Осторожно, в этом эссе могут присутствовать спойлеры!
Это эссе предназначено исключительно для тех людей, которые читают мангу, причём читают её продолжительное время. Для тех людей, в сердцах которых названия Dragon Ball, One Piece, Naruto, Bleach, Rurouni Kenshin, Shaman King отзываются щемящей тоской по прожитым вместе с любимыми героями приключениям. По большему счёту моё сегодняшнее эссе — это ни в коем случае не рецензия, это, скорее, разговор о том, как раньше мечи были острее, Гранд Лайн безбрежнее, а Сон Гоку был маленьким и смешным. Но это мнение, которое я не смог сдержать при себе, хоть и знаю, что оно будет крайне непопулярным.
На прошлой неделе я наконец-таки решил посмотреть, что ж это за манга такая, My Hero Academia, по которой горит столько людей, которая заняла в Японии 5-е место по совокупной продаже томов за первую половину 2018 года, а аниме-экранизация получила уже 3 сезона. Это сравнительно молодое произведение, которое публикуется с 2014 года и на данный момент насчитывает всего-то 189 глав. Так как времени у меня свободного не шибко много, я не стал смотреть аниме, а решил ознакомиться напрямую с мангой-первоисточником: читаю я гораздо быстрее, чем идёт серия, да и экранизация пока что ещё не догнала онгоинг. Возможно, я совершил ошибку, и мне стоило с самого начала смотреть. Но если бы я не прочитал мангу, то и этой статьи возможно бы не было. Потому что, прочитав эту мангу, я понял, насколько она переоценена. Я выдвигаю тезис: My Hero Academia — безвкусное, вторичное произведение с крайне посредственным сюжетом (а местами с сюжетом отсутствующим вовсе), содержащее в себе минимум оригинальных идей. И раз я этот тезис выдвинул, то, стало быть, дальше мне надо его обосновать. Окей, погнали.
Я сразу оговорюсь, что речь поведу исключительно о манге, потому что аниме-адаптация, которую я посмотрел после прочтения, сглаживает некоторые минусы оригинального произведения. И исключительно о сюжете, потому что к рисунку у меня нет абсолютно никаких вопросов: он безукоризненно хорош и отточен в лучших традициях жанра (кроме тех случаев, когда автор не успевал в дедлайн, кхе-хе).
Перед тем, как начать разбирать все элементы, которые вызвали у меня претензии, вкратце введу тех, кто ничего не слышал про «Академию», в курс сюжета. Дело обстоит так: в мире, очень похожем на наш, в какой-то момент всё больше и больше людей стало рождаться с икс-геном некими причудами: разнообразными мутациями или способностями. Дошло до того, что людей без причуды практически не осталось и общество эволюционировало, приспособившись к этим изменениям: был создан институт профессиональных героев, которые получают зарплату от государства за то, что помогают полиции бороться с супер-преступниками. Ярче всех других супергероев выделяется герой № 1 — Супермен Всемогущий.
Вот этот парень
Он является кумиром для всех людей, и главный герой этой манги, естественно, не стал исключением — с самого раннего детства он фанател по Всемогущему. Единственное, в чём Мидория Идзуку (так зовут главного героя) стал исключением — так это в том, что в четырёхлетнем возрасте, когда у остальных детей проявлялись их причуды, он узнал, что никакой причудой его генетика, бессердечная сука, не наделила. В мире, полном супергероев, маленький мальчик, мечтающий стать супергероем, сталкивается с жестокой иронией судьбы — он оказывается самым обычным, ординарным человеком. Но наш герой не был бы героем, если бы он сдался. Конечно же, он не отказывается от своей мечты и продолжает надеяться, что когда-нибудь он станет героем. И на последнем году обучения в средней школе Идзуку встречается лицом к лицу со своим кумиром Всемогущим и второй раз сталкивается с суровой реальностью — на самом деле его кумир не такой уж и всемогущий: из-за ран, полученных в жестоком сражении несколько лет назад, он способен использовать свою силу лишь 3 часа в день, после чего он теряет свою героическую форму и превращается в сутулого дрища с патлатыми волосами и кошмарными впалыми чёрными глазами (дизайн Всемогущего в его не геройской форме — одна из немногих вещей, которая мне действительно понравилась в этой манге — это действительно очень уморительный персонаж, который вызывает в разы больше симпатии, чем главный герой). В тот же день, чуть после знакомства с Всемогущим, Мидория становится свидетелем нападения суперзлодея на его одноклассника и, не раздумывая ни секунды, бросается спасать товарища, по сути устремляясь на верную гибель. Естественно, его спасает Всемогущий и вечером, подкараулив парнишку у дома, он рассказывает ему, что он тоже, как и Идзуку, родился без причуды и что свою способность он получил по наследству. И естественно, по закону жанра, он говорит Мидории, что выбрал его своим наследником и хочет передать ему свою силу.
Парень, недолго думая, соглашается. После чего следует 10-месячная тренировка, в ходе которой Всемогущий тренирует тело Мидории для того, чтобы оно было готово к принятию способности (экранного времени это занимает меньше 10 страниц). Затем он передаёт ему свою способность, аккурат за три часа до начала вступительного экзамена в школу Ксавьера Академию U.A. — место, где обучают профессиональных героев. Именно там Мидория и будет тренировать свою новоприобретённую способность, потому что, как это ни удивительно, но пользоваться ей сразу же и на полную катушку, как Всемогущий, он не может (если б мог — то и манги бы не было). Там он, естественно, заводит друзей, врагов, тренируется, и прочее бла-бла-бла. Об этом бла-бла-бла я и буду говорить дальше.
Итак, первое, что вызвало у меня вопросы, — это сеттинг. Я не просто смеху ради в сюжетную экспозицию повставлял намёки на сравнение с марвеловскими комиксами. Обращаясь к классике жанра сёнэн, ключевые примеры из которой я перечислил во вступлении, мы можем видеть, что любое произведение содержало в себе какую-то достаточно оригинальную идею. И мир. Прописанный мир, живущий по своим законам, постепенно раскрывающимся перед читателем, как изображение на медленно развёртывающемся гобелене. Эти миры были придуманы великими авторами и навсегда остались в массовой поп-культуре, покорив не только японскую аудиторию, но и людей по всему миру. Что же делает Хорикоси Кохэи — автор «Академии»? Он нагло берёт концепцию западных супергероев, которая, на минуточку, никогда не была характерна для японских комиксов, натягивает её на абсолютно обычный, современный мир, добавляет пару-тройку правил для обоснования работы мира, в котором практически все люди в той или иной степени супергерои. И всё. ВСЁ. Охренеть, да? Зачем придумывать свой собственный, неповторимый мир? Названия, географию, валюту, языки, законы, национальности, расы? Зачем, когда можно просто слизать одну концепцию с Америки и натянуть её на другую концепцию, крайне шаблонную для манги, — японского учебного заведения и Обычного Японского Школьника. И меня заставил гореть не тот факт, что автор не посмущался сделать очевидный ход конём и при минимальных энергозатратах сделал концепцию для своего произведения, а тот, что эта концепция, очевидно, очень зашла в первую очередь японской аудитории. Из чего можно сделать два вывода. Первый: что японские авторы испытывают кризис идей и завязли в самоповторах и уже не способны придумать ничего выдающегося уровня титанов жанра сёнэн. Второй: что японские читатели начинают с симпатией смотреть в сторону западных продуктов и ассимилировать их в свою культуру. Хорошо это или плохо — вопрос для отдельного эссе, оставим его пока в стороне. Всё равно факт остаётся фактом: Хорикоси Кохэи не придумал ничего нового, никаких своих идей в культурный массив он не привнёс.
С — сеттинг
С сеттингом разобрались — в нём оригинальных идей ноль, это лишь удачная комбинация заимствований из мейнстрима. Следующим в повестке идёт сюжет. Тут вот какая штука, смотрите. Объясняю для тех, кто не шарит глубоко в сёнэне или просто никогда об этом не задумывался. В каждом таком эпическом произведении, рассчитанном на Over500 глав, есть какая-то цель у главного героя. Ну, там, жемчужины собрать, найти величайшее сокровище. ДЛЯ достижения этой цели герой отправляется в путь и ВО время этого пути он совершенствуется, прокачивается, находит/теряет друзей. Стандартная эволюция персонажа происходит из-за течения сюжета — в этой концепции нет ничего сложного: в первой главе герой сражается со слабым противником, в следующей — противник посильнее, в третьей — ещё сильнее, и так далее. Герою приходится изобретать новые тактики ведения боя, новые приёмы, но всё это в конечном итоге ведёт его к какой-то цели. Но не в My Hero Academia. В «Академии» прокачка героя — это и есть его цель. Цель Мидории — стать таким же сильным, как Всемогущий. То есть научиться пользоваться его силой на полную катушку. Таким образом, у нас получается, что сопутствующее сюжету развитие героя превратилось в сам сюжет. И мы получаем следующее: сферическое развитие главного героя в вакууме, без сеттинга, без сюжета, который бы куда-то двигался. Всё завязано только вокруг обучения в академии и прокачке Мидорией своей способности.
И мало того, что мы уже с первых глав можем приблизительно представить себе, чем всё должно закончиться для главного героя (очевидно, что он, получив силу Всемогущего, рано или поздно станет таким же, как и его учитель, ну или даже лучше него, если мангака успеет дойти до этого), нам уже главе на 90-ой показывают САМОГО ГЛАВНОГО злодея. И говорят буквально в лоб: вот смотри, Мидория, этот человек обладает самой ужасной способностью, и однажды тебе придётся его победить, чтобы стать достойным обладателем своей силы. Как вообще так топорно можно писать? Я уж не говорю о том, что второй по значимости злодей (который даже может, судя по всему, эволюционировать в главного злодея) появился ещё в 13-ой главе и с тех пор периодически возвращается с разными новыми планами, новыми миньонами и новыми искуственными тварями Ному, которых раз за разом натравливают на героев (зачем заморачиваться с дизайном соперников, если можно лишь слегка изменять шаблон, правильно?). Эти злодеи настолько шаблонные и картонные, что их можно использовать в качестве розжига для костра. От мотивации из разряда «Я злой, потому что я злой, бака! Неужели ты не понимаешь, герои отравляют наше общество, а вот я-то всё делаю правильно, нужно только избавить мир от Всемогущего. Я прав, мой злой сэнсэй?» меня тянет поблевать при чтении.
Минута молчания по адекватной мотивации
Следующая остановка катафалка под названием My Hero Academia — это крайне однообразный набор сюжетов для арок. Их буквально два: либо ученики тренируются и сражаются друг с другом или с учителями, либо они сражаются со злодеями. Практически не меняются декорации этих сражений, практически не меняются действующие лица. Лишь способности героев эволюционируют, куда ж без этого. И тут же возникает, пожалуй, самый главный минус — между этими сражениями практически нет мест, на которых читатель мог бы чуть отдохнуть и получше узнать персонажей. Сражение на десять глав, одна-полторы главы диалогов, опять сражение, уже на пятнадцать глав, опять капельку персонажных взаимодействий, и снова сражение. Когда я читал 189 глав подряд, то ощущение у меня было примерно как от поездки на американских горках — тебя везут куда-то так быстро, что если ты откроешь рот чтобы вдохнуть, то потоком ветра тебе вывернет наизнанку желудок. Честно, никогда у меня ещё не болела при чтении голова от темпов повествования. Взрывы, удары, взрывы, удары, взрывы, удары... Их так много в этой манге, и их совершенно не разбавляют диалогами и хоть сколь-нибудь значимыми сюжетными вставками, что становится как-то не по себе. Ах да, в «Академии» же нет сюжета, это история о том, как главный герой прокачивается. А где лучше всего падает экспа? Ну, правильно, в сражениях же! В логике автора не упрекнёшь. Зато можно упрекнуть много в чём другом. Например, в том, что в одном только классе Мидории учатся 19 человек помимо него — казалось бы, сколько почвы для межличностных взаимоотношений, как много всего можно построить. Но нет, за исключением пятёрки главных персонажей личности других учеников практически не раскрываются на страницах манги, и гораздо больше информации о них можно подчерпнуть из дополнительных материалов. Зато ударов и взрывов выше крыши.
Нарисовано всё действительно на уровне, но не всё то золото, что блестит
К счастью, в крайней арке автор наконец-то взялся за голову и выдал достаточно интересную историю про школьный фестиваль, в которой раскрыл многих второстепенных персонажей и добавил наконец-то этого момента эмоционального взаимодействия. Без драки, конечно же, не обошлось, но даже злодеи в этот раз были с хорошо прописанными характерами и историей, им можно было сопереживать. Первый раз за всю мангу! И это на 170-ых главах! То есть, чтобы прочитать эту хорошую, по сравнению с остальной мангой, историю, надо проглотить 170 глав яркой, красивой, но бессюжетной жвачки. Хочется верить, что автор понял, что одними взрывами и ударами читателей кормить нельзя, и дальше будет что-то такое же интересное... а нет, погодите. Следующая арка опять начинается с героев (в этот раз взрослых профессиональных героев, а не учеников) бьющих морду очередным Ному. Как оригинально, тьфу!
Я, наверное, даже могу понять, почему My Hero Academia получила такую бешеную популярность. Конечно, этому поспособствовали и классные (без шуток, действительно классные) дизайны персонажей, и элементы комедии, и заигрывание с четвёртой стеной, и некая доля самоиронии. Но этих элементов крайне, крайне мало. И они никак не отменяют вторичность этого произведения. Плюс многие фанаты не читают, а смотрят аниме-экранизацию, а в ней избавились как минимум от одной проблемы: от беспрерывной круговерти сражений, которая крайне угнетает при чтении. В экранизации все диалоги и сцены взаимодействия между персонажами получили больше экранного времени за счёт правильной режиссуры и подачи. В аниме и акценты расставлены правильно, и драматические паузы есть, и музыкальное сопровождение идеально работает. Дабы не быть голословным — возьмите ту же сцену разговора Всемогущего с Мидорией, когда первый говорит мальчику, что тот сможет стать героем: в манге она занимает пару страниц и пролетает мгновенно, в экранизации — добрых минуты 3, за которые на глазах успевают слёзы навернуться. Или же первая серия третьего сезона, рассказывающая про то, как во время летних каникул весь класс пошёл в бассейн потренироваться. В манге этой сцены вообще нет! Естественно, эта серия была сделана для того, чтобы параллельно, через разговоры и воспоминания персонажей напомнить зрителю события предыдущих сезонов, но как грамотно она сделана! Иногда очень важно остановиться, оглянуться на пройденный путь и осмыслить сделанное. Автор этого, к сожалению не чувствует, и гонит, гонит, гонит героев вперёд через одно сражение к другому, теряя эмоциональную составляющую.
Вот и всё, кажется, я сказал всё, что хотел. По отдельности все те недостатки, о которых я написал, не являются чем-то ужасным, но в совокупности выходит крайне плачевная картина. Моё эссе получилось, возможно, чересчур эмоциональным, но меня крайне покоробил тот факт, что вот это сейчас в глазах молодых читателей, как в Японии, так и в других странах, считается хорошим сёнэном. Это новое поколение читателей вряд ли станет читать One Piece, переваливший за 80 томов, и уж точно не возьмёт с отцовских полок покрытый пылью Dragon Ball. Вместо этого они будут читать «Академию», даже не понимая, насколько безвкусное и вторичное произведение они читают. Хорошо, если они вырастут, и ознакомятся с классикой, и, оглядываясь назад, поймут, что то, что им нравилось, не было таким шедевром, каким оно хочет казаться за счёт своей яркой оболочки. А если нет?