RSS
Рекомендуем

Итоги 2017: Русские комиксы

26.12.2017, 14:00 — Редакция 12193 10

Наша страна богата талантами, и хороших комиксов в ней с каждым годом делают все больше. Лучшее тому доказательство — наш список, в котором мы, не сговариваясь, охватили совершенно разные издательства, жанры и направления.

Мои высказывания в этой номинации можно пропустить или там считать пристрастными, но мне очень хотелось отметить, что для российских комиксов это был очень хороший год. Да, наше издательство сделало очень много всего: перезапустило серии, выпустило много авторских книг и проектов, которыми я по-настоящему горжусь, но и, помимо всего этого, было достаточно классных авторских проектов, которые не стыдно назвать отличными. Красивейший «Диптих» Трошина, олдскул-лав стори «Победители невозможного», наркоманские «Псы. Galaxy Gang», сборник «Межгалактическое телевидение», обалденный «Детектив Мопс», дико смешной «Роман, победитель ласточек» — проекты, от чтения которых становится понятно, что хорошую планку российский комикс уже себе поставил и будет теперь стремиться выше. И это здорово.

Исключая собственные комиксы из списка, лучшим за этот год я все же назову «Продукты, 24» от дуэта Терлецкого и Бизяева. Это тоже пристрастное мнение, так как я комикс редактировал, чисто чтобы помочь этим людям, но история и исполнение действительно выше всяких похвал. Артём, определившись со своим стилем, который наконец-то можно без лишних вопросов назвать авторски-идеальным, творит с раскадровкой настоящие чудеса, а Виталий, подавая довольно простую историю через приятные и близкие народу мелочи, пожалуй, выдает свою лучшую и самую серьёзную работу за долгое время. «Продукты» — интересная и масштабная история, в которой так много нас самих, что не любить ее невозможно. Так что создателям можно пожелать в дальнейшем быть ещё продуктивнее и творить ещё больше и безумнее. Главное - направить энергию ребят в нужное русло, не в шуточки для вконтакта и не в неприкрытый стеб над другими персонажами, а во что-то действительно полезное - например, создание собственной уникальной супергеройской серии. Думаю, тот самый народ, к которому так старается быть близок этот дуэт, оценил бы.

«Диптих» Алексея Трошина.

Пройдите дальше первого впечатления — дело не в акварелях, не в корги с банкой меда и не в трогательных открытках, которые Леша Трошин выпускал до комикса. Это не просто история про Первую мировую войну, где замена людей на собак делает происходящее менее страшным. Это не подражание Отто Диксу, не «наш ответ бельгийцам» и не... По-хорошему, мне не следовало бы тут вообще ничего говорить, но я сам попался в ловушку «комикса про собачек в униформе» и легкомысленно отнесся к «Диптиху», когда впервые за него сел, благо первая «створка» укрепила меня в моем отношении. Так вот, не будьте мной. Не откладывайте эту книгу в долгий ящик — мол, альбом с красивыми картинками, как-нибудь... «Диптих» — это симфоническая по мощности история о мгновенности жизни и бесконечности смерти, акварельный саундтрек к давно, конечно, прочитанным вами Ремарку, Олдингтону и Апполинеру. С трогательными собачками, чтобы вы не слишком вздрагивали при чтении.

В общем, попомните мои слова — главное в этом комиксе начинается не когда со страниц пропадает цвет, а когда он туда понемногу возвращается.

Я никогда не скрывал свою симпатию, как к Алексу Хатчетту, так и к комиксу «Бесобой», но конкретно в этом году могу с уверенностью заявить, что конкурентов у него просто не было. «Ермек Батыр» симпатичный, но очевидно, что авторам ещё есть, куда расти. «Союзники» начинались очень мощно, но потом, увы, серьезно сдали. Было несколько неплохих авторских комиксов, но понятие «авторский комикс» крайне специфичное. Увы, на нашем рынке нет авторов, способных вытянуть свой авторских комикс до того уровня, когда можно было бы сказать, что он безапелляционно хорош, не примешивая в данный отзыв львиную долю вкусовщины.

Ну а «Бесобой» за свое многолетнее существование уже доказал свою самодостаточность, а главное, поддерживает свой высокий уровень не один год. Этот комикс сделан на совершенно западном уровне (да, наверное, не самом высоком западном уровне, ну да и ладно), который не стыдно не только хвалить, но и всем советовать — что я, собственно говоря, и делаю.

Русский комикс года оказалось выбрать в разы проще — я банально почти ничего не читал (простите), что-то не хотелось, до чего-то просто не смог добраться. Немного поразмыслив, я собирался отказаться от написания, но потом вспомнил о серии «Союзники» от Bubble — и выбор стал очевиден, ведь комикс не просто лучший из пары прочитанных мной в этом году русских произведений, но действительно отличная серия. Как я писал в рубрике Bubble Gum, мне очень нравился дуэт Натальи Девовой и Алины Ерофеевой на «Экслибриуме», и к их творческому воссоединению на поле «Красной Фурии» мне было весьма интересно прикоснуться. Результат не подвёл, я получил не просто возвращение лучшей, на мой вкус, команды в издательстве Bubble, а возможно, даже лучшую серию. Если вдруг вы не читали мнение Оли о серии, то комикс расскажет о сложностях, с которыми столкнулись персонажи серии — для кого-то это поиск своего места после событий «Фурии» и «Времени Ворона», для кого-то попытки смириться с новым статусом-кво, а для кого-то вообще целый поиск смысла жизни. Каждый из героев очень сильно пострадал физически, духовно или по обоим фронтам и нам очень чувственно передадут истории не только каждого по отдельности, но и вынужденного союза. Если же кому-то следить за жизненными неурядицами персонажей фантастического боевика не особо интересно, то комикс совершенно не обделён экшном и постоянным движением сюжета — скучать здесь совершенно нет времени.

Поговорив о сюжете, нельзя не отметить работу Алины Ерофеевой, которая сделала не просто шаг, а прыжок в плане развития. Поначалу я даже не узнал её стиль — настолько он отличается (а он и должен отличаться) от более менее привычного мне представления о рисунке художницы. Художественная сторона столь сильна, что в некоторых сценах можно даже не смотря на текст прекрасно прочувствовать и проникнуться трагедией главной героини. Это всё, конечно, заслуга и колориста Виктории Виноградовой, которую ни в коем случае нельзя не отметить.

Если у вас есть хоть какие-то сомнения по поводу того, что русская индустрия комиксов не просто есть, но и может стать отличным времяпровождением — прочитайте первый арк «Союзников».

Вконтакте очень мало по-настоящему качественного и полезного контента, с ходу я могу порекомендовать, пожалуй, только два паблика — SpiderMedia и паблик под названием «Грустные мопсы и цитаты сильных женщин». Что он из себя представляет, сказано в заголовке, большего знать и не нужно. Вот некоторые публикации оттуда:

Думаю, художнице Лене Мурзиной будет интересно его помотать, если, конечно, она уже и так туда не поглядывает. Ее книга «Детектив Мопс» — луч света в царстве андеграунда и одноразовых антологий, это именно то, что нужно русскому авторскому комиксу, а значит — и всей индустрии. Много лет назад я смотрел выпуск передачи «Школа злословия» с участием Жоэля Шапрона (возможно, это самый странный переход в истории сайта и моих текстов, но держитесь) — он занимается отбором фильмов из стран бывшего СССР для Каннского кинофестиваля. Шапрон сказал хорошую вещь про русское кино: в нем нет качественного мейнстрима, а есть только две крайности — совсем тупые фильмы для масс и чрезмерно претенциозные и мутные полотна, в которых по 40 минут без слов показывают русское поле. Перевираю слова, но мысль уловил. Это было несколько лет назад, и в русском кино ситуация постепенно выправляется. Но слова иностранного эксперта легко можно перенести и на комиксы: большая часть самостоятельных авторов заинтересована в создании альтернативы — вот только непонятно, чему. Баланс трудно выдерживать, когда чистый мейнстрим создает только одно издательство. Вот и приходится жить от проекта к проекту, из которых и должен сложиться настоящий фундамент индустрии.

«Детектив Мопс» — такой проект. Уверенный авторский стиль, смешные шутки, крепкая детективная линия и милота, сочащаяся с каждой страницы. Это вполне себе западный уровень авторского комикса, читая который чувствуешь, с каким искренним удовольствием автор его писал и рисовал. Он не открывает новые грани, не делает громких заявлений — «Детектив Мопс» делает свое дело и с довольным лицом уходит в закат. Это отличное представление как для автора, так и потенциальной комиксной вселенной, которая могла бы пополняться сиквелами и спин-оффами. Не пожалейте пары сотенов, купите и почитайте, помогите маленькому тиражу разойтись поскорее, чтобы сделали второй, а потом и автограф-сессию в магазине комиксов, на которую мы все придем большой толпой.

Я тут уже отличался злыми статьями про некоторые новинки года, считаю, что для полной продуктивности надо не только ругать плохое, но и активнее хвалить и поддерживать хорошее. Мою поддержку и похвалу в 2017 получает комикс, заслуживший ее больше остальных.

Этот год был богат на отличные отечественные комиксы: вышел второй том «Фронтира», завершилась «Аврора», было несколько антологий, на страницах которых можно было откопать жемчужины. Но, конечно, переплюнули всех Bubble, удачно перезапустив большую часть своих серий. И если про стабильную крутость «Бесобоя» и так ходят легенды, то «Союзники» — это действительно новый уровень для нашего комикса.

Наталья Девова совместно с Алиной Ерофеевой превратили «Красную Фурию» в драйвовый летний блокбастер, который вы держите в руках ежемесячно. Если читатель не был ранее знаком с приключениями Ники Чайкиной, то, открыв первый номер обновленной серии, он ничего не потеряет. Если знакомство с материнской серией было, то удивлению поклонника издательства не будет предела, настолько большого скачка в качестве банально не ожидаешь.

Это один из плюсов серии: она работает на контрасте. На контрасте того, что было и чем стала. На контрасте своего качества исполнения и всеми остальными отечественными комиксами. Эта серия оставляет впечатление американского комикса, настолько профессионально проработан сценарий.

Наталья Девова на протяжение почти всей серии выдерживает крепкий темп истории, в выпусках практически отсутствуют пустые сцены. А декомпресс повествования она органично сочетает с survival horror. Сцены body horror, особенно в исполнении Алины Ерофеевой, пробирают до костей, заставляя читателя судорожно перелистывать страницы, нервно ерзая на краешке стула.

Красочный рисунок и тонко прописанные страдания героини, лишившейся ног, позволяют по-человечески понять персонажа и проникнутся к ней симпатией намного лучше, чем любые наигранные метакомментарии про сцену.

Работа с персонажами — это третья сильная сторона этой серии, после гармонии сценария и рисунка. Наталья Девова берет героев, созданных до неё, и использует трагедию Ники Чайкиной, как горнило кузни реткона, перековывая характеры персонажей под нужды истории, придавая им новые грани, отшлифовывая до блеска их новой сущности. А введённые ей новые герои интригуют ещё больше. Взглянув на них, понимаешь — вот оно в чем искусство комикса! Внешний вид героя говорит о нем больше, чем любые слова. Весь их облик кричит о внутренней драме, трагическом прошлом и воле изменить свою судьбу. Как будто этого мало, диалоги только придают взаимодействию персонажей глубины. Закадровый текст четко рисуют мотивацию. Подобная тонкая работа часто редкость даже в зарубежных комиксах.

Каждый номер закрываешь с сожалением. Каждый следующий выпуск ждёшь с нетерпением. Это ли не мастерство?! Вот до чего дошёл отечественный комикс!

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34556 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33511 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26829 103