RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #19: Hellboy — The Hounds of Pluto

01.12.2015, 20:04 — Станислав Шаргородский 9939 6

Хэллбоймедия пробудилась, и теперь её не остановить! Сегодня ещё один регулярный выпуск, который в силу различных обстоятельств стал самым большим долгостроем за всё время существования рубрики — больше месяца ушло на его создание (из которых активными были от силы дня 3-4, хех). Считайте, что так мы решили «поддержать» сегодняшний предмет обсуждения — ещё больший долгострой под названием Hellboy in Hell.

Историю Hounds of Pluto (Hellboy in Hell #7-8) мы ждали больше года. Но она ведь того стоила, правда? Хотя, мнения среди нас разделились. Да, к слову о «нас». Сегодня в рубрике специальный гость, которого вы наверняка не ожидали здесь увидеть. Встречайте, Виталий Терлецкий, креативный директор издательства «Комильфо». Кроме того, в беседе снова принял участие самый противоречивый автор Медии — Евон Азов. Да, «нас» сегодня трое.

Текст получился большой (за столько-то времени могли уж сподобиться!), так что приготовьтесь выделить минут 20-30 своего досуга. Поехали.

Станислав Шаргородский: Для тех, кто удивлён присутствием Виталия в сегодняшней беседе, расскажу, что его спонтанное появление стало продолжением шутливой беседы в ВК, вызванной этим постом. Собственно, вот и вся предыстория. Думаю, что от неё мы и будем отталкиваться.

Виталий, ты тогда заявил, что «ленивый старик Майк ничего лучше ASoH уже не сделает». Похоже, то был единственный раз, когда ты говорил серьёзно. Не мог бы ты поподробнее раскрыть этот тезис и вообще в целом рассказать о своём отношении к творчеству Миньолы?

Виталий Терлецкий: Миньола очень большой молодец, потому что он в одиночку создал целый графический стиль, если угодно, взрастил целую кучу художников лично или почти лично, а ещё несметное их число рисует теперь, подражая его стилю. Нет, безусловно, так играть светом и тенью все начали ещё очень давно, ещё когда палп и нуар рисовали в середине века и раньше, но сдаётся мне, что именно Миньола добавил сюда составные фигуры из совсем уже простых геометрических форм.

Но только ли ради графики мы так его любим? Нет, ведь мы продолжаем читать целую кучу серий, которые сам Майк уже давно не рисует. Так что же так хорошо в его историях? То, что они сделаны не на пустом месте, а будто бы пронизаны историей (и псевдоисторией), реальными историческими персоналиями, легендами, сказками, мифами и прочим. Это очень хороший приём. Мне кажется, что «Песочный человек» Нила Геймана так популярен по схожим причинам. Причём Миньола не пересказывает эти легенды, а просто встраивает персонажей в собственный сюжет. Это хорошо.

Что касается «Головы-Винта», то лично мне он нравится своей абсолютной независимостью от остального Миньолавёрса. Это приятно. Книжка очень самодостаточная. Во-вторых, мне почему-то кажется, что в ней просто супер раскадровки. И таких больше нет. А в-третьих, мне очень нравятся эти лаконичные короткие истории. Ну, это предвзято. Я просто не умею сам писать длинные истории, а ещё не могу сосредоточиться на долгое время.

Евон Азов: Миньола, конечно же, безусловный мастер теней, но корни его стиля произрастают, как мне видится, не из палпа с нуаром середины века, а из творческого переосмысления «хауз-стиля» Marvel восьмидесятых годов и дальнейшей логической эволюции этого стиля. Не секрет, что Майк усиленно впитывает в себя творческую эссенцию всех людей, с которыми он долгое время работал, общался или даже учился! В конечном итоге, если разбирать его рисунок и «сторителлинг», то они окажутся сложнейшей амальгамацией Арта Адамса, Джека Кирби, Брюса Тимма (за эталонный дизайн Фриза из BTAS отвечал как раз Миньола) и множества других художников, инкеров и колористов. Сам Майк описывает свой уже сформировавшийся минималистичный стиль как результат тридцати(!) лет проб и ошибок. Майк так же не очень доволен своей работой над Seed of Destruction, хотя лично я думаю, что это идеальное Лимбо, в котором живут Майк-супергероист и Майк-мифологист.

Сам Хэллбой как история и персонаж — это тоже амальгамация всего, что непосредственно нравится Майку: палповые комиксы, тоже палповое кино, ранний Джек Кирби и, конечно же, мифы и легенды разных стран. Я считаю несколько некорректным сравнивать «Хэллбоя» и «Песочного Человека» — более двух разных книг, стоящих про разное, мне, кажется, вообще не сыскать. Я наверное не открою большой тайны, если скажу, что отношусь к творчеству Нила Геймана негативно, хотя вот даже где-то валяются книжки, подписанные им.

Станислав: Хех, честно говоря, ждал в ответе Виталия словосочетания «абсурдный юмор» и «безудержная фантазия» и хотел сразу отсылать к сегодняшнему пациенту. Не секрет, что в своё время «Голова-Винт» стал(а) для Миньолы отдушиной. Тогда «Хэллбой» из увлечения превратился в работу, и Майк начал себя немного сдерживать (хотя читатели этого особо не заметили). Прошло время, он создал свой великий эпик с Данканом Фегредо, и теперь уже «Хэллбой в Аду» стал аналогичной разгрузкой — Майк на время избавил персонажа от всего этого груза предназначения, променял зажатый в рамки земной мир на Ад и начал строить из него свой маленький фэнтези-мирок. Мирок, который он с любовью населяет и будет населять всем тем, что его вдохновляет. Как вы считаете, можно ли считать эту серию духовным продолжением «Головы-Винта», особенно если учесть мелкие отсылки Майка к той самой мини-истории, за которую получила «Айснера» его тогда ещё совсем маленькая дочка?

Евон: Кэти Миньола, дочка Майка — это, можно сказать, его главная муза, и все истории, где можно проследить её влияние, по определению более goofy и более теплые, нежели соло-«Хэллбой» Майка. Pancakes, Screw-On и вот теперь Hellboy in Hell все несут на себе отпечаток Кэти. Тонально «Гончие» гораздо менее депрессивные и жуткие, чем первый арк «Ада». Прослеживается это в маленьких деталях: помешанный на рыбе Голем, саркастичный судья, украдкой отсылки к «Винту» и общее оптимистичное (если может быть оптимизм в аду) настроение истории. Поэтому я бы не назвал «Гончих» «спиричуал саксессором» «Винта», но определенное влияние Кэти действительно в этой истории есть.

Виталий: Да, безусловно, во многом атмосфера «Винта» прослеживается в «Аду», но, на мой взгляд, даже несмотря на некую художественную автономность, «Винт» интереснее. Кажется, сейчас вы двое захотите меня побить, но мне «Ад» показался несколько затянутым. Ну, это закономерно, ведь он примерно в два с половиной раза больше.

Мне кажется, здесь сказывается то, что Миньола уже немолод. Он уже очень много пишет, и он устал. Эта усталость прослеживается в самом повествовании. Устал не Хэллбой в аду, устал Майк. Устал увязывать всех этих сэров, Эйбов, вампиров и демонов в один большой пучок. Не знаю, может быть мне это просто так кажется.

Всё это похоже и одновременно непохоже на прошлое, а прошлое всплывает здесь тут и там. (Кстати, ребята, расскажите мне про отсылки к Witchfinder, я его не читал). Кроме всего прочего, лично мне вообще показалось, что это чуть ли не последняя история про Хэллбоя (почти каждый раз так с ним кажется), ведь Миньола будто бы гуляет по осеннему парку (только гуляет Красный, а вместо парка — ад) и вспоминает всё, что произошло за последние четверть века в его вымышленном мире.

Станислав: Надо понимать, что «Хэллбой в Аду» до текущего арка делился на две разные части. Есть первый уже упомянутый Евоном мрачный и серьёзный арк, который должен был обозначить экспозицию, ну и между делом несколько раз перевернуть всё с ног на голову. А есть последовавшие за ним лёгкие приключенческие истории (про желания и пражского вампира), которые до «Головы-Винта» не дотягивают разве только в юморе. «Гончие» в этом плане вобрали и от одной части, и от другой. Притом резкая смена тональности случилась дважды: сначала был важный предсказательный момент с Элис, потом вся эта абсурдная линия с доктором Хоффманном, и в конце речь снова идёт о судьбе мира. И, как всегда это бывает у Майка, идёт она буднично. Но я что-то увлёкся, потому что хотел сказать немного о другом. Ад Миньолы совершенно непредсказуем — в нём действительно может произойти всё, что угодно. И в этом я вижу ключевое сходство со Screw-On Head.

А что касается усталости, то у меня обратное ощущение. Миньола сейчас в блаженном состоянии и балдеет от каждой страницы. Он не мучается, как если бы был уставшим, а получает удовольствие, как если бы обладал полной творческой свободой. Да что там говорить, он же не только пишет, но и рисует. Делает то, что любит делать больше всего. И никого он не увязывает, кроме собственно «Хэллбоя». Начиная с Conqueror Worm он увёл персонажа в иную степь и практически перестал смотреть в сторону «Эйбов и вампиров». В «Аду», в этом я уверен на все 100, стоит ждать появления только тех персонажей, которых Майк создал и вёл в «Хэллбое». Тех персонажей, которые нигде более особой роли не играют.

Виталий: Кстати, а насколько долго ещё будет продолжаться эта серия? У меня каждый раз ощущение, особенно в восьмом выпуске, что она закончилась, причём закончилась навсегда, и основную линейку приключений Хэллбоя мы уже не увидим. Так как же обстоят дела на самом деле, господа?

И да, если ад так непредсказуем, и там может произойти всё, что угодно, почему же тогда там так ничего и не происходит? Может быть я старый, а может быть — глупый, но я с трудом перечитал эти выпуски и с не меньшим трудом дочитал их вообще. Может быть, мне вообще все опостылело? А, нет, сейчас я читаю Wrenchies, и я от них в восторге, а ещё «глотаю» книжки Джейсона одну за другой. Значит, дело просто в восприятии.

«В аду может произойти всё, что угодно»... Так, погодите, мы же имеем дело с вымышленной историей с самого начала, значит там с самого начала может произойти всё, что угодно. Разве нет?

Евон: Абсолютно не согласен с тезисом об усталости Майка. Это, по-моему, как раз тот самый случай, когда от стопроцентно твоего детища невозможно устать. Тонально «Хэллбой» и «БПРД» и всякие там «Вичфайндеры» очень разные. «Хэллбой» — это всегда только Миньола, а на «БПРД» и другие спиноффы оказывают влияние другие создатели (мой любимый B.P.R.D.: Vampire — это почти полностью Ба и Мун). «Хэллбой в Аду» будет продолжаться ещё как минимум 5-6 лет, всего нас ждёт четыре трейда в общем. С обособленным магнум опусом Дэлримпла «Хэллбоя» сравнивать ну просто бесполезно. Wrenchies — это квинтэссенция всех работ Фэрела сразу, от ремейка «Омеги» до его вебкомиксов на сайте studygroup и его прото-Wrenchies сборника Delusional. «Хэллбой» — это уже большой франчайз с кино, видеоиграми и новеллами, однако до усталости и высасывания материала из пальцев ещё очень далеко.

Формально могу согласиться, что устал сам Хэллбой, но никак ни его создатель. Напомню, что в «Аду» ещё куча всего должна произойти: там ещё Распутин в желуде сидит, там ещё армия, там ещё Варвара, и чего только нет. Также не могу согласиться с фразой, что «ничего не происходит». Там каждый номер MAJOR SHIT GOING DOWN, причём со всеми персонажами, взять того же Эдварда Грея. Надо понимать, что Эдвард Грей долгое время был суперэнигмой в мире «Хэллбоя», мы видели его одновременно в двух ипостасях: оккультный викторианский Джеймс Бонд и неведомая назгульная «дэйас экс макина». В «Аду» нам показали его ориджин, возможные мотивации и набросали ещё кучу других сюжетных линий.

Станислав: Вот именно. Говорить о том, что в Hellboy in Hell ничего не происходит — это фундаментальное непонимание (или непринимание) повествовательного стиля современного Миньолы. Я просто перечислю хотя бы то, что произошло за первые четыре выпуска: стычка с Элигосом, экскурсия по достопримечательностям ада, представление Пандемония и армии Хэллбоя, убийство Сатаны, разборка Красного с родственниками, сцена его рождения, ориджин Грея, революция в аду, в конце концов. Половина из этого — просто «эвент-левел» события для рядовой супергероики.

А под «в аду может произойти всё, что угодно» я вот что имел в виду. Вымышленная вселенная Майка построена не с нуля, в её основе лежит наш реальный мир, который в любом случае накладывает свои ограничения в плане развития событий. В аду, этом маленьком мире прямиком из головы Миньолы, правил нет. Как в сказках. И это даёт полную свободу автору в повествовательном плане. Здесь Гамори, ранее обозначенная как major character, может внезапно появиться и так же внезапно быть отправлена в путешествие страданий и унижений, чтобы завершить его уничтожением Пандемония (сердца ада). Криком ужаса. Это та самая непредсказуемая непредсказуемость.

Виталий: Слушайте, ребята, вы меня убедили, это всё действительно очень круто. Возможно, я просто действительно недостаточно внимательно всё это читал, ведь основную линейку Красного я прочёл ещё очень и очень давно. А может быть, я просто не попал настроением. В любом случае, после ваших слов мне захотелось перечитать всё это повнимательнее. Может быть, через время. Кстати, мой любимый «БРПД» — это тоже «Вампир», и тоже из-за чудо-братьев.

Кроме всего прочего, как вы думаете, как серия «Ада» повлияет вообще на весь остальной Миньолавёрс и к чему она должна в итоге привести?

Станислав: Изначально Майк задумал серию без единой связующей идеи. Хэллбой просто должен был скитаться по аду и попадать в разные передряги. Прям в духе классических флэшбек-историй. Но по ходу начал вырисовываться общий сюжет, как раз на упомянутые Евоном 20 номеров (4 трейда). После этого, как говорит Майк, Хэллбой будет свободен. Естественно, фанаты ждут, что завершение серии совпадёт с финалом третьего и последнего цикла BPRD — Хэллбой вернётся на землю с армией ада и внесёт существенный вклад в разгром Огдру Джахад. Но это то, что напрашивается, а мы уже привыкли к тому, что Майк не использует очевидные сценарии развития. Вполне возможно, что Хэллбой не сыграет вообще никакой роли в финальном сражении. Благо после Conqueror Worm он занимался всецело своими делами, которые не оказывали практически никакого влияния на то, что происходит в BPRD. Так что здесь остаётся только гадать.

Ладно, я думаю, что с общими вопросами по «Хэллбою» мы более-менее разобрались. Посему предлагаю начать обсуждать непосредственно арк «Гончие Плутона». Как он вам, ребята?

Евон: «Гончие» — это отличный микс из разных сильных сторон «Хэллбоя». Лёгкий, почти незаметный юмор, впечатляющая работа с мифами разных стран, ну и, конечно же, большие дела уже из своего континьюти. «Гончие», наверное, в первую очередь примечательны юмором и тем самым MAJOR SHIT, но последний атрибут можно отнести ко всему циклу про «Ад». Отрадно видеть, что Миньола может показывать как, простите, адовую депрессию и безысходность, творящуюся в аду (на примере армии рыб и жителей адской Праги), так и лёгкую, беззаботную, почти мультяшную жизнь застрявших в аду душ. Я правда не могу определиться, что мне понравилось больше: лёгкость, свойственная «Винту» или же ЧЁЖ ТЕПЕРЬ БУДЕТ чувство, свойственное «большим» Хэллбоевским сюжетам.

Виталий: «Почти незаметный» — это совершенно правильная характеристика юмора здесь. Будучи американцем, «новым англичанином», Миньола использует знаменитое английское остроумие. Хотя местами оно напоминает остроумие Диккенса — а у него, как известно, оно часто только подразумевается, но не доходит до конца. Ну, для меня, потому что я не очень умный. Поэтому и здесь — хоть ножом меня режьте, ребята, но для меня эти два выпуска были совершенно проходными, то есть в них не было неожиданности, был логичный переход (что, наверное, хорошо), но при этом, действительно, совершенно непонятно, к чему это ведёт. Непонятно и даже не интригует, потому что сколько уже можно интриговать. В хорошем сюжете тебе кажется, что ты всегда знаешь, чем всё обернётся, хотя в итоге всё может оказаться кардинально иным. Так или иначе, я всё ещё доверяю вам в том, что это серия умная и хорошая, а вовсе не я.

Станислав: Вообще, спорить о юморе — дело неблагодарное. Особенно, когда он едва различимый, как у Миньолы. Он у Майка никогда не используется по прямому назначению, не служит тому, чтобы рассмешить читателей. У него иная, скорее функциональная роль сбалансировать серьёзность и абсурдность происходящего. Он зачастую призван смягчать настроение истории и сбить образовавшийся пафос. Такое его использование во многом и сформировало авторский стиль Миньолы.

Про неожиданность поговорим чуть позже. Сейчас хотел бы обратиться к самому началу истории — к потрясающей сцене с Элис, нарисованной в не очень характерной для Майка манере. Это не первый раз, когда он обращается к такой «акварельной» технике — в аналогичном стиле сделаны некоторые его обложки + знаменитая сцена в концовке B.P.R.D.: King of Fear. Тем не менее, использование этой техники здесь стало приятной неожиданностью. При этом, это решение не только служит напоминанием того, что Миньола великолепный художник, а Стюарт великолепный колорист, так ещё и является сюжетно оправданным приёмом — Хэллбой видит сон. Очень важный для всего Хэллбойвёрса сон.

Евон: У меня дикое разнообразие в моих репликах, всегда не согласен с Виталием, а вот теперь не согласен со Стасом. Я думаю, что сцена с Монаган это AS REAL AS IT GETS. Алиса теперь, простите, царица эльфов и может так легко подталкивать возможного будущего царя ада принимать беженцев. Думаю я так потому, что все видения в Хэллбойвёрсе реальны для самого реципиента.

Станислав: А где я написал, что этот сон/видение не реален? Я не ставлю под сомнение «легитимность» этой сцены, лишь подчёркиваю, что всё происходит в голове Хэллбоя, в этаком dreamscape. И смена обстановки оправдывает смену визуального стиля Майка и Дэйва.

К слову о беженцах, я обмолвился о своей интерпретации этих событий в последней части цикла статей Ogdrupocalypse Solution, хотел бы развить эту мысль дальше. Я так понял (по крайней мере на это активно намекает последняя страница сюжета), что новое древо находится именно в аду. Что скажете?

Евон: И опять я не согласен! Просто контркультура во все поля. Корни древа всегда доходили до ада, как мы знаем из Darkness Calls. Может быть, это вообще было видение Распутина, который вырастил себе corrupt дерево и выдаёт себя за Алису? How do you like them apples? Я думаю, что древо всё равно находится в Англии. Готов подискутировать на эту тему.

Виталий: Если всё может оказаться чьим-нибудь сном в любой момент, то это же достаточно слабый сюжетный ход, и было бы очень обидно, разве нет? Мне хочется верить, что всё же это всё происходит на самом деле. Нет ничего плохого, если корни действительно находятся в аду, даже не вижу ничего плохого, если и всё древо целиком будет в аду, — ведь наверняка будет какая-то закрученная штука, чтобы вытащить его на поверхность. Если же оно снова корнями в аду, а стволом — в Англии, то это же отличная возможность замкнуть всё это снова и переиграть при тех же условиях, но по новым правилам. (Это я с готовностью откликнулся на призыв подискутировать на эту тему).

Станислав: Так, пока мы окончательно не запутались из-за недопонимания, проясню. Употреблённое мною слово «сон» носит условный характер, если вам будет угодно, называйте эту сцену «видением». В любом случае, оно, конечно же, реальное, и диалог с Элис происходит на самом деле. Т.е. слабый сюжетный ход, о котором говорит Виталий, здесь исключён. Я, честно, ожидал, что вы больше скажете про рисунок Майка и Дэйва, а не будете на ровном месте цепляться к словам, ну да ладно.

Теперь про дерево. Контркультура или нет, но мне очень импонирует идея с рокировкой Ада и Земли. Когда в нашем мире настал фигуральный ад, человечество найдёт спасение в аду буквальном. Красиво и отнюдь не дёшево. Ничего, кроме финальной страницы арка, в плане поддержки этой версии у меня нет, но, если подумать, когда ад опустеет после окончания революции и после того, как Хэллбой обрушит свою армию на Землю, лучше места не подобрать. Тем более, когда сердце ада, Пандемоний, уже будет разрушено.

Что касается космологии Хэллбойвёрса, то это вопрос открытый. Это я к словам Евона о том, что ад был и есть в корнях старого древа. Очевидно, что Майк берёт за основу скандинавскую мифологию, но насколько точно он её переносит — неясно. Сколько всего есть миров? Девять, как в первоисточнике, или меньше? Где находится старое древо? Я думаю, что не в магической реальности, как может показаться, а меж миров, а эти миры уже идут от него. Т.е. древо касается каждого измерения, не только ада. Просто в случае с преисподней мы знаем наверняка, что она находится «в корнях». И то, это условно, потому что если посмотреть мироустройство ада, то о древе там ни слова.

Идём дальше, нынешнее древо находится в Англии — тут без вопросов. Но где сейчас сама Англия? Если после событий The Fury она была разрушена, но не полностью уничтожена, то в какой-то момент в её адрес говорится только «gone», что можно трактовать по-разному, но я лично трактую, как «исчезла». Иначе люди стремились бы туда, в «последний сад на Земле» (о чём говорила Элис в B.P.R.D.: Unmarked Grave), и про Англию уж точно нельзя было сказать «gone». В любом случае, где бы сейчас новое древо (и Англия) не находилось, оно совершенно точно не растёт на месте старого, значит оно должно пустить корни в одном из миров. Магическая реальность как родина Маб/Элис звучит убедительно, но я пока придерживаюсь более смелой теории.

Виталий: Я не буду врать, читатели этого, может, и не заметят, но мы эту штуку тут уже вторую неделю пишем, и за это время через мою голову прошло столько информации, что я начисто забыл весь сюжет, комикс, персонажей и только слово «Хэллбой» время от времени вызывает у меня смутные воспоминания, что зачем-то я здесь. Так что я, пожалуй, просто открою глаза пошире и дочитаю то, что вы тут пишете. Или вы хотите написать ещё столько же? Тогда я могу попробовать сверяться с комиксом и отвечать что-то умное. Потому что сейчас я просто не знаю, что к этому добавить — Станислав будто бы едет на машине, а я за ним пытаюсь угнаться на лошади.

Евон: Гужевой транспорт — это действительно прошлое, поэтому по вселенной «Хэллбоя», конечно же, предпочтительнее передвигаться со скоростью, скажем, трамвая. Я не согласен ни с термином «сон», ни с термином «видение». Видение — это у Лиз там с Мемнан-Саа шуры-муры про разбитые Ан-12. Я придерживаюсь мнения, что все видения, связанные с Хэллбоем, они AS REAL AS THEY GET и происходят прямо сейчас, то есть персонаж как бы переносится на секундочку в тот временной отрезок, а потом его выдёргивает обратно. Такой, если хотите, получается REAL TALK с бездной. Да даже культисты, стоящие на развалинах с отрезанной рукой. Да даже скелеты Гекаты и Хэллбоя — вот это всё я считаю произошедшим. Поэтому, что касается встреч с Элис, то она может происходить как сейчас, так и позже, но всё равно сейчас.

Идею с рокировкой Ада и Земли я лично нахожу очень элегентной — это вполне логичный ход со сторон сил ада, необязательно даже Хэллбоя. Огдру Игил захватывает Землю. Беженцы Земли бегут в ад. Ад наносит ответный удар. Вот такой получается «таймлайн». Очень, кстати, показательный момент, что это всякие графья, да бароны адские хотели себе Землю (Варвара, привет), а обычный рабочий класс бесов всегда был доволен Пандемонием. А Пандемоний должен быть разрушен опять же в происходящем будущем.

Вопрос про дерево для меня лично всё равно остается открытым. Дерево Элис и дерево с жёлудем Распутина — это одно и то же древо? Если нет, то есть ли еще древа? Очень всё туманно.

Станислав: Вообще, течение времени в аду, как и в мифологической реальности, значительно отличается от того, как оно протекает в мире людей. Самый яркий пример — рождение и призыв Хэллбоя на землю, между которыми в аду произошли минуты, а в нашем мире — несколько столетий. Или случай с глазом Бабы Яги, которого с её слов она лишилась 10 тысяч лет назад, хотя в нашей реальности не прошло и половины столетия. Я к тому, что твоё восприятие всех «видений» (называй, как хочешь) как уже произошедших событий не особо далеко от действительности. По крайней мере, разрушение Пандемония — уже по сути свершившийся факт.

Что касается дерева, то Элис достаточно чётко говорит, что её древо пришло на смену старому (тому самому, у которого всё время собирались важные мифологические существа), чьи корни начали гнить. Это прямой намёк на движуху в аду (удар по корням) и на пробуждение Огдру Джахад (удар по всем мирам, которые держит древо). Т.е. в этом плане у меня лично вопросов нет. Просто не понятно, как новое древо может существовать и процветать в одном из текущих миров, если они все должны погибнуть вместе со старым древом.

Надеюсь, что теперь эти вопросы закрыли. Давайте двигаться дальше, к самому вкусному — суду над доктором Хоффманном и его последствиям. Той самой части, которая так по духу схожа с «Головой-Винтом». Расскажите, что больше всего вас зацепило, и почему это любящий рыб голем?

Евон: Наверное потому, что вот такие маленькие детали в маленьких персонажах — это и есть признак мастерства любого писателя, режиссёра, художника и т.д. и т.п. Это визуальная и языковая комедия в одном лице. И такие вот персонажи в аду не редки: например, я очень люблю завсегдатаев бара Мистера Дина и Мистера Дженкса из «Вичфайндера», которых как ветром сдуло, когда Пражский Вампир пригласил их рубануть в картишки. Таких необычайно интересных sidenote персонажей в аду можно перечислять бесконечно: даже судья, у которого всего лишь одна строчка диалога «REALLY?» предстаёт перед нами в полном образе. Уже по одному этому слову мы понимаем, что вот с таким бардаком ему приходится справляться ежедневно. Даже если история голема-ихтиолога в конце концов оказываается трагичной, она все равно подана очень легко и очень остроумно.

Станислав: Я сейчас буду повторяться, потому что частично эти темы затронул в общем обсуждении серии, но да ладно. То, о чём ты говоришь, и отличают любимые и на 100% «миньоловские» истории — удивительный баланс между серьёзным и абсурдным. Майк любит создавать тяжёлые, пафосные эпизоды, чтобы через страницу сделать их нелепыми, сбросив всю спесь. А потом снова всё становится таким мрачным и трагичным, а затем одна абсурдная фраза, и всё опять переворачивается. При этом всё органично перетекает из одного состояния в другое — у Миньолы потрясающее чувство ритма комикс-повествования.

Что интересно, в The Hounds of Pluto он этот приём применил не только на микро, но и на макро-уровне. Всё начинается с пафосного и грандиозного диалога с Элис, чтобы потом неожиданно превратиться в театр абсурда с доктором Хоффманном, а в конце завершится ещё одной грандиозной и внезапной сценой с Гамори. Мне нравится, как здесь Майк стирает все наши ожидания и предположения по дальнейшему развитию событий в порошок.

Раз уж я перешёл к линии с душой, хотел отметить один интересный момент. Когда Хэллбой смотрит в зеркало, чтобы разглядеть свою душу, в ней отражается сам Миньола. Конечно, это может быть ненамеренной отсылкой, учитывая, что образ Красного списан с отца Майка, а не с него, но у меня в голове сразу возникла эта параллель.

Евон: Судьба Гамори — это, конечно, что-то невероятное. Вот говорят, что «вселенная никогда не будет прежней, судьба этого персонажа изменится навсегда...», но ничего из вышеперечисленного не происходит. А когда происходит, то это стыдливо называют ретконом и потом десять лет на формспрингах и тумблерах отбрехиваются, что дескать «we tell the best stories we can, sorry you didn’t care for it». А в «Хэллбое» вот оно, континьюти, течёт «спайсом», оно живое, оно существует и работает только на пользу материалу. Судьба Гамори действительно значит, действительно неожиданна и абсолютно непредсказуема, ведь после «ya dun goofed» смерти Астарота с брательниками Гамори выходила на передний план «немезисов» Хэллбоя, а тут так скоропостижно приказала долго жить. Я думаю, что меня сейчас упрекнут в том, что я был недоволен разрешением ситуации c Малколмом Фростом. Суть моих претензий сводилась вообщем то к тому, что его СЛИЛИ СЛИШКОМ БЫСТРО, и вроде как с Гамори произошло то же самое, однако же вовсе нет. Её действия повлекли за собой справедливую, жуткую, быструю, а главное неожиданную кару.

Станислав: Всё так. Майк говорил, что адские приключения Красного будет связывать один глобальный сюжет. И я вот совсем не сомневался, что этим сюжетом будет вся заварушка с Гамори, которая руками Хэллбоя узурпировала власть самого Сатаны низвергла ад в хаос. А выходит, что она просто жалкая пешка, и всем её угрозам в Midnight Circus грошь цена. От образа гениального манипулятора не осталось и следа. Правда, пущенная по дороге страданий она всё-таки выполнит одно из озвученных выше предназначеий — низвергнет ад в хаос, разрушив его сердце.

И тут (снова повторюсь) меня просто рвёт на части от того, насколько буднично и вот так между делом Майк переворачивает всё вверх дном. Нам обещали, что в этом сюжете «Impossible will happen», но привыкший к этой рекламной чуши читатель на такие штуки более не клюёт, а тут раз — и не соврали. Теперь будущее Хэллбоя, ада, Сатаны, да всего, что связано с этой серией, предугадать не представляется возможным. И особенно мне нравится текущий статус преисподней — этакое состояние Шрёдингера. Сердце вроде как ещё цело, но с другой стороны его разрушение неизбежно. Зато Хэллбой оказался в уникальном для себя положении — он знает всё о своём прошлом, настоящем, а теперь ещё и будущем.

Евон: Замечу, что ни слова о предстоящей битве с Распутиным, который, будем надеяться, станет финальным боссом ада. Станет ли он железной рукой править бесами и графами? Взойдёт ли он на земной престол? Майк, пожалуйста, не растягивай все это на пять лет, давай сейчас.

Станислав: Хех, это вот ты себе напридумывал сейчас, а Майк возьмёт и в следующем двухномерном сюжете закроет его линию так же внезапно. Вообще, я жду, что у Распутина будет свой redemption arc. После того, как проклятый голос Дракона утих, у него нет никаких оснований продолжать свою охоту на Хэллбоя. Думаю, что он наоборот а ля Баба Яга сыграет положительную роль и поможет Красному. В любом случае, в том, что он обязательно появится в серии, сомневаться не приходится.

Виталий: Ох, ребята, ну вы здесь и наворотили. Хотел бы я знать хотя бы половину того про «Хэллбоя» из того, что вы знаете. С другой стороны, если бы хотел — взял бы и узнал бы. Однако вернёмся к предмету обсуждения и подытожим. Восемь выпусков плюс маленький приятный бонус (о нём подробнее ниже) — вот, что мы знаем на сегодняшний день про приключения Красного в аду.

Давайте попробуем взглянуть на всё это с моей стороны, взглядом рядового читателя, который в принципе симпатизирует серии и вселенной, но не готов неистово задрачиваться по мелочам. Из плюсов я вижу возвращение самого Майка к карандашу — это особенно приятно, когда тебя пару раз «огрели» рисунком Ричарда Корбена. С другой стороны, это самый медленный и необычно развивающийся для меня сюжет за всю классическую десятитомную линейку. Пожалуй, так же медленно и неожиданно для меня всё тянулось только томе в шестом. При этом я не говорю, что это хорошо или плохо — это вот так, как есть. Зато теперь мы все прекрасно видим, что нужно знать вселенную очень хорошо, чтобы получить максимум удовольствия от прочтения данного сюжета. А ещё, пока мы писали всё это, я ещё раз полностью забыл всё, о чём там было. Помню только «Пражского Вампира». Вот и делайте выводы.

Станислав: Вообще, если произведение является частью какого-то большого мира и связано с другими историями, то ВСЕГДА для получения максимального удовольствия нужно знать контекст. Миньола очень уважительно относится к новым читателям и не страдает болезнью «тай-инов», когда без них историю нельзя воспринимать. Hellboy in Hell — это великолепная самодостаточная серия, которая, конечно, расцветает новыми красками, когда читал серию-предшественницу. Но даже в отрыве от этого багажа знаний этот комикс — настоящее явление, мастер-класс в «сторителлинге» и, не побоюсь этого выражения, произведение искусства. Он таковым был с самого начала, таким и остался. А The Hounds of Pluto — это квинтэссенция этой серии, по сути квинтэссенция современного Миньолы. И всё бы замечательно, но теперь голод по новым выпускам стал только сильнее. Однако мы готовы терпеть ради такого результата. С трудом, конечно, но готовы — в конце концов, оно того стоит.

Евон: Я же скажу, что сама история абсолютно незабываемая. Приятно, конечно, когда идут самоотсылки к «Голове-Винту» и «Пражскому Вампиру», но ценность «Хэллбоя» в том, что он не боится идти вперед. Миньола не страшится менять и вести историю, чтобы персонажи не топтались кучкой на месте, а переживали всё новые и новые неожиданные события. Читая любую историю, невозможно заскучать, потому что вас то держит «значимость для вселенной», то просто хорошая история, а то и всё сразу. Вот «Гончие» — это как раз тот случай, когда вам дают всё и сразу. Я бы сказал, что весь «Ад» и «Гончие» в частности примечательны тем, что это просто хорошие истории, даже без оглядки на earth shattering consequences и тому подобные дела, которые в них происходят. Это легко и приятно читать, здесь есть и юмор, и трагедия, и даже очень Хэллбоевский экшн с вырастающими до небоскрёбов демонами и зелёными жуками.

Станислав: Казалось бы, закругляйтесь уже, но мы ещё немножко задержимся. Пару недель назад вышла первая короткая история из цикла Hellboy in Hell. На самом деле, именно из-за неё решили затянуть с выпуском (конечно же, нет). The Exorcist of Vorsk (Dark Horse Presents v3 #16) — комикс уникальный, потому что над ним успело поработать сразу два представителя клана Миньолы — Майк и его брат Тодд. А ещё, там снова не без России. Расскажите, ребята, как вам история?

Евон: Маленькая история про экзорциста из Ворска основана на «конечности» магических артефактов в русских сказках. Понимаете, когда в мифе герою дают какое-то преимущество, у этого преимущества всегда должен быть предел. Иначе говоря, на каждого Супермена должен быть свой криптонит. Так получилось и с бедным Егором Ивановичем. Даже несмотря на то, что Егор Иванович закончил необычайно плохо, история комична до предела и чем-то отдает «не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой» Пушкина, ведь всю историю приводит в действие жена Егора Ивановича, которая, кстати, в итоге лучше всех устроилась. Замечательный маленький рассказик, очень чётко понимающий русские сказки.

Виталий: История очень хорошая, пожалуй, лучшая из того, что я читал про «Ад». Она лёгкая, приятная и кажется, будто она основана на каких-то сказках. Повторюсь, я не умею, например, писать длинные истории, поэтому мне очень нравятся короткие. За жалкие восемь страниц Майк рассказывает нам целую потрясающую повесть, где есть начало, становление, триумф, падение и бесславный конец. Кажется, что она никак не двигает сюжет, но она прекрасно дополняет его, становясь изящным мазком в общей картине. Ура.

Станислав: Предприняв последнюю, можно сказать, отчаянную попытку (не без помощи брата) Майк таки угодил Виталию =) Но тут всё понятно. Если в предыдущих адских историях требовались сноски и контекст, то эта полностью самодостаточна и буквально сошла со страниц «Головы-Винта». Тут даже Хэллбой как таковой не нужен. В The Exorcist of Vorsk, как в практически любой «короткометражке» от Майка, нет ни одного лишнего кадра, ни одного лишнего слова. Лаконичная история, наполненная искромётным юмором, способна найти отклик в душе каждого читателя. Добавьте сюда щепотку национального колорита, кукольную эстетику и супер прорывного персонажа add-insult-to-injury-bird, и вы получите безупречный комикс. Который не займёт в прочтении и пяти минут, но подарит отличное настроение на пару часов.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34548 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33496 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26817 103