RSS
Рекомендуем

Манга: Dragon Head

25.10.2018, 14:00 — Андрей Терехов 8699 2
Теги: Манга

Довольно часто мы читаем комиксы, мангу, смотрим фильмы и играем в игры, чтобы предаться некой форме эскапизма. Пусть и то место, куда мы сбегаем, — это недобрый, пугающий мир, где все плохо, и лично нам там бы не продержаться и секунды. Но многие, даже развлекательные, произведения невозможно использовать для побега от реальности. Потому что они сами по себе почти как реальность.

Сегодня я расскажу вам про мангу Dragon Head (я, пожалуй, не буду переводить название). Не то чтобы она особо сильно выделялась на фоне других представителей жанра, как в манге, так и вообще по всему миру, но есть в ней что-то, что не дает просто так прочитать и забыть ее. Но давайте по порядку.


Внимание, данный материал может содержать спойлеры!

Сверхскоростной поезд, в котором едут наши главные герои, терпит аварию посреди подземного туннеля. Причиной тому было чудовищное землетрясение. Все пассажиры, кроме трех подростков, мертвы. Что произошло в мире? Как выбраться из туннеля? А после того, как выберешься, — что делать? Такие вопросы становятся перед протагонистами. Их двое — парень Теру Аоки и девушка Ако Сето. Третий выживший подросток станет антагонистом на первую арку.

Многие из вас скептично хмыкнут, ожидая, что дальше пойдет речь о том, как скрытый гений подростков выплеснется наружу, и хитроумными способами они будут выживать like it’s never been done before. Что на Японию было совершено очередное нападение какодемонов из ада, а Теру откроет суперспособности, унаследованные от отца-пастора иезуитского отдела синагоги, и будет их крушить.

Но нет. Ничего, вообще ничего такого здесь не будет.

Поначалу автор (Минетаро Мочизуки) водит нас за нос, подсовывая на бритве Оккамы догадки, что, мол, может, и вправду все это происки демонов али пришельцев. Ну вон же, третий выживший малец разговаривает с тьмой, слышит голоса и видит всякое. Но чем дальше ты уходишь в сюжет, то тем явственней чувствуешь, как с твоих мыслей, словно шкурки с луковицы, отваливается вся эта сенен-несуразица. И ответ на все это прост. И чудовищно реален. До такой степени, что прямо становится радостно, что ты живешь не в Японии.

Главный вопрос в том, нарочно ли было создано это разрушение ожиданий? Или просто читатель уже настолько привык к стандартному сюжету, что сам себе все придумал. Но если брать в расчет «нарочность», то мангака идет дальше простого слома сюжетной линии. Сенен-шелуха отметается почти на всех этапах.

Все, что происходит в манге, все это предельно реалистично. Нет, конечно, в угоду сюжета нас ждут некоторые допущения, как например везучесть главных героев, которые умудряются выжить в самых сложных ситуациях. Но даже эта везучесть, она просто... везучесть. Они просто смогли выжить, а не сделали это, пафосно превозмогая. Да, здесь есть и моменты, когда хрупкая девушка Ако находит в себе силы сражаться и идти дальше, вместо трусливого бегства. Но и это сделано обыденно, реалистично.

Главные герои, да и вообще все персонажи, — простые люди. Именно так бы они себя и вели в подобной ситуации. Они бы боялись, сходили с ума и принимали благородные (или не благородные) решения именно так, как и в этой манге. Но все это не выглядит скучно. Все это выглядит страшно.

Хочу отдельно отметить, что даже несмотря на жанр «выживача», мангака не скатывается в кровожадную резню. Здесь нету привычных читателю постоянных смертей второстепенных персонажей для нагнетания драмы и атмосферы. Сюжет здесь и так сам по себе нагнетается. Все-таки загадка о том, что же на самом деле произошло в мире, довлеет над героями и читателями достаточно сильно.

Один из лейтмотивов манги — это происхождение и влияние страха на человеческую жизнь. Что ты будешь делать, когда наступит самый настоящий апокалипсис — будешь поклоняться придуманным богам? Совершишь массовое самоубийство со всей деревней? Превратишься в отъявленного эгоиста? Или будешь безвозмездно помогать незнакомым людям? А может, ты вообще не изменишься? Безусловно, я понимаю, что подобные вопросы поднимаются во многих и многих произведениях, в тех же «Ходячих» (наверное... не знаю... не читал. Подставьте пример сами). Но здесь ответы выглядят как-то наиболее правдоподобно. Всему происходящему веришь.

К сожалению, копание автора в природе страха и в том, что он делает с людьми, в конце концов, подкладывает ему же свинью. Все вышеописанные плюсы и реалистичность сюжета и поведения героев постепенно сходят на нет в финальной четверти манги. Ну, может, не четверти, а еще меньше, но все же. Вся прекрасная концепция настоящих подростков, выживающих в настоящей катастрофе, летит в тартарары. Вводятся какие-то лоботомированные парни, какой-то мужик, который с клишированным мангашным пафосом начинает затирать что-то про значение страха в жизни человека. И вся магия пропадает. Это уже не реальная история про реальных людей, а такое психоделичненькое нечто, с твистами и загадочными фразами. Проблема в том, что вся эта линия здесь была вообще не нужна, и никакой сюжетной роли она, по сути, не играет. Лишь удлиняет повествование и портит слаженную картину. Да в общем, и концовка сама по себе выходит очень смазанная. Не хватает финального аккорда. И я не говорю про жирные точки в романтических отношениях главных героев (которых тут фактически нет), или про реальное объяснение того, что же тут на самом деле произошло, даже не про какой-то там луч надежды, который так и не блеснул. Нет, просто чего-то еще не хватает.

Рисунок вполне подходит выбранному нарративу и сюжету манги. Лично мне он не особенно импонирует, но в то же время, никак по-другому это нарисовано быть не могло. Серые пейзажи, множество одинаковых кадров с пустынными коридорами и засыпанными пеплом полями. И люди нарисованы с некоей долей реализма. Герои — некрасивые люди, не секси-тянки и бисенен-куны. Рисунку несказанно идет быть черно-белым. Мне кажется, если бы манга была цветными комиксами, то «Dragon Head» все равно остался бы черно-белым.

В конечном итоге, «Dragon Head» — тяжелая и мрачная вещь, в некоторой мере даже пугающая, прекрасно начинающаяся, отлично продолжающаяся и не очень хорошо заканчивающаяся. Тем не менее, опыт, который она дает — бесценен, и я бы рекомендовал вам с ней ознакомиться. Но на самом деле, это то, что называется hit or miss. Меня хитнуло, многих знакомых мисснуло.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35391 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34678 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28131 103