — Hellboy and the B.P.R.D. О дебютной мини-серии Роберсона, Beyond the Fences (Hellboy and the B.P.R.D.: 1953 — Beyond the Fences #1-3), а также о парочке мини-историй из зимнего сборника (самое время в канун лета!) Hellboy Winter Special и пойдёт сегодня речь.

Да, сегодня я снова солирую и снова пытаюсь разложить всё по полочкам. Поехали.

Так как мини-серия Beyond the Fences является таким насыщенным «сник-пиком» того, что ждёт читателей Хэллбойвёрса в ближайшие несколько лет, рассматривать этот сюжет я буду именно с этого ракурса. А именно, что же из себя представляет Hellboy and the B.P.R.D. в исполнении Роберсона? На этот счёт есть несколько наблюдений.

Periodic piece

Логично было бы ожидать воссоздания эпохи от комикса, в названии которого фигурирует год. Но, например, Майка это никогда не останавливало в мелких историях про Хэллбоя. Он с бОльшим энтузиазмом использовал географию, а не эпоху. Пространство, а не время. Роберсон же, если так можно выразиться, следует заветам Дайсарта и Аркуди. Вот лишь несколько примеров:

Обложка первого номера отсылает к творчеству Нормана Роквелла (хотя это заслуга Риверы).
На первой странице истории мимоходом поднимается вопрос положения женщин в обществе.
Характерная для эпохи обманчивая атмосфера идиллии воссоздана до мельчайших деталей.
Холодная война ещё только началась, но уже набирают ход конспирологические настроения.

Долгосрочное планирование

Только в прошлый раз я говорил об «антологичности» серии, как уже в этом сюжете нам представляют полноценный «онгоинг». В этом, опять-таки, нет ничего нового для Хэллбойвёрса — Аркуди так писал весь цикл Plague of Frogs. Но Крис заходит всё же дальше — мы в итоге не получаем даже законченный сюжет. Точнее, инцидент-то исчерпан, только вот ни одного ответа получено не было. Нам не дали главного — разгадки тайны произошедших событий. Не говоря уже про характерную для общего «сторителлинга» сквозную линию в лице агентов S.S.S., с которыми Хэллбой и ко даже не пересеклись (если не считать мимолётную встречу во время финального сражения с монстром) — антагонисты пока больше действуют за кулисами. Венцом подхода становится внезапное видение Сьюзан, из которого вытекает следующее более тревожное наблюдение.

Потенциальная супергероика

Я специально отмечаю, что «потенциальная», потому что серия ещё таковой не стала, но звоночки уже есть. Во-первых, упомянутый флэшфорвард-эпизод со штатным телепатом БПРД, выполненный в духе «хикмановских» coming soon разворотов. Стоит оговориться, что в Хэллбойвёрсе никогда не чурались развешивать ружья по ходу сюжета, но никогда это не делалось так топорно. Во-вторых, дуэт (пока ещё дуэт) советских агентов выглядит на текущий момент банально — он будто сошел со страниц Marvel Comics, где состав Supreme Soviets распался, и некоторым членам захотелось выпустить пар на стороне. Единственное, что добавляет интригу в их линию — это готовящийся coup d’etat Варвары. В-третьих, элементы супергероики прослеживаются и в повествовании. Ничего не имею против «спасения в последний момент», но когда этот приём применяется трижды за одну сцену (Хэллбой, Рахиль, а затем снова Хэллбой), это сильно настораживает.

Командный комикс

Это то, чего сейчас так не хватает в Hell on Earth, где все герои закрылись от окружающего мира и практически в одиночку борются со своими демонами. Это то, чего не хватало и в 1952, где почти у каждого персонажа была своя отдельная линия. И это то, что в Beyond the Fences отыграно на ура. Штегнер и Ксиан в одной сцене идеально работают в связке, чтобы уже в следующей отпускать друг другу колкости; скептически настроенный Джейкоб обретает веру в Хэллбоя и уверяет всех, что у того «всё под контролем»; сам Красный каждый раз переживает за Сьюзан после её очередного припадка — за всем этим просто приятно наблюдать. Ты видишь, как герои живо и правдоподобно общаются, взаимодействуют, поддерживают друг друга, и понимаешь, что сюжет обрастает плотью и кровью именно благодаря этим маленьким сценам.

Игра в «соедини точки»

В каждом интервью с Миньолой, когда речь заходит о Роберсоне, Майк отмечает, что доверил ему свою вселенную не только из-за писательского таланта, но и из-за энциклопедических знаний о мире «Хэллбоя» и, что важно, умения их применять. Вот прям так — Крис, мол, так здорово всё связывает, что даже Майк был поражён. А, если учесть, как мы в рубрике любим выкладывание пазла, этот момент представлял для меня особенный интерес. Я уже отмечал, что развешивание ружей на будущее в серии было осуществлено буквально в лоб — через видения Сьюзан. По сути, если отбросить foreshadowing событий B.P.R.D.: A Cold Day in Hell, то все связи с другими частями вселенной происходят исключительно через них.

Так, нам всячески намекают на важность «плачущих» статуй из Южной Америки — эта линия была внезапно поднята в 1952 и, видимо, продолжится и в ране Роберсона. Есть, например, параллели между инцидентом с мутирующей собакой и тем, как эти статуи трансформируют тех, с кем контактируют.

Другая более очевидная отсылка (аж на «сплэшпейдж») была сделана к событиям B.P.R.D.: 1948. Линия с энкеладитом давно лежит на полке и ждёт своего развития, при том, как в прошлом, так и в настоящем. Если предположить, что собака так мутировала из-за него, то тогда можно объяснить особенности Феникс (два ДНК) тем, что мать носила камень на шее, пока была беременна.

Третья и самая внезапная связь проскочила мимолётом во флэшфорварде Сьюзан. Таинственный человек в шляпе, пугающий людей своим портативным «тессерактом» — это ведь инопланетянин, которого Хэллбой повстречает в Hellboy: The Conqueror Worm. Либо его сородич. У него был такой же предмет, который и помог одолеть «Червя-завоевателя». Да, мы уже очень давно ждём разрешения этой линии.


В отличие от сценариста, к выбору художника не может быть совершенно никаких вопросов. Мастер автофототрейсинга (извините) Паоло Ривера будет желанной кандидатурой для любого мейнстрим-комикса, но здесь он смотрится особенно хорошо. В его рисунке нет слабых мест, вообще.

В работе с персонажами он не ленится придать индивидуальность даже статистам на заднем плане — обратите внимание на реакцию детей во время общения с Хэллбоем. Он прекрасно работает с языком тела каждого из героев сюжета — просто по тому, как двигается и как стоит во время расспросов Штегнер, можно многое о нём узнать. А как вам такая мелочь, как взаимное виляние хвостом Мака и Красного?

Он безупречно (эпитеты у меня не закончатся) работает с пространством. Он не просто создаёт городок, но и безошибочно работает в рамках его географии — несколько кадров общего плана, и мы уже представляем, что где находится. Казалось бы, такая мелочь, но многие художники не понимают, как её исполнить. Паоло делает из окружения отдельного персонажа, который взаимодействует с остальными героями.

Яркие и запоминающиеся дизайны, воссоздание духа эпохи, работа с тенью, построение экшн-сцен — рисунок Риверы можно хвалить долго, но совершенно не за что ругать. Хотя ладно, я всё же нашёл одну проблемную панель, но ошибка на ней уже давно стала настоящей бедой многих художников, работающих с Хэллбоем.

Отдельно стоит отметить как всегда безупречную покраску Дэйва Стюарта — он прекрасно понимает важность создания идиллической атмосферы, и осветляет свою привычную цветовую палитру. Не смотря на происходящие ужасы, от рисунка действительно веет оптимизмом и беззаботностью, характерными для той стадии карьеры Хэллбоя. Отдельного упоминания заслуживает образцовая работа со светом. Просто пир для глаз.

В конечном итоге, Hellboy and the B.P.R.D.: 1953 — Beyond the Fences получился отличным комиксом и многообещающим дебютом как для Роберсона, так и для Риверы. Да, первого я успел поругать — и вполне за дело — но если отбросить сомнительные заимствованные из супергероики повествовательные приёмы, то историю он написал лёгкую и увлекательную. На фоне крайне пессимистичных серий настоящего она выглядит настоящим глотком свежего воздуха. И за одно это можно поблагодарить всю авторскую команду.


Wandering Souls

Почти всё обсуждение предыдущего сюжета я строил на тезисе, что это первая работа Криса Роберсона. Хотел бы постфактум поправить его — это первая полноценная работа Роберсона, потому что аппетайзер в его исполнении мы получили буквально за месяц до мини. События истории Hellboy and the B.P.R.D.: 1953 — Wandering Souls (Hellboy Winter Special) происходят в заснеженном Вайоминге и рассказывают о населённой призраками шахте, прошлое которой таит ужасную тайну. Звучит достаточно обыденно, да и выглядело бы, честно говоря, так же, если бы не желание Криса через историю развить Сьюзан (подозреваю, что его любимый персонаж). Фокус удивительным образом смещён с Хэллбоя в пользу агента БПРД, которую за двенадцать страниц раскрывают намного лучше, чем за всю предыдущую мини в пять номеров. Особенно интригует оставленный тизер относительно её прошлого.


Отдельно стоит отметить рисунок Майкла Уолша. Он, как и сценарий, не предлагает ничего экстраординарного, но служит истории хорошо. Достаточно энергичный, внимательный к работе с персонажами арт успевает даже парочку раз удивить стилевым разнообразием для сцен прошлого и того, как изображены привидения. Это определённо тот рисунок, который хотелось бы снова увидеть в серии Хэллбойвёрса.


Mood Swings

Когда Майк планировал будущее свой вселенной, «элсворлды» делались не только в рамках антологии Hellboy: Weird Tales. Параллельно с этим во время «кастинга» будущей авторской команды для B.P.R.D. создавались уан-шоты, половина из которых совершенно выбивается из «хауз стайла» Миньолавёрса. Да, они как бы являются частью канона, но в фанатской среде о них не принято говорить вслух. Это Night Train, который своей блокбастерностью стилистически не попал в тон вселенной. И There’s Something Under My Bed, который просто не стыкуется ни с одним из краеугольных камней миростроения.

Я всё к чему? B.P.R.D.: Mood Swings (Hellboy Winter Special) из той же самой оперы, и посему внимания здесь особо не заслуживает. Снеговики-убийцы под управлением гоблинов — такие вещи обычно выносятся в пародии. Не говоря уже про общую истеричность истории.


Единственный плюс — замечательный рисунок Майкла Эвона Оеминга, которому мы всегда рады.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
15561 271
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
16374 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
12587 103