Первый выпуск серии Wolf о современном преемнике Джона Константина поступит в продажу только завтра, но благодаря энтузиазму сценариста Алеша Кота мы уже прочитали этот комикс. Своими впечатлениями поделится лучший человек для этой работы, специалист по хеллблейзингу Алексей Замский.
Если вам кажется, что жанр комиксов «под Хеллблейзера» захирел, то вам не кажется. Но это не делает каждую новую серию, заявляющую о попытке оживить труп, автоматически хорошей. Как проговаривание внутри истории непростой (по меркам мейнстримного комикса) мысли не делает автора интеллектуалом. Алеш Кот — один из лучших мейнстримных сценаристов среди тех, кто стартовал в последние пять лет. Но каждый раз ажиотаж вокруг его комиксов гораздо больше, чем я могу понять.
В непременных для комикса «как у британских глюколовов» сценах с говорящими головами и набитыми текстом пузырями Алеш Кот (заметно, что не персонажи) говорит об эволюции мифов и внутренней сущности городов. В интервью он вещает о мире, недоступном нашему восприятию, о раздвижении границ, и о том, какую свободу воображения и нарратива дает фантастика. Иногда он — как обычно — добавляет пару слов о своих собственных встречах с «невидимым миром». А в самом комиксе нас ждут вампиры, нашептывающие призраки, да заигрывания с «лавкрафтианой» на уровне шуточек из веб-комиксов. То есть не просто ничего нового — ничего интересного из старого. Ну да, местный Джон Константин стал черным и скинул пальто. Не то чтобы это очень много. Если амбиции, заявляемые в промо, идут дальше «мы хотели рассказать по-настоящему яркую и эмоциональную историю», то комикс должен им так или иначе соответствовать. Затею показать сложный и непредсказуемый мир мифов и оккультизма нельзя бросать, едва только ты обогнал коллег-конкурентов из комикс-мейнстрима — хороших книг и комиксов «чтоб вместе были нуар, фэнтези и хоррор» существует предостаточно. На наш век хватит — если читать только хорошее из уже вышедшего в этом жанре, можно не останавливаться до самой смерти. К «Волку» перейти захочется очень нескоро.
Но пусть даже фантастический мир «Волка» не блещет новизной — в нем вроде как должен быть собственный характер. Автор говорит, что поместил действие в Калифорнию не потому что это популярное место, и не потому что он сам пожил там — а потому что там уникальный климат для сверхъестественного. Такой уникальности в климате комикса тоже нет — в последние десять лет мы все начитались историй, обладающих духом тех или иных мест в Америке, где родились или живут их авторы, и можем отличить. Можно сказать, что это только первый номер — но за более чем полсотни страниц уже можно было бы дать нам распробовать!
Наконец, любитель заявлять о том, как его сердце пылает за гражданские права, Алеш Кот возглавляет на серии «Волк» команду из четырех белых мужчин. То есть простые черные парни — это очень хорошо — пока про их жизнь и тяготы пишут белые. Можно подумать, что эта претензия смешна — мол, индустрия такова, ребята, и что он один мог бы поделать — но Кот именитый автор, чьи серии выпускаются на удобных для него условиях, и поработать он успел с неслабым количеством самых разных художников. Так что мог бы, так сказать, делом последовать за словом. Опять же, эта претензия берется не из воздуха, а из комикса, про который автор говорит, что для него важна проблематика расизма и кризиса «тюремно-индустриального комплекса» в США.
Ладно, ладно, я заканчиваю ворчать насчет того, как выступления сценариста вокруг комикса портят впечатление от самого комикса. Давайте только про то, что под обложкой. У меня ведь есть примеры и оттуда.
Внимание, в этом абзаце будут спойлеры. Если хотите сохранить чистейшее сознание до чтения первого номера, переходите сразу к следующему отступу. Ф-фух, они ушли — так вот, у меня есть пример. Комикс начинается со сцены, в которой охваченный пламенем человек в смирительной рубашке идет по ночному парку и поет один из самых страшных блюзов Роберта Джонсона. Сильная, эффектная, завлекающая внутрь журнала сцена. К концу выпуска выясняется, что упаковали и подожгли героя, просто чтобы проверить, бессмертный ли он на самом деле. Сам Волк спрашивает: «А нельзя было мне просто пулю в лоб пустить?» И я, как читатель, тоже так спрашиваю — но если Волку испортили лучшую одежду, то меня в художественном смысле обманули. Завлекалочка, интересное начало, которое скисает, едва доберешься до его объяснения — это дешевый трюк, непозволительный для отличного сценариста. А свежевзошедшая звезда Алеш Кот как раз претендует на это звание. Но его творчество — да и, в общем, вся публичная деятельность — полны таких внутренне пустых красот. Это досадно, потому что от сценариста «пустышек» я не жду.
Кот строит свою историю совершенно замечательно. Он двигает одни сюжетные линии быстрее, а другие медленнее и так, как ему нужно. Он вводит новых персонажей через определенные интервалы, раскрывая их за несколько штрихов, и быстро-ловко объясняет их места в сюжете. Он использует все возможности близкого к безупречному рисунка Мэтта Тейлора, чтобы композиция панелей и страниц была как саундтрек для происходящего — здесь повисает тишина, там нарастает напряжение, вот там происходит быстрая смена ритма. Крещендо нет, но и выпуск-то первый.
Что до работы Тейлора и Лориджа — а в данном случае их сложно рассматривать по отдельности — то описать сделанное ими можно как «домашний стиль Имейдж». Да, да, не кричите, я знаю, что у издательства-с-точкой нет домашнего стиля и комиксы выходят самые разные. Но разве вы не замечаете тяготение работающих на Имейдж художников последних лет к одной и той же визуальной манере? Тонированные в ограниченную гамму страницы, передача настроения сцены одним ведущим цветом (так что сюжет комикса можно описать с серии цветных пятен), предпочтение сплошных цветов штриховке и градиентам, и, наконец, отказ от использования фонов всегда, когда это возможно. Монотонность цвета сообщает читателю в данном случае чувство обыденности, привычности происходящего для героя. Там, где происходит что-то невероятное, «одноцвет» разрывается и дробится на яркие пятна поверх темных фонов, чтобы глаз заметался по ним. По этим гудящим, залитым краской страницам Лориджа ходят персонажи Мэтта Тейлора, нервически неровные, едва заметно искаженные. Стиль Тейлора этим и интересен — он ровными и чистыми линиями изображает легкую ненормальность, вывихнутость реальности. Для серии, которая живет и дышит сверхъестественными событиями и героями, это отличное решение.
Поскольку первый номер серии имеет двойной размер, создатели успевают дать нам кусок истории побольше и настроить на будущее. К последней странице мы знаем, кто Антуан Вульф такой, что он делает и какие методы применяет, какую большую проблему будет решать и какие у него будут попутно задачи поменьше. Ответы на большинство из этих вопросов — интересные и небанальные в мелочах, но совершенно обыкновенные «по большому счету». Лучшее вообще враг хорошего, и у других клонов «Хеллблейзера» нет и этого — но шедевра и откровения, которого все раз за разом ждут от Кота, я в этом комиксе не вижу. Вижу только в меру интересную историю, которой очень нужно стать еще лучше в ближайших же номерах. Получится у нее это или нет — видимо, читайте скоро в нашей рубрике рецензий.