Image Comics | 2014 |
Сценарист | Курт Бьюсик |
---|---|
Художник | Бенджамин Дьюи |
Колорист | Джорди Беллэйр |
DC Comics | 2015 |
Сценарист | Грег Рака |
---|---|
Художник | Калли Хамнер |
Колорист | Дейв МакКейг |
Рене Монтойя в некотором смысле стала для меня символом предыдущей версии вселенной DC. Вроде бы глубоко второстепенный персонаж, однако в ее жизни полно драмы, эмоций и просто интересных событий, в результате которых она стала самым сильным героем в мейнстримовой супергероике (со мной можно спорить, но не нужно). Я только закончил перечитывать 52, и ее линия там все еще лучшая. Про Gotham Central вообще молчу. Так что среди недостатков New52 «Там нет Рене» и «Самое дурацкое переосмысление Вопроса из возможных» находятся где-то в топ-5. Что подводит нас к Convergence: The Question.
Для тех, кто ничего не знает о Convergence: хтонический мега-Брейниак (не спрашивайте) похищает или копирует города со всей мультивселенной (но почему-то в основном с Земли) перед тем, как их родные вселенные погибнут, и прячет их за пределами пространства и времени на планете Телос из классического Doctor Who. Города накрываются куполами, внутри отключаются сверхспособности, и все относительно спокойно до тех пор, пока мега-Брейниак не пропадает без вести. Разумная планета скучает без него и решает снять купола, чтобы заставить защитников городов сражаться не на жизнь, а на смерть. Одним из этих городов оказывается Готэм перед событиями Flashpoint (Барри Аллен!), а некоторыми из его защитников — Вопрос, Охотница, Бэтвуман и Двуликий.
Очень важно, что этот комикс — не «про Convergence». Подавляющее большинство остальных тай-инов к событию пытаются втиснуть в два номера смесь личной драмы с внезапной необходимостью сражаться с Суперменом-коммунистом, а The Question в первую очередь служит финалом для как минимум самых важных частей истории Рене. И, естественно, все более-менее душераздирающие. Главной линией является то, как внутренний конфликт личности Харви Дента и его психологического расстройства окончательно принял осязаемую форму после года выпадения монеты одной и той же «хорошей» стороной, и душа болит за Дента практически в каждой его сцене — Рака с Хамнером на высоте. Хотя для некоторых двух выпусков, возможно, будет маловато, чтобы правдоподобно показать эту трансформацию Двуликого, особенно с учетом его предыдущих попыток исправиться, но если это конец, то далеко не самый худший.
Плюс, примирение Монтойи с семьей (чуть ли не в последний возможный момент) и с Бэтвуман — практически хэппиэнд для персонажа.
В разделе «приятные мелочи» у комикса есть акробатическая экшен-сцена с участием Вопроса во втором номере. Эти две страницы я могу рассматривать бесконечно.
Нужно отметить, что благодаря этому комиксу Convergence стал одновременно и лучше, и хуже чудовищного JLA: Act of God в плане отъема сверхспособностей без разбора. С одной стороны, классификация монетки Двуликого в качестве сверхспособности выглядит странно. С другой — механизм логичен: разумная планета, имеет право делать с законами физики на своей поверхности все, что захочет. С третьей — непонятна причина такого поведения в отношении монеты, потому что Телос не особенно мешает другим обычный преступникам (даже вооруженным необычными технологиями). Планета троллит конкретно Харви?
Джефф Лемир играет на поле Джонатана Хикмана и побеждает. В конце каждого выпуска Descender приложено описание нескольких планет и фракций, из которых состоит выдуманная им вселенная, но три вышедших номера не озабочены многозначительными тизерами и пространными пролетами по ландшафту сознания сценариста, они сконцентрированы на истории одного персонажа. Фрагменты мира появляются только там, где это позволяет история мальчика-робота и его создателя, но эти фрагменты впечатляют. Знаете же, в чем разница между сюжетом, который открывает запланированный цикл и сюжетом, который даже не подозревает, что его популярность породит огромный цикл? Второй ведет себя более расслабленно и в то же время написан более твердым почерком. Descender, хоть и не может являться вторым примером, читается именно как он — и это стоит всех денег.
Лемир, возможно, не так амбициозен в плане построения фантастических саг, как Хикман, но неисправимый гуманизм помещает его на противоположный конец спектра, и я уже готов заявить, что для современных мейнстримных комиксов он ничуть не менее важен. В Animal Man и Green Arrow тонкое восприятие, внимание к персонажам и желание достоверно отобразить человеческую драму совершенно не мешали ему писать истории, в которых читатель просто получит глубокое удовлетворение от того, что герой даст злодею по лицу и скажет «а ты, жулик, не воруй». Trillium тоже был не так давно, вы же читали?
Фишка в том, что на уже готовый хитро выстроенный фантастический мир напали огромные роботы из космоса, после чего жители этого мира решили уничтожить всех своих роботов, потому что обычно именно так это у людей и работает. Один робот-мальчик, созданный быть другом и компаньоном мальчику-человеку, переживает массакр и имеет таинственную связь с теми загадочными гигантами, с которых все началось. Теперь этот робот, Тим-21, оказывается в центре всеобщего внимания.
Художник Дастинг Нгуен, которого я любил годами с самой первой встречи (сейчас уже не вспомнить, то ли это был DC, то ли Wildstorm), берет новые вершины, как бы пошло это не звучало. Он уже красил готэмских чибиков акварелью, но здесь эксперименты продолжаются. Часть кадров выполнена схематично, и вместе с такими натуральными и неброскими цветами они создают эффект старого детского сторибука, который папа или мама зачитывает тебе вслух, пока ты смотришь на картинки. Descender вообще прорисован и покрашен выборочно, но его не назовешь недоделанным или слепленным наспех — скорее чтение каждого выпуска похоже на пролистывание скетчбука. Прямо на твоих глазах у невероятно талантливого художника складывается история и рождаются дизайны, которые уже не забудешь.
Покраска акварельная, поэтому комикс неяркий, но он все равно активно играет на контрастах. Можно утверждать, что всем идет одежда черного цвета, но, когда речь идет о визуальном ряде, нет цвета лучше белого. И Descender — лучший представитель белого цвета в сенате визуалистов. В какой-то степени Нгуен нарисовал посвящение белому цвету и его удивительным встречам с любыми другими. Работают все комбинации. Но лучше всех выглядит капитан Телса — лучше ее внешнего вида только ее же имя.
Уверен, когда Лемир доведет до конца первый сториарк, комикс вырулит в золото, но я рекомендую уже сейчас. Descender — это красивая и теплая история, открывающая дверь в огромную вселенную.
Иногда крупные авторы стремятся быть «в тренде» и делают комиксы, без которых вполне могли бы обойтись. Иногда случается чудо и поверх простой и легко продаваемой в формате «Икс встречает Игрек» («X meets Y») истории накладываются какие-то более интересные узоры. А иногда чуда не случается.
Из каких «трендов» собрана история «Имен»? Финансовый кризис, Уолл-стрит (пресловутый «один процент») и «сильная женщина-протагонист». Есть тут и вещи, которые в большей степени любит сам Миллиган. Например, опасные и завораживающие психопаты, без которых, кажется, не обходится каждый второй комикс британских авторов для Америки, и мистические информационные сущности, непостижимые даже для людей, которые их создали. Но фабула тут несколько проще — это история о мести.
Катя Уокер готова пойти до конца, чтобы выяснить, кто убил ее мужа, финансиста с Уолл-стрит. Враги ее — могущественные и опасные люди, подстроившие все так, чтобы убийство выглядело самоубийством. К счастью, Уокер записал для жены послание — мол, не верь никому, лучше вообще не лезь в обстоятельства моей смерти (как бы не так). Правда, послание заканчивается весьма загадочной фразой — и точно, Уокер выложил для жены цепочку улик, пройдя по которой, можно узнать истину. Двуличные типы Катю буквально окружают, и уже в первом номере ей придется всадить нож в шею того, кто прикидывался другом. Единственный ее союзник — сын Уокера от первого брака. Он аутист, живет в интернате и недолюбливает мачеху. Но Кате и ее пасынку придется преодолеть противоречия, чтобы размотать клубок секретов до конца.
Звучит неплохо, да? На самом деле все гораздо более уныло. «Сильная женщина» в представлении Миллигана, конечно, полна решимости и может постоять за себя, но не дальше «Килл Билла». Все мотивации Кати вращаются вокруг мужчин — погибшего мужа, преследующих ее агентов мирового заговора (верхушку которых называют Имена) и Филиппа, пасынка-аутиста. И тут штамп на штампе. Аутист НУ КОНЕЧНО ЖЕ блестящий математик и строит в голове логические цепочки, которые не объясняют даже читателю, зато совершенно ничего не понимает в человеческих отношениях. А Имена отправляют за Катей психопата со скальпелем, режущим хоть металл, хоть стекло, и закономерным именем Хирург. Сложный и сверхпродуманный след из улик устроен так, чтобы ни в коем случае не дать Кате действовать самой, и даже за пределами центральной линии Катя больше реагирует на поступки персонажей-мужчин, чем делает что-то сама.
Зато она лихо дерется — и делает это не реже раза в номер. Также каждый номер гарантированно поставляет вам: впечатляющий клиффхэнгер — 1 шт., сальную шуточку о Кате — 1-2 шт., демонстрацию жестокости Хирурга — 1 шт., и обложку с прелестями главной героини — 1 шт. Разговор о том, обязательно ли груди на обложке противоречат «сильной женщине-протагонисту» под обложкой, оставим для лучших времен. В данном случае обложки, хотя и очень стильные, работают в том же направлении, что и сам комикс — у нас есть героиня, но мы не знаем, что с ней делать, поэтому будем делать то же, что и всегда.
В смысле построения сюжета это дистиллированный Миллиган в его худших проявлениях (и это я любя). Повествование движется рывками. Все персонажи произносят свои мотивации, важные факты из прошлого, и даже черты характера вслух. Никакой поворот сюжета, никакое раскрытие подоплеки не проходят без того, чтобы их озвучил, а в следующем номере повторил кто-то из персонажей. А Темные Омуты — та самая мистическая информационная сущность — получает любые невероятные свойства в непредсказуемые моменты сюжета, чтобы усилить драматизм.
Все неловкие объяснения, которые нужно бы показать, а не рассказать, Миллиган упаковывает в довольно живые и интересные диалоги. Но стоит надкусить глазурь, как разочаровываешься. Мне кажется, современные комиксы зря отказались от плашек закадрового текста — по крайней мере, их зря не используют те авторы, которые не умеют писать без них. Миллигановские диалоги не просто громоздки для живых людей — они явственно замещают собой то, что можно было бы рассказать с помощью панелей и действия в них.
Притом, что художник бы явно справился. Фернандез, в жизни порисовавший немало экшена разной степени «мрачной реалистичности», в этой серии на своем месте. Цвет ему как будто даже мешает — все, что нужно сказать, Фернандез говорит с помощью теней, ракурсов и резких контрастов. «Names» выглядит, как вертиговская серия «классического» периода, практически ничто в ней не указывает, что нарисована и покрашена она была в XXI веке. Экспрессивно вытянутые, искаженные, покрытые густыми тенями его персонажи как будто принадлежат другому, более интересному комиксу.
За всем этим есть тема, которая вроде как должна поднимать историю от простого боевика к серьезному разговору. Но и про финансовые кризисы и устройство мирового финансового рынка Миллиган не может говорить, не похлопывая покровительственно читателя по плечу. Вроде тех историй из начала двухтысячных, в которых «интернет», «хакер» и «виртуальный» были словами-заклинаниями, Миллиган использует те слова из финансовой сферы, что более других на слуху. Это — как и всемогущество Хирурга и стоящих за ним Имен, как и поведение Темных Омутов — на самом деле магия. Но Миллиган в этот раз пишет технотриллер, поэтому вся привычная ему магия должна быть замаскирована под серьезные «настоящие» вещи. Мифология его довольно проста (спойлеры к первой половине серии до конца абзаца): есть Имена, они контролируют финансовый рынок и обрушивают его для своей выгоды; есть Психопаты, которые в самом деле психопаты, они скрыты среди Имен и действуют во исполнение своих безумных целей; есть Темные Омуты, которые сами собой появились в торгующих на бирже компьютерах, способны управлять поведением людей и стремятся не то к краху мировой экономики, не то к чему-то еще более значительному. И посреди всего этого Катя Уокер просто хочет отомстить убийцам мужа.
«Имена» производят впечатление пародии. Вот так выглядели комиксы «Вертиго» четверть века назад, если снять розовые очки и не брать в расчет хитовые и гениальные серии. Вот так выглядит работа Питера Миллигана, если не дать ему брендовых персонажей и привычной песочницы. Вот так, в общем, выглядит стрип из «Vertigo Quarterly», если дать ему разрастись. Пародия — это хорошо. Но тут ведь всё всерьез.
P.S.: В финале герой спасает героиню от гибели с помощью поцелуя. Вот тебе и серия с сильной героиней. Ну елки зеленые, мистер Миллиган.
Удивительным образом самым странным местом этого комикса оказался ответ на вопрос месяца — who’s that girl. У всех есть интернет, да-да, но все равно я предпочту не кидаться спойлерами, на случай если «ну а вдруг». Первые номера нас совсем не стесняясь водили за нос, пытаясь растянуть интригу, которая еще, к тому же, маскировала одну интересную «особенность книги»: героиня по имени Thor первые 7 номеров не являлась главной героиней комикса под названием Thor.
Если вы ждете очередную твердую работу на тему женского эмпавермента, тот здесь акцент слегка смещен к более «традионалистскому»: это все еще история про Тора (Одинсона) и жителей Асгардии. Конечно, антагонистический патриархат представлен здесь в полном объеме, даже слегка карикатурно: все опять упирается в то, что большие сильные дядьки просто не хотят изменений в старых укладах, даже если всем вокруг понятны очевидные плюсы таких изменений. Над комичными потугами Одина и Одинсона (отличное, кстати, название для очередного комикса) отобрать молот у «недостойной бабы» совсем не хочется смеяться, отчасти потому, что уже некоторое время на такой вот комедии и держался сам Тор, а с другой стороны — потому что подобного рода персонажи, разогревающиеся от одной только мысли, что не даже боже «женщина у власти», очень часто втречаются и в реальной жизни.
Если же отойти от извечной темы гендерных разногласий и посмотреть на социально-политическую ситуацию в Асгардии немного под другим углом, то получится, что у Одина просто нет аргументов, которые бы могли подкрепить две его главные претензии: женщина не должна владеть молотом, женщина не должна управлять Асгардией. Фрейя, как обычно, великолепна в роли Всематери, новая Тор пока что тоже действует без промашек. Поступки же Одина чем дальше, тем больше выходят за рамки простого несогласия с положением дел; его готовность пойти на любые жертвы ради возвращения молота доказала то, что он не считается ни с какими новыми порядками и законами, что в какой-то степени уже сделало его одним из злодеев. Дойдя до определенной точки, даже он сам осознаёт это, но при этом все равно обвиняя в своем «превращении» женщину, кого ж еще!
Возвращаясь к самой Тор, можно сказать, что до определенного момента тайна ее личности делала ее очень интересной героиней, и то, как быстро она освоилась в новой роли, только делало это загадку еще более интригующей. Но с неотвратимым приближением развязки все сильнее хотелось задать вопрос: а почему, собственно, она так хороша в роли Тора? Именно в размахивании молотом, пафосных речах, превозмогании в последнюю минуту и прочем. Что такого есть в этой женщине, что делает ее «достойной»?
Тор была показана настолько впечатляющей в роли богини грома, что простого «она хочет помогать людям» уже было недостаточно. Кроме того, практически не проглядывались ее настоящие личностные черты, то, что она прятала под маской. Сначала авторы четко обозначили только человечность Тор, показали, как она боится. Постепенно стало понятно и то, что Тор «не чужая» на этой вечеринке.
Однако все равно оставались определенные опасения: рано или поздно она опустит молот, маска спадет — и что тогда останется?
Well.
Обычно серии про новых супергероинь начинаются именно со знакомства с главной героиней, через которую читатели уже знакомятся со всеми остальными аспектами комикса. В данном же случае авторы сначала окунули нас в уже знакомый мир, представили героев, злодеев, начали достаточно интересный сюжет, а вот главную героиню приберегли напоследок.
Раскрытие тайны личности многое прояснило, но пока что все равно было преподнесено как шок-твист на последней странице (со звуком ДУН-ДУН-ДУН), и, наверное, нет смысла гадать, к чему ведут авторы. Лично меня уже обманули один раз, и это было прекрасно!
Аннотация к этой серии продает ее, как коктейль из Конана, «Игры престолов» и Каманди. В переводе с языка отдела продаж на читательский это означает, что никто понятия не имеет, как в современных комиксах продавать фэнтези, поэтому подтаскивает все аналогии, которые может. Конан здесь потому что Бьюсик когда-то его писал для «Дарк Хорс», Мартин — потому что сейчас любое фэнтези лучше продается, если упомянуть Мартина (а уж если в фэнтези разлито немного крови — то тем более). Ну а Каманди... дальше станет понятно, почему.
Бьюсик взялся писать «фэнтезийный эпик», чего не делал уже давно. Поскольку раскручивать серию в «Имейдже» нужно самостоятельно, «эпика» было мало, нужен был гиммик. Этим гиммиком стали антропоморфные животные. Здешние собаки, бизоны и совы ничем существенно не отличаются от традиционных фэнтезийных рас в том плане, что про каждого персонажа уже по его внешнему виду более-менее понятно, каковы будут черты их характера и физические возможности. Так, примитивный народ, у которого буквально покупают ценности за стекляшки — это бизоны, мудрецы из далеких стран — жирафы и обезьяны, а когда в сюжете появляется торговец-лис (койот, но это по сути одно и то же), нельзя не начать искать подвох в его «деловом предложении». У использования животных вместо людей есть и сюжетные причины, но о них — чуть позже.
Жители семнадцати летающих городов так сильно полагаются на магию, что не могут и дня без нее прожить. Магия держит их города в облаках, магия освещает их улицы, магия же служит для расчетов с населением поверхности земли — куда менее образованным и утонченным народом. Первоначально магия появилась в мире, потому что ее впустил Великий Воитель. Потом она постепенно убывала и, когда ее стало совсем немного, чародеи семнадцати городов заволновались.
Чародейка Гхарта выдумала сверхсложную схему — дотянуться с помощью остатков магии в прошлое, во времена Великого Воителя, и выхватить его в настоящее, чтобы он еще раз «прорубил окно в мир магии». Как водится, в ритуале что-то пошло не так, и город, в котором его проводили, сломался пополам и рухнул на поверхность. Воителя, впрочем, достать удалось.
Герои нашей истории — сын одного из погибших при ритуале магов, Дунстан, чьими глазами мы видим большую часть истории. Он, как и положено фэнтезийному «маленькому человеку», ни на что первоначально не влияет, зато обо всем знает. Вместе с ним мы следим за ритуалом, разгребаем завалы разрушенного города на Земле, а потом увязываемся за Великим Воителем.
Кстати, о нем. До появления на странице Великого Воителя каждое из племен рассказывает, что он был похож на них. Львы — что он был львом, совы — что совой, кроты — что кротом. Нетрудно, как вы понимаете, вычислить, каков настоящий облик этого персонажа. А после этого — догадаться, при чем здесь Каманди. Впрочем, о сюжетных подробностях я умолчу, типа «спойлеры» и все такое.
«Мартин», уже упомянутый в начале рецензии, здесь нужен только для обозначения масштаба событий, а также предупреждения о том, что бои в комиксе будут в меру кровавые. Всего остального, что ПЛиО привнесла в современное фэнтези, тут не сыщется. То есть ни «деконструкции жанра», ни хотя бы нескольких сюжетных линий ждать не следует.
По тому, как организованы сюжет и мир комикса, трудно избавиться от впечатления, что кто-то вытащил из подвалов старую машину, производившую раньше (без помощи живых людей) романы для «Dungeons&Dragons» и выпытал не то у Роберта Сальваторе, не то у Кейт Новак, с какой стороны в нее заливать топливо, а с какой — типографскую краску. Это в самом деле настолько традиционный фэнтезийный роман из конца восьмидесятых, насколько это возможно — вплоть до манеры писать о магии, как о кунг-фу.
Нарисовано все это гораздо интереснее, чем написано. Городские и «дикие» пейзажи впечатляют не меньше, чем детали интерьеров и особенно костюмов, которым было уделено большое внимание. Рассмотреть культуру семнадцати городов нам особенно не удастся — город, я напоминаю, рушится, и дальше нас окружают обломки, развалины и лес. Однако все, что касается персонажей, их движений и взаимодействий — загляденье. Особый простор открывается перед Дьюи благодаря персонажам-животным — их мимику он рисует одновременно и как человеческую, и с учетом их животной стороны. Птицы топорщат перья, собаки от грусти опускают уши, и выглядит все это очень здорово.
«Зверюшки» служат комиксу и плохую службу — «Блэксад» не выходит, и мохнатые и пернатые персонажи только отвлекают от гробовой серьезности происходящего. Персонажи хоронят свои семьи, ссорятся из-за власти, спасаются от нападения дикарей — но стоит чуть-чуть ослабить концентрацию, и снова видишь «зверюшек». В прозе этот трюк традиционно получается гораздо лучше. Вероятно, причина в разнообразии видов животных, одновременно появляющихся на картинке, или в том, насколько тривиально они «сделаны» — и графически, и в смысле связи внешнего вида и характера.
Следить же за серией — кстати, движется она медленно — совершенно не хочется. Что будет дальше — неизвестно, но только в смысле того, какой именно из сорока стандартных фэнтезийных трюков применит Бьюсик. Еще один «не-Мартин» тут в том, что до сих пор все предугадываемые за километр повороты сюжета сбывались, и нет оснований считать, что сценарист будет оригинальничать в дальнейшем. Качество истории было бы понятнее, позиционируйся она как детско-подростковая, но на серии стоит рейтинг M.
Это выставочно-красивый комикс, но листать его можно, не обращая внимания на текст.