Полагаю, что уже всех утомили первоапрельские шутки. Поэтому сегодняшний тематический материал, хоть и подготовленный специально к 1 апреля, почти никак не коснётся юмора. О том, как пытались шутить в комиксах о Хэллбое, я уже рассказывал почти два года назад. Сегодня же речь пойдёт о том, как в комиксах о Хэллбое дурачились. А точнее, о кроссоверах Красного. Ведь что в сущности представляет собой кроссовер, как не дурачество на тему?
В новом спецвыпуске рубрики (первом за последние месяцев этак восемь) я постарался собрать все кроссоверы, гостевые появления и самые незначительные камео, которые были у главного героя Майка Миньолы. Получилось объёмно. Впрочем, у вас впереди выходные, так что времени на ознакомление предостаточно. Поехали.
Начнём с самых основ. Ни для кого не секрет, что Хэллбой впервые был представлен широкой общественности на Комик-Коне в Сан Диего в августе 1993 года — в фестивальном каталоге была история про то, как Красный в одном опустевшем городке бьёт и получает в ответ от Анубиса. Полноценный же дебют знаменитого героя состоялся уже в собственной серии Seed of Destruction в марте 1994 года. Оба этих комикса Миньоле помогал писать Джон Бирн (ну как помогал — брал историю Майка и превращал её в сценарий). Однако, о чём не все знают, между этими дебютами Хэллбой успел засветиться ещё раз, причём в чужой серии. Да, всё верно, у того же Джона Бирна.
После того, как Джон вдоволь наработался в «большой двойке» (Marvel, DC, а потом снова Marvel), он решил завязать с работой по найму и занялся своими собственными проектами, таким образом став одним из первых представителей волны авторского комикса начала 90-х. Тогда его новым домом стало издательство Dark Horse, где Бирн и начал творить! Первой и, как станет ясно потом, самой крупной в его карьере стала серия Next Men, посвящённая группе из пяти человек, которые в результате военного эксперимента обрели сверх способности.
Находящаяся на стыке супергероики и научной фантастики серия в какой-то момент стала настоящим авторским рупором Бирна — в середине рана появится линия с владельцем комикс-корпорации, соразмерной с «двойкой», в которой Джон будет периодически высказывать своё мнение о состоянии индустрии. Кроме того, используя эту же линию, Бирн сможет добавить в серию и Хэллбоя. Одна из героинь (не из состава Next Men) внезапно получит силы претворять в реальность свои мечты. А так как она долгое время работала в комикс-издательстве, материализовываться будут исключительно выдуманные персонажи из «книжек с картинками», одним из которых и станет Хэллбой (произойдёт это в 21 номере, вышедшем в декабре 1993 года). Что интересно, всю dream turned into reality сцену нарисует сам Майк. По словам Джона, этот вклад Миньолы был его благодарностью за сценарную помощь при запуске «Хэллбоя».
На этом сотрудничество двух комикс-легенд не заканчивается — дальше становится только интересней. В 1994 году Бирн запускает ещё одну серию, Danger Unlimited, близкую по духу к его рану на Fantastic Four. События комикса развиваются сразу в нескольких временных периодах: в будущем, где герои команды DU пробудились спустя 75 лет и обнаружили себя в мире, где на Земле правят инопланетяне, и в прошлом, повествующем о происхождении супергероев. Также, в бэк-апах к выпускам рассказывается история становления «Факела Свободы» (да-да, того самого). Серия с треском проваливается в продажах, из-за чего Бирн сворачивает её уже на четвёртом номере.
Джон не унывает и практически сразу запускает новую мини-серию Babe, события которой происходят в той же вселенной, что и DU. По сюжету продюсер-неудачник по пути домой внезапно обнаруживает прямо на дороге одинокую девушку, которая ничего не помнит о своем прошлом и способна произнести лишь одну фразу: «Babe» (я не шучу). В её лице он неожиданно находит свой счастливый билет, потому что выясняется, что она обладает сверх силой, благодаря которой быстро становится настоящей звездой. В зените её славы за ней внезапно прилетают инопланетяне, готовые пролить свет на её прошлое, и на страницах комикса начинает происходить форменное безумие. Эта серия была немного успешнее предшественницы и посему даже обзавелась сиквелом в виде двухномерной мини.
Сами по себе Danger Unlimited и Babe комиксы не особо примечательные и неслучайно они не сыскали популярности в комикс-среде. Однако я уже обмолвился, что обе серии представляют особый интерес, и заключается он в концепции «shared universe». По словам Бирна, его комиксы должны были делить с Monkeyman and O’Brien Артура Адамса и «Хэллбоем» Майка Миньолы одну вселенную. Именно поэтому «Факел Свободы» стал свидетелем появления Хэллбоя, а сам Красный, в свою очередь, присутствовал во время представления команды Danger Unlimited. В случае с «Деткой» и вовсе решили не отделываться одним лишь камео — так Эйб Сапиен стал полноценным участником событий сиквела (Abe и Babe, get it?). Сложно сказать, насколько Майк разделял эту идею Джона (ни в одном из ранних интервью он не упоминал возможность общей вселенной с героями Бирна), но 1994 год совершенно точно прошёл под знаком плотного симбиоза творчества двух комикс-мэтров.
Был ли в этом смысл? Если в случае с Next Men ответ очевиден («Хэллбою» только на пользу пошёл такой пиар в популярном на тот момент комиксе), то пересечение с другими сериями Бирна и возможные планы на общую вселенную кажутся, мягко говоря, неоднозначными. Тем не менее, как бы неправдоподобно не звучала эта идея, если бы не финансовые неудачи озвученных проектов, вероятнее всего Хэллбойвёрс сейчас имел бы совершенно иной облик.
Сейчас полноценные гостевые появления в чужих сериях или даже кроссоверы с участием Хэллбоя явление крайне редкое, а в 90-х всё было иначе (каждый год что-то да выходило). Настоящий бум авторского комикса, состоявшийся в начале декады, подарил целую плеяду оригинальных образов, которыми их авторы охотно друг с другом делились, тем самым продвигая общее дело.
Все инициативы такого рода с Хэллбоем строились по примерно одному сценарию. Майк никого в свой мир не пускал, зато без проблем позволял делать Хэллбоя частью чужих вселенных. Красному зачастую даже не требовалось совершать какие-то межпространственные скачки, чтобы оказаться в других мирах — он существовал там по-умолчанию. И было в этом решении какое-то немое почтение — никто из авторов не был против, чтобы такой персонаж стал частью их творений.
Магнум-опус Майка Оллреда старше «Хэллбоя» на три года, но в Dark Horse дебютировал одновременно с героем Миньолы. Прибавьте к этому тот факт, что серии были частью импринта Legend, и что оба Майка относятся друг к другу с огромным уважением, и станет ясно, что знакомство их персонажей было неизбежно.
Сразу важно понять, что это не классический кроссовер, а всего лишь появление одного героя в серии другого. Поэтому Оллред совершенно не тратит время на представление своего персонажа для гипотетически новой аудитории, а просто продолжает рассказывать его историю. Фрэнку Эйнштейну (да, по сути Франкенштейну) снится сон о том, что он скоро снова погибнет. Точнее, он станет жертвой обдурённого фанатика, желающего таким образом искупить свои грехи. Пока Фрэнк суетится и пытается разгадать причину охоты на себя, в городе появляется Хэллбой и расследует какое-то другое дело (ну как расследует — совершенно буднично гуляет по улицам и раздаёт детям леденцы). Собственно, этим вплоть до самых последних кадров роль Хэллбоя и ограничивается.
Был ли в этом смысл? Рисунок от Оллреда и чёткое попадание в образ всего за две страницы дают однозначный ответ. И неважно, что Хэллбой по сюжету не сделал ровным счётом ничего — его вмешательство истории не требовалось. Да и в конце концов, он здесь гость, почему он должен что-то делать?)
Год спустя «Хэллбой» наконец-то обзавёлся равноправным кроссовером. Правда, выбор пал не совсем на авторскую серию. В 1993 году издательство Dark Horse запустило новый импринт Comics’ Greatest World (в то время импринты появлялись как грибы после дождя), в рамках которого вышла целая россыпь новых серий, составляющих единую вселенную. Все тайтлы были разбиты на четыре группы (по городам, в которых происходило действие), и за каждую из них отвечал отдельный редактор издательства. Практически все серии ждала печальная участь, но парочка всё же нашла своего читателя, среди которых был комикс Ghost.
События кроссовера развиваются в вымышленном городе Аркадии, в котором живёт и пытается разгадать тайну своего состояния Элиза Кэмерон (призрак, «погибший» при таинственных обстоятельствах и теперь не способный покинуть наш мир). По сюжету Хэллбоя отправляют расследовать её дело и, при необходимости, остановить разбушевавшегося призрака. Столкновение героев изначально не обещает никаких проблем, пока Элизе не является таинственный незнакомец в маске и не сообщает, что ключ к разгадке её тайны находится в «Правой Руке Судьбы» Хэллбоя.
Мини-серия из двух номеров, которая начинается с несвойственной для Миньолы сцены насилия, вскоре переходит в привычное для Майка русло паранормального расследования, в котором главные герои также потеряны, как и читатели. Что интересно, Майк в данном случае выступил не только в качестве сценариста, но и раскадровщика — так ему было проще объяснить, чего он хочет от художника серии, Скотта Бенефила. Благодаря этому решению комикс сохранил «миньоловские» атмосферу и темп повествования.
Был ли в этом смысл? Благодаря плотному вовлечению Майка кроссовер вышел очень близким по духу и качеству к самому «Хэллбою». Если учесть, что вторая серия, «Призрак», также тематически близка к приключениям Красного, то на выходе получился абсолютно органичный продукт для обеих задействованных сторон. А ни это ли признак хорошего и уместного кроссовера?
Серия Savage Dragon — настоящий феномен комикс-индустрии, о котором в силу противоречивости её автора принято не вспоминать в приличном обществе. Тем не менее, Эрик Ларсен, один из основателей Image, пишет и рисует серию уже без мало 24 года — за это время он создал, на секунду, ДВЕСТИ ВОСЕМНАДЦАТЬ НОМЕРОВ. Рисовал ли он каждый из них, не проверял, но цифра в любом случае впечатляющая. Подозреваю, что это даже рекорд по количеству номеров, написанных и нарисованных одним человеком (у Стэна Сакаи чуть-чуть меньше). Но я немного увлёкся. Потому что речь дальше пойдёт не о двух сотнях номеров, а всего о парочке.
Как и примерно все люди, работающие в комикс-индустрии, Эрик Ларсен относится к творчеству Майка Миньолы с огромным уважением. Задействовать Хэллбоя в своей серии он хотел практически с самого появления персонажа, и к концу 1996 года ему, наконец-то, удалось претворить задуманное в реальность. Майк почти полностью отдал кроссовер в руки Эрика — с его стороны были лишь некоторые идеи по сюжету и обязательная полировка диалогов Хэллбоя (почти во всех кроссоверах у Миньолы в выходных данных значится отличная роль Dialogue Coach, хотя конкретно здесь — Speech Therapist).
К диалогам Хэллбоя никаких вопросов быть не может, а вот в плане сюжетных наработок есть предположение, что если Ларсен и задействовал некоторые из идей Майка, то извратил их до неузнаваемости. Например, угадайте комикс по задействованным элементам: обезьяна, нацисты, мозг в банке? «Хэллбой»? А если так: мозг убитого (Хэллбоем) в 52 году Гитлера удалось спасти, после чего его воспоминания были обнулены, а новым хозяином «великолепного разума» стала обезьяна? Да, тут именно так. А ещё есть обязательные взаимные разборки, куча рандомной нежити и даже анальный побег (я всё ещё не шучу).
Был ли в этом смысл? Нет, пожалуй, смысла в этом не было никакого. Ибо даже не веселит.
Примерно за два года до того, как начать спасать тонущее судно под названием Marvel, Джо Кесада вместе со своим давним другом Джимми Пальмиотти придумал серию Painkiller Jane. Главной героиней комикса была Джейн Васко, бывший коп под прикрытием, которая получила удивительные регенерационные способности в результате неудачной полицейской операции. После того, как за два года были сделаны две мини, работа над основной серией застопорилась — да, к тому моменту Кесада уже готовился к «Марвелу». Поэтому Пальмиотти, не желавший заканчивать работу над персонажем, пустил его по пути бесконечных кроссоверов со всеми и вся: Ash, Darkness, Punisher, Darkchylde и, наконец, Хэллбой.
По сюжету во время закладки фундамента для очередного небоскрёба в Манхэттене была найдена древнейшая реликвия полумифического индейского племени. Эта находка вызвала волну протестов среди коренного населения страны, которое считало, что их реликвия не должна находиться в музее «белых людей». Для порядка на место пребывает Джейн. А для консультации по возможной опасности артефакта — Хэллбой. Само собой, второй со своей задачей справляется не очень, и древнейшее зло вырывается на свободу.
Был ли в этом смысл? Не особый. Между героями кроссоверящихся серий не очень-то много общего, чтобы сводить их в одном месте. Не говоря уже о том, что комикс так до конца не определился, чем он хочет быть. Высказыванием на тему притеснения жителей резерваций? Бади-боевиком? Или мистическим приключением? В любом случае, ни один из перечисленных вариантов особо не удался.
В каждом списке комиксов, опровергающем утверждение, что «в 90-х не было хороших серий», есть две абсолютные константы — Hellboy и Starman. Что символично, и Миньола, и Джеймс Робинсон были большими поклонниками серий друг друга. Поэтому давно стремились поработать вместе. Разработав идею кроссовера, они пошли к боссам DC «питчить» серию. И те согласились, но с одним условием — для повышения продаж нужно добавить Бэтмена. В итоге, это навязанное решение стало, пожалуй, единственным частично инородным элементом во всей композиции. Наличие третьего звена создало ситуацию, при которой требовалось вводить лишние линии (Джокер), чтобы решить функциональную задачу вовремя это третье звено убрать. Тем не менее, Робинсон, находящийся на пике своего таланта, не стал просто отбывать номер в сценах с Бэтменом, а отлично прописал всю совместную линию «величайших в мире (паранормального и простого) детективов».
Сюжет самого кроссовера «на троих» при таком авторском составе мог быть о чём угодно крутится вокруг Теда Найта (оригинального Стармена), которого нео-нацисты похищают для того, чтобы он помог пробудить одного из древнейших Лавкрафта! Если первая часть, ознаменованная совместной работой детективного дуэта, была создана исключительно для удовлетворения боссов DC, то во второй части начинается то самое действо, ради которого Майк с Джеймсом всё это и задумывали — совместная операция Хэллбоя и Стармена по спасению отца Джека, а заодно и всего мира.
Был ли в этом смысл? Однозначно. Я уже упоминал выше, что рецепт отличного кроссовера лежит на поверхности — история должна быть грамотно сбалансирована между героями и при этом смотреться органично в их собственных сериях. «Тим-ап» Хэллбоя и Стармена — как раз один из образчиков успешной реализации такого подхода. Робинсон умело играет на особенностях героев, назначая каждому родную для него роль, в то время как Миньола в очередной раз демонстрирует мастер-класс в лаконичном, «моментном» повествовании.
Для полноты картины расскажу ещё про несколько эпизодических появлений Хэллбоя в 90-х. Практически все они бесполезны и никак не влияют на сюжет, но всё же есть пара примечательных. Хотя бы в плане комиксов, в которых они случились. Сразу скажу, что здесь про Хэллбоя будет совсем чуть-чуть, примерно столько же, сколько у него экранного времени в этих тайтлах.
Вот, например, крайне занимательная и амбициозная вещь под названием Shi & Cyblade: The Battle for Independents (1995). Если вы сразу подумали, что это обычный кроссовер 90-х, в котором подерутся, а затем подружатся полуголые авторские творения Билла Туччи и Марка Сильвестри, то будете приятно удивлены тем, что в итоге получите. Хотя в первом из двух номеров комикс на 100% оправдывал «ожидания». Он их даже превосходил, добавив в микс ещё одну, более звёздную героиню Сильвестри — Witchblade. Но затем вышел второй выпуск, который внезапно ушёл в сторону мета-повествования (топорного до нельзя, но всё же) и начал полностью оправдывать второе название комикса — стал полноценным манифестом авторского творчества. Так, в нём главные героини забыли про обычных злодеев из предыдущего номера и начали сражаться против сущности, поглощающей креативную энергии в угоду корпоративной выгоде. Судить об успешности попытки сложно, но что точно можно занести авторам в зачёт, так это привлечение целый толпы известных авторских персонажей: Серебас, Боун, Скуд, Мэдмен и ещё много других героев. Среди которых есть и Хэллбой, мелькнувший в компании Тика и THB Пола Поупа на одной панельке и не сказавший ни слова. Но хорошо уже, что хоть позвали!
Со схожим сообщением годом позже выступил комикс Gen13 (1996), символичный тринадцатый номер которого продавался аж в три захода (ха-ха). Брэндон Чои, Джим Ли и Джей Скотт Кэмпбелл рассказали мета-историю про надвигающийся крах комикс-индустрии и спекулятивный пузырь, её погубивший. По сюжету Грандж (один из участников Gen13) пытается достать ультра-редкую хромовую обложку нового комикса, но проигрывает её в лотерее. После этого он встречает таинственного незнакомца, который предлагает желанную обложку в обмен на душу, на что Грандж, не раздумывая, даёт положительный ответ... и отправляется в путешествие по стране Sequential Art. Где его ждёт Ривердейл, утомившая Черепахомания, Фоун Боун, Бинворлд, распадающийся Image Town, Bad Girls 90-х, Спаун, Мэдмен и ещё куча камео разной величины — в комиксе есть даже герои «двойки». Хэллбой появляется ближе к концу и принимает участие в финальном сражении. Правда, толку от него никакого, зато в этот раз он не молчит и даже произносит несколько реплик! К слову, этот комикс в своё время выпустили даже в России (силами издательства «Ровесник»).
Другое дело — это поддержка Майка Миньолы молодого импринта Dark Horse под названием Blanc Noir (ещё один импринт!). Не удивляйтесь, если вы вообще ничего про него не знаете, потому что импринт, созданный специально под комиксы группы художников Gaijin Studios, загнулся очень быстро — из-под его крыла вышло всего две мини-серии. Зато в обеих из них отметился Хэллбой. В The Heretic (1997), в котором бэтменоподобный герой по прозвищу «Еретик» сражается против кросс-дрессера и злодейки по прозвищу «Апокриф» (how cool is that? там еще в местной «Лиге» есть героиня по прозвище Sista-Resista!), Хэллбой с умным видом говорит о том, что в курсе того, что происходит, но никак не вмешивается. А в Body Bags (1996) чудесного Джейсона Пирсона, в узких кругах именуемого «самым противоречивым комиксом 90-х», Хэллбой вместе с Эйбом и ещё несколькими персонажами из Sin City мелькают на секунду в аэропорту.
Был ли в этом смысл? Если и был, то сомнительный. Серьезно воспринимать мета-заявления в первых двух случаях сильно мешает авторитет их авторов, которые сами многое сделали для того, чтобы комикс-индустрия оказалась в глубочайшем кризисе. Что касается мёртворождённого импринта Blanc Noir, то там наличие Хэллбоя и ещё парочки героев Dark Horse никак не обоснованно и вызывает лишь недоумение.
Во всех этих «хэллбоевских» кроссоверах 90-х есть один важный момент, который я уже помянул, но сейчас хотел бы раскрыть сильнее — инициатива большей части из них исходила от второй стороны. Это во многом объяснялось желанием многих авторов поработать с именитым героем Майка Миньолы. Число таких желающих со временем только увеличивалось, и на всех кроссоверов хватить не могло. В начале нулевых появилось иное решение — Майк стал пускать поиграться в своей песочнице сторонних сценаристов, но к Хэллбою всё равно никого не подпускал. И тогда была предложена альтернатива — антология «вне канона» Hellboy: Weird Tales, в которой свои истории про Красного могли написать сразу десятки авторов. После «Странных историй» Майк практически полностью потерял интерес к «сдаче своего героя в аренду», сделав за последние 13 лет в этом направлении лишь два исключения. Но каждое из них по-своему особенное.
The Goon
Серию The Goon можно по праву назвать братской «Хэллбою». Пропорции смешивания ингредиентов местами отличаются, но состав тот же: «Regular Joe» в главных ролях, неповторимый юмор, страсть ко всему мистическому, визуальное повествование, построенное на паузах, и умение сочетать несочетаемое. Но самое главное — это совершенно уникальное авторское видение, присущее обеим сериям. Уникальное, но в то же время во многих вещах совпадающее.
Кроссовер между «Гуном» и «Хэллбоем» наверняка состоялся бы раньше, если бы не тяжелая судьба первой серии — Эрик не мог найти постоянного дома для своего детища вплоть до 2003 года, пока его наконец не приютило издательство Dark Horse. Тогда, обретя почву под ногами, Пауэлл не стал долго ждать и позвал в гости Красного уже в седьмом номере. И тут получилась интересная история, потому что номер сделан таким образом, что способен быть частью канона обеих серий. Если с «Гуном» всё ясно (Хэллбой просто попадает в ЕГО мир), то привязка к Хэллбойвёрсу сделана тоньше — по сюжету во время одной из своих миссий (нарисованных самим Майком) Красный находит странный порванный выпуск комикса и при контакте попадает на его страницы. Если учесть self-aware природу комикса Пауэлла, то можно легко представить, что Гунвёрс — это внутренняя комикс-вселенная Хэллбойвёрса. Прям как у Тарантино, в общем.
Был ли в этом смысл? Конечно. Если я назвал кроссовер со «Старменом» образцовым, то этому можно со спокойной душой присвоить звание идеального.
Кстати, впоследствии был ещё один, совсем мелкий, случай, когда герои встретились. В результате пространственно-временной аномалии Хэллбой появляется в самой концовке кроссовера Criminal Macabre/The Goon: When Freaks Collide (2011), посвящённого, как несложно догадаться, героям соответствующих серий — Гуну и Калу МакДоналду.
Hellboy / Beasts of Burden: Sacrifice
Последним на сегодняшний день полноценным кроссовером является совместное приключение специалистов по паранормальному, Хэллбоя и группы умных зверей из окрестностей Burden Hill (вышло оно в 2010 году). Многих наверняка удивит этот факт, но Beasts of Burden, наряду с The Goon, является самым именитым среди всех кроссовер-партнёров «Хэллбоя» — на счету серии аж пять «Айснеров», что поражает, учитывая, насколько легка она в плане объёма написанных историй. Правда, большая часть наград (3/5) — заслуга замечательной художницы Джилл Томпсон.
Сюжет кроссовера строится вокруг убитых в результате проведения магического ритуала бездомных зверей. Защитники Burden Hill в лице пяти псов и двух котов заходят в своём расследовании в буквальный тупик и обращаются за помощью к находящемуся поблизости Хэллбою. Объединённую группу героев ждёт столкновение с таинственной силой, напрямую связанной с прошлым разумных зверей. И в этой связи кроется по сути единственная проблема серии — не «ридер-френдли» подход в построении сюжета. Когда герои отлично друг другу подходят, авторы грамотно используют лучшие качества обеих сторон, а сам комикс просто отлично сделан, читатель может запросто споткнуться о незнание предыдущих событий, которые в контексте этой истории важны. Кроме того, новый читатель не получит необходимую эмоциональную отдачу.
Был ли в этом смысл? Да, оно того стоило, но сильная привязка к событиям прошлого оставляет небольшой осадок. С другой стороны, это никак не мешает насладиться замечательным чувством юмора Эвана Доркина, акварельными красками Джилл Томпсон и удивительной совместимостью Хэллбоя и героев Beasts of Burden.
Little Bits
В завершение хотел упомянуть ещё два микро-кроссовера, которые случились совсем недавно на страницах комиксов Dark Horse.
• Hellboy vs. The Sabertooth Vampire (2012) — одна из нескольких историй про саблезубого вампира с комплексом Наполеона, напечатанных в антологии Dark Horse Presents. Изначально придуманный Майком Расселом (автором стрипа CulturePulp) в качестве шутки, герой был очень тепло встречен читателями Майка и в дальнейшем обзавёлса собственным веб-комиксом. Серия выходит с 2011 года и на сегодняшний день насчитывает два сезона (суммарно 25 эпизодов, не считая тех, что были в DHP). Правда, с октября 2012 года веб-комикс находится в бессрочном «отпуске». Подробнее с персонажем можете познакомиться здесь.
• Sabrina Meets Hellboy (2015) — одна из бэк-ап историй к номерам мини-серии «Арчи против Хищника». Автор абсурдного, но совершенно очаровательного кроссовера Алекс ди Кампи решила по полной использовать возможность столкнуть персонажей Archie и Dark Horse и в дополнение к основной истории написала к каждому выпуску по бэк-апу, в которых свела разных знаменитых героев издательств. Хэллбою досталась Сабрина, точнее её кот Салем, магическое создание, документы которого подлежат проверке бюро.
Был ли в этом смысл? Вполне, это чистый фан без особых претензий и амбиций.
P.S. Чуть не забыл. Вот ещё мини-камео Хэллбоя от Ледруа в пятом томе Requiem Chevalier Vampire.