Франшиза Вечных, франшиза The Dreaming, полна противоречий и парадоксов. Это всегда был межавторский проект, с персонажами и сюжетами, права на которых принадлежат издательству, но он всегда ассоциировался с Нилом Гейманом — и ассоциировался предельно тесно. В первых выпусках The Sandman целая галерея героев и злодеев DC своим присутствием подчеркнула связь комикса с большой вселенной издательства — и с тех пор вплоть до самых недавних событий Вечные и всё, что с ними связано, существовали как бы отдельно, почти не соприкасаясь с другими гранями вселенной DC. И решение без участия Геймана запустить целую россыпь регулярных серий, посвящённых этой части наследия Vertigo, в свете всего этого сложно было оценить однозначно. Но теперь мы можем, к счастью, оценивать не решение, а комикс — The Dreaming #1, дамы и господа!
И да, прежде чем кто-то в комментариях об этом скажет: мы действительно пропустили The Sandman Universe #1. Увы, увы, на фоне возвращения Фантастической Четвёрки даже такие события теряются; в своё оправдание скажу, что если вы начнёте сразу с The Dreaming, то никакого дискомфорта не ощутите: вся информация из The Sandman Universe там аккуратно повторяется, и вообще первый номер читается именно как первый (а о выпуске-тизере я ещё скажу несколько слов ниже).
Предыдущее появление персонажей из Мира Снов, если я ничего не пропустил, было в Dark Nights: Metal, так что от нового обращения к этой теме автор данной статьи ничего хорошего не ждал (благодаря Metal вообще появилось хоть что-то положительное?). Но если нововведения вроде Кузни нас и ожидают где-то в будущем, то в первом номере The Dreaming максимально близок к традициям и наследию, оставленным Гейманом и его единомышленниками. Признаться, я ранее не сталкивался с работами Саймона Спурриера и не знаю его авторской манеры; но он впечатляюще хорошо имитирует стиль оригинального The Sandman... Нет, имитирует — неверное слово; The Dreaming не кажется вторичным, это просто естественное и плавное продолжение той же знакомой серии.
Причём преемственность ощутима на всех уровнях. Главная героиня — Дора, дерзкая девушка, неформалка даже по меркам мира снов, которая толком не знает своего места в жизни и в мире; она будет на своём месте в одном ряду с Розой, или Барби, или Дигиталис... Как и в случае многих из них, образ Сэндмена отбрасывает на неё длинную тень и влияет на мотивацию Доры, но Владыка Форм определённо не является главным героем этой истории, и в мире вокруг тоже присутствует скорее в качестве фигуры умолчания (любопытно, в сколь малом проценте выпусков оригинального The Sandman заглавный персонаж играл центральную роль). История построена на тонком балансе между пафосом и фарсом, порой выраженном через динамику двух персонажей (вроде Люсьена и Мэттью), порой — через смену паттернов поведения одного и того же героя, а порой просто через смену угла зрения (например, возвышенный закадровый голос звучит совершенно иначе, когда мы видим, что это Люсьен буквально начинает повествовать в никуда). Саймон Спурриер также демонстрирует богатство интонаций, ведь и эти витиеватые монологи библиотекаря, и карикатурно простонародная речь уборщика Мерва, и демонский пафос, и Дорин сарказм — всё у Спурриера звучит естественно и при этом составляет некоторое стилистическое единство.
О преемственности сказано многое, но есть ведь и люди, которые ранее с миром снов не были знакомы; как насчёт них? Хотя это и явно не основная целевая аудитория The Dreaming, первый выпуск вполне дружелюбен к неподготовленному читателю. Ему хватит той информации о мире снов, что содержится в аннотации к этому выпуску, а если читатель ознакомился с The Sandman Universe, то не нужно и этого. Причудливый мир и выразительные персонажи вполне способны увлечь и без помощи элемента ностальгии.
Тем более что их дополняет рисунок Билкис Эвели, и он просто прекрасен! Динамика, высокая детализация, выразительная мимика — всё это отлично, но Эвели дополняет всё это креативными идеями, мелкими чёрточками, из которых и складываются уникальный облик и атмосфера мира снов. Скорбные кроны деревьев, кубический футбольный мяч, гигантские розы и многое другое отлично дополняют сценарий Спурриера. И если этот сценарий можно, пожалуй, принять за работу самого Геймана, то визуальный стиль Эвели никак не перепутаешь с рисунком Джилл Томпсон, Сэма Кита или Брайана Талбота; это эстетика другого десятилетия, и её контекст — скорее творчество Шона Мёрфи или Митча Герэдса. Но Эвели, не стремясь подражать именитым предшественникам, в то же время не теряется на их фоне, и это самое главное.
А теперь — несколько слов о The Sandman Universe #1. Сегмент, тизерящий The Dreaming, составлял всего его одну четвёртую часть, и оставшиеся три четверти были не хуже. В ближайшее время нас ожидают первые номера ещё трёх серий, и если они будут исполнять данные в The Sandman Universe обещания так же успешно, как The Dreaming #1, то пропускать их нельзя. И если эти премьеры оправдают ожидания, это может оказаться лучшей новостью из мира комиксов за весь год.