Всякий раз, как персонажа комиксов, пережившего в какой-то момент значительные изменения, «откатывают к базовым настройкам», слышно две примерно равно громкие реакции со стороны фанбазы: «ну наконец-то классика!» и «похерили всё развитие за n номеров!». За обеими реакциями стоит своя правда, у обеих есть проблемы и слепые пятна, и обе можно было наблюдать ещё накануне выхода The Punisher #1.
В этой статье я не буду рассуждать, хорошо или плохо то, что Каратель избавился от доспехов Воителя — в конечном счёте это лишь часть гораздо более глобального и сложного вопроса о постоянстве и изменениях в супергеройском каноне. Во всяком случае, Кастл не был и не стал чёрным, монстром Франкенштейна или плагиатом на Спауна, и это уже неплохо. Кроме того, непосредственно в The Punisher #1 вопрос о том, как и почему Фрэнк вернулся к своим привычным методам, совершенно не затрагивается. Так перейдём же от того, чего в комиксе нет, к тому, что там есть.
И начнём, против обыкновения, с работы художника, поскольку она, увы, такова, что после одного взгляда на страницы ниже многие, думаю, про сюжет уже не захотят ничего слышать. Симон Кудрански — художник вообще-то небесталанный, но очень неровный; с лучшей стороны он показывает себя, только если старается, а материал ему подходит, и оба условия в The Punisher #1, похоже, не соблюдены. Кудрански может рисовать неплохую медлительную драму, построенную на крупных планах, но не меньше половины этого номера занимает экшн. Впрочем, даже когда приходит время для «говорящих голов», они выглядят хуже, чем модельки в The Sims. Правда, в отличие от этих моделек, они ещё произвольно меняются от страницы к странице. Создаётся ощущение, что на все тридцать с лишним страниц у Кудрански ушло полчаса максимум. Максимально аляповатые цвета Антонио Фабелы впечатления отнюдь не улучшают.
The Punisher #1 — самый уродливый и дурно нарисованный комикс, что попадал в эту рубрику за много месяцев — если не за всё время работы над ней вашего покорного слуги. Обычно мы тут разбираем значимые и примечательные премьеры, и на такие комиксы стараются пригласить художников, которых можно хоть бы назвать компетентными. «Свежий старт» серии про далеко не самого малоизвестного героя Marvel, казалось бы, должен в эту категорию попадать, но... не сложилось.
Но что же cо сценарием? Какая история стоит за этими уродливыми картинками? Мэтт Розенберг не стал изобретать велосипед и воспользовался, возможно, самой эффективной формулой для комиксов о Карателе: он рассказывает об антагонистах, а Фрэнк появляется лишь в самые решающие моменты как почти незримая карающая рука судьбы. У заглавного героя в этом номере буквально всего одна реплика. Это действительно эффективный подход, и Розенберг его использует в целом удачно; в масштабах злодейских планов, которые он срывает, и в беспомощности противостоящих ему головорезов суровая фигура Карателя проступает схематично, но впечатляюще.
Однако есть к сценарию Розенберга и значимая претензия, но озвучить её, увы, невозможно без спойлеров, так что если вы их боитесь — пропустите, пожалуйста, следующий абзац.
В финале Фрэнк убивает Мандарина, когда тот в качестве посла доброй воли произносит прочувственную речь в ООН. Во-первых, это почему-то предотвращает одобрение инициатив, за которые Мандарин выступал (да, ведь убийство Мартина Лютера Кинга отменило борьбу чернокожих за гражданские права, да?), а во-вторых — точно ли стоило помещать эту сцену в конец выпуска? К этому моменту мы уже знаем, что Мандарин участвует в злодейском заговоре и без зазрения совести скармливает людей акулам. Но что, если б сцена его смерти открывала выпуск? Мы прочли бы действительно трогательную речь, прерванную выстрелом, и гадали бы — не убивает ли Фрэнк бывшего злодея, вставшего на путь исправления, только лишь из фанатизма? Эмоциональное воздействие сцены и вовлечённость в сюжет выпуска были бы куда выше.
И на этом заканчивается часть со спойлерами.
Что же в итоге? The Punisher #1 вроде бы и неплох как свежий старт, он даёт представление о главном в персонаже, позволяет им увлечься, удачно уравновешивает экшн разговорами и наоборот. Но довольно очевидные сценарные просчёты снижают драматизм выпуска, а отвратительная работа художника делает его чтение почти мучительным. Стоит ли знакомиться с этим комиксом — большой вопрос, стоит ли читать серию дальше — вопрос ещё больший.