RSS
Рекомендуем

Рецензия: «П.С.: После смерти»

24.05.2018, 15:00 — Александр Кириллов 9370 1

На этой неделе мне на стол лёг не совсем обычный комикс — «П.С.: После смерти» от не нуждающихся в представлении авторов, Скотта Снайдера и Джеффа Лемира, выпущенный на русском языке издательством Fanzon.

Я не просто так назвал эту книгу «не совсем обычным комиксом» — его особенность, которая кому-то может показаться странной, а кого-то и вовсе отпугнуть, состоит в том, что лишь наполовину «После смерти» — комикс, на вторую половину — это самое обычное текстовое повествование. Богато иллюстрированное Лемиром, но, тем не менее, остающееся просто текстом. Структурно это выглядит так: в виде комикса происходят события «настоящего» времени — история человека по имени Джона Кук, который живёт в некоем Убежище — месте высоко в горах, где живут бессмертные люди, обретшие избавление от смерти после успешного научного прорыва. С момента изобретения бессмертия прошло уже больше 800 лет, и, так как человеческая память не способна вместить такой массив воспоминаний, все бессмертные люди, и Джона в их числе, постепенно забывают своё прошлое. Но в один день Джона находит в сарае дневники, которые он сам написал вскоре после изобретения лекарства против смерти. И, прочитав их, понимает, что он забыл слишком много важных воспоминаний... Именно записи из дневников и выступают в качестве текста повествования. И именно в этих записях о прошлом героя содержится большая часть сюжета и вся экспозиция. Та часть, которая выполнена в виде комикса, является, по сути, кульминацией того, о чём Снайдер рассказывает нам стилизованным под печатную машинку текстом.

Для удержания читательского внимания и придания повествованию пущей загадочности Снайдер использует проверенный метод дозирования информации — кусочек текста, следом часть комикса (которая совершенно непонятна), потом другой кусочек текста (который чуточку проясняет экспозицию), опять комикс, в котором чёрт-те что происходит (что это за, мать их, марсианские джунгли? При чём здесь телёнок? А с небом-то что случилось??)... И так — до конца. Лишь перед финалом, после того, как вся история из дневников рассказана, пазл складывается, но предугадать плот-твист в самом конце это всё равно не помогает. Я не против такого способа подачи информации, почему нет. Это весьма хорошо зарекомендовавший себя в НФ-произведениях малого формата концепт. «После смерти» как раз из таких — законченная, цельная история, по сути — классическая научная фантастика образца Герберта Уэллса и Беляева.

Отдельно хочу отметить работу Снайдера именно над текстовой частью, описывающей прошлое главного героя. Отсутствие ограничений по количеству слов дало ему простор для описаний — и он от души разошёлся. Чего стоит только один кусочек, описывающий тревожное ощущение, преследовавшее героя в детстве, да так хорошо описывающий, что начинаешь в это чувство верить. Другой фрагмент рассказывает о уже повзрослевшем герое, который работает в фирме по строительству домов, а в свободное время сидит в Даркнете и промышляет организацией и планированием краж — как реальных, так и умозрительных. Весьма и весьма интересно было прочитать про тонкости работы воров в Даркнете, уж не знаю, насколько Снайдер был достоверен, но даже если всё это он выдумал, то сделал это интересно.

Нарисовал и проиллюстрировал эту историю Джефф Лемир лаконично и просто — лёгкий лайн, большие «свободные» кадры, светлые акварельные цвета (кроме тех мест, где он рисовал безумные фиолетовые облака). В данном произведении доминирует сюжетная, текстовая составляющая, рисунок, гармонично с ней сочетаясь, направляет воображение читателя, отталкиваясь от повествования, а не задавая ему темп. Получилось очень красиво и необычно. Как и всё остальное в этой книге.

Не знаю, как там в оригинале, но русское издание выполнено в огромном формате, по размеру приближающемся к формату европейских БД-шек. Из ошибок я заметил только две: лишнее «не» да пропущенную запятую. Всё остальное, особенно вёрстка текста повествования, который далеко не всегда расположен ровными строчками, отбитыми по центру, — на должном уровне.

Наглядное сравнение размеров «После смерти» и «Блэксэда»

Мне было очень интересно прочитать эту книгу, выполненную в симбиозе двух видов искусства — комикса и литературы. Честно скажу, поначалу я отнёсся к такому подходу весьма скептично. Да и история меня подсадила на крючок не с первой страницы. Но стоило «распробовать» — и я уже не заметил, как дошёл до финала, оставившего послевкусие крепкой, добротной НФ из тех, на которых я вырос и которые продолжаю читать по сей день.

Вердикт: много текста хорошему комиксу не помеха.

Книга для обзора предоставлена издательством.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34552 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33504 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26826 103