Первое, что вам надо знать: ваши знания по ММО устарели. Понимаю, что при слове «ММО» у большинства всплывает в голове образ ноулайфера, сутками играющего в ВОВ или Линейку, но сегодняшние ММО казуальны, дружелюбны, не требуют 12-ти часового присутствия и носят короткий сессионный характер.
Второе, что вам надо знать: ММО эволюционировали. Теперь это топовые игры ААА класса с огромными бюджетами, мощными графическими движками и сотнями, если не тысячами человек в онлайне.
Третье, что вам надо знать: теперь в ММО есть сюжет, и игру можно пройти, как и обычную сингловую игру. Это важно.
Представим, что вы все эти десять лет находились на необитаемом острове и только теперь вернулись на большую землю. Вместо того, чтобы надевать капюшон и бегать в трениках по крышам родного города, представляя себя борцуном с виджилянтами, предлагаю оставить рефлексии и попробовать на вкус, какова подмышка трех самых лучших ММО проектов по состоянию на конец 2015 года.
Final Fantasy XIV
Квинтэссенция 30-ти летней истории самой великой jrpg-серии с воистину эпическим и масштабным сюжетом. У игры колоссальный бюджет и талантливая команда, которая трясется и бережно переносит в игру все карго культы предыдущих частей: маскотов, символы, названия, элементы, механики. Если вы прошли до этого все предыдущие части серии, вы почувствуете себя здесь дома, обёрнутым в теплое мягкое полотенце и с кружкой горячего какао. Если же название «Final Fantasy» для вас пустой звук, то всё равно перед вами самая топовая на сегодняшний день ММО-игра, высочайшего качества отделки во всех её элементах.
Pros
• Запоминающийся саундтрэк от мэтра Нобо Уемацу. Ряд композиций уже переплюнул нетленки из Final Fantasy VIII. Музыка настолько хороша, что впереди на ждут оркестровые гастроли по миру, надеюсь, заедут и в Россию.
• Мощное финансирование. Хорошо чувствуется, что это ААА игра от богатейшей корпорации: идеальная графика, все элементы дизайна ладно пригнаны друг к другу, мощные сервера (ничего не глючит, не тормозит, не вылетает). Это абсолютно дорогой продукт. Вы почувствуете это с первых же минут игры, как почувствовали бы разницу, пересев с ВАЗ 2109 в последний Лексус представительского класса.
• Сюжет. Его тут много. Очень много. По объему он уже превзошел все предыдущие номерные части. По качеству он тот, какой должен был быть сюжет в Final Fantasy XII, если бы из проекта не ушел главный сценарист, бросив текст на середине. Сюжет в ФФ14 уже даже превзошел легендарную историю из Final Fantasy Tactics. Пирог сюжета многослоен: параллельно развиваются линии фракций, разных противоборствующих центров сил, религиозных течений, интересы различных рас. Много политики и закулисных игр, в лучших традициях книжного фэнтези. Объемы текста зашкаливают все барометры. Тут ЕСТЬ, что почитать часами. Причем качество текста высочайшее.
• Энд гейм контент. Безбрежный океан. Серьезно. Вы просто утонете в нём.
Энд гейм контент — это такая штука, по которой оценивают качество ММО игры хардкорные игроки. Грубо говоря, в ММО есть прокачка до капа (максимального уровня) — эта часть считается прологом игры, и есть эндгейм контент (сложные вызовы и задания на максимальном уровне, которые надо проходить совместно с другими живыми игроками).
Коллекционирование редких карт, обустройство дома, постройка летающего корабля, бесконечно количество сложных подземелий (количество перевалило за полтинник), увлекательный крафт вещей, торговля на рынке, рыбалка, гонки на чокобо, битва миньонов. Это лишь малая часть того, чем можно заняться на капе. Плюс каждые три месяца вам приносят солидную добавку в виде аддона, и каждый раз поражаешься фантазии разработчиков.
• ФФ14 — успешный продукт. Для ММО это крайне важно. Счет игроков пошел на миллионы, и это чувствуется. Вокруг тебя живой, динамичный и подвижный мир, настоящий рынок вещей со скачками цен из-за динамики спроса и предложения, вокруг тысячи других живых игроков из разных стран Северной Америки, Европы, Азии. Ощущения, ммм, необычные.
• В игре уникальная система развития, когда на одном персонаже собраны все классы и все профессии (боевые и мирные), между которыми легко и быстро переключаться.
Это избавляет от необходимости держать кучу твинков (дополнительных персонажей на одной учетной записи), чтобы играть разными классами. Плюс вы всегда можете подстроиться под любую ситуацию и помочь своим сопартийцам, быстро переключившись с хила на танка.
• Хардкор. Сейчас на момент патча 3.1 по уровню сложности игра приближается к легендарным временам ВОВа, когда люди в поту и соплях тратили все выходные, чтобы пройти топовый контент и... не проходили его. При этом, что очень и очень важно, хардкор не выпячен, как центральное действо, и игроку всегда предлагается более мягкая альтернатива получить аналогичную экипировку или интересные предметы. И если ваши яйца слишком малы для хардкора, вы всегда можете пойти с другими казуальными игроками в добрые и светлые места игры.
• Художественная красота. Тут красиво всё. Мир, локации, персонажи, мобы, подземелья, боссы. Маленькие произведения художественного и дизайнерского искусства формируют красивейшее полотно, которое подает вам в мозг 999 999 999 эндорфинов/1 мс. Здесь можно жить. Здесь ХОЧЕТСЯ жить.
• Синематика. В Final Fantasy ВСЕГДА были лучшие CG-ролики на игровом рынке. Сейчас, конечно, многие дышат в спину, но Square Enix всё ещё держит марку.
Cons
• Не самая удачная боевая система. Из-за большого ГКД (глобальный кулдаун всех скиллов) в момент прокачки первых пятьдесят левелов может показаться, что игра сонное царство. На самом деле боевая система идеально сбалансирована, но показывает этот баланс она только уже на капе, в сложных испытаниях и подземельях, выжимая из вас пот и сопли. Боевая система здесь похожа на балет. Когда все игроки знают, что делают — бой со сложным противником выглядит, как красивейший танец слаженной труппы с головокружительными па. Когда игроки не знают, что делать, действо превращается в нелепые судорожные дергания новичков, вдрызг разлетающихся под ударами босса.
При этом моя жена и мой друг не стали играть в ФФ14 именно из-за боевой системы. Она им показалось ОЧЕНЬ медленной, и как я их не уговаривал дотерпеть до капа и посмотреть её раскрытие, я упёрся в глухую стену непонимания.
• Бесконечная беготня от NPC к NPC для того, чтобы сдать/получить квест. В принципе, это вообще бич всех ММО. Тем самым разработчики искусственно затягивают или удлиняют (если хотите) время игры. А время игры для разработчика — это оплачиваемая ежемесячная подписка. Но в ФФ14 беготня приобрела поистине монструозные масштабы. И если вы торопыга по природе, то вас ждёт мучительная пытка.
Black Desert
Самая что ни на есть классическая корейская гриндилка с самой что ни на есть революционной боевой системой. 4 года разработки от небольшой студии энтузиастов вылились в масштабное финансирование корейским гигантом Daum (аналог Яндекса). Русскую версию очень ждали все школьники страны (Free to Play + Mass PVP = идеальное сочетание для школьника). Релиз состоялся месяц назад, и у вас есть все шансы попасть в самый центр пульсирующего тысячами игроков мира, где центральной идеей является захват и контроль обширных территорий в жарких сшибках толпа на толпу.
Pros
• Лучшая на данный момент графика в жанре. Сногсшибательное динамичное освещение. Туман, смена дня/ночи. Текстуры кожи, текстуры материалов. Всё просто бесподобно. Сидишь и стекаешь от подобной красоты.
• Боевая система. Взята из файтингов. Классов немного, поэтому разработчикам удалось сделать довольно мощный баланс каждого. При этом стиль игры между персонажами максимально уникален. Можно отыграть 100 часов колдуньей, потом пересесть за гиганта и протащиться, насколько ИНЫЕ за него ощущения. Боевая система здесь настолько хороша, что можно спокойно провести подряд 5 часов, тупо колошматя вокруг себя врагов. И НЕ НАДОЕДАЕТ. Удивительно, но факт.
Я не раз себя ловил в три утра, говоря себе, ща вот ещё мобика допину и спать. Ага, щаз. В итоге ложился в пять, а то и в шесть. А в восемь на работу...
• Огромный дифференциал по контенту. Разработчики постарались на славу. Прикрутили всё, что только можно. Хотите обустраивать дома? Вэлком. Бегать вместе со своей гильдой на осады? Вперёд! Тихо мирно собирать травы и варить зелья? Да без проблем! Организовывать торговые пути и управлять работниками? И это можно. Не охота вникать в тонкости? Можно просто без устали долбить мобов.
• Самая необычная подача ЛОРа. Разработчики гении. Серьезно. Я мечтал о подобном много лет. Дело в том, что за открытие лора здесь дают ОЩУТИМЫЕ бонусы по приросту характеристик персонажа. Открыли всю ветку гоблинов? Вот вам плюсик в характеристику. Нашли все травы на локации? И за это плюсик. Поговорили со всеми НПС? И тут награда.
Тем самым игра настраивает на более вдумчивое кропотливое прохождение, при этом ваш персонаж становится ощутимо выигрышнее тех, кто бежит, не глядя вперед.
• Огромное количество зон. Реиграбельность. Вариативность прокачки. Раньше в ММО ведь как было? На каждый пяток уровней приходилась определенная зона. Через какое-то время вы их знали наизусть. Здесь же предлагается огромное количество территорий для прокачки. Они все разные, все очень красивые. Вариантов, куда пойти покачать своего персонажа, много, и это здорово.
• ПВП, стратегический контент. Механика игры сделана так, что она подталкивает игроков сплачиваться в большие гильдии, и потом сшибаться толпа на толпу в больших мясорубках за право обладания территориями. Это круто, социально, весело.
Cons
• Сюжет. Он схематичен и топорен. Прикручен как-то сбоку и быстро теряется среди беготни от одного города к другому. Нет, конечно, сам основной лор мира интересен, а вот центральная сюжетная линия срежисирована очень убого.
• Школьники. Ролевая система здесь награждает самые стальные жопы до бесконечности. Здесь нет потолка в уровнях, поэтому те, у кого тупо больше времени на игру (а это школьники), будут всегда сильнее вас в разы. И это не победить никак.
Star Wars: The Old Republic
Масштабная и всепоглощающая ММО игра по знаменитой и легендарной вселенной. Здесь много пиу-пиу, лазерных всполохов и, конечно, легендарный музон, ввергающий миллионы тел в транс: ту-ту-ту-туруруруруруруруру.
Pros
• Гигантизм в географии, гигантизм в контенте. Это реально безграничный космос. Планеты, системы, огромные территории с уникальным ландшафтами. Какое-то безумное количество квестов на каждой планете (полностью озвученных, sic!), безумное количество контента: можно летать на разных типах кораблей, строить крепости, захватывать варзоны, участвовать в сложных рейдах. Всё это сопровождено довольно сносным сюжетным бэкграундом, так что проблем с мотивацией попросту не возникает.
• Отыгрыш роли. Разработчики предоставили приличное количество классов, как за ситхов, так и за джедаев. У каждого класса своя личная сюжетная линия, идеально раскрывающая характер класса. Например, когда я играл за ситхского лорда, я с огромным удовольствием душил всех вокруг себя: слуг, рабов, мятежников, республиканцев. Играя за шпиона, шкурой почувствовал все прелести и минусы этого нелегкого дела.
Особый кайф здесь в проработке отыгрыша. В классических компьютерных РПГ типа «Фэллаута» или «Балдурз Гейта» было довольно сложно отыгрывать злодея, потому что в первую же очередь ты сразу лишаешься приличной доли добрых квестов и уникальных предметов. Да и награда от злых дел была несопоставима с потерями в добрых. Здесь же разработчики соблюли тонкий баланс. Злодеям выдаются плюшки и контент не хуже, чем добрякам, поэтому перестаешь париться по материальной части, и полностью отдаешь себя во власть зла. Ю-хууу!
• Сюжет. Его пишет не самый дурной писатель и сценарист Дрю Карпишин. Лично я его обожаю, он приложил руку ко многим любимым мною нетленкам: Baldur’s Gate, Mass Effect, Jade Empire, Knights of the Old Republic. В 2012 году он ушел из команды SW:OR писать фэнтэзи-трилогию в своем собственном выдуманном мире, успешно её издал и вернулся уже обратно в 2015 году с мощным сюжетным DLC: Knights of the Fallen Empire, релиз которого состоялся буквально пару недель назад и который все очень хвалят именно за сюжет. Запрыгивайте на борт! Нафига вам эта унылая седьмая часть? ТУТ ТАКОЕ ТВОРИТСЯ!
• Система Legacy. Все персонажи, и добрые, и злые, связаны в некую одну семью, и действия каждого накапливают Legacy опыт, который можно направить потом на улучшение характеристик. Какое пространство для манчинкства, хех!
• Световые мечи. No comments.
• Взаимодействие живых игроков в диалогах. Уникальная и революционная на самом деле система, которую успешно потом стырили разработчики Divinity: Origin Sin. Если вы играете с кем-то в партии, то при взятии или при сдаче квеста, каждый из вас выбирает тот ответ, который максимально подходит по вашу роль, система автоматически пробрасывает кубик, и право голоса дается тому, кто выбросил бОльшее значение. Особенно забавно, когда в партии вместе люди, отыгрывающие добрых и злых персонажей. Представьте, вы собрали для некоей damsel in distress цветочки с ближайшей поляны. Она смотрит на вас глазами кота из Шрека и говорит, что я могу для вас сделать. Вы благородно считаете, что это для вас большая честь и только хотите разомкнуть уста, как вас отталкивает другой человек из вашей группы и выпучив глаза орёт: «СНИМАЙ ТРУСЫ, СКА!». И вы, бац, получаете себе немножко темной кармы в характеристику.
• Синематика. Разрабы используют лучшие CG студии. Ролики вполне достойны лукасовских номерных частей и пересматривать их можно очень долго.
Cons
• Баланс. Если он и есть, то очень шаткий. Слишком много классов, слишком много вариаций, особенно в массовых ПВП, и слишком раздристанная система шмота, которую они всё правят и правят и правят, но выправить не могут.
• Не самый оптимизированный движок и сетевой код. Если не лаги, то небольшие подтормаживания сопровождают всю игру. К ним привыкаешь быстро, но осадочек остается.
• Общий стиль игры сопоставим со стилем из мультипликационного сериала Star Wars Clone Wars. Возможно, на него и есть любители, но хотелось бы взрослой и мрачной атмосферы. Тем более, сюжет как раз к ней обязывает.
Я не мог пройти мимо двух достойных ММО игр, которые прямо относятся к комиксам. Это, скажем честно, довольно средние проекты по сравнению с аналогичными продуктами на рынке, но если вы фанат супергеройских вселенных Marvel и DC, пропускать их не рекомендуется ни в коем случае.
DC Universe Online
В своё время я ОЧЕНЬ мечтал, чтобы весь редакторский состав Спайдермедии пошел играть в эту игру, основал бы там гильдию и собрал под своё крыло всех руских дисифилов. В итоге же весь редакторский состав Спайдермедии пошел смотреть сериалы «Стрела» и «Готэм» (прости их, Господи, ибо не ведают они, что творят), а я уныло и одиноко бродил по миру DC Universe Online, который на минуточку... великолепен. БАДАБУМС.
Да, игра великолепна. Это идеальная ода дисифильству. Здесь есть всё. Хотите постоять в Аллее преступников? Чек. Хотите надрать задницу Бизарро? Чек. Хотите воевать в рядах Корпуса Зеленых Фонарей? Чек. Хотите воевать ПРОТИВ Корпуса Зеленых Фонарей? Чек.
Можно играть героем. Можно играть злодеем. И тем, и тем играть очень и очень круто.
Pros
• Огромное количество DC лора. Выкиньте свою жалкую энциклопедию супергероев DC, которую вы зачем-то купили, и включите уже игру. Тут есть все и всё.
• Драйвовая боевая система. Будет жарко. Очень жарко. Когда на поле боя схлестываются 10 супергероев и 10 суперзлодеев, ощущение, что вы прямо внутри блокбастера вроде «Мстители: Эра Ультрона». Периодически вас хватают за ногу, и вы летите впечатываться куда-нибудь в стену. Или на Луну. Но потом обязательно врываетесь обратно в эту рычащую кучу малу из взрывов, пинков и лучей.
• Сюжет довольно примитивен, но его писал Джефф Джонс, перед которым я, кстати, до сих пор преклоняюсь. И если общая канва немного грубовата, то уже проработка деталей каждого конкретного подземелья и каждого персонажа или команды на высоте, и это практически уровень Джонса в комиксах.
Cons
• Устаревшая графика. Игра вышла четыре года назад и уже на старте не обладала передовым визуалом. Правда, отличный дизайн спасает положение. Плюс ОЧЕНЬ динамичная картинка.
• Невозможность связать аккаунт между PC и PS3. Бич многих ММО, хотя вот японцы в FF14 это победили.
• Мертвый, абсолютно мертвый аукцион. Как таковой экономики в игре нет, что сводит игру только в боевую часть.
• Мертвая евро зона. Аншлаг в США. В Европе игра практически умерла, сервера полупусты. А вот в США, где традиционно супергероика привита с молоком, игра идет на ура до сих пор. Но, играя в США вы, увы, будете вынуждены не совпадать с прайм-временем, когда играют большинство игроков (у них день, а у нас ночь). Плюс высокий пинг сводит на нет все ваши попытки избить какого-нибудь живого суперзлодея. Представьте, что против вас Флэш, есть у вас шансы? Угу, и я про тоже.
Marvel Heroes 2015
Эту игру Marvel выпустил в 2013 году в ОЧЕНЬ плохом качестве. Фактически полный провал. В 2014 году её значительно переработали, и вот тогда она по-настоящему ожила. Геймплейно Marvel Heroes 2015 продолжает всю марвеловскую линейку изометрических Action/RPG игр: X-Men Legends, X-Men Legends II, Marvel: Ultimate Alliance, Marvel: Ultimate Alliance 2, и если вы в них играли, то здесь вы будете абсолютно в своей тарелке. Если же нет, то это диаблоподобное ММО с ОЧЕНЬ захватывающим геймплеем.
Pros
• В игру перенесли практически всё, что было написано в Marvel-комиксах за 40 лет. А если что и забыли, то довозят с контентными патчами.
• Идеальный таймкиллер. Тут очень весело выкашивать тысячи врагов часами. Тебе постоянно подсовывают разные локации и разные сюжеты, поэтому не надоедает вообще.
• А если надоело, то в вашем распоряжении 40 (!) различных супергероев, между которыми мгновенное переключение. Да тут есть даже Таксмастер! Да-да. И вы может пошинковать его мечом всех на куски.
• Геймплейное безумие. По драйву игра рвёт тот же Diablo III в клочья.
Cons
• Довольно простенькая, условная графика уровня 2006 года.
• Схематичный сюжет. Если вы не в теме, то вы вряд ли поймете все нюансы того или иного сюжета.
• Ни о каком балансе даже и говорить не приходится.
Конечно, за бортом остался World of Tanks, в который играют миллионы, за бортом остался World of Warcraft, в который играют миллионы, и Eve Online, в который тоже играют миллионы. Но эти игры, как и десяток других, присутствующих на рынке, либо очень казуальны, либо очень хардкорны, либо имеют существенные минусы в механике.
Но в любом случае, если вы до этого никогда не играли в ММО, я горячо рекомендую выбрать себе более близкую по стилистике игру и попробовать. Это необычно, интересно, умно и социально. Кто знает, возможно, вы даже встретите там свою половинку. У меня несколько приятелей нашли там себе жен. Вот так.
Поэтому, когда меня на работе в столовой во время обеда при незатейливой беседе о том о сём, спрашивают девушки, а где сейчас знакомиться с парнями, я им твердо отвечаю: «Конечно же в ММО игре!».