Наконец-то вышел Spider-Geddon #1! «Наконец-то» не потому, что автор статьи так уж взволнован этим событием, а потому, что тем самым заканчивается поток ненужных и бессодержательных выпусков, предваряющих его. Подготовка к «главному паучьему событию года» заняла больше месяца, каждую неделю выходил новый тематический комикс, и среди них — ни одного интересного. Создаётся впечатление, что в Marvel выпускают уже столько больших и малых, глобальных и локальных ивентов, что это превратилось в рутину, и их разучились делать действительно увлекательными и значимыми. Недавно мы уже обсуждали этот феномен на примере Росомахи, и со Спайди ситуация, увы, аналогичная. Если вы тут только ради Spider-Geddon #1 — прошу сразу в конец статьи, всем же остальным предлагаю пройтись сперва по всем предшествовавшим ему комиксам и оценить, насколько же мало в них было толку.
Итак, Edge of Spider-Geddon #1 — выпуск, показавшийся при первом прочтении весьма слабым, но по мере того, как серия пополнялась новыми выпусками, перешедший в категорию «ну, могло быть и хуже». Написал этот выпуск Джед МакКей, и сюжет в нём заменяется навязчивой эксплуатацией идеи «что, если всех героев Marvel подать в панковской эстетике?!». В принципе, разумеется, в этом и смысл альтернативных миров и подобных ивентов, но даже за двадцать страниц единственный трюк приедается. Впрочем, отличный, очень динамичный и идеально подходящий эстетике рисунок Джерардо Сандовала не позволяет заскучать слишком сильно. Этот номер даже можно ограниченно рекомендовать исключительно ради симпатичных дизайнов и в целом выразительного рисунка — пролистать, а не читать. Для подготовки к событию выпуск не даёт ничего, разве что напоминает, что Спайдер-Панк в принципе существует.
Далее — Neon Genesis Spidergeddon... Ой, то есть, простите, Edge of Spider-Geddon #2. Тут сюжет более внятный и самостоятельный, придумал его Джерард Уэй, а написали собственно сценарий Лонни Надлер и Зак Томпсон. Правда, создаётся ощущение, что Уэй не столько что-то придумал, сколько просто невнятно пересказал типичный эпизод любого меха-аниме. Особенно смущает финал, где Пени и дядю Бена прерывают на середине какого-то важного откровения; если про SP//dr потом не планируют запустить самостоятельную линейку и вернуться к этому вопросу, то перед нами бесстыдная попытка извлечь саспенс и драму буквально из ничего. Рисунок Альберто Альбукерке предсказуемо радует глаз и отлично соответствует духу выпуска; Пени выглядит очаровательно и очень выразительна. Но если сюжет — скорее обобщённые клише меха и сэнтаев, то визуальные заимствования куда более конкретны и очень, очень заметны: многие страницы, особенно с экшном между роботами, выглядят едва ли не перекрашенными ключевыми кадрами из Neon Genesis Evangelion. И это, в общем, не улучшает впечатления. О будущем ивенте мы тут тоже ничего не узнаём.
Вот в Edge of Spider-Geddon #3 Джейсон Латур честно постарался создать что-то оригинальное и законченное. История о Спайдер-Бене и Пити, о Человеке-Пауке, который не потерял дядю, и о том, чему племянник может Бена научить, вышла эмоциональной, насыщенной и интересной, но... Всегда есть «но», и в данном случае это объём. Если для концепта первого номера Edge of Spider-Geddon одного стандартного выпуска было слишком много, то идеям из третьего в тех же рамках тесно. Латур прилагает все усилия, чтоб обойти эту проблему: рамочная композиция, в которой Бен пересказывает все события бармену, способствует максимальной лаконичности, обращение к наследию Kraven’s Last Hunt позволяет комиксу достичь эмоционального пика всего за пару страниц... Рисунок Хорхе Молины, очень яркий и в то же время уютный, современный рисунок «нестандартных» комиксов, не вызывает никаких нареканий и, опять же, помогает подать максимум информации и вызвать максимум эмоций при использовании минимума страниц. И всё-таки история кажется рассказанной второпях. Зато она привязана к Spider-Geddon, но, мягко говоря, как-то странно: события комикса отсылают, согласно редакторской сноске, к третьему номеру на тот момент ещё толком не стартовавшей серии, приквелом которой этот комикс и является. Я тоже не понимаю, как это работает, уважаемые читатели.
Edge of Spider-Geddon #4 вообще как-то не за что похвалить. Конечно, Аарон Кудер (выступивший и сценаристом, и художником выпуска разом) нарисовал его неплохо, но завораживающей картинку не назвать, дизайны персонажей в лучшем случае заставляют почесать в затылке, и проблем сценария это никак не искупает. А сценарий разом и глуп, и банален. Перед нами очередной мир, где Норман Осборн всемогущ и всесилен, но тут он ещё и Человек-Паук с шестью руками! Со своим сыном Гарри он вступит в жестокое противостояние из-за того, чей же шлем выглядит более глупо... Ну или из-за чего-то другого, неважно. В штаб-квартиру самого влиятельного человека в мире, находящегося на переднем крае супер-науки и знающего, что его сынок замыслил измену, Гарри проникнет вообще без проблем, потому что придумывать сложные и интересные планы Кудеру, видимо, было лень, и финал обоснован примерно так же. Зато он связан со Spider-Geddon!.. Как-то. Потом мы поймём, как. Может быть.
И вот ивент вроде как стартовал в Spider-Geddon #0 — но на деле это просто ещё один выпуск про альтернативного Паучка совершенно в духе четырёх предыдущих.
Основной сюжет выпуска написал Кристос Гейдж, который и отвечает за серию в целом, а нарисовал Клэйтон Крейн. История банальная, но в меру увлекательная: Питер, почти не отличающийся от своей 616-й версии, сталкивается с новым врагом, у которого тоже паучий гиммик, а затем с Совершенным Человеком-Пауком, что приводит к стандартной последовательности из недопонимания, драки и работы в команде. Приятно, однако, увидеть Октавиуса в роли ментора для молодого и эмоционального Паркера. Крейн — художник неровный, и российским читателям благодаря изданиям «Комильфо» знаком как с лучшей, так и с худшей стороны. Spider-Geddon #0 в этом отношении находится где-то посередине: с анатомией всё нормально (а лиц в этом выпуске почти нет), комикс очень динамичный и с хорошим экшном, но при этом на многих кадрах подчеркнуто небрежный digital-art Крейна уж слишком режет глаз. Если пролистать номер быстро, он оставляет приятное впечатление, а чем дольше вглядываешься в отдельную страницу, тем больше вопросов возникает к художнику.
О том, что же происходит, зачем собирают Паучков со всех вселенных и в чём состоит этот самый Спайдер-геддон (если не считать того, что это название придумал как раз Паркер из этого номера), мы так ничего и не узнаём.
Но постойте! В Spider-Geddon #0 есть ещё маленькая история-аппендикс по сценарию того же МакКея и с рисунком Хавьера Гаррона! И в ней мы наконец-то видим Наследников и узнаём самую капельку о том, как им, возможно, удастся освободиться. Этот сюжет заодно даёт возможность обсудить интересную этическую проблему, ведь Спайдермены отказываются убивать Наследников, и поэтому просто позволяют им медленно умереть от голода; эта тема даже проговаривается, но, увы, в сюжете всего пять страниц, так что разрабатывать её МакКею негде. Действительно, зачем уделять основной объём комикса по-настоящему значимым для истории вещам? Хорошо хоть Хавьер Гаррон умудряется, опять-таки, задать атмосферу и сообщить читателю максимум информации визуальными средствами.
Дурная тенденция посвящать прологи и даже стартовые номера события чему угодно, кроме него самого, ломается в Superior Octopus #1, написанном всё тем же Гейджем и нарисованном Майком Хауторном. У этого комикса есть собственные внятные сюжет и проблематика, и в то же время он даёт глобальной истории ивента больше, чем все предыдущие части вместе взятые.
По форме и задачам Superior Octopus #1 очень напоминает Amazing Spider-Man #1 (ничуть не удивлюсь, если сценарист осознанно подражал тут Спенсеру): выпуск раскрывает личность и обновлённый статус-кво Отто Октавиуса и его окружения с разных сторон и во всех аспектах. Правда, не всё у Гейджа получается гладко — юмористическая часть уж больно выбивается стилистически из тона выпуска в целом, а некоторые элементы экспозиции не совсем естественно инкорпорированы в сценарий. Но это осмысленная история с интересным персонажем в центре. В Spider-Geddon’е в целом Совершенный Осьминог, очевидно, должен сыграть очень значимую роль, и Гейдж уже задал основные тему и конфликт, связанные с ним, — не уникальные, но достаточно любопытные. К тому же у этого номера тоже есть «аппендикс», тоже по сценарию МакКея и с рисунком самого Марка Багли; вместо того, чтоб двигать сюжет в одиночку, это краткое дополнение меняет восприятие уже прочитанной части комикса, и оказывается, что он весь связан с историей освобождения Наследников самым прямым, хоть и неявным образом.
Рисунок Майка Хауторна — это стандартный для настоящего времени рисунок в супергероике; Пако Медина,Джо Беннет, Пепе Ларраз — сравнить Хауторна можно с любым из них и ещё многими и многими. Superior Octopus #1 смотрится хорошо, даже очень, но едва ли вы запомните хоть один кадр надолго или хоть бы опознаете художника, столкнувшись с его работами снова.
Ура, добрались! Наконец-то можно поговорить про Spider-Geddon #1.
Этот выпуск в большей степени развивает сюжет Superior Octopus, чем собственного же нулевого номера, что в очередной раз приводит нас к вопросу о том, как странно структурирован этот ивент. Октавиус всё ещё находится в центре сюжета, хотя теперь он делит передний план с группой «альтернативных» Пауков (из них лишь один появлялся в подготовительных выпусках, и тут он — едва ли не самый фоновый). После шести нарочито топтавшихся на месте номеров Spider-Geddon #1, сразу стартующий с действия и вмещающий лаконичную экспозицию и завязку, кажется чуть ли не слишком торопливым, хотя вообще-то с самого начала всё так и должно было быть.
Пока сюжет не поражает воображение, ведь новизна от столкновения множество разных Пауков и их эрзацев в одном кадре ушла, и куда интереснее, куда в итоге укажет чрезвычайно непростой моральный кодекс Октавуса. Но как чисто развлекательное чтиво с ярким экшном Spider-Geddon #1 вполне оправдывает оказанное доверие.
Нарисовал всё это Хорхе Молина — ещё один из разряда умелых и компетентных художников последних лет, которых не так просто отличить друг от друга. Картинка очень динамичная, Молина явно получает большое удовольствие, рисуя, как Пауки куда-то прыгают. Он также непринуждённо, но эффективно управляет пространством страницы, добавляя напряженности благодаря, например, выступающим из кадра деталям, а порой и целым персонажам. Все многочисленные Спайдермены выглядят у Молины выразительно и разнообразно. Словом, картинку не в чем упрекнуть.
Spider-Geddon долго раскочегаривался, но когда стартовал всерьёз, то оказался в меру приятным чтением. Главное — начинайте прямо со Spider-Geddon #1 или с Superior Octopus #1, а прочее можно и нужно пропустить (конечно, есть вероятность, что дальнейшее развитие сюжета придаст всем этим историям глубину и смысл, но вероятность не слишком большая). Увы, в конце номера редактор заботливо напоминает, что после этой узловой точки сюжет опять расползётся по нескольким сериям и бесчисленному количеству тай-инов. А это, с учётом всего сказанного выше, настраивает на несколько пессимистический лад.