Комиксы делаются не за один день, а публикуются обычно и вовсе раз в месяц, так что сейчас, когда мы уже успели смириться с переходом Брайана Майкла Бендиса в DC и даже обсудить его будущие проекты там, у Marvel как раз выходят последние прощальные выпуски с его именем на обложке. И, конечно, особое место среди них занимает Jessica Jones #18.
Последним этот выпуск является не только для Бендиса. Авторская команда оригинального Alias — сценарист, художник Майкл Гейдос, колорист Мэтт Холлинсворт — в последний раз работает вместе над историей о Джессике Джонс. Гейдос покинул Marvel ещё раньше и в последние годы сотрудничал с «Домом Идей» только ради совместной работой с Бендисом над их общей «дочкой».
Таким образом, это не только финал рана Бендиса на Jessica Jones, но и прощальный поклон Alias через годы. Про ту, первую серию о Джессике Джонс в своё время подробно писал Алексей Замский, и к этому мало что можно добавить, потому что Jessica Jones #18 написан так, будто и не прошло с тех первых номеров долгих семнадцати лет.
Можно было ожидать, что для прощания с едва ли не самым знаменитым своим персонажем, а заодно и с издательством, где провёл треть жизни, Бендис напишет что-то грандиозное и шумное. Но нет. Это было в арке, завершившимся 17-м выпуском — там Джессика победила своего величайшего врага (так, как могла бы, наверное, только она) и вышла из тени, омрачавшей её жизнь многие годы. Это тоже красивая и интересная история, которую стоит прочесть, но Jessica Jones #18 — совсем другое дело.
Это история странного и несколько нелепого расследования в мире супергероев и суперзлодеев, расследования, которое ведёт циничная женщина средних лет без копья в кармане. Иными словами, она легко могла бы затеряться в тех, первых номерах Alias. Если в предыдущих выпусках Бендис показывал, какой путь прошла Джессика и как она изменилась, то в этом — то, в какой степени она осталась прежней. Это очень уютная и камерная история, ностальгический возврат к знакомым тропам и декорациям, где на первом месте не сюжет, а то самое чувство узнавания.
В этом выпуске Джессика Джонс ищет Броненосца (вы, небось, и не помнили, что есть такой суперзлодей?) по просьбе его девушки. Причём это расследование Бендис готовил в течение года, рассыпав случайные мимолётные появления Броненосца по пяти (!) разным сериям, которые писал в этот период. А это даёт Джессике повод встретиться с Майлзом Моралесом, Железным Сердцем и другими особенно значимыми для сценариста персонажами. И в конце мы получаем порцию неприкрашенного, не-героического оптимизма, на какой способна только частная сыщица без разноцветного трико.
Рисунок Майкла Гейдоса и цвета Мэтта Холлинсворта наверняка знакомы всем, кто вообще знает имя Джессики Джонс, и они тут тоже такие же, как и семнадцать лет назад. Если присматриваться, то можно заметить, что фоны у Гейдоса стали более детализированными и фактурными, пожалуй, а переходы теней и полутонов у Холлинсворта теперь мягче, но это всё же именно рисунок и эстетика Alias. Те же узнаваемые развороты с почти идентичными парными панелями, те же неровно прорисованные границы кадров, и всё так же Джессика склоняет голову на руку.
Jessica Jones #18 — комикс, который непросто рекомендовать. Поклонники сценариста и героини и так наверняка его не пропустят, а будет ли интересен этот прощальный поклон всем остальным — неясно. Впрочем, возможно, это и неплохой способ начать знакомство с Джонс и с Бендисом?..