Внимание, в данном материале есть спойлеры на всё, что возможно. Дарт Вейдер — отец Люка, а Думбльдора убил Злей.
Эх, было времечко, когда можно было читать комиксы и думать «а поборет ли Халк мастера Сплинтера, если тот на максималочках и с подготовочкой?» Времена те безнадежно канули в Лету. Теперь ты отягощён ношей вчитывать какой-то смысл в страницы картинок с пузырьками текста. Но иногда внезапно оказывается, что смысла нет, а занавески всё-таки просто синие. Хотя ты пришёл в дом к очень грустному, на грани суицидальной депрессии человеку, и абсолютно точно знаешь, почему занавески синие. Но нет — это просто цвет. И тогда в голове твоей происходит что-то не то. Ну не могут быть они «просто» такими, не могут! А они могут — и возможность поговорить о чём-то упущена.
Есть такой известный в узких кругах мангака по имени Сео Коджи. Я даже писал уже про одну из его манг «Kimi no Iru Machi» в статье. Известен Сео-сенсей своими романтическими мангами, особенно двумя. Первая, «Suzuka», про школьников и школьную команду по бегу, а вторая — уже названная выше «Kimi no», про (кхм) школьников и... других школьников. Некоторое время назад закончился еще один длинный труд Коджи «Fuuka», про школьников и музыкальные группы, и в частности, про дочь Сузуки из первой упомянутой манги. Да, мы говорим о мультивселенной! Все крупные работы Сео связаны одним миром. Это важно, но к этому потом.
«Fuuka», на мой экспертный взгляд любителя сопливых романтических историй про школьников, была уже полным пшиком. Работы Сео Коджи брали своей реалистичностью и длиной — это долгие, бесконечно долгие манги о любовных переживаниях, главный герой которых встречался с разными(!) девушками, пока не возвращался к той самой. Не так уж и много встретишь японских комиксов этого жанра с таким сюжетным твистом. «Fuuka» тоже была длинной, но сосредоточилась уже не только на романтическо-драматической линии, а обещала ещё и раскрыть богатый внутренний мир молодого музыканта. На деле это оказались шаблонные японские эмоции, которые можно подставить под абсолютно любую профессию. И как водится, весь богатый внутренний мир раскрывается только через бесконечные пережевывания в диалогах одних и тех же тем, а также в реакциях окружающих на, так сказать, манифестации этого самого мира. Герои пафосно выходят на сцену, врубают своё музло — и все зрители, продюсеры, соперники, сюжетные гости раскрывают рты в изумлении от гениальности услышанного. Если вы читали любую мейнстрим-мангу про профессии, там это было. Далеко ходить не будем: Shokugeki no Soma, где все, пардон, охреневают от любого кулинарного, пардон, пука главного героя. Вот в результате «Fuuka» и оказалась такой же абсолютно. Но не то чтобы я чего-то ждал от неё.
Ждал я от следующей манги, названной маэстро Сео «Hitman».
Начнём с названия. Хитман — это либо лысый дядька со штрих-кодом и удавкой, либо (если вы немножечко отаку) манга Katekyo Hitman Reborn! про карапузов-наёмных убийц. Никто и никогда не запомнит, что романтическая манга про мангак называется «Hitman», пусть даже (тут мне услужливо подсказывает редактор) и существует слово «hitmaker». Но, честное пионерское, это слово настолько не сразу приходит на ум, что мне понадобились полгода и один редактор, чтобы его вообще вспомнить. А манга-то свежая! И пишется в те годы, когда все точно знают дядьку со штрих-кодом. И никто не знает вот эту вот мангу, романтическую, про мангак.
И кстати, про мангу о мангаках. Если ты пишешь в 2018 году мангу про мангак, то ты всегда должен помнить, что до тебя уже вышел «Bakuman» (материал по нему где-то неподалёку) — абсолютно исчерпывающее произведение в, так сказать, мета-жанре. Значит, если ты берешься писать о том же самом, то тебе есть, что сказать. Я так думал.
Спойлер алёрт: Сео Коджи нечего сказать про мангу, индустрию манги и мангак.
Но тем не менее вот он, «Hitman», издается. В нём рассказывается про тра-та-та юный редактор, тили-тили девушка-мангака, трали-вали панцушоты, тирлим-бом-бом лавстори и «мы напишем лучшую мангу в мире». Как та про музыкантов, только про мангу. Как про школьную команду по бегу, только про писателей и рисователей. И снова постные слова, и снова постное восхищение от гениальности. А потом уже главгероиня не смогла закончить в срок и тогда она ПРЕВОЗМОГАЕТ! А ещё любовная история, которая, казалось бы, закончилась в 60х главах, но впереди (мы-то знаем, Сео, мы-то знаем) ещё глав 200, не меньше. И нет сюжета. Герои просто пишут мангу, превозмогают, ходят бухать в бар и светят трусиками.
Но зачем тогда эта манга про мангак? Почему она не про... кого угодно? Зачем автор берет максимально близкую к себе тему, если не собирается показывать, что он думает про всё вот это.
Нет, там есть какие-то подвижки. Но если рассматривать их в лупу (не перепутайте с), то это не подвижки в мысль, а зачатки сюжета. Вот появляется мерзкий и наглый, но гениальный (а то, конечно!) мангака, который говорит: «Редакторы не нужны! Я сам тут вам сейчас всё напишу! Один!» — а потом ожидаемо падает в лужу и выясняет, что редакторы нужны. Какой вывод? Ну, очевидно, Сео Коджи считает, что редакторы нужны.
Другой момент заставил меня затаить дыхание, чтобы не спугнуть возможный мета-нарратив. Итак, всё очень сложно. Главная героиня успешно справляется с документальной мангой про девушку-софтболистку, которая на самом деле персонаж другой манги Коджи-сенсея. Я же говорил, единая вселенная! За это героине поручают написать мангу про музыкальную группу из манги «Fuuka». То есть персонаж в манге Сео Коджи будет писать мангу Сео Коджи. Чуете?
Основной замес манги «Fuuka» (внимание, очень жирный спойлер!) в том что собственно сама Фуука умирает в самом начале. Музыканты затем, уже без неё, создают свою группу «Блю Уэллс», так сказать, в память о девушке. Но! Блю Уэллс не хочет, чтобы в манге про них было рассказано о смерти Фууки. Есть на то причины, но я не буду перегружать вас этой информацией. Не хотят и всё тут. Но главный герой-редактор хочет, чтобы про Фууку было написано, потому что это интересный сюжет. Таким образом персонажи «Hitman» приходят к сложному вопросу: можно ли использовать смерть близких людей как интересный сюжетный поворот и как вдохновение? Всё осложняется тем, что отец главной героини, тоже мангака, использовал смерть жены как мотиватор к убийству одного из персонажей своего комикса.
И ходят, значит, такие герои «Hitman» с удрученным видом и не знают, что им делать. А потом всё решается само собой, и группа «Блю Уэллс» в итоге согласна вставить смерть Фууки в мангу. И всё. Зачем это надо было? Где мнение автора по этому вопросу? И зачем герой манги Сео Коджи вообще пишет мангу самого Сео Коджи? В чём смысл? Это просто прикол такой?
И выходит, что прикол.
А ещё он делает оммажи сам на себя и рофлит с этого.
Слева — иконичная сцена из «Kimi no Iru Machi», а справа самоотсылка в «Hitman». А потом герои из «Хитмана» такие, мол, лол кек, вот это реально крутая ромком сцена у нас с тобой вышла, надо нарисовать потом такую. Фить-ха?
А всё мнение Сео Коджи-сенсея об индустрии манги в этом творении выражается в том, что он не любит диджитал рисунок, а рисует по старинке, пером на бумаге. А то поди ещё и лицемерит, чорт японский.
Этот текст не должен быть рецензией на мангу «Hitman». Это просто крик души об абсолютно упущенных возможностях в этом комиксе. О том, что автор берет какие-то темы только потому что это какие-то темы. Этот текст — предостережение: не надо так!
Да, и все рисовальщики внутри этой манги рисуют, как сам Сео Коджи. Он даже не пытается хоть немного превратить свой стиль в другой. Это не очень-то и нужно в данном жанре, но на такое всегда классно смотреть. И это, вот это, реально хороший прикол.