Внимание, в данной статье содержатся спойлеры!
Я долго думал над тем, стоит ли вообще писать этот материал. Сказать по правде — эта манга не самое блестящее произведение, что я читал. Но знаете, как бывает, когда какое-то среднее, казалось бы, произведение странным образом трогает струны вашей души. А почему и отчего — вы объяснить не можете. Поэтому внезапно я даже сильно поругаю автора за то, что вышло из-под его пера. Но почитать всё равно рекомендую.
Итак, помимо прочих стандартных жанров (вроде баттл-манги, спортивной манги, романтической манги и прочая и прочая) есть ещё и сурвайвал манга. Она, как можно догадаться, повествует о выживании персонажа или группы персонажей в каких-то невероятно жутких условиях, обычно сопровождающемся обильно-кровавыми смертями второстепенных и, периодически, даже главных героев. Так происходит и в Kamisama no Iutoori (англ. «As the Gods Will», вольный рус. «Как велит Бог Смерти»).
Скучающий от собственной бесполезности и бессмысленности окружающей жизни обычный японский школьник Такахата Шун (клише на клише едет, ага) приходит как-то раз в школу. Обычный размеренный день прерывается тем, что голова у учителя взрывается, и из неё вылетает кукла Дарума, которая начинает играть со школьниками в нечто подобное отечественному «море волнуется раз», только со смертельным исходом. Победители в этой игре переходят на следующий этап, затем ещё и ещё. И, в общем, весь смысл сводится к тому, что некто берёт традиционные японские детские игры, вставляет в них внезапные смерти, а мы с ужасом смотрим, как персонажей разрывает в клочья, и с напряжением следим, как же Шун выкрутится из очередной передряги. А потом, на весьма интригующем клиффхенгере, манга заканчивается...
Дело в том, что, по некоторым причинам, манга была закрыта и переехала в другой журнал. А в новом журнале (пусть это и то же издательство) нельзя продолжать печатать мангу с середины. Таким образом, добро пожаловать в мангу Kamisama no Iutoori Ni (англ. «As the Gods Will: The Second Series», вольный рус. «Как велит Бог Смерти II»).
Обложка первой части Обложка второй части
Здесь я хотел пошутить, начав писать синопсис первой манги, а потом такой, мол, ой, простите, а затем, ах, нет, не простите. Ну, вы поняли. Вторая часть повествует о других героях, приключения которых были параллельны персонажам из первой части. С одним исключением — участники второй части — это те, кто по каким-то причинам не пришли в тот день школу и, посему, отправились в совершенно иные дебри. Впрочем, общий смысл это не меняет: есть игры — надо выиграть или умрёшь.
И вот во второй части у авторов (а их два — художник и сценарист) начались странные проблемы. Первая манга была достаточно короткая, всего 21 глава. Уж не знаю, планировалась ли она такой или это тоже должен был быть онгоинг на триллион номеров. Но, тем не менее, первая часть была крепкой сюжетно и стилистически целостной. Есть выживач, есть моральные дилеммы, есть романтическая линия (чтоб грустнее всем было). А со второй частью всё совсем не то.
Каждая арка во второй манге — разная. То есть буквально. Складывалось ощущение, что сценаристу в голову вставили электрод и периодически пускали разряд, что полностью перезагружало его память и перепутывало все мысли. В частности (о боги, мне это вспоминать даже стыдно) одна из арок выдаёт главным героям суперспособности. Там появляется персонаж (нет, вы оцените масштаб падения), который читает рэп в волшебный микрофон, из-за чего может создавать из воздуха ледяные копья. А другой летает на скейтборде, как ваш Серебряный Серфер. Очевидно, читатель тоже не оценил подобных инноваций, поскольку это позорище закончилось невероятно быстро и ни разу больше про эти способности никто не вспоминал до самого конца.
Кроме того, манга до отказа забита навязшими в зубах размышлениями о смысле жизни, о значении дружбы, и вообще полна философией «за друга и двор стреляю в упор». Если вы в первый раз держите в руках произведение японского комикс-искусства, то вам это будет ново и интересно. Остальным же — нет. Эти унылые высокопарные диалоги лучше просто пропускать, чтобы не отвлекаться от сюжета.
Так что же хорошего в этой манге?
Если вы любитель тэга на фикбуке «смерть персонажа» или просто моральный мазохист, как я, вероятно, вы меня поймёте. Я всегда очень чутко и сильно воспринимаю смерть героев в различных медиа. В книжке/комиксе я раза по три-четыре перечитываю момент с убиением кого-либо, потому что никак не могу отойти от произошедшей на моих глаза потери.
В этом смысле Камисама — это просто раздолье. Во второй части, после длиннющей арки, где герои сплачиваются в целую команду и происходит лишь одна важная для сюжета смерть, наступает арка про «камень-ножницы-бумага». В ней устроитель этих игрищ просто играет с героями в эту незатейливую игру. На смерть, естественно. И сливают практически всех. В каждом номере по две-четыре смерти. И ты сидишь и охреневаешь, потому что ты ещё не смирился с одной смертью, а тут уже ещё двоих прикончили.
В общем, смерть и попытка её избежать — это центральный стержень, на котором держится всё и вокруг которого всё и пляшет. Харизматичные персонажи вводятся, чтобы ты в ужасе вопил «НЕЕЕЕЕЕЕТ!!!» вместе с главным героем, любовные линии накручиваются, чтобы ты рыдал как побитый щеночек и в тайне надеялся «А вдруг в конце всё будет хорошо, и они снова будут вместе?».
Вот именно это и есть то, что мне понравилось в этой манге. Автор абсолютно безжалостен как к собственным героям, так и к читателю. Ему наплевать на какие-то более-менее устоявшиеся шаблоны подобного жанра.
Кстати, говоря о шаблонах, есть ещё кое-что любопытное. В какой-то момент герой второй части Ясуто Акаши пересекается с героем первой части, Шуном. И если Акаши одержим идеей спасти всех, то Шун жаждет отомстить устроителю игр за всё хорошее. В первой части эта мотивация нам казалась вполне нормальной и годной. А теперь мы смотрим на неё сквозь призму мировоззрения Акаши — и теперь месть не кажется такой уж классной идеей. Интересный приём.
Давайте подведём уже итоги.
Первая часть Kamisama no Iutoori — это увлекательное и крепко сбитое чтиво. А вот Kamisama no Iutoori Ni — это неровный путь, лавирующий между хорошими и плохими арками. Но если вы любите пострадать над мертвыми героями, тогда добро пожаловать. К тому же, как ни крути, в сухом остатке большая часть второй манги — тоже невероятно увлекательна. И, кстати, концовка здесь разочаровать не должна. А ведь все мы знаем, как часто бывает плохо с концовками в манге.