RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

МЖДЗ Special: Головокружение, part II

25.05.2016, 14:00 — Редакция 8237 10
Теги: Vertigo, МЖДЗ

Набрашись сил, мы вновь бросились на амбразуру и поговорили об оставшихся сериях «нового» Vertigo, запущенных в 2015 году. Первую часть можете найти здесь.

Lucifer #1-5
Vertigo 2015-
СценарийХолли Блэк
РисунокЛи Гарбетт
ЦветАнтонио Фабела

Был такой «темный» период в моей жизни, когда я увлекался young adult’ом. И вот где-то между голоданием в дистриктах и беготней по лабиринту я наткнулся на занимательную книжку Холли Блэк под названием «Белая Кошка». История была хоть и простенькая («главная тайна» легко угадывалась), но увлекательная. С отличными персонажами и запутанными отношениями между ними. А финальный сюжетный твист был просто потрясающим. Вообще, Блэк зарекомендовала себя как сильный писатель подростковой литературы, собственно из-за ее фамилии я и обратил внимание на нового Люцифера.

В Раю происходит убийство, и убит не кто-нибудь, а сам Бог. Естественно, подозрение падает на Люцифера, именно он был последним, кто видел погибшего живым. Ангелы поручают Габриэлю (ныне человеку) разобраться с дьяволом в обмен на прощение и возвращение крыльев. Во время поединка выясняется, что Денница никак не причастен к гибели Бога. И вот, Люцифер с Габриэлем начинают собственное расследование, которое приводит их в ад.

По комиксу прямо чувствуется, что сценаристка раньше писала обычную прозу. Холли Блэк вкладывает в страницы огромное количество текста, хотя, возможно, это своеобразная дань уважения старому Вертиго, где тоже был сильный уклон в литературную часть. Пишет Блэк очень профессионально, что диалоги, что закадровый текст читаются хорошо. Загвоздка в том, что чтиво выходит не очень увлекательным, в нем слишком много лишнего и просто ненужного. В этом плане третий номер вышел совершенно неподъемным, персонажи только и делают, что говорят. Притом они даже куда-то идут (и беседуют), случается что-то важное для сюжета (во время разговоров), но все равно складывается впечатление, что ничего не происходит (кроме бесконечной болтовни).

Также тексты перегружены экспозицией, в основном касающейся действующих лиц. А без нее было не обойтись, учитывая то, сколько времени прошло с момента окончания предыдущей серии (лет десять?). К сожалению, Холли Блэк практически не старается ее скрыть, представляя героев, которых мы, по идее, уже должны знать по прошлому тому Люцифера, в стиле — «А, это ты тот, с которым произошло то-то и то-то тогда-то и там-то?» Да и новых персонажей она вводит сходным образом.

Но для меня главная проблема комикса в том, что он совершенно не состоятелен, как онгоинг. Сейчас постараюсь объяснить. В Люцифере есть две основные сюжетные линии: расследование убийства Бога и приключения горшочка с демоном. Путешествие Люцифера и Габриэля в ад (и далее) это не столько опрос подозреваемых/информаторов, а сколько повод для фансервиса (и я сейчас не о том, что ангелы по преисподней разгуливают в основном голышом). На своем пути читатель вместе с главным героем встретит множество милых сердцу и глазу персонажей серий Lucifer и Sandman — Мазикин, Каин и Авель, Сусаноо-но Микото и Идзанами, даже мелькнет Морфей. Но не сказать, чтобы сбор улик прошел впустую, просто эта линия очень скучная. Интересной она становится, когда пересекается с другой.

Которая повествует о путешествии запертого в банке демона от одного владельца к другому. Сперва, этот подсюжет кажется абсолютно не связанным с основным, но после череды событий заветный сосуд попадает к девочке Меджин, которая и «поведет» сюжеты на сближение. Кстати, Меджин у Блэк получилась отличным персонажем (тут проявляется ее умение прописывать героев) и обычным plot tool’ом назвать ее язык не поворачивается. Девочка живая, с соответствующими подростку эмоциями и поведением, ей даже придумали небольшую личную драму. Но я отвлекся.

Опять же все эта линия с банкой начинает увлекать, только после пересечения с расследованием Люцифера. Когда в пятом выпуске открывается вся правда, и оказывается, что сюжеты с самого начала были связаны, комикс преображается и становится интересным. То есть, если читать первый арк залпом, то Lucifer вполне ничего. Но если читать по номеру в месяц (как делал я), то нет гарантии, что у вас хватит сил преодолеть четыре скучных выпуска с несвязными подсюжетами, чтобы добраться до занимательного финала. И я считаю, что для онгоинга это большой минус.

Серии однозначно повезло с художником. Ли Гарбетт выдает превосходный рисунок: отличные ракурсы, интересная и нестандартная раскадровка, разнообразие в изображении, как людей, так и нечисти. Дизайн персонажей чем-то схож с манерой Стефано Каселли с легким «налетом» Рафы Сандовала и более толстыми контурами. А иногда художник балует читателя неплохими экшен-сценами и такими вот штуками.

Но я не до конца уверен, подходит ли он для данного комикса. Иллюстрации Гарбетта идеально бы вписались в атмосферу почти любой серии Marvel. Люцифер же по своему настроению требует более реалистичного и строго рисунка, потому пусть и слегка, но все же мультяшный стиль Ли Гарбетта смотрится здесь немного неуместно. Хотя колорист всеми силами старается исправить этот диссонанс.

Отдельно хочется отметить безумно стильные и гениальные в своей простоте обложки Дэйва Джонсона.

Люцифер — профессионально написанный и отлично нарисованный комикс, но поначалу очень скучный, интерес к серии начинает пробуждаться только к самому концу четвертого выпуска, до которого еще нужно дотерпеть. Если бы рецензия вышла раньше (до прочтения пятого номера), то я бы поставил жижу с минусом. А так...

ЖИЖА С ПЛЮСОМ

Survivors' Club #1-8
Vertigo 2015-
СценарийЛорен Бьюкес и Дэйл Холверсон
РисунокРайан Келли
ЦветЕва Де Ла Круз

Иногда читаешь комиксы не столько ради того, что в них есть, сколько ради того, что может быть. Особенно интересно наблюдать за молодыми авторами: как бурлит их воображение, как они стремятся сделать не так, как у всех, выдавая неизбежно штампованный продукт. Поэтому есть нечто грустное в серии, которой неопытность создателей мешает раскрыться в полной мере. И если Лорен Бьюкес уже засветилась в индустрии, то для Дэйла Холверсона это дебютная работа. Несомненно, дуэт сможет еще нас удивить, но это дело будущего.

В 1987 году шестеро детей столкнулись с потусторонним миром, навсегда изменившим их жизнь. Спустя 28 лет старший преподаватель истории видеоигр Чензира Моленко в даркнете нашла список шахматного клуба, в котором перечислены имена всех переживших тот таинственный год. Она собирает всех выживших и рассказывает о своем столкновении с демонической игрой Akheron. Компания подняла Чензиру на смех, хотя каждый из них прятал равноценный скелет в шкафу. Смогут ли товарищи по несчастью разгадать тайну 87 года или погрязнут в собственных демонах?

На первый взгляд у серии чудесный концепт: а что если бы все юные герои популярных ужастиков 80-ых выжили, то кем бы они стали, повзрослев? При чтении комикса ощущаешь, как сценаристы фонтанируют дерзкими идеями, реализация которых, увы, всегда блекла. Например, медбрат Тео Рейес коллекционирует пробы крови своих пациентов и щеголяет двумя аккуратными ранками на шее, но он не вампир. Казалось бы, интересная концепция, позволившая бы сценаристам водить читателей за нос, то подталкивая нас к мысли, что Тео кровосос, то отрицая любые намеки, а потом шокировать читателя, раскрыв истинную природу персонажа. Но в итоге Тео 4 номера светил своим «укусом», а когда в 5 выпуске вскрылось его хобби, отмахнулся от обвинений в вампиризме и спокойно рассказал, кто он такой. Или несущая возмездие во имя луны при помощи своей тетушки (девочки из Звонка) японка Кири Номура только на бумаге выглядит круто. В действительности наказание преступника происходит единожды, и в дальнейшем персонаж играет роль голоса здравого смысла. Да, все так скучно.

Хаотически разбросанные по ткани повествования подобные high concept’ы — не единственный двигатель сторителлинга, настоящим локомотивом истории выступает хоррор, построенный на омерзении. Нас пугают единственным известным авторам способом — шок-факторами, и события происходят только чтобы заполнить промежуток между ними. Нам не только демонстрируют чудеса расчелененки, но и вызывающие омерзение поцелуи. Развитие персонажей происходит посредством кровавых флэшбеков. Душевные метания и рост характеров уступают дорогу крутости поступков персонажей. А попытка примирения Чензиры со своим маленьким Я не оправдана, т.к. изначально у Моленко не было конфликта с внутренней девочкой.

Читая серию, понимаешь, что при создании первого номера предполагалась другая история, чем та, которая разворачивается на протяжении 8 номеров. Сюжет, начавшийся как расследование тайны прошлого, связывавшей незнакомцев таинственными узами, быстро теряется на фоне приключений героев. Сценаристы разбивают клуб выживших на две равные группировки, в каждой из которых есть человек, контролирующий своего монстра, те, кто бегут от собственного монстра и обе линии двигают вперед люди «ностальгически» прикованные к личным монстрам. «Квесты» групп удивительно похожи: вернуть Моленко и Саймона Уикмена к истоку их кошмаров, попутно раскрывая монстров увязавшихся за ними дуэтов.

Фактически авторы дублируют сюжетную линию, отодвигая как можно дальше разборку со злобной корпорацией, которая, очевидно, повинна в рождении монстров. Такой ход явно свеж для нового Vertigo. И, что самое забавное, дублируется не история археолога мистифицированных видеоигр Чензиры Моленко (еще один блестящий концепт, проскользнувший в диалоге, но не нашедший своего развития), а скорее эта сюжетная линия выступает дубликатом возвращения домой Саймона Уикмена. Паршивенькому актеру дешевых ужастиков выдают в напарники Харви Лискер с потрясающим Мистером Пустым и лучшего персонажа серии — Алису Тейлор-Ньюсом. В то время как Моленко, дочка активистки за права черных женщин (да, в комиксе есть и подобное Diversity в лоб), путешествует в компании скучных Тео и Кири.

Рисунок одна из не многих отдушин комикса. Мы четко отличаем одного персонажа от другого, а женщины выглядят как женщины. Райан Келли, ветеран Vertigo, с легкостью выдает целые разговорные страницы в динамике, будь то интересные ракурсы или нависающие позы, а выразительная мимика персонажей оживляет героев. Да, способ наложения цветов Евы Де Ла Круз спорен: мягкий градиент тени, плоские пятна крови, наляпанные на рисунок, и покрашенные волосы. Тем не менее она отлично справляется, подбирая разные стили покраски под конкретный сюжет: игровые трипы Моленко используют более кислотные оттенки, а небольшой крен в сторону акварельной бледности придают неповторимый шарм флэшбекам.

Сценарный дуэт, увлекшись вбрасыванием идей в историю, запамятовал, что концепты нужно развивать. Это в совокупности с приедающейся кровавой шоковостью сцен может отбить любое желание читать серию. Хотя ради смелых идей и можно почитать 4 номер, который наиболее полно раскрывает концепт борьбы монстров за своих хозяев, благо он вполне самодостаточен. Если понравится, то можно попробовать и саму серию, но знайте, комикс

ЖИЖА

Не верьте тому, что пишут в анонсах. «Клуб Выживших» — ни в коем случае не хоррор-комикс, а просто такая супергероика.

Непонятно, почему так вышло. У авторов не могли сработать рефлексы. Лорен Бьюкес — автор с уважаемыми наградами, не какой-то там уай-эйщик. Соавтор у нее «тоже не из наших», но он игрожурналист и нужен, судя по всему, только для сюжетной линии с проклятой видеоигрой. Там, кстати, все хорошо и ничто не выглядит распиксельной клюквой. Художник тоже не мог свернуть серию в сторону, Райан Келли тут рисует все по-честному, у него пугающе убедительно получаются и та часть, что про «голливудские» хорроры, и так часть, что про «не-голливудские». Правда, последних меньше, и выглядят они, как голливудский ремейк японского и мексиканского материала. Но это лучше, чем ничего, правда? Ну и леттерер тоже вряд ли как-то повлиял на ситуацию.

А поди ж ты.

«Клуб Выживших», разрабатывай он свою завязку абсолютно честно и целься он в длинный онгоинг, был бы обречен стать Runaways. Видимо, что-то такое у него из глубины и прорывается. Поэтому история нескольких персонажей, получивших необычные способности после переживания сверхъестественных событий в детстве, никак не может стать хоррором, а раз за разом оказывается сражением персонажей с суперсилами. Да, тут есть «боди-хоррор», страшные существа, неприятные зрелища и всё такое. Но все это, пусть и не совсем так нарисованное, есть и в мейнстримной супергероике. В разных там «Акваменах», «Икс-форсах» и «Зеленых фонарях». В отличие от «Беглецов», персонажи — по крайней мере, пока — не объединяются перед лицом общей угрозы, а каждый занят своей историей. Которую разворошил кто-нибудь другой из героев комикса. Кризисы тут наступают без подготовки и практически каждый номер, выдыхать и расслабляться некогда, рассматривать истории выживших по отдельности — тоже. Смотри, смотри, монстры схлестнулись между собой, сейчас кто-нибудь из «выживших» перестанет им быть.

Кстати, тут далеко не все в прямом смысле «выжившие». По первым номерам можно подумать, что каждый из главных героев выкарабкался в прошлом из некой передряги, стал final girl в своем фильме ужасов, и теперь вырос во взрослого человека. Ну, как это сделано в Hack/Slash, и не только там. Но нет, судя по всему, слово «выжившие» относится к таинственному списку, из которого в живых остались только главные герои. А в детстве протагонисты совсем не обязательно преодолевали фильм ужасов — часть жила в своих «фильмах» комфортно, а часть живет в них по сей день. То есть опять же, главное не то, что каждый из персонажей победил некое мистическое зло или сбежал от него — главное, что эта история дала ему суперспособности. А что вместе с ними многим героям достались скелеты в шкафу, чаще всего в виде не менее суперсильных преследующих их родственников и знакомых (я, как могу, избегаю спойлеров, и получается это у меня плохо) — так этого добра и в супергероике достаточно.

Наверное, это не должно быть удивительно. Когда-то современная супергероика складывала себя из хоррор-комиксов, а теперь наша маленькая культура сделала полный круг и уже супергеройские комиксы стали влиять на хоррор. «Клуб Выживших» от этого ведь не становится плохим комиксом — просто он получается слишком быстрым и громким, торопится от противостояния к противостоянию и не уделяет достаточно времени ни героям, ни ставкам. Быстрей, быстрей, а то кто-нибудь погибнет. И даже много людей погибнет! Быстрей, еще быстрей!

Red Thorn #1-6
Vertigo 2015-
СценарийДэвид Бэйлли
РисунокМеган Хетрик

Red Thorn — комикс, который, по мнению издательства, должен был занять освободившийся трон Fables. Это стало главной причиной того, почему мне было интересно прочесть это произведение.

Red Thorn основан на кельтской мифологии, которая имеет свой шарм. Благие и Неблагие дворы, сидхе, боги, которые не похожи на богов, Tuatha Dé Danann, эльфы и другие названия и имена. Эта мифология оказала влияние на множество известных произведений. Комиксы же всегда так или иначе эксплуатировали мифы разных народов.

Первый выпуск стартует со знакомства с Айлой Макинтош (Isla Mackintosh), главной героиней и обладательницей не самой обычной способности. Все, что она нарисует, оживает, точнее — воплощается в реальность. Айла прибыла в Шотландию с целью отыскать причины пропажи своей сестры Лорен. Поиски родственницы перерастают в обретение «любви всей жизни», и все течет довольно мило, пока речной монстр не приносит героине альбом с рисунками ее пропавшей сестры. В школьные годы Айла нарисовала себе идеальную подругу, которая в итоге убила учителя. С тех пор она не рисует людей, кроме одного загадочного человека, в котором мы без труда узнаем Торна. И вот в альбоме сестры она обнаруживает точно такие же рисунки. Речной монстр дает напутствие «Освободи его» и удаляется.

У первого выпуска есть одна классическая функция: ввести читателя в курс дела и дать ему зацепки для продолжения чтения. Дэвид Бэйли, сценарист комикса, сочинил крепкую и неплохую историю для начала арки, она цепляет, и становится интересно посмотреть, что будет дальше. Но в угоду насыщенности информацией он во многих местах просто-напросто проглатывал панели там, где с точки зрения логики и смысла они должны быть. Все происходит настолько быстро и недетализированно, некоторые сцены при первом прочтении имеют совершенно другой подтекст, нежели заложенный в нее автором. При наличии неплохой истории скомканность лишает читателя потенциально интересных моментов.

И, к сожалению, почти вся первая арка выглядит именно так. Бэйли несется на реактивной скорости, создавая свой мифологический мир, расширяя его границы, добавляя новых, подчас необычных и интересных персонажей. Складывается впечатление, что он просто боится не успеть написать все, что хочет. Понятно, что это субъективное восприятие, но все же, когда читаешь комикс, произведение изначально с большими повествовательными возможностями за счет визуальной составляющей, и недополучаешь подробностей о происходящем, это несколько странно. Однако к середине четвертого выпуска темп повествования изменился, стал более размеренным: теперь заметен не просто набор событий, но история.

В комиксе много вполне интересных идей и даже те мифы, которые затрагивает сценарист, он старается преподнести аккуратно, хотя получается не всегда удачно.
Например, местная интерпретация Красных Шапок слишком прямолинейна. Удачным моментом мне показалась попытка смешения мифов древних и мифов современных. Так появилась Несси (Лох-Несское чудовище). Здесь это богиня/дух озера.

Я написал уже тучу текста, но так и не рассказал о самом Торне.
Если коротко, это Локи. Это Локи прямиком из Агента Асгарда. То, как изображают его ход мыслей и его самого, очень сильно отсылает к Марвел. Боевой бог-трикстер. Он жестокий, хитроумный и дальновидный, но также веселый и забавный. Персонаж многогранен, но зачастую выглядит как набор этих качеств, есть ощущение, что Бэйли ищет к нему подход, пытается нащупать верный тон, но пока герой выглядит неоднозначным не в самом лучшем ключе. Единственная черта, проходящая сквозь все итерации, это хитроумность Торна, на которой построены все его действия.

Каждый выпуск Red Thorn нарисован и покрашен слегка по-разному. Если первый номер это классический комикс, то шестой нарисован ближе, скорее, к корейской манхве. Эти изменения заметны при прямом сравнение. И если 1 и 2 различаются не сильно, то 1 и 3 уже разные. Рисунок Хетрик при этом во всех вариациях отличный (хотя сначала мне он не нравился), но вот покраска Олиффа по качеству сильно скачет. А в шестом выпуске слишком часто видны халтурные места.

С точки зрения дизайна Red Thorn получился неоднозначным. Интересные визуальные образы, но не всегда удачные, как в случае с Красными Шапками. Персонажи индивидуальны и легко узнаются, что немалый плюс, ведь их количество, судя по всему, будет расти и увеличиваться с не меньшей скоростью, чем у Fables.

Red Thorn в сумме своих частей очень неровный комикс, интересные идеи и моменты соседствуют со скомканным повествованием. Хороший арт соседствует с непредсказуемой покраской. Комикс, как и его героиня, мечется из крайности в крайность, ища свой характер и нужную волну.
К сожалению, произведение нельзя назвать хорошим, если его части никак не могут поладить друг с другом.

У Red Thorn есть потенциал. Если Бэйли сохранит тот более ровный темп повествования, который он обрел к шестому выпуску, а Хетрик с Олиффом найдут точку соприкосновения для координированной работы, тогда все получится. Ну а пока

ЖИЖА
Unfollow #1-7
Vertigo 2015-
СценаристРоб Уильямс
РисунокМайк Даулинг
ЦветКуинтон Уинтер

Рецепт Unfollow прост: щепотка благ 21 века (твиттер и фейсбук), пара ложек фильма «Королевская битва», основа из людских пороков да отклонений, и всё это обильно сдобрить выживалками а-ля «Ходячие мертвецы» в худшие времена.

Врать не буду, я падок на истории в духе вышеупомянутой «Королевской битвы», поэтому даю шанс всем аналогам. Сюжет данной вариации таков: Ларри Ферелл создал Хэдспейс. Ларри Ферелл создал Чирпер. Ларри Ферелл — миллиардер, и он при смерти.

В связи с этим он решает разделить свои деньги между случайно выбранными счастливчиками из числа пользователей Чирпера. 140 неизвестных получат на частном острове Ферелла равную долю от 17 миллиардов долларов. Вот только есть одно НО, которое проясняется после смерти одного из 140 — чем меньше людей, тем больше будет доля.

Как часто бывает в таких произведениях, главный герой по сути своей номинален. Здесь им выступает Дэвид, оставивший в родном городе сестру и ворох проблем. Кроме него нам представляют огромное количество других персонажей: богатенькую охотницу за приключениями, отставного солдата с фиксацией на своём предназначении, безумного японского писателя и т.д. Им уделяется гораздо больше времени, чем продвижению сюжета и более того, последние два номера являются стэндэлонами про прошлое двух персонажей (на каждом из номеров, к слову, гостевые художникик Р.М. Гуэра и Маржори Саваж).

За вышедшие 7 номеров сюжет продвинулся на преступно малое расстояние, посему мне кажется, что читать это в сборниках будет гораздо интереснее. Кроме очевидного интереса к рассказу историй разной степени драматичности произведение страдает от немалого количества неоднозначных мистических элементов, которые, возможно, даже не будут объяснены. Итого по сюжету мы имеем неплохую концепцию и работу с персонажами, но чрезвычайно медленное повествование, перенасыщенное отвлечёнными элементами.

Художественная сторона комикса по большей части качественная, но не без огрехов — на мой взгляд, Даулинг намного лучше рисует окружение, чем людей, и это особенно заметно на «проходных» кадрах. Нельзя не отметить колориста Куинтона Уинтера, его работа с тенями и освещением подчёркивает чувство кадра Даулинга. Видно, что дуэт художник/колорист хорошо сработался, от чего большая часть сцен выглядит здорово.

При всём этом комикс довольно сложно кому-то посоветовать, так как, несмотря на общий недурственный уровень, о нем можно запросто позабыть в ожидании следующего номера, ведь захватывающим или цепляющим назвать его сложно. Я ещё какое-то время продолжу читать эту серию, возможно, она раскачается и сможет стать лучше, но на данный же момент оценкой будет пусть и стремящаяся к добру, но:

ЖИЖА
Clean Room #1-8
Vertigo 2015-
СценарийГейл Симон
Рисунок Джон Дэвис-Хант

Похоже, введенная «Лостом» мода на истории, полные загадок, которые надо разгадывать, чтобы предугадать, что будет дальше, сменяется модой на истории, которые предугадать невозможно. Непредсказуемость фабулы становится самостоятельным видом спорта. Вы прекрасно знаете, какая «история с продолжением» в этом смысле сейчас самая популярная. «Чистая комната», пожалуй, местами даже более непредсказуема — потому что большая часть правил, по которым играет ее история, читателю неизвестны. Пользуясь этим, Гейл Симон может таскать кроликов из шляпы не перед каждым клиффхэнгером, а хоть на каждом перелистывании, если захочет. Только вот ради чего?

У историй, основное развлечение которых содержится в крутых поворотах сюжета, есть уязвимое место. Непредсказуемость всегда уступает связности истории — на одних только «и тут откуда ни возьмись» не сможет выехать даже Дэвид Линч. Поэтому часть событий всегда ожидаема — постольку поскольку мы вообще в состоянии проследить логику в действиях героев и злодеев. А если в истории есть вымышленный мир, то, чтобы он работал, у его «мифологии» должны быть правила. И чаще всего читатель способен эти правила понять, если только ему целенаправленно не морочат голову. А дальше загадки пропадают и начинается либо тошнота от множества неожиданных поворотов, либо скука, потому что поворот видишь заранее, ничего, кроме него, тебя не ждет, и по сторонам смотреть не на что.

Ровно как в шахматах с дополнительными «волшебными» фигурами, про которые упоминается в начале серии. Какие бы фигуры вы ни выдумали, они все еще должны подчиняться самым базовым шахматным правилам, иначе это будут уже не шахматы. И вы не можете сыграть партию из одних только дополнительных фигур, потому что это тоже подменит игру. Так что какие бы фигуры ни добавлялись на доску, шахматы остаются шахматами — и от них понятно, чего ждать.

Я говорю все это, чтобы оправдаться — мне не нравится комикс «Чистая комната», но большая часть претензий к нему звучат, как недовольство слишком мелким жемчугом. Технически он безупречен — клинически строгие линии Джона Дэвиса-Ханта аккуратно изображают все, что должно быть изображено, с равной ясностью показывая нам и привычное, и фантастическое, и чудовищное. Такие же чистые цвета Квинтона Винтера и его ослепительный, лабораторный свет ничего не скрывают, предлагая как следует рассмотреть все, что есть на странице. Комикс отлично знает, что его монстры необычны и выглядят на страницах более настоящими, чем люди, сверх-реалистичными, и что там есть, на что посмотреть. Гейл Симон профессионально удерживает внимание читателя, ловко прячет в выглядящие естественными диалоги все необходимое знание, где надо — драматизирует, где надо — разряжает обстановку. Всем бы комиксам такими быть.

И при этом «Чистой комнате» не хватает и энергии, и содержания, чтобы быть отличной историей. Ее «большая концепция» — что, если сайентология говорит о мире истину, и не правда ли это страшно? — быстро распадается на составные части, которые явно интересуют автора в разной степени. Мифология с неземными чудовищами — я насколько возможно стараюсь избегать спойлеров сейчас, поэтому буду туманен — явно нужна Симон куда больше, чем структура квазирелигии, основанной ее героиней, Астрид Монро. А тематически эта концепция вообще может быть (по крайней мере пока, на материале восьми выпусков) заменена любой другой, хоть Ценобитами, хоть Великими Древними, потому что все эти метафоры равнопригодны для истории о людях, их желаниях и влечениях. Поэтому пока комикс занимается своей триллерной частью, то закручивая, то слегка отпуская пружину сюжета, листать его захватывающе. А когда мы переходим к драме персонажей, то там мы уже всё не раз видели, давно поняли, и у нас даже есть время заметить, как часто персонажи недоговаривают, думают или делают глупости, чтобы не застопорить сюжет нашего триллера и не сообщить читателю слишком многое раньше времени.

Да, вот об этой пружине... Симон явно пишет для сборников, так что связующие элементы большого сюжета почти никогда не работают в пределах одного выпуска, только в пределах арки. Вот вам показывают таинственного безумного ученого, с которым Астрид Монро торгуется о загадочных вещах, а авторы заодно облекают сцену в запретные мотивы (обнаженка; там в сцене просто полно обнаженки, которая низачем, кроме шока, там не нужна). А вот мы возвращаемся к этому ученому через несколько выпусков, в конце арка — и его «тайна» немножко смешна, немножко грандиозна, но в конечном счете можно было и не темнить, мы бы ничего особенно не потеряли. Когда читаешь такой комикс раз в месяц, все время остаешься с пустыми руками. «Сетапы» слишком таинственны, чтобы за них зацепиться, «пэйоффы» слишком поздно приходят, чтобы ты их еще ждал.

В конце первого арка автор наконец вскрывает столько карт, сколько может себе позволить — чтобы мы вернулись к «следующему сезону». И раскрытия, как это всегда и бывает, оказываются и проще, и скучнее, чем то, чего мы ждали. Становится вроде как понятно, как играть в эти шахматы — поэтому во втором арке начинаются новые загадки и новые сюрпризы. Симон и Дэвис-Хант только и говорят в интервью «погодите, вы еще ничего не видели» и каждый выпуск стараются прыгнуть выше головы, чтобы нас удивить.

На загадках и отгадках, внезапных доставаниях кроликов из шляпы тут строится фактически все — и красивые сцены, и структура отдельных выпусков, и даже частенько отношения героев. Это удерживает читателя в напряжении, да. Но способ это дешевый, и как только его замечаешь, сразу начинаешь думать — а что автор прячет от нас таким образом? А прячет автор, похоже, то, что достаточно грандиозного подтекста для сайентологических «мифов» (сделаем им комплимент) Симон не нашла и оттягивает тот момент, когда мы поймем, что перед нами — «Секретные материалы». Да-да, вот уж кто любил играть вниманием зрителя чисто на загадках и отгадках, приносящих новые загадки.

Композиция страниц Дэвис-Ханта служит ко всему этому практически саундтреком. Драматические сплэши для грандиозных моментов и «крутых» фразочек, ритмичный вайдскрин для динамических сцен, комические ленты кадров для более легких моментов. Читателем хорошо управляют — тут торопись, тут задержись, тут ужаснись, а тут улыбнись. Но вот вы закрываете сборник и спрашиваете себя: окей, а что я получил помимо остросюжетного развлечения? Ради чего все это делается? И кстати, почему та огромная пушка не решает сюжет сама собой?

Впрочем, ладно. Увлекательно, в меру оригинально и мне, кажется, одному в целом свете не нравится, поэтому оценку ставить не буду.

Last Gang in Town #1-5 (6)
Vertigo 2015-2016
СценарийСаймон Оливер
РисунокРуфус Дэйгло

Руфус Дэйгло какое-то время рисовал «Танкистку». Это уже должно вам всё сказать о том, как выглядит и в каком темпе двигается этот комикс.

А для меня LGiT стал не впечатлением, не переживанием, а физическим ощущением внутри головы. Не самым приятным, но безусловно интенсивным. Вот представьте себе, что вы сидите в клубе, где очень громко играет панк-рок. Помещение так себе, аппаратура еще хуже. Уши закладывает от грохота, все тело дрожит от вибраций, передающихся через пол и мебель. В глазах пестрит от мельтешащих людей, цветного света и хаоса старых плакатов и афиш на стенах. Душно, пахнет сразу пылью, пивом, потом и пластмассой (yeah, that was bloody intentional) и у вас, кажется, от всего этого поднимается температура. И тут ваш собеседник, которого из-за музыки слышно через слово, начинает рассказывать вам что-то об истории Великобритании. Он матерится через слово, у него чудовищно густой «кокни»-акцент, его все время уносит в разные стороны, к тому же он чертит что-то на салфетке, но вам совершенно непонятно, что. По обрывкам фраз вы понимаете, что он не просто говорит об истории, но еще и шутит на этот счет, а вам остается только улыбаться и кивать, хотя вы толком не слышите ни о чем говорит этот человек, ни о чем вопит со сцены вокалист. Но вы, в принципе, даже запоминаете отдельные факты и даты — не зная, зачем они вам нужны.

Если вас перегрузило этой аналогией, то перегрузит и комиксом, который она описывает. Притом ведь на самом деле все несложно. Отбрось все мелочи и маргиналии, которыми наполнен комикс, все отступления и шуточки — разбери, так сказать, партитуру — и все окажется просто. Несложные персонажи с парой характеризующих черт у каждого, несложная история про супер-грабителей, такие же несложные отступления от нее, чтобы пошутить, осветить какую-то мелочь из лондонской жизни семидесятых, или козырнуть знанием тогдашней музыки. Ну или врисовать в свой комикс Майкла Кейна. Как признаются сами авторы на страницах, нельзя сочинять историю о преступниках в Лондоне семидесятых и не написать любовное письмо «Ограблению по-итальянски».

Из вставок, маргиналий, шуток и прибауток комикс на самом деле и состоит, а его сюжет нужен только чтобы держать серию на плаву. Под сюжетом есть еще какие-то сатирические высказывания о британском классовом обществе, отношениях имущих с неимущими и о том, как это влияло на английскую преступность и подростковый бунт. Еще есть отсылки к музыке, но на самом деле они тоже необязательны. Это по превьюшкам он метил в «музыкальные», потому что делать британский комикс без музыки в мире, где у «Фонограммы» вышел третий том, вроде как нельзя. Ну как же, «свингующий Лондон», как без музыки. Кроме моментов, когда авторам надо напомнить, где и когда мы находимся, и шуток, музыка после первого номера имеет для истории LGiT очень мало значения.

Все, что имеет значение, похоже — это атмосфера. Оливер и Дэйгло стараются дать нам ее столько, сколько поместится. Один наполняет комикс английским сленгом и бранью, такими густыми, что периодически ничего нельзя понять. Другой делает страницы афишными тумбами, где кричаще-яркие картинки перемежаются обрывками объявлений, записями о том, что здесь был Вася, и газетными передовицами. Это не всегда выглядит так круто, как замыслено — и как я здесь описываю. Когда кто-то из авторов устает, комикс без предупреждения превращается в простенькую историю о бесшабашных хулиганках, из которых делают суперпреступников.

А как только группа отдышалась — панк-рок начинает валить снова. Но может, я уже слишком старый для таких историй, а может, эта история про то, как здорово быть молодым в Лондоне семидесятых, на самом деле никому не предназначается — но выходит в итоге

ЖИЖА
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35149 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34495 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
27846 103