Мы продолжаем нашу амбициозную серию аналитических статей, призванных выяснить, во что превратились серии Bubble за два года существования издательства. Наш второй выпуск оказался еще масштабнее предыдущего - помимо меня и Дердена в разговоре участвует супергерой Медии Ларош, известный вам по МЖДЗ и нескольким постам-блокбастерам. Настал черед "Майора Грома" - комикса, который я очень хотел полюбить. Получилось ли? Читайте - и все поймете!
DERDEN: Женя и Алексей, насколько вы экспертны в теме полицейского и детективного жанров и любите ли его (понятно, что в текущем состоянии он очень контентно расширен от "Улиц разбитых фонарей" до "Настоящего детектива", но все же)? Чем вас встретил "Майор Гром" в плане первого впечатления, и какие бы вы назвали известные медиа аналоги, близкие этой серии?
ЛАРОШ: Я не очень представляю, что можно выкатить в качестве подтверждения того, что я понимаю детективы - но да, я их люблю, притом самые разные. После "Син Сити" меня уже поймали на симпатиях к нуару и хардбойлду, но я не меньше люблю и "процедурку", и "cozy". Ну, мы же все росли на Пуаро, Коломбо и "Майами Вайс", верно? При этом, заметьте, МГ ведь не детектив практически. То есть нам поначалу было неоткуда это узнать, но уже к 3-4-м выпускам стало понятно, что мы имеем дело с... триллером. Сначала отбросилась сыскная часть процесса - у Грома после первого выпуска отшибло его "чутье Шерлока" - а потом изменились и правила игры. В "честном" детективе нас интересует либо кто виноват (из закрытого или открытого списка подозреваемых), либо как превратить "тайну" в раскрываемое преступление. Гром же в этом смысле был Грязным Гарри, ему нужно было не найти, а *поймать* преступника. Первый раз я бросил серию (ну вот уже и о грустном), когда обнаружил, что и эти, "полицейские" правила игры сюжет нарушает - события стали просто собираться в цепочку "а потом случилось это! а потом вот это!", и вся деятельность Грома свелась к набору совпадений. Это само по себе неплохо - но не детективный/процедурный жанры, как мы к ним привыкли. Через какое-то время я дал Грому второй шанс - начался новый арк - и смотрел на вещи уже проще. И Гром встретил меня уже чистым триллером, такой, знаешь, "Заложницей". Каждая улика - это повод создать новый большой setpiece и пошуметь в нем.
REDSON: Я себя тоже экспертом не назову, но детективный жанр люблю во многих его проявлениях. Мне нравятся процедурный подход к расследованию преступлений в сериалах вроде «Закона и порядка», суровый реализм «Щита», философские рассуждения о сути криминала в «Прослушке», и, конечно, сериалы, держащиеся на харизматичных детективах, вроде «Шерлока» и «Лютера», если брать новомодный британский экспорт. «Майор Гром» явно тяготеет к последнему. Но сначала комикс не совсем был уверен, чем он все-таки хочет быть даже в рамках этого направления. Сперва Гром, аки Шерлок Роберта Дауни, активно делает замечания вроде «он носит часы на левой руке – значит ходит в туалет три раза в день», а потом ходить махать кулаками в бойцовский клуб, но вскоре избавляется ото всех этих привычек и в модели поведения начинает метаться между другими известными детективами и просто каким-то средним собирательным.
Очень бы хотелось согласиться с Лешей и заявить, что все в порядке, комикс детективом быть не хочет, это триллер вперемешку с боевиком про Лиэма Нисона, но по-прежнему мешают все те разы, когда он все-таки хочет. Злодеи интересные (Чумной доктор, семейный подряд ирландских террористов, грабительницы банков в масках диснеевских принцесс) и поимка их Громом всегда проходит задорно – любая улика или зацепка приводит к экшен сцене, и вот так от одной к другой, через логическую последовательность действий при минимальной интеллектуальной работе героя, мы добираемся до преступника и финального экшена. Все это проходит бодро и весело, а уж проиллюстрировано и вовсе прекрасно (о рисунке чуть позже), но в отличие от «Бесобоя» серия про майора Грома оказывается комиксом, который в определенной степени еще не достиг вершин своего первого сюжета. Тогда личность Доктора еще кое как удалось скрыть до последнего момента (буду честен – я узнал заранее, поэтому за неожиданность ручаться не буду), но вот в «Дне Святого Патрика» и «Как в сказке» есть сцены, когда Гром бьет себя по лбу и кричит «Как же я сразу не догадался!», и в эти моменты за него становится так неудобно, что хочется тут же закрыть комикс. Потому что я догадался чуть ли не пару выпусков назад.
Можно, конечно, справедливо возразить, что с шибко умным читателем ничего не поделаешь, и всегда найдутся те, кто якобы все понял, но. Во-первых, не надо быть фанатом детективов со стажем, знающим все ходы и выходы, к этим выводам можно прийти исходя из той информации, что выдается в сюжетах, более того – при имеющейся в комиксе информации других выводов и не сделаешь, вариантов особо не дают. И во-вторых, Гром предстает сыщиком, который не строит гипотезы и не принимает во внимание все возможные версии, а к очевидному ответу не придет, пока его не ткнуть во все собранные факты лицом. События происходят, собираются улики, отметаются какие-то версии, но Гром как будто не держит все это в уме, ему необходимо посмотреть на все дело разом в виде стены из записок и фото и пересказать самому себе сюжет предыдущих шести выпусков, и только тогда он совершит гениальное открытие. Как нам его считать блестящим детективом? И ведь эти проблемы бросаются в глаза именно на контрасте с первым сюжетом, «Чумным доктором», в котором Гром активно менял одну теорию за другой, и очень хорошо у него все складывалось! То есть я не прошу невозможного и не мечтаю, я видел, что «Майор Гром» может быть хитрее и чуть сложнее, чем в последнее время.
ЛАРОШ: Мне не дает покоя ощущение, что авторы с самого начала не знали, почему "Гром" тикает и тикает ли вообще. Как будто от солидных и ничего не понимающих в ремесле дядей "сверху" им приходят разнарядки, которые приходится выполнять. Сначала Гром очень петербуржский, потом нет, не выходит крутой герой на нашей почве, отправьте его в Европу. А нет, верните из Европы, подать сюда Федотова и пусть он покажет то же шоу, что в первый раз! Но мы не знаем, почему это шоу было классным, так что пусть он покажет точно то же самое шоу. А оно, если мы сядем разбирать, то же самое, иногда до смешного - снова важным плот-поинтом становится жест, который показывает один из преступников. И с обликом героя эти воображаемые дяди тоже не могут определиться. Первый выпуск очень четко очерчивал персонажа и с ним эстетику истории - голливудский Шерлок Холмс от детектива (и его методы, и, что важно, его злодей), Брюс Уиллис от боевика (его побьют, но он победит), коктейль "Остап Бендер, разведенный пополам советским сыщиком" в визуальном ряде - кстати, очень эффектном в динамике…
И в последующих арках эта работа целиком сливается. Сначала меняется гамма героя, потом с него стряхиваются элементы костюма. Сначала кепочка, во второй половине второй арки героя избавляют от шарфа - причем тоже не могут решиться, и сначала Грома красят в черный, потом переодевают, но так, чтобы у нового костюма была узнаваемая гамма старого, а потом снова переодевают уже в "безликое". В этом безликом он ходит в третьем арке. Проходит полтора выпуска, прежде чем герой снова надевает приметную коричневую куртку, а потом Гром снова ее скидывает и весь 21-й выпуск носит безликий черный костюм. Шарф ведь явно со старта прочили в знаковые элементы гардероба - он на постерах, он в уан-лайнере уан-шота (не удержался). Без него натурально не обойтись в паре боевых сцен. А в свежем арке его нету, кажется, нигде. Курточка, бывает, появляется - но без шарфа и без кепочки. Отчего так решили, ах. Верните мне Бендера.
У меня, между тем, встречный вопрос к Дердену. Я очень мало понимаю в манге, в свое время не ушел дальше "гитса и чипсов", но ведь первая десятка номеров, нарисованная Тарасовым - это совершеннейшая манга, только цветная. В конце арка я, например, вижу прямые визуальные цитаты из "Хеллсинга", и я уверен, что там есть еще что-то, чего я не вижу по необразованности. Так вот, почему при этом "Гром" продвигался как комикс-для-любителей-американских-комиксов, как и остальная линейка, а не как круто сваренная русская манга?
DERDEN: Ты этим вопросом просто снял мое мнение с языка. Действительно, я могу поставить на кон свои новые ботинки, что Константин Тарасов (художник первых десяти номеров) учился рисовать, глядя в первую очередь на мангу, чем на комиксы. Конечно, он достиг определенных вершин по этой части, но зато и все болячки русского художника, который рисует в этом направлении, присутствуют в полном объеме. В некоторых фреймах персонажи скатываются в ощутимо японский стиль и в повествование не к месту то и дело встраиваются резкие перепады в характере героя. В манге – это называют «цундэрэ» - смена своего отношения от высокомерного, раздражительного и хамоватого к сентиментальному и спокойному за короткий промежуток времени в несколько минут. Почему-то почти все русские художники вставляют это в свою «мангу», видимо считают, что это значительно оживляет чтение.
ЛАРОШ: Ага, и это прилетает по нам еще сильнее в третьем арке, где не только вся динамика линии с Архиповой укладывается в аниме-стереотипы, но и то, как ее изображают, как позируют. Возьмите две страницы ее первого появления в 19-м выпуске, да?
DERDEN: Иногда даже возникает стойкое ощущение, что художник переиграл в Ace Attorney (известная японская серия про адвоката), в комиксе какое-то огромное количество «Objection!» (известный жест, когда персонажи выставляют руку с указательным пальцем вперед) и узких фреймов, где выделена лишь часть лица возле глаз. Вообще видно, что у Тарасова огромный талант, который только раскрывается и в ближайшем будущем нас ждет чуть ли не свой Бачало. От некоторых страниц или кадров захватывает дух, насколько композиционно круто нарисованы, и тут же мы видим, как на одной и той же странице лицо Виолетты меняется просто кардинально, словно это разные женщины в одном костюме. К слову о Виолетте, в ряде мест выглядит она просто сногсшибательно, и за это художнику отельное спасибо.
Сложно что-то еще добавить к вышесказанному вами, но есть ощущение, что ни сценарист, ни художник до конца не понимают, кто есть майор Гром по архетипу. В итоге мы читаем отборную солянку шаблонов от ничем невозмутимого акунинского Фандорина до персонажа японских комедий. Надеюсь, авторы все-таки выстроят характер своего главного персонажа более цельным. К слову, сайдкик героя – Дима, получился значительно удачней. Ему не надо развлекать публику яркими гримасами в каждом фрейме, поэтому он получился более реальным полицейским, чем майор Гром.
REDSON: Дима хороший. Его образ - этакая ворчливость на контрасте с гиперактивным Громом. Пожалуй, ему даже не хватает экранного времени. Посвященные Диме короткие истории были одними из самых ярких моментов за два года существования серии. А вот на подругу главного героя, журналистку Юлию Пчелкину, смотреть больно. То есть смотреть-то на нее приятно, если вы понимаете, о чем я, но стоит Пчелкиной открыть рот, как хочется орать. Она просто манекен с надутой грудью, функция которого ограничивается тем, чтобы каждые 10 страниц напоминать Грому, какой же он классссный, а потом попадать в передрягу и оказываться спасенной. Даром что дома она не носит майку с ироничной надписью damsel in distress. Толку от Пчелкиной как от журналистки, нет, расследования двигают не ее действия, она всегда участвует пассивно. Ее образ вообще никак не вяжется с направлением в работе. Это вот она проводит расследования и пишет на острые темы? Юля похожа на бьюти-блогера, обозревающего пудру, помаду и спонжики - это максимум, что я готов вам дать. Само по себе это не плохо, но персонаж совершенно пустой, у нее ни одной мысли в голове. Возможно, Игорю многого от женщины не надо, его сердце и ум отданы работе? Я ору на каждой сцене с Пчелкиной, как только соседи до сих пор полицию не вызвали. Кстати, что скажете про злодеев? Вот уж с кем в подобных историях принято плотно работать.
ЛАРОШ: Со злодеями первого и третьего арка есть крупная проблема, но эта проблема не "родная" для Bubble, она типична для кино и сериалов "про красивого злодея" - они сдуваются в финале. И в случае с доктором, и в случае с принцессами львиную долю интереса представляет их "легенда", имидж. Когда читаешь, хочется узнать не просто "кто Доктор" (это не так уж и важно, потому что кандидаты на злодея вводятся всего за несколько страниц до того, как отбрасываются), а "почему именно Доктор", что лежит за легендой и как он дошел до жизни такой. В финале же оба раза оказывается, что легенда выдумана просто так и конкретной цели не служит - Доктор прямо говорит, что произвольно выбрал свой гиммик, а принцессы вообще особенно не поясняются. И собственно, хотя это часто случается в детективных историях (особенно сериальных, по понятным причинам), в комиксах про супергероев эту планку ронять нельзя - мы как раз в том жанре, где почти каждый гиммик заковыристо объяснен, часто даже несколько раз.
С детективом и информацией отдельный подвох - комикс, особенно когда его пишет Евгений Федотов, хочет вывалить на нас как можно больше информации - это уже не экспозиция, это прямо инфодамп. И для раскрытия дела эта информация фактически не нужна - ни персонажу, который следующий ход в расследовании почти всегда делает по счастливой случайности или с помощью закадровых помощников, ни читателю, который куда быстрее справится просто за счет знания жанровых штампов.
Собственно, Гром и в первом сюжете ведет дело, полагаясь на совпадения и "вбросы", но да, он по крайней мере строит версии. Во втором комиксе вокруг героя вообще вращается реальность... Я боюсь причем, что "ADHD-детектив" получился не потому что Габрелянов, Федотов и Скороходов не умеют писать детективы - я уверен, что знают/любят/умеют, их детали выдают. Я боюсь, что так вышло из-за опасения, что иначе читатель что-то не поймет и бросит читать. Вы замечаете, сколько на страницах *объясняемых* шуток и дважды проговариваемых реакций/оценок?
REDSON: Мне финальный поворот с Чумным доктором очень понравился. Знаю, он способен разочаровать, но мне как раз пришлась по душе идея пойти против ожиданий аудитории и общепринятых правил. А вот не будет у злодея высшей цели! Это все были дым и зеркала, на самом деле он просто маньяк! Возможно, я попаду в меньшинство, но для меня это стало главным плюсом в образе Чумного доктора и окончательно убедило, что злодей удался. Не нужен нам пафос, пафоса хватает в самом Игоре Громе (хотя со временем эту черту его характера научились сглаживать), а Доктор… ну да, в нем хаотичность сочетаются с четким планированием. Ну да, это Джокер. И в то же время не Джокер – последующие объяснения психического состояния злодея вдохновлены скорее «Декстером» с его концепцией Темного Пассажира. Опять же плевать, встречались ли в медицине подобные случаи, или это полная брехня. Главное, чтобы у брехни были свои правила, которым она бы следовала. И пока что с этим полный порядок.
С диснеевскими принцессами вышло не так гладко, их раскрыть не успели. А я было обрадовался, что всего 6 частей. Впрочем, темп сюжет держал хороший. Особенно, если сравнивать с поездкой в Ирландию. Сколько там было частей? 9? Это было жестоко. Хотя злодеи, с которыми мы в итоге остались, оказались… интересными? У них есть потенциал. Странно, что в складывающейся rogues gallery Грома треть составляют ирландцы, но окей, сойдет. Габрелянову и его соавторам только надо подумать, как вернуть их так, чтобы было эффектно и эффективно. И думать над этим можно хоть пару лет.
ЛАРОШ: Кстати, про Ирландию. Это - лично по моему мнению - чистый провал безотносительно сюжета, как попытки у нас снять кино "под Америку". Ну ребята, ну вы же играете на том поле, где кто захочет про Ирландию - пойдет и возьмет книжку да кино, сделанные ирландцами, и будет там такой национальный колорит, который не подделаешь. Гром ведь низачем в Ирландии не нужен - в отрыве от "сеттинга" он становится безликим экшен-героем. У него даже нет волшебного телефона, решающего все проблемы! Ладно бы вы хотели дать нам "Красную жару" или, не знаю, "Час Пик", но у вас ведь даже русский акцент героя становится значимым звеном сюжета всего раз, а в остальное время речи ирландских националистов магическим образом всегда понятны иностранцу (хотя они и британцу не всегда понятны, и это даже если исключить шанс того, что между собой они шпарят на гелике). Поневоле подумаешь, что купили сценарий другого фильма и пересняли под уже имеющуюся франшизу. Беда постоянных опасений за то, поймет ли вас читатель, приводит к самому опасному, в чем можно в интернет-век обвинить автора - к Мэри-сьюшности. Поймите меня правильно - я не утверждаю, что здесь побывала эта барышня. Я говорю, что с пересолом использованные приемы создают этот эффект.
Окружающие персонажи частенько говорят про Игоря Грома, какой он по характеру - одни хвалят, другие ругают, третьи удивляются. Будто действия героя не могут говорить сами за себя. Но даже если не считать самого героя. Комиксы - визуальный медиум. В нем не нужно говорить ни слова, чтобы передать оценку героя. "Ах, он супермен", "какой он добрый и заботливый", "ну ты и вырядился" - все это можно сказать без единого слова. Единственный разумный повод внести такие вещи в сценарий - это когда вы не знаете, кто и как вас будет рисовать, и боитесь, что рисовать вас будет злой брат-близнец Грега Лэнда. Но здесь же явно не тот случай! Все художники отлично справляются с передачей эмоций, но их все равно дублируют - видимо, чтобы читатель не проморгал. Предел наступил в ходе "ирландского" арка, где разные злодеи несколько раз повторяли словесный портрет Грома - "волевой подбородок, брови молнией" и так далее. Ребят, если вам нужно, чтобы в конце фильма про Супермена случайный персонаж сказал вслух "Какой он клевый!" - значит, вы не уверены в том, что за предыдущие два часа смогли передать эту мысль.
REDSON: Опять зацеплюсь за Лешины мысли, чтобы развить тему. Сценарий мы уже обсосали как могли – и плюсы и минусы, - и я уже боюсь, что многие читатели к этому моменту уснут. Не потому что мы зануды, просто пятница. А ведь хочется поговорить про вещь, которую мы, скорее всего, будем больше хвалить, чем критиковать – рисунок. Соглашусь с Алексеем по поводу передачи эмоций. Людям, рисующим «Майора Грома», вообще так хорошо удается передать суть происходящего, что текст иногда кажется вторичным. Чувствуется влияние манги с ее прямолинейным и омегавыразительным изображением чувств героев – почти всегда все видно «на экране» без лишних объяснений. Запустивший «Грома» Константин Тарасов начинал рыхловато, качество кадров у него скакало в пределах одной страницы, лица менялись и прочее. Но в рамках этой же серии (и пары других) можно было наблюдать профессиональный рост одного отдельно взятого человека. Конечно, крутые работы в недавних скетчбуках и артбуках – ни разу не сданный к дедлайну 24-страничный комикс, но и там, где надо, Тарасов улучшился.
Однако главной звездой серии в итоге стала Анастасия Ким, периодически использующая псевдоним phobs. У нее много фанатов, но врать не буду – про нее я узнал именно из-за чтения комиксов Bubble. Что я могу сказать? Ну не хожу я на DeviantArt и на Diary ходить перестал много лет назад. Это совершенно далекие от меня сообщества. Но главное, что туда, судя по всему, регулярно ходят редакторы Bubble, страдают ради поиска хороших художников. Не хочу с первого же абзаца перехвалить phobs и создать вокруг нее культ личности (по-моему, он и так создан), но на Комик Коне я пытался взять у нее автограф, и легче было попытать счастья с Мишей Коллинзом – стенд Bubble обступила толстая бетонная стена из поклонниц творчества phobs. И я прекрасно понимаю, откуда они все взялись: из тех русских художников, что выбрали стержнем своего стиля японские традиции, phobs ушла дальше всех. Каждая линия на своем месте и автор точно знает, чего хочет, и как этого добиться. Она сделала «Майора Грома» своим комиксом не потому что вдруг стала рисовать его чаще других художников Bubble – просто она делает это с такой уверенностью, будто воплощает видение серии, формировавшееся годами. С ней «Майор Гром» стал хотя бы в визуальном плане именно тем комиксом, которым хотел быть с самого начала. Возможно, даже об этом не подозревая.
Женя тут внезапно напророчил Константину Тарасову превращение в русского Криса Бачало, а мне кажется, что phobs уже фактически стала русским Дастином Нгуеном. Четкие, немного резкие, линии, легкая угловатость, отличное чувство динамики - движение есть в каждом кадре, даже когда люди просто стоят и разговаривают. Надо отметить, что другие занимавшиеся серией художницы - Юлия Журавлева и Екатерина Менабде - стилистически работают в том же ключе. Визуально "Майор Гром" стал невероятно цельным комиксом. Что важно.
ЛАРОШ: Притом, что я давно люблю рисунок phobs, здесь у нее (или у колористки) не все гладко. Показательный пример - 13-я страница 17-го выпуска. На ней три девушки, и две из них (на панельках нижнего ряда) и должны быть похожи. Но чем от них отличается девушка в верхнем ряду, кроме цвета волос? Хуже того - откройте 15-й и 16-й выпуски. Единственная женщина в 15-м - мама Кристофера, единственная женщина в первой половине 16-го - Юля. Найдите в рисунке этих двух персонажей какие-нибудь отличия. "Анимешная" разница "все одинаковое, только волосы разные" перекочует к женским персонажам и в третий арк. В сочетании с тем, что все они, как уже отметил Женя, написаны из одной ноты, максимум - из двух ("мы думали она такая, а на самом деле она вот такая") это расчеловечивает женщин и делает их сюжетными функциями.
И еще одна беда комикса - а именно его третьего арка, сделанного двумя другими художницами, - это автомобили. В истории тачки занимают важное место, а по рисунку видно, что автору они безразличны. Кое-где, я подозреваю, изображения машин и вовсе трейсились. На странице они всегда расставлены очень статично, и это замаскировано обильными спидлайнами. Нет интересных ракурсов, нет "небрежности" изображения, которая оживила бы комикс. Знаете, всегда заметно, если художник использовал Poser или обводил фотографии? Вот здесь то же самое, только с автомобилями. Или, по крайней мере, это так выглядит.
REDSON: Да, интересы сценаристов не всегда совпадают с интересами художников. Посоветуем издательству принимать это во внимание при подборе авторов на сюжеты. Когда я говорю "автор", то имею в виду и художника, меня сильно смутило, что на Комик Коне часто говорили "автор - такой-то, художник - такой-то", художник - тоже автор! И чаще всего именно этот автор определяет успех комикса. Пришло, наверное, время подводить итоги? Цель этих статей (хотя бы в теории, потому что "Инока" и "Красную Фурию" мне только предстоит прочитать целиком) - проследить эволюцию серий Bubble за 2 года выхода. И если у "Бесобоя" ее обнаружить удалось, то с "Майором Громом" все не так очевидно.
Дело в том, что при всех минусах, он уже в начале казался самым толковым из комиксов про новых русских героев, поэтому ему даже не нужно было совершить резкий качественный скачок, полностью изменив свою суть - достаточно было понять, что работает, убрать то, что не работает, найти себя. Поиски по-прежнему продолжаются, и следить за ними интересно.
Это не медленное крушение поезда, а скорее гонка, в которой пилот на одном круге вырывается вперед, на другом немного отстает, потом опять делает рывок, где-то делает не очень аккуратный поворот, но все еще едет.
Пока мы тут расписывались, успел выйти 25-й выпуск, и в нем собраны практически все основные плюсы и минусы комикса на данный момент. Половина номера посвящена возвращению Чумного доктора - и исполнено оно практически без заминки. Классически построенная сцена побега из тюрьмы. Возможно, Доктора возвращают слишком рано, но комиксу это действительно нужно. Хочется верить, что сценарист будет хотя бы стараться соответствовать заданным собой же стандартам и не обойдется обычным фансервисом. Больше безумия! А вот вторая половина - экранизация почти всех абзацев с нашим недовольством. Бедного Диму опять задвинули на третий план, но это еще ладно - назревает конфликт между Пчелкиной и бывшей девушкой Грома, и я бы хотел надеяться, что новой чертой многогранного характера Юли не станет слепая ревность, но это будет прекрасно дополнять развитие персонажа на данный момент. Появился шанс сделать неудачный женский образ еще хуже, и вряд ли серия его упустит. Но Чумной доктор. Если новый виток его противостояния с Громом окажется изобретательным, комиксу это сильно поможет. Если совсем уж упростить список минимальных ожиданий от серии, встретив которые она реально усилится, то выглядит он так:
- Утвердить образ Грома - как поведение, так и внешность.
- Продолжить развивать его помощника Диму.
- Больше работать над злодеями.
- Убить Юлю Пчелкину.
Первое выполнить не так уж и сложно, третье выполняет текущий сюжет, ну а с рисунком ничего делать не надо, тем более что четвертый арк рисует phobs. Не то чтобы это были мои требования к комиксу, словно террориста, которому нужен еще и самолет на крышу - просто я обозначил вещи, которые меня беспокоят. "Майор Гром" регулярно бывает хорошим и имеет все ресурсы для того, чтобы стать совсем отличным. Мы будем следить за серий и ждать, когда это случится.
Возьмем за добрую традицию комментарии от людей, ответственных за обозреваемый нами комикс. На сей раз своим мнением о "Майоре Громе" поделилась художница серии phobs, а также вернулся с новым комментарием главный редактор Bubble Артем Габрелянов, являющийся также основным сценаристом серии.
Что думает Анастасия "phobs" Ким:
На мой взгляд в начале серии Гром был довольно… своеобразен как персонаж - сплав бурного темперамента и не сочетающихся с этим темпераментом качеств делал из него сомнительный образ, довольно далекий от представлений большинства читателей о супергерое (а Гром изначально позиционировался именно так). С одной стороны, он откровенно пользовался своим служебным положением (я мент - мое право бить и громить без последствий для себя), с другой - соблюдение закона для него якобы на первом месте, несмотря на то, что он готов его нарушить в любой момент. Модель поведения персонажа почему-то заявлялась как правильная и едва ли не достойная подражания, а сам Гром представлялся как некий идеальный блюститель порядка (по крайней мере со стороны это выглядело именно так) - что вызывало множество нареканий, споров и вопросов. Мне нравится то, к чему характер и образ Грома пришел за время своего существования - он больше не подается как супергерой и хороший полицейский, его недостатки теперь действительно недостатки, а не недостатки, которые пытаются подавать как достоинства. Он стал гораздо больше похож на обычного человека со своими плюсами и минусами, который справляется с проблемами так, как умеет, при этом рискуя получить последствия за совершенные ошибки - лично мне такой персонаж гораздо приятнее и интереснее.
Сюжет "Грома" за 2 года эволюционировал от детективного жанра в экшн, из экшена обратно в детектив, из детектива в триллер и вероятно эти трансформации будут продолжаться и дальше - так что его сложно охарактеризовать и отнести к какой-то одной категории, как, например, "Бесобоя" или "Красную Фурию". Хочется отметить, что "Гром" от изначальной относительной реалистичности (скорее даже злободневности) на данный момент полностью ушел в комикс, мало чем связанный с нашей реальностью помимо места событий. Хорошо это или плохо - не знаю.
Что думает Артем Габрелянов:
За 2 года работы «Майор Гром» преобразился меньше остальных наших комиксов. Да, его сюжет плавал от детектива до триллера, от триллера до экшена, и наоборот, но основной дух серии всегда оставался неизменным. Это один из трёх главных плюсов комикса. Второй — красивые экшен-сцены: в «Майоре Громе» абсолютно все боевые сцены смотрятся на 5+. Ну и третий — персонажи. Нигде ещё вы не найдёте столько разноплановых и интересных персонажей, которым фанаты посвящают целые гигабайты текста (это я про фанфики, у «Майора Грома» одна из самых мощных фан-баз в рунете). Пожалуй, главным и единственным минусом «Грома» я бы назвал тот факт, что я, как основной автор серии, писал детектив, хотя в душе гораздо больше тяготел к тем же триллерам и боевикам. Изначально навесив на «Грома» ярлык «детективный комикс», я загнал себя в ловушку «быть — казаться», и окончательно выбраться из неё мне хватило духу только к началу нового, 4-го сюжета. Детективная составляющая там будет напрочь отсутствовать, однако это позволило уделить больше «экранного времени» разным интересным вещам, о которых вы узнаете, начав читать комикс. Однако это не значит, что мы навсегда закрыли тему «детектива» в Громе. В дальнейших сюжетах Гром будет по-настоящему расследовать преступления без использования грубой мужской силы, методом собирания улик и опроса свидетелей. У меня уже есть несколько интересных и увлекательных идей, которые ждут своего часа. Главное — удачно миксовать «триллерную» арку и «детективную», чтобы Гром не получился однобоким.
в целом из всей нынешней линейки абсолютно не нравится только бесобой (просто не понимаю, что в нём находят - рисунок так себе, сюжет излишне примитивный), в остальных сериях хоть какие-то плюсы да нахожу
Фанфиков много, потому как 1-арк был злободневным с вклиниванием событий реальности, потом уже появился слащавый доктор-Дуров скатился до яоя(хотя судя по 007:Skyfall это тенденция)
Во втором арке, все были нарисованы так, что я так и не понял ,там злодеи есть или это просто люди-жертвы обстоятельств.
Третий арк - Жасмин не раскрыта , почему? зачем?
В общем посмотрим)
Ну я хотел больше сказать (работа не позволила), например, про суперский хитрый разворот Тарасова в пятом номере на 9,10 странице, когда Грому приходит на ум неожиданная версия.
Разворот очень кинематографично сделан, и ему предшествует отличная страница 7. Хитрость разворота, что он расположен на разных листах на одной и той же половине сингла. Сложно объяснить, проще один раз увидеть. ))
Хотя ребята реально титаны, разложили просто все по полочкам. Я так к их славе теперь притесался. Им спасибо огромное!