RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

МЖДЗ: Странные истории

14.07.2015, 14:02 — Евгений Еронин 10334 8
Теги: МЖДЗ

Начитались анонсов с Комик-Кона? Ну, это все когда-нибудь выйдет, а какие-то комиксы выходят уже сейчас! И их надо читать и обсуждать! Мы с Алексеем Замским подготовили для вас объемный и разнообразный по наполнению выпуск МЖДЗ. В нем вы найдете новый проект Брэндона Грэма 8House, ребут серии Archie, имеджевский Birthright, возвращение серии Роба Лайфелда Bloodstrike, Rat God классика хоррора Ричарда Корбена, многообещающую серию BOOM! The Spire, очередную антологию от Vertigo Strange Sports Stories и We Stand On Guard — комикс Брайана Вона про то, как тяжело жить и умирать в Канаде.

8House: Arclight #1
Image Comics 2015
СценаристБрэндон Грэм
ХудожникМариан Черчлэнд

Недавно вышло два занимательных и красивых комикса, каждый из которых начинает рассказывать непростую историю в сложно выстроенной вселенной. И к решению задачи представить свой мир И выдать достаточно интересную и интригующую завязку, чтобы комикс все-таки читали ради сюжета, они подошли совершенно по-разному.

8House — давно ожидаемый проект Брэндона Грэма, Эммы Риос и других художников, рисующих комиксы преимущественно ради того, чтобы воплощать собственные истории. Про структуру серии и элементы вселенной мы могли узнать чуть ли не за год до старта. В самом комиксе Arclight #1 мы ничего такого не найдем, он написан в уже традиционном для Грэма экономном и туманном стиле, когда никто не собирается поворачиваться к читателю и что-то объяснять, предлагая просто следить за происходящим. А там, глядишь, с эскалацией конфликта станет понятен и сам конфликт.

Персонажи — таинственные и необычно выглядящие фигуры, про которых интересно узнать подробнее во многом именно из-за их небанальной внешности. Так же вместо цепляющего сюжета тут атмосфера, юмор (не шутки, а именно чувство юмора комикса) и притягательные изображения — речь даже не столько о рисунке Мариан Черчлэнд, хотя именно на ее дизайне персонажей и природных ландшафтах все и держится, сколько о картинах, которые рисует сценарий. Мы первый раз посещаем сформированный и уже обжитый героями и авторами мир, и от того, что нам покажут на пороге, зависит степень нашего интереса. Грэм решил брать не вбросом информации и размахом, а маленькими тихими сценами и несколькими удивительными существами — одновременно неприятными и мгновенно запоминающимися. Творчество не только самого Грэма, но и собранных для создания 8House друзей примечательно тем, что при создании любых отличающихся от обычного человека образов, будь то гуманоиды или вовсе монстры с непредсказуемой формой, они не загоняют себя в рамки жанра. В чисто сай-файном произведении запросто может появиться существо, которое привычнее было бы увидеть в леденящем кровь ужастике. Arclight сразу заявляет себя как продолжателя этой традиции.

ДОБРО
Archie #1
2015
СценаристМарк Уэйд
ХудожникФиона Стэплс
КолористыАндре Жиманович
Джен Вон

Отличный комикс! Арчи такой, как должен быть! И Джагхед! И вообще все!

В принципе, это чистая правда, хотя я и не уверен, что обладаю достаточным авторитетом и багажом знаний, чтобы делать столь смелые заявления. Если оценивать этот комикс во всем культурном контексте с перезапуском любимого десятки лет бренда, то может возникнуть вопрос: а почему, собственно, он должен быть интересен российскому читателю? На него не нужно искать ответ, нужно просто отбросить контекст, а с ним уйдет и сам вопрос. Это американцы могут друг другу объяснять, как Уэйд и Стэплс уважительно отнеслись к наследию и не растеряли дух серии с ее уникальной комбинацией романса, комедии и юношеских приключений. У нас другой разговор, мы смотрим на Archie просто как на комикс.

И если смотреть на него как на комикс, то это отличная комбинация комедии и романса, полная юношеского задора и ощущения, что всегда есть завтра и возможно все. Написан Archie 53-летним мужчиной. Но оно видно: старомодность бережно перенесена, то ли специально, то ли случайно, перезапуск — точно не hip & cool. Да тут в первом же сюжете главное событие — школьный бал! Для такого не надо даже лезть в сценарные учебники, эта сцена есть во всех историях про школьную любовь. Развивается бал не совсем так, как ожидают персонажи и привыкла аудитория, и это пока что все, что делает Уэйд. Он аккуратно обновляет, играясь со штампами. Результат выглядит мило.

Мило, старомодно, не крикливо, без зависимости от модных течений и времени действия вообще — таким ведь и был Archie раньше. Никуда не делись и условности, отделяющие эту вселенную от полноценного реализма: мир вертится вокруг Арчи и Бетти, и когда их отношения портятся, абсолютно все персонажи только и думают, как это исправить. Поведение не из реального мира, но совершенно точно поведение из мира Archie. Это, наверное, одна из самых сложных задач с писательской точки зрения (помимо собственно ежемесячного придумывания забавных ситуаций). Другие герои должны обладать своими характерами и чертами, но параллельно надо постоянно делать комедийные преувеличения. Как в фильмах Уэса Андерсона.

От Фионы Стэплс в данном случае ничего не требовали, ей лишь поставили задачу быть самой собой, с чем она успешно справилась. У героев более заостренные черты лица, чем в Saga, и Стэплс сделала пару мелких, еле заметных шажочков от чего-то более фотореалистичного к чему-то более мультяшному, но этого хватило — Арчи и его друзья выглядят как...

Как персонажи комикса они выглядят! Так и должно быть! В общем, при всех косметических изменениях, это все еще тот же артефакт с теми же плюсами и минусами. Революцию он не производит. Может быть частью вашей жизни, а может и не быть.

ДОБРО
Birthright #1-8
Image Comics 2015
СценаристДжошуа Уильямсон
ХудожникАндрей Брессан
КолористАдриано Лукас

Пойду против течения и скажу, что «Имейдж» для меня — не знак качества сам по себе. Да, типичная серия «Третьего Большого» обладает лучшими рисунком и сценарием, чем среднестатистический мейнстримный комикс. Но эта самая «типичная» серия часто не обладает ничем, что могло бы зацепить.

И в этом смысле «Birthright» — совершенно типичная серия. Маленький мальчик попадает в фэнтезийный мир и там мужает в великого героя. Спустя много лет он возвращается в нашу реальность и обнаруживает, что здесь прошел всего год, за время которого его успели счесть мертвым, а семья родителей распалась. Не терявший надежды старший брат берется помогать герою — тому нужно найти и победить пятерых могущественных магов, которые когда-то сбежали из фэнтезийного мира в наш. И за всем этим стоит большой секрет, который в общих чертах раскрывается в самом начале серии, чтобы надолго приковать внимание тех, кто захочет узнать подробности.

Дальше все происходит вполне привычно для жанра — герой давненько не был в реальном мире, плохо в нем ориентируется и разнообразно напоминает Тора из его первого фильма. А когда речь идет про фэнтезийный мир, там он напоминает Конана — в том числе тем, что одинаково хорош как воин и как вор. По тем же законам жанра дело не обходится без постепенного проникновения элементов фэнтезийного мира в наш, а также без гоняющейся за героями полиции. Она, конечно, нужна, чтобы можно было время от времени отвлекаться на родителей главных героев и «давать драмы». А еще — чтобы подгонять сюжет и мотивировать мальчиков (один из которых, конечно, уже не мальчик, но муж) действовать быстро и скрытно.

Все очень хрестоматийно — опасности, препятствия, намеки на грядущие сюжетные повороты. История привлекает разве что приемом с двумя параллельно развивающимися линиями. Младший брат переживает приключения и опасности в волшебном мире, а старший брат после возвращения младшего в наш мир попадает в собственные приключения вместе с ним. И тот, и другой сюжеты — обыкновенное «путешествие героя», где стадии сменяют одна другую предсказуемо и неизбежно. При этом автор, судя по всему, не имеет в виду, что братья проходят одно и то же становление — в сюжете нет явной «зеркальности» происходящего. Просто герои развиваются так, как должны в понимании автора развиваться любые герои — еще бы, невозможно читать современную приключенческую литературу и не впитать «путешествие героя». А еще можно прочитать любой учебник «как написать сценарий для Голливуда», но оставим инсинуации.

Впрочем, ничего чисто комиксного и не поддающегося экранизации тут действительно нет. Фэнтези вышло очень сдержанным, и хотя художник иногда угощает нас эффектными дабл-сплэшами и нестандартно построенными страницами, большую часть времени рисунок можно назвать разве что «добротным». В первом номере было заметно внимание к эффектным деталям, но потом оно куда-то испарилось.

Есть еще интрига — та самая, о которой читатели узнают еще в первом номере, а старший брат так пока и не узнал. Поскольку отсылаются к «большому твисту» не реже раза в номер, он успевает стать привычным. Комикс использует все положенные дешевые приемы, чтобы его замысел не расползся по швам. Так, персонажи постоянно недоговаривают или неясно выражаются, чтобы никто рядом с ними не дай бог не понял лишнего. Предсказать, что на этот «нестандартный поворот» в финале автор будет накладывать еще один сюжетный поворот, очень легко, легко даже предсказать, какой. Я не стану этого делать здесь только из соображений спойлеров.

Имейджевские серии не бывают откровенно провальными технически — их никогда не пишут и не рисуют в такой гонке со временем, как ширпотреб, то есть, пардон, онгоинги про ваших любимых персонажей. Однако добротность и аккуратность — еще не залог интересности. В «Birthright» не за что зацепиться. Стиль художника и его внимание к странице не «болтаются», сценарист толково выстраивает действие, история понятно рассказывается от номера к номеру — но все это оставляет безразличным.

У «Имейджа» нет совсем уж нечитаемых серий. Так что возьмите любую другую.

ЖИЖА
Bloodstrike #1
Image Comics 2015
Сценарист и художникРоб Лайфелд
КолористДжереми Колвелл

Классик американской графической литературы Роб Лайфелд не почивает на лаврах, ему недостаточно продюсировать новые интерпретации своих персонажей, пока Лайфелд может держать карандаш в руке и видеть хотя бы одним глазом, он будет рисовать.

Два года назад Роб (я надеюсь, он не обидится на лёгкую фамильярность) создал проект на сайте Kickstarter: автор хотел при поддержке фанатов вернуть культовую серию Brigade, начав с бесплатного первого выпуска. Конечно же, в итоге было собрано в два раза больше средств, чем надо. Это было два года назад, и комикс пока что не вышел, но его обещают в октябре. Так или иначе, это будет далеко не самый плохой исход в истории Кикстартера. Однако это не значит, что новых комиксов Лайфелда надо ждать до середины осени, — уже этим летом стартовал The Covenant, увлекательный приключенческий сериал на религиозную тематику. Но Роб его только пишет, за полным, настоящим экспиренсом чтения комикса Роба Лайфелда — в Bloodstrike.

Прелесть Bloodstrike #1, который также прокладывает дорогу к неминуемому Brigade #0 (и, будем надеяться, 1, 2, 3 и далее) в том, что читать предыдущие тома серии не обязательно, все станет понятно и так, уже примерно с первой страницы. Bloodstrike разговаривает с читателем на давно выученном им языке. Конечно, если вы — новичок в мире рисованных историй, то Bloodstrike может оказаться для вас слишком сложен и затейлив, как, скажем, самые амбициозные работы Алана Мура и Гранта Моррисона, с которых не рекомендуется начинать знакомство с комиксами, не зная элементарных основ и культурного кода.

Для тех, кто знает Роба вдоль и поперёк, новый комикс также станет сюрпризом: он кажется самоповтором лишь на первый взгляд. При внимательном чтении понимаешь, что Роб сумел зайти на новую территорию, адаптировав свои классические образы и сюжеты под более взрослую и, не побоюсь этого слова, глубокомыслящую аудиторию.

Бладстрайк — член (именно член, а не участник, позже станет понятно) элитного отряда бойцов, выполняющих смертельно опасные миссии. Кажется, так. В открывающем том сюжете под названием The Junk (видите, я не просто так использовал именно это слово, но полный смысл раскроется чуть позже, читайте дальше) он попадает в ловушку, расставленную его зловещей бывшей подружкой, работающей на злодеев. Бладстрайк оказывается жестоко покалечен — от него остаётся только верхняя часть тела до пояса. И чтобы освободиться от оков, ему приходится отгрызть себе руку. Этой потрясающей и леденящей кровь сценой Лайфелд начинает повествование, которое дальше станет только смелее. Как Бладстрайк умудрился отгрызть не только мясо, но и кость, нам не показывают, но таковы правила экономного сторителлинга — достаточно показать начало и конец сцены, остальное аудитория додумает, чай не дураки.

После этого ударного начала идет флэшбек, затем читателю демонстрируют еще пару участников отряда, в котором состоит Бладстрайк. Точнее, один участник, а другой — член. Лайфелд на всю страницу нарисовал синий пенис. Но не шока ради, это предзнаменование (foreshadowing). Читайте дальше.

Все это время Бладстрайк не сильно переживает за свою жизнь, потому что у его команды есть бесценный ресурс — технология регенерации. Вскоре до него добирается напарник и, положив героя на специальный матрас, полностью его исцеляет. За одним исключением — по неизвестной причине у Бладстрайка так и не отрастает... да, вы поняли! Из эпилога мы узнаем, что злобная бывшая подружка украла достоинство Бладстрайка с определенной целью. Выпуск завершает самая жесткая реплика, какую я читал за все годы поглощения комиксов.

В итоге оказывается, что и у названия (junk — Лайфелд украл это определение у своих хейтеров, им придется окрестить новую работу Роба иначе), и у визуальных фишек комикса есть двойное дно. Роб с удовольствием рисует ступни — как в ботинках, так и босые, — эту тему он для себя закрыл, поэтому теперь ему интересно поиграть с гульфиком на геройском костюме и найти остроумное объяснение тому, почему комиксные суперы часто кажутся бесполыми.

Bloodstrike 2015 года — самый взрослый и радикальный комикс Лайфелда. Это выражается не только в проходящем сквозь него пенисе, то есть проходящей через него теме фаллоса, и кровавых сценах насилия, но и в языке. Мат здесь не ради шок-эффекта, это не просто игрушка в развязанных руках ветерана. Повысив нецензурность диалогов до абсурдного уровня, Лайфелд смог создать настоящий пост-лайфелдовский комикс, блестящий комментарий на собственное творчество и видение его тридцать лет спустя. Все эти уникальные герои, приземлившиеся на страницы прямиком из головы художника мимо каких-либо фильтров, все эти дэдпулы, росомахи, седые воины, существование которых — бесконечная череда опасных миссий, они невероятно устали. В тех или иных комиксах, тех или иных издательствах, эти узнаваемые лица делают одно и то же, и это никогда не кончится. В каждой реплике видна ненависть к миру и самому себе, а плохие шутки — всего лишь способ ее прикрыть и как-то отвлечься от тщетности бытия. На лица неспроста наложен миллион штрихов — это отметина прожитой жизни. А неуклюжие движения во время драк — самый яркий признак изможденного вечными приключениями героя. Он знает, что победит при любом раскладе, поэтому и не старается совершать умопомрачительные кульбиты. А фоны Роб принципиально не рисует, потому что это пошло бы вразрез с его художественным видением. Автор просит, требует, чтобы мы обратили внимание на героя. Остальное — шелуха.

Bloodstrike — комикс о людях, достигших предела и узнавших, что за чертой есть другой мир, полный множества новых страданий и фрустраций. Им Роб Лайфелд открывает новую главу в своем творчестве, и за этим необходимо следить.

ЗОЛОТО
Rat God #1-5
Dark Horse 2015
Сценарист и художникРичард Корбен
КолористыРичард Корбен
Бет Корбен Рид

Ричард Корбен — классик и андерграундного, и относительно мейнстримного комикса, гениальный иллюстратор, мастер с узнаваемым стилем и прочее, прочее. Он, в самом деле, замечательный хоррор-график — если вы до сих пор вообще не видели его работ, по обложкам к серии «Крысиный бог» можно составить первое впечатление. Внутрь серии лучше надолго не заглядывать, чтобы не разочароваться.

Почему обладающий всеми значимыми регалиями комикс-индустрии художник взялся за короткую серию там, где куда лучше бы подошел роман, непонятно. Наше отечественное причитание «ну зачем же синглы» подходит сюда в полной мере — читать по две дюжины страниц «Крысиного бога» раз в месяц очень скучно. История никуда не спешит настолько, что половина первого номера тратится на оторванное от основного сюжета вступление, связать которое со всем остальным получится только в самом конце. Более того, это вступление легко может ввести читателя в заблуждение о том, каким будет последующий комикс — не только в нарративном, но и в изобразительном плане.

Последующий сюжет укладывается в недлинный рассказ, каких в антологиях «лавкрафтианской» прозы двенадцать на дюжину. Рассказ притом был бы совершенно ученическим и без самостоятельной ценности — чем дальше вы будете продвигаться по «Крысиному богу», тем больше будет узнавания. Не будет даже спойлером сказать, что это «Тень над Иннсмутом» в переложении на северные штаты и индейцев. В комиксах же почему-то грубое подражание обглоданному до костей «классику» может стать серией, которую пишет живая легенда и публикует именитое издательство.

Сюжет тут — как гранитная плита, одновременно очень плоский и очень тяжелый. Из гранита у автора часто вытесаны и персонажи, но для рисунка это как раз не минус, потому что стиль Корбена очень узнаваем и выразителен. А вот нить событий, связанная по большей части с помощью совпадений и случайностей, не цепляет. Тем, кто пять месяцев ее не отпускал, вряд ли понравится место, куда эта нить их привела.

То, что главный герой серии внешне похож на Лавкрафта и разговаривает штампами из его прозы, наталкивало меня сначала на мысль, что это не неловкий пастиш, а такая карикатура. Но даже если так, это больше похоже на случаи, когда какая-нибудь медиафигура говорит откровенную глупость/грубость, а затем, увидев реакцию публики, немедленно прикрывается словами «Эй! Я же пошутил! Вы что, не заметили, что это шутка?» Да, «Крысиный бог» пародирует присущий Лавкрафту, особенно ранним его текстам, высоколобый расизм. Но настолько ли сам Корбен выше того, над чем издевается? В интервью он говорит буквально, что на серьезное вникание в материальную и духовную культуру индейцев, которых он изображает, у него «не было времени». Поэтому Корбен постарался пропитаться первоисточниками так, чтобы и когда выдумывает новые индейские племена, и когда воспроизводит существующие, получалось правдоподобно. Это представление о способности белого человека схватить чужую культуру на лету и «сделать так же» проскальзывает в паре мест и в сюжете. Небрежность Корбена лучше выпяченно-карикатурного расизма его героя, но и только. С женскими же образами тут все так, как только и может быть в комиксах семидесятилетнего художника, золотые годы которого прошли в журнале «Heavy Metal».

Я мало понимаю в индейцах, так что судить о том, грокнул ли их Корбен, не могу. Лавкрафта же он воспринял не более чем на уровне поп-культурной отсылки: Ктулху, че-то там, че-то там, расизм. Времена, когда хватало сказать «Расизм это плохо, понятненько?» уже, кажется, прошли — тем, кому под силу, уже «понятненько». А Ктулху тут нет — мастер рисовать чудовищ, Корбен в своей авторской серии воздерживается от прямого изображения ужасного. Монстры в его истории есть, но присмотреться к ним, кроме как на обложках, почти не удается.

Весь комикс кажется пришедшим из восьмидесятых — и визуальный стиль (как внутри, так и снаружи), и манера изложения, и «глубина» истории. Притом он не показателен ни как «комикс Корбена», ни как «история в стиле Лавкрафта». Для тех, кто с Лавкрафтом знаком, история покажется насквозь вторичной, предсказуемой от начала до конца. Всем остальным она будет просто бесполезна. Разве что на рисунок посмотреть.

ЖИЖА
The Spire #1
BOOM! 2015
СценаристСаймон Спурриер
ХудожникДжефф Стокли
КолористАндре Мэй

А вот и второй занимательный и красивый комикс с новой фантастической вселенной. Саймон Спурриер, в отличие от Брэндона Грэма, решил сработать на узнаваемости. В 8House читатель должен интуитивно понять, что происходит, руководствуясь своим опытом. The Spire понять и принять гораздо легче, потому что он отсылает к определённым вещам. «Легенда о Корре» сделала массивную работу, вспахала и засеяла огромное поле. Новая серия Boom! определено выросла на нём.

The Spire полон отсылок к знакомому и любимому, но, будучи хорошим комиксом, созданным авторами с собственным воображением, не только имитирует, но и развивает темы, характеры, динамику, визуальные находки. Здесь все имеет свой колорит: главная героиня, коммандер городского дозора Ша, вмещает в себя образы одновременно Корры и Лин Бей Фонг: у неё открытые однополые отношения, нет глаза (почти шрам на лице), а вводят в сюжет её через погоню по крышам, визуально напоминающую действия полицейских из мира Корры. А командует всем баронесса Тави, даже внешне похожая на злодейку Кувиру.

В The Spire достаточно элементов, которые взяты и из других источников и явно ведут к чему-то совершенно иному, но даже то, что мгновенно узнаваемо, предлагает нечто новое. Что, если развить образ Корры в произведении для взрослой аудитории? А что, если злодей из того сериала у нас сразу победит и получит власть? Круто же, давайте! The Spire не переодевает чужую историю, а интерпретирует удачные наработки современников или хотя бы использует их для создания собственной истории, которая может уехать куда угодно, впереди все-таки семь выпусков.

Даже художник Джефф Стокли, умеющий рисовать в разных манерах, осознанно выбрал ту, что ближе к мангашной, но все равно в рамках европейской школы. Но больше ничего он не упрощал — бешеная динамика и проработанность линий на месте, кадры созданы для подробного разглядывания. Единственный, кто выступил для несколько другой, но все равно пересекающейся аудитории, — колорист Эндрю Мэй, использующий палитру Джеймса Стокои — цвета теплые, но контрастные, а сочетание зеленого, голубого и оранжевого сразу вызывает ассоциации с буйством красок в Orc Stain.

Боже, да тут все что-то напоминает! Главное, настройте себя, что это не афера, а еще одно произведение в стиле тех, что вам нравятся. Вы же хотите больше хорошего, но не абсолютно того же самого? The Spire идеально ложится под это определение.

ДОБРО
Strange Sports Stories #1-4
Vertigo 2015
СценаристыГилберт Хернандез (Martian Trade)
Эми Чу (Dodgeball Kill)
Лорен Бьюкс (Chum)
Дейл Халворсен (Chum)
Айван Брэндон (Refugees)
Ли Лауридж (Skate Cynic)
Марк Финн (The Patchwork Palooka)
Тим Фиш (Not Allowed to Play Ball!)
Гейб Сориа (Le Boules du Mal)
Моника Галлахер (Sharks VS. Mermaids!)
Брэндон Монтклер (Going Nowhere...)
Бен МакКул (Leap of Glory)
Си Эм Панк (The Most Cursed)
Женевьев Валентайн (Waking)
Брайан Буччеллато (Lottery)
Обри Ситтерсон (The Time-Grappler!)
Пол Поуп (1 v. A)
Крис Хант (1 v. A)
ХудожникиГилберт Хернандез (Martian Trade)
Тана Форд (Dodgeball Kill)
Кристофер Миттен (Chum)
Амей Жао (Refugees)
Ник Драготта (Skate Cynic)
Джон Лукас (The Patchwork Palooka)
Тим Фиш (Not Allowed to Play Ball!)
Рональд Уимберли (Le Boules du Mal)
Майкл Дж. Димотта (Sharks VS. Mermaids!)
Натача Бустос (Going Nowhere...)
Дэрик Робертсон (Leap of Glory)
Энди Макдональд (The Most Cursed)
Жозеба Лараткс (Waking)
Меган Левенс (Lottery)
Макс Данбар (The Time-Grappler!)
Пол Поуп (1 v. A)
КолористыТриш Малвихилл (Martian Trade, The Patchwork Palooka)
Джулия Бруско (Dodgeball Kill, Lottery)
Ева де ла Круз (Chum)
Амей Жао (Refugees)
Майкл Дж. Димотта (Not Allowed to Play Ball!, Sharks VS. Mermaids!)
Рональд Уимберли (Le Boules du Mal)
Натача Бустос (Going Nowhere...)
Ник Филарди (Leap of Glory, The Most Cursed, The Time-Grappler!)
Жозеба Лараткс (Waking)
Шей Пламмер (1 v. A)

Мало какие комиксы могут сравниться с антологиями по соотношению количества и качества материала. Но они, как и жанр телевизионного сериала-антологии, почти совсем забыты. Сейчас в комиксах вообще бедно с малой формой — ваш-шотов почти не выпускают, а любой короткий рассказ стремятся размазать на четыре номера. Если антология и выходит, то используется больше как площадка для продвижения новых талантов — этим грешили многие предыдущие сборники от «Vertigo». Но не «Странные спортивные истории».

Формально эта лимитка является возрождением древнего и дремучего комикс-журнала. В отличие от CMYK и других вертиговских «ассорти» тут предлагаются законченные истории, предназначенные для чтения. В каждом номере их четыре, как можно более разнообразных в визуальном плане. В смысле сценарного стиля тут гораздо больше общего — сказывается, вероятно, непривычность авторов к малой форме.

Понятно, что по визуальной выразительности и возможности показать конфликт не все виды спорта «созданы равными». Большинство историй касаются либо командных состязаний, либо единоборств. Атлетики почти нет, о шахматах даже не думайте.

Плюсы и минусы малой формы понятны — негде разгуляться и затеять «миростроительство», зато у каждой миниатюры есть центральный замысел, и авторы побыстрее к нему переходят. Короткая форма и в фантастике, и в старых комиксах тяготеет к притче — так что будьте готовы к тому, что половина историй тут в той или иной степени поучительные. Остальные же просто «с сюрпризом».

Нарисовано все отменно — какие-то художники могут быть «не для вас», но каждая арт-команда совершенно точно выдала максимум своих возможностей. Плюс по «инклюзивности» антология делает все остальные мейнстримные комиксы, как стоячих.

Не все истории, конечно, одинаково хороши. Но когда у вас есть набор авторов от Гилберта Хернандеса до бывшего рестлера Си Эм Панка, всегда можно перебить послевкусие от не понравившейся истории следующей, более удачной. Кстати, я уверен, большая часть читателей опознала обе фамилии — ну не удивительное ли мы сообщество?

Правда, мы (стереотипно) сообщество, чуждое физической активности. Поэтому обычные спортивные драмы нам вроде как должны быть чужды. Из этого «Вертиго» выкручивается, заявляя истории как «странные», что в большинстве случаев означает кровавые и футуристические виды спорта. Ну, комиксы же — если не про кровищу, то про роботов. После нескольких жестоких историй подряд быличка про дьявола, играющего партию в петанк, порадовала уже просто фактом своего существования.

А если вас не убеждают мои слова — просто посмотрите на картинки.

    

    

ДОБРО
We Stand On Guard #1
Image Comics 2015
СценаристБрайан К. Вон
ХудожникСтив Скрос
КолористМэтт Холлингсворт

Что, собственно, мы знаем про Канаду? До нас доходит мало канадского кино, книг, комиксов, даже телевидения (впрочем, из того, что доходит, мы узнаем, что там не очень дорого снимать сериалы про стрельбу и всякую фантастику), поэтому можем полагаться лишь на взгляд американцев и за неимением лучших вариантов верить всему, что показывают в South Park.

Честно говоря, я пока что не убеждён, что Брайан Вон знает о Канаде больше нас. Его комикс про борьбу группы борцов за свободу с огромными роботами мог быть написан про кого угодно, единственная чисто канадская байка может быть заменена на какую угодно другую. Скажем, Англия послала огромных роботов в сумевшую получить независимость Шотландию (это даже острее и драматичнее чем то, что есть). Пара пинт, пара-тройка шотов — и вот We Stand On Guard пишет уже Марк Миллар. Разницу вы бы не заметили, уверяю.

Впрочем, звучит слишком сурово. Комикс-то нормальный, он эффектно вбрасывает завязку, знакомит читателя с далеко не самым скучным набором героев и неплохо разыгрывает собственную версию сцены из «Возвращения джедая», в которой отряд повстанцев сражался с имперскими шагоходами (Вон снова пишет «Звёздные войны»! Кажется, можно годами писать «Звёздные войны», и это будут разные комиксы про разные вещи, такое удобное произведение).

Возможно, в последующих выпусках будет более явно выраженный национальный колорит. Джордж Миллер же сумел объяснить, как австралийцы видят постапокалипсис, можно и у канадцев за что-то зацепиться. В конце концов, зачем ещё здесь настоящий канадец в лице художника Стива Скроса? Рисовать позвали? Это слишком просто, чем-то же должен был его Вон привлечь, чтобы заставить оторваться от работы в кино. Скрос, конечно, оправдывает свое присутствие: выдает детализированный рисунок и подходит к делу продуманно, сужая масштаб действия до человеческого уровня, когда огромный робот практически никогда полностью не помещается в кадр, и мы все время видим его только кусками.

По крайней мере над технической реализацией идеи авторы подумали. Есть ли в комиксе что-то большее, покажет время.

ЖИЖА
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35149 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34495 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
27846 103