RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #09: Witchfinder — The Mysteries of Unland

20.11.2014, 13:40 — Станислав Шаргородский 8083 0

Сэр Эдвард Грей до сегодняшнего дня оставался единственным героем Миньолавёрса, которому мы в рамках рубрики ни разу не уделили внимания. Но теперь появился повод исправить это недоразумение: завершилась новая мини-серия с участием агента короны — The Mysteries of Unland (Sir Edward Grey, Witchfinder: The Mysteries of Unland #1-5).

Одним дебютом мы решили не отделываться, поэтому сегодня в Хэллбоймедии также новый гостевой автор, с которым старожилы Медии прекрасно знакомы. Встречайте, Никита Стародубцев, он же Happycake Oven, он же большой фанат вселенной Миньолы.

Обсуждение получилось необычным, но, как всегда, всеобъемлющим. Поехали.

Станислав Шаргородский (Shargor): Никита, о твоих предпочтениях во франчайзе здесь никто особо не знает. Поэтому дай небольшую вводную по ним и особенно по своему отношению к Эдварду Грею, который, насколько я знаю, один из твоих любимейших персонажей всего Хэллбойвёрса. Почему он? И в каком исполнении он тебе импонирует больше всего?

Никита Стародубцев (Happycake Oven): Всем привет! Комиксы про Хэллбоя любимы пожалуй всеми. Я ещё не встречал человека, которому не нравятся путешествия в мифологию с очень разношёрстным и занятным «ростером» персонажей. «Хэллбой», несмотря на уже довольно большую вселенную, где каждая частичка истории настолько важна, что ружье, стоящее в кладовке может через три года превратиться в танк на воздушной подушке, всё равно следует мантре «Every comic book is someone’s first» и уважает своих читателей, а главное, не боится двигать историю вперёд.

Как мне кажется, выбирать любимого персонажа Хэллбойвёрса дело неблагодарное, если это конечно же не Иосиф Ничайко. Тут скорее дело в том, что Эдвард Грей, как персонаж сериализованного «фикшена», находится в очень интересном положении — мы знаем его условный конец и вполне себе настоящее начало, а вот всё, что посередине, даёт невиданный простор для историй. В какой-то мере в таком же состоянии пребывал когда-то Лобстер Джонсон. Эдвард Грей интересен в любых ипостасиях, и как экзорцист Джеймс Бонд на службе её величества, и как супер таинственная «деуз екс махина», спасающая Хэллбоя из любых передряг. В первом случае это детективно-приключенческие истории, которые ещё больше облагораживают вселенную Хэллбоя и притом сами по себе интересны, а во втором это вопрос, который мучает меня еще с самого первого появления Грея: почему ему так интересен Хэллбой?

Станислав: Мне кажется, что Грей в своей изначальной задумке — идеальный герой для самого Майка, учитывая его любовь к викторианству. Тем удивительней, насколько быстро он остыл к его первоначальной версии, и насколько больше внимания он уделяет нынешней инкарнации, тесно переплетая его судьбу с судьбой Хэллбоя. Ведь по сути, запустив новую серию первой лимиткой In the Service of Angels, он отдал её сначала в руки универсалу Аркуди, а потом и вовсе «авторам со стороны».

Второй момент, который мне особенно нравится в герое — это его эволюция, одна из самых ярчайших во всём франчайзе. Из ненавистника чёрной магии и оклеймённого охотника на ведьм он в конечном итоге сам превращается в чародея. Этот переход интересно прослеживается даже в самых ранних его историях (мы сейчас только на третьем году его активной службы при королеве). Он начался ещё в Lost and Gone Forever и продолжился в этом арке.

Никита: «Whoever fights monsters should see to it that in the process he does not become a monster himself» — это вообще довольно распространённый троп в Миньолавёрсе, через него в какой-то мере прошли все заглавные персонажи и некоторые второстепенные.

Станислав: Грей как раз один из ключевых персонажей вселенной, но что странно, кроме Миньолы его особо никто не использовал. Тот же Аркуди свой арк написал лишь постольку-поскольку. Легендарный художник Северин, с которым и Майк и Джон мечтали поработать, сказал, что хочет рисовать вестерн. И они решили, что единственный, кто вписывается в этот антураж — это Грей. И сделали арк. После которого серия надолго застопорилась, в то время, как остальные линейки активно развивались. Хотя потенциальных историй было непочатый край (его активная карьера больше, например, карьеры Лобстера раз в пять).

И только сейчас, спустя три года, Майк нашёл для него «новый дом» в лице Кима Ньюмана и Моры МакХью. При том, выдал им сразу колоссальный кредит доверия — его имени вообще нет в титрах к выпускам, что до этого бывало лишь на заре франчайза, когда он сам активно работал над первым фильмом. Как думаешь, откуда такая щедрость, и почему именно этот дуэт?

Никита: Давать писать комиксы средней руки фантастам или новелистам это частая практика. Кима Ньюмана у нас в стране наверное знают только фанаты Warhammer и, может быть, чрезвычайно дотошные фанаты комикса Sandman (да-да, того самого), где Ким, будучи другом Геймана, получил камео. По вселенной, ГДЕ ЦАРИТ ТОЛЬКО ВОЙНА, Ким написал массу книг в мягких обложках, среди которых есть одна под названием «ОРГИЯ КРОВАВЫХ ПАРАЗИТОВ». Но кроме шуток, несмотря на то, что Ким Ньюман выглядит как серийный насильник Линч из видеоигры про Кейна и Линча, он является вполне себе уважаемым фантастом с двумя сериями про викторианских вампиров/исследователей, которого с Миньолой познакомил Крис Роберсон (самая известная его работа это iZombie, так же сейчас он занимается издательством Monkeybrain Comics), издававший его книги. Мойру МакХью нашли, видимо, по её самиздатовским комиксам. Любой желающий может посмотреть их на её сайте.

В любом случае, и Миньола, и Скотт Элли, редактор хэллбойвёрсовских книжек, подходили к выбору основательно и искали писателей с большим опытом мифологического «фикшена» с викторианским сеттингом. Ньюман и МакХью явно не первые кандидаты, и, на мой взгляд, это очень хорошее решение отдавать разрастающиеся книги писателям, чьи работы явно нравятся и редактуре, и Майку, чтобы Майк мог полностью сосредоточиться на Хэллбое. Мне кажется, всё получилось.

Станислав: Большую роль в выборе наверняка сыграл и тот факт, что Ньюман, который в этой паре был в большей степени ответственен за диалоги, сам англичанин, что роднит его с главным героем и позволяет «правильно» его прописывать. И раз ты упомянул, что у авторов получилось, расскажи, какие изменения со сценарной точки зрения пошли серии на пользу? Насколько изменился Грей?

Никита: Комикс In The Service of Angels сейчас можно считать суперважным комиксом, потому что в нём меч Конана из «БПРД» и куча-куча намёков, подмигиваний и даже совсем уже недвусмысленных предсказаний формата «будет вот это, не забудьте прочитать вон то». Помимо всего прочего, это захватывающая история про борьбу английского государства с совсем уже обалдевшими от размаха мифологического всего культистами. В центре внимания тот самый меч, что сверкает в «БПРД» и Мемнан Саа, который своё уже отсверкал. Вторая мини мне лично не показалась такой интересной. На мой взгляд, это любовное письмо таланту Северина, но не более того.

Я бы не сказал, что сам персонаж Грея как-то изменился, да и сами авторы в интервью, например, сайту CBR говорили, что Миньола и Элли проверяют их работу на «верность персонажам». Изменился скорее сам комикс. В комиксах Аркуди присутствует достаточно легко узнаваемый авторский стиль, который можно описать как «protagonist-driven mythological adventures», то есть персонажей помещают в условно непреодолимые рамки мира, который для них слишком велик, но они всё равно эти рамки с какой-то долей успеха или неудачи ломают, что даёт нам, как читателям, ближе их понять и рассмотреть. The Mysteries of Unland, напротив, больше plot-driven история, отчаянно напоминающая Инсмутские сюжеты Лавкрафта. Самым главным сюрпризом этой истории для меня стал фрагмент, где полицейский рассказывает Грею про НАЙМИТОВ ЗАПАДА, вовсю шалящих в городе. Такого я еще в Хэллбойвёрсе не видел.

Станислав: Согласен, смена фокуса с героя на сюжет больше всего бросается в глаза. Грей в этой истории — пассажир, которого остальные персонажи заботливо водят под руку. И в этом основной минус арка. The Mysteries of Unland — самый детективный из всех сюжетов про Грея и должен был стать бенефисом его навыков. Вместо этого мы получили «дилетанта» с полным отсутствием нестандартного мышления, которого за нос водят все, кому не лень. Тем не менее, это не сильно портит картину, потому что этот недостаток легко сглаживается интересным сеттингом и общей тайной, которую авторы очень аккуратно раскрывают по ходу.

Сцена со шпионами, кстати, это полностью идея Ньюмана. И это действительно «бомба», которая взрывает уже состоявшийся визуальный мир Хэллбойвёрса. Вообще, художественные эксперименты — одна из главных заслуг арка. Начиная с Крука, который иначе выглядит в новой покраске Стюарта, стилизованной под акварель (что потрясающе задаёт атмосферу), и заканчивая целой плеядой нестандартных визуальных приёмов: межпанельное пространство, заполненное бактериями, искаженный вид из-под воды, упомянутая сцена со шпионами, флэшбек-история с более приглушённым и однотонным колорингом, последний всплеск агрессии констебля. Не знаю, кому принадлежит изначальная идея активно экспериментировать с артом, но это определённо пошло истории на пользу.

Никита: Согласен, что в этой истории Грей больше не детектив, а своего рода чистильщик, которого посылают, чтобы резать мифологических гнидогадоидов, а расследовать дело — это уже как получится. Кстати, главным заданием Грея в этой арке, как мне кажется, было не расследовать дело о странном убийстве/самоубийстве английского аудитора, а забрать артефакт. Что думаешь о самом артефакте? Тебе он ничего не напоминает?

Станислав: Яйцо Моны, конечно, очень смахивает на тот артефакт, который нашёл Лэнгдон Коул, и который в конечном итоге превратил его в Эйба. Кроме визуального сходства похожи и эффекты от взаимодействия с этими артефактами, точнее трансформации. Кроме того, нам недвусмысленно намекают на этот момент в эпилоге, призванном связать эту историю с остальным Хэллбойвёрсом.

Только я практически не сомневаюсь, что эта сцена была сделана сознательно, чтобы пустить нас по ложному следу. Во-первых, сцена с Эйбом датирована 2006 годом, примерно в это время произошли события B.P.R.D.: Garden of Souls, которые косвенно могли пустить его по этому пути. С учётом того, что после никакого упоминания этого события не было, Эйб наверняка ничего важного не нашёл. Во-вторых, история Ньюмана и МакХью — это их творение от начала и до конца, Майк в ней не принимал никакого участия. А учитывая, что он создал Эйба и прекрасно знает, в чём загадка его происхождения, очень странно, что она будет частично раскрыта в истории, к которой он не имеет никакого отношения. Думаю, что максимум, что из этого клифхэнгера вырастет — это флэшбек в онгоинге «Эйба», который как раз и закроет этот хвост.

Никита: А я вот надеюсь, что это будет полноценная арка в «Эйбе». Мне просто, честно говоря, уже надоело наблюдать за «роуд муви» Эйба, но не будем о грустном. Мне интересно другое. Если таких артефактов много, то возможно ли, что где-то ещё есть похожие на Эйба существа? Например, мисс Эйб Сапиен? Будет ли выживший викторианский робот из B.P.R.D.: Garden of Souls искать такие артефакты? Интересно вообще было бы понаблюдать за Греем, когда до него дойдёт, что он выступает невероятным катализатором событий в Хэллбойвёрсе.

Станислав: Вопрос уникальности Эйба для меня открытый. Я вообще сторонник того, что он действительно дитя одного из Огдру Хем, которого нашли на океанском дне. И в этом плане сходство со всеми фрогменами и прочими тварями, появляющимися в результате контакта с гигантскими монстрами, вполне объяснимо. В то же время не исключаю, что такое дитя может быть только одно.

Другой момент, что у конкретно того Огдру Хема может быть определенное предназначение, как например было у Саду-Хем, положившего начало лягушачьей чумы, или Катха-Хем, являвшимся предвестником изменения мира. А вот какое у него предназначение, и какое соответственно предназначение у Эйба — основная тайна. Именно поэтому меня поражают метания Эйба по разрушенным городкам, вместо того, чтобы искать ответ на том самом дне. «Out of caverns of Num-Yabisc, dark and terrible deep, the ocean is calling her children home». Кстати, использование «children», а не «child» играет в пользу твоей теории множества артефактов.

Что касается Грея, то, я думаю, мы узнали лишь малую частичку его связей со всем Хэллбойвёрсом. По сути, мы практически ничего не знаем о двадцати годах его жизни, кроме того, что «в будущем» он столкнётся с Владимиром Джуреску (уже в следующем 1882 году, надеюсь, будет крупная мини-серия), Эпке Вруманом (1884 год, см. Abe Sapien: The Drowning), Джеком Потрошителем (1888 год, из-за чего перестанет служить короне), станет основателем (?) Клуба Серебряных Фонарей и будет гоняться за братством Гелиопиков по всему миру (вплоть до судьбоносной встречи в Чикаго). Историй огромное множество, поэтому я надеюсь, что Ньюман и МакХью получили удовольствие от работы над серией и задержатся на ней надолго. И пусть Крука далеко не отпускают. Этот тайтл ему подходит больше, чем «БПРД».

Никита: Ну ты наверняка знаешь, как я ценю Крука на «БПРД», но я согласен, что видеть Крука в несколько другом амплуа как минимум забавно. Мне вообще было бы интересно посмотреть на взаимодействие Грея в текущем его состоянии с другими персонажами «БПРД». Я, например, не могу сказать, что полноценно доверяю Грею и считаю его стопроцентно положительным персонажем. Странно, что уже после своей *кхм* смерти он не использовал все свои новоприобретённые силы, чтобы разобраться со своими немезисами, как с Мемнан Саа, так и с братством Гелиопиков, которые, как мы видим, alive and well до определённого момента, а полностью обратил своё внимание на Хэллбоя.

Станислав: Я не отрицаю того, что Крук хорош на «БПРД», просто мне показалось, что здесь он себя чувствует увереннее и раскрепощённее. Эта серия ЕГО. Как «Лобстер» комикс Зонъича, как «Балтимор» комикс Стенбека и т.д.

Мне кажется, что Грей сейчас выше концепции «добра и зла». Он служит определённому делу, суть которого нам ещё не ясна. И поэтому на остальные вещи, вроде Мемнан Саа и братства он даже не отвлекается. Я думаю, что за время, пока его по кускам собирали в аду, и пока он приходил в себя, он многое переосмыслил и поставил себе более глобальную цель, чем те, что у него были при жизни. Он осознал своё предназначение.

Никита: А наше предназначение подвести итог! Мини получилась очень хорошей. Я уверен, что Эдвард Грей в надёжных руках, я был ещё раз удивлён Круком, который стремительно переходит в разряд моих самых-самых любимых художников и действительно обрадован авторами. Они, кажется, продолжают путь Дэна Абнетта, у которого комиксы получалось писать значительно лучше, чем книжки по «Ворхаммеру». Желаю дальнейших творческих успехов команде, хоть с Круком, хоть без него.

Станислав: Да, будем надеяться, что теперь, когда у серии есть новая авторская команда, не обременённая работой над другими тайтлами, у «Грея» появится более регулярный график, и выходить новые арки будут не раз в три года. Потому что даже по первой пробной работе видно, что у авторов большой потенциал, а вкупе с таким интересным и нетривиальным персонажем, как Грей, у серии есть все шансы стать одной из лучших линеек во всём Хэллбойвёрсе.

Прежде, чем завершить сегодняшний выпуск, хотел ещё обратить внимание на короткую историю, которая так незаметно вышло аккурат перед мини — Beware the Ape (Dark Horse Presents v2 #36). Написал её сам Миньола, а на арт-часть временно вернулся художник первой мини про Грея — Бен Стенбек. И история, хоть и не особо примечательная, продолжает активно связывать сэра Эдварда со всей остальной вселенной. Тебе не показалась знакомой статуя, которая свела обезьяну с ума?

Никита: Вообще, об этом комиксе я узнал от тебя, как-то DHP проскальзывает мимо меня. Но статуя действительно знакома: она уже присутствовала в истории Lobster Johnson: Tony Masso’s Finest Hour, так же публиковавшейся в DHP, где данная статуя дала суперсилы гангстеру Тони Массо, чтобы он мог победить Лобстера. СОВПАДЕНИЕ? I think not. История, кстати, довольно забавная, особенно концовка в духе американский комедий восьмидесятых, где уже после завершения фильма на стопкадрах текстом пишут, что произойдёт с персонажами в будущем. Так получилось и с обезьяной. Вообще, я уверен, что статуя ещё себя покажет в главных сериях.

Станислав: Да, это классический приём Хэллбойвёрса, когда в фановой микро-истории закладывается кирпичик для будущих больших свершений. С учётом того, что таких кирпичиков уже целых два, думаю, что более крупная история про эту статую не за горами. Тем интересней ждать, где она всплывёт в следующий раз.

12primitive, 21.11.2014 16:11:43
Сэр Эдвард Грей до сегодняшнего дня оставался единственным героем Миньолавёрса, которому мы в рамках рубрики ни разу не уделили внимания.

Еще Sledgehammer

С Сэром Греем у меня неразделенная любовь, как я понял после прочтения The Mysteries of Unland.
В In the Service of Angels это был очень яркий герой, молодой, но уже покрытый шрамами охотник за неведомым, набожный и приверженный Короне (да, это во многом Соломон Кейн, но все равно выглядит незатерто). Как я потом понял, чего-то похожего я ждал от Балтимора, но я про это уже говорил. "Прошлое" Хэллбойверса тут невероятно колоритное (заслуга Стенбека, конечно же) - панорама Лондона, население его дна, ретрофутуристичное оборудование. Сама история очень напряженная и трагичная, прямо удивительно для вселенной.
Вот это все мне очень понравилось. Грей стал практически самым любимым моим персонажем у Миньолы и я с предвкушением принялся за вторую серию. Как же я разочаровался. Ну ладно, рисунок (хотя резкий переход в стиле потребовал времени для привыкания) - дело вкуса. Смена сеттинга очень сильно повлияла на атмосферу. Нет, если бы эта была просто отвлеченная мистическая история в вестерн-антураже, я был бы даже доволен, но только не с Греем. Персонаж тоже претерпел изменения - он тут смеется и даже улыбается. Совсем не похоже на то, что я полюбил.
Так что я был рад прочитать Beware the Ape с возвращением в атмосферу того самого Лондона. Правда история совсем короткая и не оригинальная (слишком сильно напоминает первй выпуск In the Service...).
The Mysteries я ждал с оптимизмом - выбору новых авторов я заранее верил, Крук - это Крук, да и Англию охотник на ведьм покидать не собирался. Но после прочтения мнение у меня сложилось двоякое.
История сама очень хорошая, скорее в духе Хэллбоя - тут нет (почти) отсылок к глобальным сюжетом верса, чистое веселье в разборках с местечковыми ужасами. И здесь же удар по моему "идеальному" образу Witchfinder'a. Нет того напряжения, как в первой серии. Даже смерть мальчика, которая и привела ко всем событиям, меня совсем не тронула. Хотя ощущение некоторого пугающего безумия в происходящем есть и пусть оно не прорывается до конца, но этого достаточно, чтобы на многое закрыть глаза.
Язык тут и правда усложнился (для меня), видно, что к диалогу тут приложил руку знаток. Хороший стимул посидеть со словарями.
Лавкрафтовский дух, как вы отметили, тут есть и, что самое главное, он тут очень тонко чувствуется на границе повествования, не бросаясь откровенно в глаза. Ну, разве что, авторы позволили себе вставить маленькое пасхальное яйцо, чтобы все поняли, что это дань уважения, а не просто копирование (так, на фабрике, среди рабочих, появился некто Азатот Пайк).
Крук тут постарался - особенно в первом номере. Его изображение старой Англии больше похожи на гравюры и это не плохо, но, видимо, в этой сфере я больше привык к Стенбеку (особенно после Балтимора). Обескураживает мимика Грея. В одном кадре он фирменно хмурится, в следующем же счастливо улыбается. Надеюсь, это задумка авторов сценария, а не художника. Выглядит плохо и очень портит впечатление.
Несмотря на все это, история мне, скорее, понравилась. Да, я люблю чисто Миньоловского Witchfinder'a и увидет его еще раз мне вряд ли суждено. Но то что есть сейчас тоже совсем не плохо. Буду ждать продолжения.
По поводу эпилога: не думаю, что из этого разовьют какую-то важную историю. Максимум - флешбек в духе Хеллбоя. Ада говорит, что "the pact is broken" и мы видим, что дело опять идет к большому наводнению (как минимум). То есть Эйба посылают разобраться с паранормальной угрозой, как более приспособленного агента. Как видно, без длинных рук Zinco тут не обошлось, но вряд ли это намек на что-то большее.
Shargor, 23.11.2014 23:11:00
Вообще, с точки зрения пресловутой эволюции главного героя, Lost and Gone Forever очень важный сюжет. Именно здесь в мировоззрение Грея начинают закрадываться сомнения в однополярности использования магии, которые в конечном итоге приведут к его полноценной трансформации. Другой важный момент заключается как раз в сеттинге - Грея вырвали из зоны комфорта, и он очень правдоподобно потерялся, при этом оставаясь собой. Это хорошо показало, что он ещё только в начале своего пути.

Что касается The Mysteries of Unland, то в сценарии действительно есть незначительные промахи, как упомянутая плохо прописанная сцена со смертью мальчишки, некоторая нелогичность поведения Грея-детектива, или те же кадры со слишком жизнерадостным Греем. Но я это легко списываю на то, что это дебютная работа для авторской команды. В целом, они справились вполне достойно. Та же мимика выбивается из общего повествования всего в паре кадров, а в остальном Грей и его реакции показаны очень живо и реалистично.

P.S. >> Еще Sledgehammer

Хотел добавить, что "героем, из тех, кто имеют долгосрочную серию", но не стал усложнять конструкцию =)
12primitive, 24.11.2014 15:11:34
с точки зрения пресловутой эволюции главного героя, Lost and Gone Forever очень важный сюжет

Да. Но просто контраст был очень резким.

Что касается The Mysteries of Unland, то в сценарии действительно есть незначительные промахи

Да я и не спорю, что незначительные. Просто я все ждал-ждал, что снова будут такие же впечатления, как в первый раз, а их все не было. Но я с собой уже примирился.
Ларош, 23.11.2014 07:11:32
А где сейчас пишет Хэппи, если пишет где-нибудь?
Shargor, 24.11.2014 00:11:37
Регулярно нигде не пишет, насколько я знаю.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34490 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33435 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26736 103