RSS
Рекомендуем

Мнение: Attack on Titan

18.05.2021, 12:00 — Андрей Терехов 21264 11

Внимание, статья содержит спойлеры!

Буквально совсем недавно в манга-мире произошло очень значимое событие — завершилась эпопея под названием «Атака на Титанов» (Shingeki no Kyojin). В январе следующего года такое же важное событие будет и в стане аниме, когда выйдет вторая половина последнего сезона. Для меня произошедшее имеет особое значение, потому что я не читаю онгоинги (вернее, максимально стараюсь этого не делать, но периодически всё-таки влипаю), а финал этой истории означал, что наконец-то можно навернуть всё целиком.

Что же такое «Атака на Титанов» для свежего глаза в 2021 году? Если кратко: увлекательный сюжет, постоянные переживания за жизнь героев, огромное количество твистов и интересные, хорошо раскрытые персонажи. Ну а если длинно...

Для тех, кто не знаком с «Атакой» вообще — это манга-антиутопия о государстве, обнесенном огромными стенами, внутри которых живут последние представители человечества. Последние они, потому что всех остальных съели титаны: жуткие, неразумные существа, похожие на голых гипертрофированных людей, цель которых только жрать. В одном из городов, у самой стены, жил мальчик по имени Эрен, который поклялся уничтожить всех титанов, когда один из монстров на его глазах съел его мать. Прошли годы и Эрен вступает в местную армию, учится пользоваться анти-титановым спецвооружением (что-что, а Устройства Вертикального Маневрирования — превосходная идея мангаки, благодаря которой солдаты летают по локациям, как Человек-Паук), а затем обнаруживает у себя способность превращаться в титана. Теперь, может быть, у человечества есть шанс победить в этой войне? Шанс может и есть, но ему сильно мешает местная политика — не все готовы принять титана в ряды армии, кто-то хочет казнить его на месте, кто-то распотрошить на опыты, марионеточный король вообще ничего не хочет, а серые кардиналы плетут интриги, само собой, скрывая жуткие тайны. И чем дальше вглубь сюжета, тем сильнее будет проявляться роль подковёрной возни, пропаганды и информационных войн.

Первые сюжеты — этакая военная драма, в которой бравые солдаты сражаются не на жизнь, а на смерть (и в большей степени на смерть), попутно размышляя о тщете всего сущего. Дальше без всякого предупреждения манга превращается в политический триллер про государственный переворот, из которого почти вообще пропадают титаны. Потом будет и шпионский триллер, и эпик, и нечто похожее на историческую драму. Смена жанров иногда выглядит странной и нелогичной. Взять тот же перескок к политическому триллеру. В нём практически нет титанов, на которых атака. Это может немного раздражать: вон же, на обложке написано и нарисовано, что тут про больших монстров, которые людей едят, а в самом комиксе про это ни слова. Я понимаю, клише жанра про человечество, сражающееся с чем-то неумолимо неостановимым — это как раз грызня между людьми, а угроза так, побочное. Но всё-таки «Атака» — не зомби-муви, а титаны — не восставшие мертвецы, на происхождение которых положить с большой колокольни. И героям, и читателям интересно узнать, кто же такие титаны, почему они такие, какие есть, и, в конце концов, как на планете появились гигантские бесполые гиганты-людоеды. А потом они ещё умудряются появляться ВНУТРИ стен города, это как происходит? А что это за аномальные титаны, которые обладают разумом и сверхспособностями, вроде брони или особо крупных размеров?


Однако несмотря на загадки о титанах, автор Хадзиме Исаяма по сути дела написал очень стандартное произведение в жанре янг-адалт: герои-подростки сражаются против власти государств, при этом всё сдобрено изрядной порцией серой морали и сочной расчленёнкой. Впрочем, если описывать «Атаку» такими простыми и ироничными словами, то звучит как-то унизительно. Но корни манги растут именно из этого. Да что уж там говорить про корни, ствол и ветки тоже. Весь сюжет состоит из набора весьма очевидных штампов, но тут и раскрывается талант мангаки — он умело использует штампы, это раз. А два — это компрессия этих штампов. Когда события мелькают одно за другим, когда арка перетекает в арку без филлеров и разгрузочных сюжетов, ты не успеваешь заострять внимание на штампах и уж тем более пытаться их предсказать. Очень увлекательный сюжет постоянно подбрасывает новые вопросы, и ты не можешь от него оторваться, пока не получишь все ответы, и хочется читать ещё и ещё и ещё, пока всё это не закончится. Но так происходит до финальных арок, в которых... впрочем, об этом чуть позже.

Главное, что происходящее внутри комикса почти всегда щедро присыпано хоррором.

Ужас тут есть от чего испытать. Крайне графичные сцены смерти с персонажами, которых разрывают на куски, размазывают об стены, которым отстреливают головы и другие части тела. Постоянный саспенс в каждой главе. Мангака с самого начала показывает тебе, что к героям привязываться не стоит. И ладно родители главных героев — все мы знаем, что счастливая семья не может существовать в таких произведениях. Но вот нам демонстрируют элитный отряд бойцов с титанами — у них ошеломительное количество убийств гигантов, они очень умелые воины. И они все такие персонажи, с характерами, визуальными образами, с взаимоотношениями друг с другом и с прочими, что точно должны быть второстепенными героями. А нет... их всех убивают уже на середине арки, через 10 глав. И 90% смертей в манге — это не героическая смерть, когда солдат жертвует собой ради выполнения хитрого плана, нет. Это просто смерти. Кто-то умер, потому что не справился со своим оборудованием, кто-то что-то не рассчитал, а кому-то просто не повезло. И многие из умерших были до этого показаны и в мирной обстановке — недолго, но достаточно, чтобы мы поняли, что они хорошие ребята. А теперь их уже нет. Потому что это война, а на войне всегда умирает много хороших ребят.

К сожалению (странное слово, но всё-таки) количество смертей в манге очень сильно снижается с течением времени. Как минимум потому что героев уже не так много остаётся. Но вместе с уменьшением death rate слегка снижается и планка саспенса. Хотя и не настолько, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Первые арки дают тебе понять, что любой персонаж может в любой момент покинуть страницы манги навсегда. И ты живёшь с этой мыслью в голове. И любая мало-мальски напряженная ситуация заставляет тебя вцепиться ногтями в коленку: «Они же здесь точно сейчас умрут!» Когда одна из героинь попадает одна в деревню, лишённая спецвооружения, и пытается противостоять титану с простым топором, ты уже готовишь ей место на кладбище. И так непрерывно всю мангу напролёт.

Поскольку «Атака на Титанов» — это манга, то посыл произведения не выражен завуалированно, а подается часто и в лоб. Благо месседж тут не один и варьируется от арки к арке. Главным образом выделяется вопрос о том, виновны ли мы в грехах своих отцов. Автор вступает сам с собой в полемику: если в грехах отцов мы не виновны, то виновен ли человек в поступках, которые совершал в прошлом, а теперь раскаивается? А есть ли разница между тобой в прошлом и твоими предками? А если у человека были промыты мозги государственной пропагандой, и он был точно уверен, что спасает мир от чудовищ? Кстати, линия государственной пропаганды в манге тоже очень сильно прослеживается, потому что все фигурирующие в ней страны занимаются лютой промывкой мозгов населению. А если не государства, то сторонники революционных движений. А если и не они, то просто герои со своей философией.

И вот тут мы наконец упираемся в финальную арку. Я постараюсь особо не спойлить, а говорить этакими полунамеками. Обычно я доволен большинством финалов, даже если общественность говорит мне об обратном. Но в случае «Атаки» всё не так. И не то чтобы я прямо был взбешен, как толпы хейтеров, возникших на просторах интернетов (в одной рецензии было: «Атака — лучшая манга в моей жизни, но конец ужасен». Оценка 3/10). Нет, я не взбешен, но в финале мангака сломал всё, что было хорошего.

В мультижанровом произведении финал становится обычным сёненом. Без твистов, без поворотов, которыми так ценна была вся манга до этого. Есть большой монстр и нам надо его победить. А потом монстр побеждён и манга заканчивается. Герои, которые не суперлюди, а просто тренированные ребята, и с достаточным трудом побеждали обычных гигантов, вдруг начинают пачками выкашивать суперпрокачанных титанов. Всё становится как-то очень просто, несмотря на то, что ставки в финальной битве (естественно) высоки, как никогда.

Но наибольшая проблема финала — у мангаки будто бы не хватило смелости на нужную концовку. Дело в том, что один из основных героев под влиянием своей философии становится злодеем, что достаточно изящный ход. Мне нравится, когда позитивная идеология так сильно растёт внутри героя, что перерастает все мыслимые пределы, искажается и выворачивается наизнанку. И вот ты уже ждёшь этот горький финал, когда друзьям придётся убить своего товарища... Как говорится, yes but actually no. Автор делает финт ушами, и вот персонаж уже и не злодей, а просто это был такой трюк (для тех, кто в теме, скажу так: персонаж сыграл в Лелуша). Отчего у читателя может возникнуть очень много вопросов к моральной составляющей всего плана. И благодаря этому серьёзная и достаточно глубокая манга заканчивается банальнейшей и скучнейшей мыслью: «самое главное — это дружба» и «если мы объединимся, то сможем преодолеть все преграды». Крайне обидно.

Более того, весь интерес характеров скатывается на нет. Дело в том, что в манге нет практически ни одного полностью положительного героя. Каждый, кто нам кажется хорошим, имеет внутри себя какую-то гнильцу. А тот, кто считается плохим, скорее всего покажет в себе что-то правильное. Добрый и положительный юноша, готовый сражаться за всех друзей, вдруг готов принести в жертву ребенка, чтобы спасти свою мать. Бравый командир не моргнув глазом жертвует штатскими ради спасения человечества. А подлый предатель всеми силами защищает сестру друга.

Но нужны ли эти «серые» характеры для финала? Нет. Там вообще никакие характеры не нужны. Автор низводит их до уровня двухмерных героев банального экшен-ориентированного комикса, где есть хорошие и есть плохие. Плохим надо врезать.

Но чего не отнять у манги, так это рисунка. Особенно рисунок интересно работает, когда ты... э-э... биндж-ридишь? Фишка вот в чём: первые главы манги нарисованы ну очень плохо. Видно, что Исаяма рисовать не умеет, но очень старается, и всё же у него жуткие проблемы с анатомией, с размерами конечностей и голов. И постепенно, глава за главой, мангака набирается опыта, и рисунок становится всё лучше и лучше.
      Страница из первой главы                                                        Страница из последней главы

Но даже на первых этапах виден основной плюс его стиля: это динамика. Все боевые сцены, все погони и сражения — более динамичного арта я не видел почти никогда, и здесь даже уже неважно, есть правильные пропорции у фигур или нет. На это не обращаешь внимания: штрихованная линия становится максимально «пушистой», спидлайны летят через всю страницу, а фигуры (на этот раз уместно) ломают свою анатомию для достижения экспрессии. В манге 139 глав, а смотреть на динамику боёв не устаёшь ни на секунду. Интересно ещё выглядит тушь на страницах, потому что линии не очень жирные и кажется, будто это всё карандашные наброски.

«Атака на Титанов» — это безусловно очень важный и монументальный труд. Он практически лишён японских мангашных и анимешных клише (что искупается количеством клише западного пошиба). Здесь никто не корчит смешные рожи, здесь нет фансервиса, здесь у персонажей есть носы (!), а глаза не занимают половину лица, здесь выпуклые и неоднозначные герои, прописанные очень лаконично, но при этом целостно. Да, финал подкачал, и ожидалось от него гораздо больше, чем вышло в итоге. Но наличие посредственного финала никоим образом не уменьшает того, что это крепко сбитая, отлично написанная манга, поднимающая иногда интересные темы. Надо ли читать «Атаку»? Обязательно, если вы любите хорошие комиксы, динамичные сюжеты и интересный рисунок.

Наверное, аниме тоже стоит смотреть, но я пока не готов об этом говорить, потому что не смотрел. Чего делать точно не стоит — так это смотреть фильмы. Я вот посмотрел, и совершенно этим не горжусь.


Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35380 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34662 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28116 103