Да, меня скорее всего не ждали, но после более чем двухмесячного перерыва, я вновь вернулся к высказыванию своего непопулярного и не всегда аргументированного мнения. Сегодняшний мой обзор будет посвящён комиксу с непростой судьбой издания в России (не он такой первый и, к сожалению, скорее всего не он последний). Впервые он был издан в 2015 году ныне почившим издательством VD, которое так и не продвинулось дальше первого тома. Спустя 3 года издательство Fanzon подхватило брошенную серию, переиздало первый том и уже готовит к выходу второй. Речь идёт, конечно же, о комиксе «Ключи Локков».
Так получилось, что хотя первый том, выпущенный VD, и был мною когда-то приобретён, он так и пролежал все эти годы непрочитанным, и впервые ознакомиться с этим комиксов мне удалось именно в издании от Fanzon — в процессе подготовки этого обзора. Именно об издании от Fanzon и пойдёт сегодня речь, но сперва поговорим о самом комиксе.
Начинается он с резкой, ломающей привычную жизнь главных героев сцены — смерти главы семейства Локков от рук малолетних преступников, вломившихся к ним в дом. После смерти отца трое детей и их мать переезжают в другой штат, в городок с милейшим названием «Лавкрафт» — к их дяде (брату отца) и поселяются в особняке под названием «дом ключей» где когда-то и их отец провёл своё детство. И в этом доме, самый младший член семьи — мальчик по имени Боди, обнаруживает, что если открыть найденным на дверном косяке ключом эту самую дверь и пройти сквозь неё — то можно переместиться из своего тела в призрачное состояние. А также что в колодце определённо кто-то живёт...
Повествование первого тома «Ключей» можно условно разделить на две ветви, каждая из которых запугивает читателя по-своему. Первая ветвь — ветвь Сэма Лессера — одного из двух подростков, убивших Локка-старшего, пугает своей реалистичностью. Эта ветвь крови, оружия, домашнего насилия, психопатов и убийств. Вторая же ветвь — ветвь семейства Локков — и пугает она своей таинственностью, мистикой, паранормальщиной и живущим в колодце существом. И если в начале комикса превалирует первая ветвь и все ужасы кажутся максимально реальными, то чем дальше читатель проходит вглубь сюжета — тем большим становится влияние мистической ветви, которая в конечном итоге переплетается с реалистичной и даже становится её первопричиной. Джо Хилл отлично управляется с тем, чтобы любителям жанра ужасов было интересно читать «Ключи» за счёт как раз именно этого пересечения разных типов ужастиков. А ещё у него крайне хорошо вышло показать характеры главных героев и то, как они справляются с утратой отца. Да, дети Локков получились весьма самобытными, чего не скажешь о главном злодее этого тома — Сэме Лессере — который уж слишком типичный со своей предысторией о трудном детстве, домашнем насилии и издевательствах в школе.
Ещё одним минусом повествования, на мой взгляд, является то, что ближе к концу Джо вбрасывает какое-то прям-таки невероятное количество вопросов, цепляющих внимание до самого финала — который на них не отвечает, так и оставляя нераскрытыми. Это несколько смазывает впечатление от саспенса, который должна привнести сцена финального противостояния Лессера и семьи Локков. Ну и я в принципе не люблю оборванные на полуслове истории. Впрочем, в этом случае жаловаться бессмысленно, так как «Ключи» изначально задуманы и воплощены в «трёхактовой» структуре, где каждый акт состоит из двух арок — и первый том это всего лишь половина первого акта, так что сюжетная точка будет поставлена, судя по всему, только во втором томе, а пока что это всего лишь запятая. Самое главное, что комикс цепляет — кого-то он непременно зацепит этими самыми нераскрытыми вопросами, меня же он в гораздо большей мере зацепил главными персонажами, поэтому со вторым томом я точно планирую ознакомиться.
Про рисунок много слов я сказать не смогу. Не смотря на то, что аннотации и отзывы на обложке нахваливают его на все лады, рисунок Габриэля Родригеза не показался мне чем-то прям уж очень выдающимся. Уж точно не для 2008 года. Всё предельно чётко и в меру лаконично нарисовано — нет ненужного перенасыщения деталями, но и на пустых фонах персонажи не разговаривают. Каких-то особенных композиционных или стилистических решений я тоже выделить не могу. Но зато точно могу отметить выдающуюся работу с мимикой персонажей — все тонкости их эмоций отлично переданы за счёт стилистики рисунка, делающей большие акцента на глазах (чуть-чуть прослеживается влияние японцев, хотя возможно мне только кажется).
А теперь переходим к, собственно изданию. Твёрдый переплёт, стандартный размер — всё это вы можете пощупать в магазине и без меня. Как, впрочем, всем уже и так известно про самый большой косяк этой книги — пропущенную страницу. Между прочим, страницу, на которой дебютирует один из ключевых персонажей! А кроме того, есть ещё один момент, связанный с пропуском страницы, про который мало кто вспоминает — если выкинуть из макета страницу то все следующие развороты неизбежно сместятся на эту самую страницу, что, естественно, приведёт к смещению и акцентов, которые не просто так задумываются при создании комикса. К счастью, в «Ключах» особо важных акцентов практически не было, к ещё большему счастью там не было и двухстраничных разворотов (хотя возможно как раз это и позволило пропуску страницы остаться незамеченным). Так или иначе, эта ошибка будет исправлена только в переиздании или омнибусе, который, судя по слухам с прошедшего КомикКона, издательство планирует выпустить. Из менее существенных косяков я заметил только одну страницу, на которой после флэшбеков, диалоги которых были отмечены более светлым цветом шрифта, этот цвет забыли сменить и он остался и у диалогов из «настоящего».
На первой фотографии сверху — разворот из первого издания с присутствующей страницей. Снизу фотография разворота из нового издания, в котором этой страницы нет.
Вот, собственно, и всё, что мне есть сказать по поводу этого комикса. Не сказать, чтобы он произвёл на меня какое-то огромное впечатление, уж точно не такое, на которое я рассчитывал после всех хвалебных отзывов, которые я о нём читал — но я списываю всё на то, что я прочитал только завязку настоящей истории, только расстановку фигур на доске повествования. Посмотрим, какие двери откроют следующие тома.
Книга для обзора предоставлена издательством.