В наши дни граница между форматом «what if» или «elseworld» и условно «обычными» сюжетами практически стёрлась. Вот у Marvel сейчас происходят два (!) ивента, в значительной степени построенных на альтернативных версиях звёздных персонажей. И наоборот, концепции, представленные когда-то в Earth X в формате «что если», в какой-то момент превратились в статус-кво основной вселенной. И это понятно: количество историй, которые можно рассказать про одних и тех же персонажей, не делая их слишком однообразными, ограниченно, а потому новые допущения, перетряхивания канона и просто, кхм, «обмен идеями» между сериями и авторами неизбежны. И понятно, что в итоге серии «What If...» на долгие годы оказались зарезервированы только под альтернативные разрешения крупных событий Marvel, то есть вместо поля экспериментов стали способом продать ещё больше тай-инов.
Но вот наступил «свежий старт», большинство героев вернулись к своим условно-классическим версиям (или тому, что массовое сознание не столько даже читателей, сколько кинозрителей считает классическим), и, возможно, это подтолкнуло издательство вернуть также серию «What If...» не как дополнение к чему-то ещё. На прошлой неделе вышло аж два ван-шота, удачно представляющих два основных подхода к формату, так почему бы не рассмотреть оба?
What If? Spider-Man #1 или, точнее, What If Flash Thompson Became Spider-Man представляет первый и, пожалуй, самый популярный способ писать такие сюжеты: что, если в предлагаемых обстоятельствах окажется другой персонаж? Что, если основополагающего события не случилось или оно окончилось иначе? Это плодотворный метод, действительно раскрывающий главные преимущества «что если»-историй. Он позволяет показать, что в знаменитом персонаже самое главное (мы ведь не ради паучьих сил у главного героя комиксы читаем, вопреки представлениям многих из тех, кто их не читает), поставить вопросы о соотношении жизненного выбора и внешних случайностей и выявить центральные для франшизы темы — или то, что конкретный сценарист таковыми считает, по крайней мере. И What If? Spider-Man #1 всё это успешно делает.
Флэш Томпсон в этом комиксе — не Агент Веном, а тот самый Флэш из комиксов Ли и Дитко, самовлюблённый задира, любящий пускать в ход кулаки. Ему не требуется травматического опыта, чтоб стать супергероем, потому что драться, быть в центре внимания и чувствовать себя при этом хорошим парнем Флэшу и так привычно. Мы, читатели, выросшие на совсем другом Человеке-Пауке, сразу видим, что с этим его вариантом что-то всерьёз не так, но Джерри Конвей на этом не останавливается, как мог бы сделать менее амбициозный сценарист. Вместо этого он провёл Флэша через очень лаконичный драматический арк, показав, чего именно недостаёт ему, чтоб стать настоящим героем. Как ни странно, Конвей даже обходится при этом без прямого или косвенного упоминания о великой ответственности. При том, что сценарист умело использует наши знания о каноне и «основной» версии событий (особенно хороша обманка с закадровым голосом в самом начале), What If? Spider-Man #1 остаётся полноценной законченной историей, значимой не только как комментарий на другие комиксы.
Рисунок Диего Олортегуи также оставляет самое приятное впечатление. Он не пытается имитировать Дитко или Ромиту-старшего, но что-то в стиле этого художник оставляет впечатление старомодности, гармонирует с Паркером в узнаваемых круглых очках и жилете. Возможно, это заслуга и цветов Криса О’Халлорана, контрастных, но не кричащих. Структуру листа Олортегуи использует лаконично, но достаточно разнообразно, и всюду достигает максимальной внятности и эмоциональной заряженности истории, неизбежно несколько конспективной.
What If? X-Men #1 — пример другого подхода к вопросу «что, если»: что, если знакомые герои разыграют известные сюжеты в иных предлагаемых обстоятельствах? В данном случае эти обстоятельства — все штампы и атрибуты киберпанка и пост-киберпанка от Гибсона до наших дней.
Такой подход лично мне кажется менее интересным и, во всяком случае, дающим меньше возможностей. Читатель ведь приходит не за декорациями, в конечном счёте, а именно за историей и персонажами, и слишком часто такие альтернативные миры напоминают классические пьесы, поставленные плохим, но желающим быть авангардным режиссёром: персонажей переодели в джинсы или скафандры и этим заменили авторскую интерпретацию характеров и конфликтов. Впрочем, похоже, что Брайан Хилл перед собой таких амбициозных целей и не ставил; что ж, в рамках ван-шота просто рассказать увлекательную историю в необычном сеттинге — вполне достаточно.
Сеттинг, правда, не столько необычный, сколько до боли знакомый, но всё-таки поговорим сперва об истории. В мире, где виртуальная реальность стала обыденностью, существуют люди с геном «exe», способные менять программный код усилием воли и игнорировать пользовательские ограничения; правительство и простые люди боятся их, люди-exe подлежат обязательной регистрации, но цифровой магнат Эрих Леншер борется за принятие мутантов обществом и мирное сосуществование... Однако он может стать и символом ненависти, если Кейбл и Домино, пара наёмников-антигероев, этого не предотвратят. Да, привнесение виртуальной реальности в уравнение по сути не добавляет ничего нового к уже знакомому конфликту; все персонажи тоже ведут себя так, как вы бы ожидали от их прототипов с Земли-616. Изменения чисто косметические, так что на «косметике» и сосредоточимся.
Брайан Хилл не стал создавать собственную интерпретацию цифрового мира и борьбы наёмников и киборгов среди неоновых огней: вместо этого он составил свой сеттинг из цитат. Представьте, что Мотоки Кусанаги едет на светящемся мотоцикле из TRON по Лос-Анджелесу в духе «Бегущего по лезвию»; вот так и выглядит What If? X-Men #1. Правда, в визуализации всего этого есть любопытная находка: реальность и киберпространство нарисовали два разных художника. Нил Эвардс изобразил брутальные перестрелки с участием Кейбла и, как обычно у этого художника, несколько преувеличенной мимикой, а Янис Милоноянис (тот самый, «Блюз старого города» которого совсем недавно вышел в России) — зыбкие и минималистические образы виртуальной реальности. Словом, смотрится всё это неплохо.
What If? Spider-Man однозначно заслуживает внимания, а What If? X-Men — скорее эксперимент на любителя, но самое главное, что оба комикса знаменуют возвращение экспериментальных, безумных и не обременённых весом сотен предшествующих номеров историй. Хочется верить, что они вернутся надолго.