Начало нулевых стало переломным моментом для Майка Миньолы и «Хэллбоя». Было сразу несколько факторов, обозначающих важный рубеж.
Во-первых, вышла серия Hellboy: Conqueror Worm, которая закрыла огромную главу в жизни Красного и пустила его в новое дивное путешествие. Создав при этом вакантное место под названием B.P.R.D. — и Майк со Скоттом Элли начали ломать голову над тем, что же дальше делать с бюро, лишившемся своего «хедлайнера», и в каком направлении развивать его линию.
Во-вторых, примерно в это же время проходили съёмки первой экранизации «Хэллбоя», в которых Майк принимал непосредственное участие — работа над сценарием и дизайнами отнимали кучу времени, не говоря уже о том, что он был далеко от дома, поэтому над комиксом временно работать не мог, да и некстати подкрался некий творческий кризис. И серия начала простаивать.
Оба этих события привели к тому, что над персонажем и его вселенной получили возможность поработать огромная куча именитых создателей. В первом случае это вылилось в серию уан-шотов, на которых тестировали новую авторскую команду для B.P.R.D. — в итоге успешно, потому что именно там выцепили Гая Дэвиса. Во втором всё вылилось в антологию Hellboy: Weird Tales — естественно, неканоничную, потому что Майк тогда, да и, по сути, сейчас никому не даёт писать своего главного персонажа.
Эту серию я хотел обсудить очень давно и наконец созрел. Только немножко обнаглел в своей задумке. Подобно Миньоле я отхожу на девятый план, чтобы пустить в свою песочницу (говорю же, обнаглел) именитых авторов — в данном случае, all-star состав рецензентов Медии — по человеку на номер, коих аж восемь. Вышло эпично, посудите сами — сегодня вы получите текст от Алексея Замского, Евгения Кольчугина, Андрея Смагина, Евона Азова, Андрея Ложенко, Владислава Миктума, Олега Хижняка и Дмитрия Андреева. И у каждого, что главное, текст выполнен в индивидуальном стиле. Soooo good. За сим откланиваюсь и желаю всем приятного чтения.
Рассказать короткую историю — большое искусство. Хороших авторов рассказов на свете, вы удивитесь, меньше, чем хороших романистов. Казалось бы, комиксы выросли из газетных стрипов, и тут с этим всё должно быть иначе. Ан нет, мастеров уан-шота в комиксах куда меньше, чем «архитекторов» саг длиной в сто номеров. И Миньола как раз в числе первых. У Хэллбоя есть немало хороших историй, укладывающихся в такое число страниц, за которое Росомаха и драку-то закончить не успеет.
Ценность умения увлечь и восхитить читателя на минимальном объёме бумаги понимаешь, когда видишь, как кто-то с этим не справляется. «Странные истории» в этом смысле больше сборник анекдотов, чем хороших коротких историй. Отличный замысел — взять блестящих авторов и художников и дать им поиграть в песочнице Миньолавёрса — оборачивается комиксами, которые блекло смотрятся на фоне оригинала.
Вот взять Big-Top Hellboy, которым открывается антология. Кэсседей рисует Хэллбоя! Хэллбой и призрачный цирк! И того и другого я был бы рад получить номеров восемь: у фрикшоу и цирков есть бездна потенциала для историй про Хэллбоя, а стиль Кэсседея подходит Хэллбою хорошо, хоть и выглядит совершенно непривычно после Миньолы и его подражателей. Но в журнале вышел пшик. Нет, с Касседеем всё в порядке, хотя интересных панелей (даже не страниц) у него в этом комиксе три с половиной. Но история выходит ни за чем не нужным анекдотом, который просто столбит за автором концепцию, а потом немедленно её выбрасывает. В Миньолавёрсе, когда он был «ещё тот», подобные истории делались в два кадра-флэшбека, или даже просто упоминались в диалогах вроде «вот были мы в одном призрачном цирке...».
То же самое происходит и в конце номера, где сценарий маленькой истории пишет Фабиан Нициеза. Но тут мы хотя бы имеем чистый анекдот — в смысле, короткую историю с неожиданным финалом, работающим, как «панчлайн». Анекдот неплохой, а вкупе с рисунком Стефано Раффаэле, который использовал эту историю, чтобы показать, что может при желании «переминьолить» Миньолу, история и вовсе оставляет ощущение «десять минут прошли не зря». Но, как многие анекдоты, история Нициезы вполне сводима к одной только своей развязке — начнись она сразу на предпоследней странице, мало что было бы потеряно.
Наконец, между этими двумя сюжетами торчит миниатюра Энди Уотсона, вся ценность которой — быть от Энди Уотсона. Уотсон показывает, как много аспектов «Хэллбоя» он может упаковать в минимум панелей и как много ощущения от серии он может сохранить, перетащив её в принципиально другой визуальный стиль. Ответы: 1) довольно много и 2) довольно мало. Смысла существования этой истории я не понял, но у меня всегда была слабая тройка по Хэллбойведению.
Итого аннотация этого номера цепляет куда больше, чем его содержание. Стилизованный стрип про Лобстера Джонсона в конце замечательный. И ещё панорамный кадр с цирком у Кэсседея очень хороший. Вот и всё.