Последний арк B.P.R.D., будем честны, оказался достаточно лёгким в плане содержания. Посудите сами, у сегмента настоящего роль всего лишь «поддержки», а сегмент прошлого чуть ли не на половину состоит из «рекапа» событий другой серии. Это не сказать, чтоб прям негативный момент — история просто такая, и в её сфокусированности есть свой плюс.
Тем не менее, нашлось три веских причины, делающих сюжет Modern Prometheus (B.P.R.D. Hell on Earth #133-134) достойным прочтения. Лёгкому арку и обсуждение такое же, поэтому сегодня я без собеседника. Но если я вдруг что-то упущу, вы же выручите меня в комментариях? Поехали.
Эта история — продолжение «Следжхаммера»
Тут всё понятно, но не хотел бы упустить возможность поговорить о серии, которую доселе в рубрике мы не освещали.
Sledgehammer ’44 — это яркий пример того, как Майк и Ко стараются дифференцировать серии в рамках вселенной. И речь идёт не только о временном периоде, но и о жанре. «Кувалда» — это первый по настоящему военный комикс франчайза, который изначально появился только потому, что Джону Северину нравится рисовать на эту тему. К сожалению, художником он так и не стал, но изначальную идею не забросили. В итоге первая мини получилась практически классическим образчиком жанра, который с Хэллбойвёрсом связывает разве только линия вселенской печали Реддинга в самом конце. В этом плане история по самостоятельности может сравниться с исключительно криминальными арками про Лобстера Джонсона.
Вторая мини-серия — зверь совсем иной породы. Антураж хоть и сохранился, но в ней началась плотная работа с мифологией. Тут вам и засветившиеся в архивах war criminals Блэк Флэйм и Стил Хок. И углубление в концепцию Врила — первое полноценное явление всевышней сущности, с которой могут общатся управляющие костюмом. И на сегодняшний день самая яркая игра контрастов между Чёрным Пламенем и Врилом. Эта история невероятно важна в контексте текущих событий, и в самое ближайшее время мы можем рассчитывать на полноценный сиквел The Lightning War на страницах B.P.R.D. Hell on Earth (скорее всего, уже в следующем арке).
Честно говоря, я рассчитывал на хотя бы ещё один томик приключений Следжхаммера (не просто же так на первом сборнике красуется цифра «1»). Никто не требовал продолжительной линии героя — было очевидно, что функционировать он будет не очень долго, т.к. он существенный фактор, который мог бы ускореть процесс завершения войны, чего не случилось. Да и название говорит о том, что в 1944 году всё и должно было закончиться. Но я был практически уверен, что на страницах этого комикса будет освещено ещё одно архивное дело — против гитлеровского голема Мелинеса (Калски), по времени всё сходилось идеально. Но не случилось.
Вместо этого прямое продолжение мы увидели в серии B.P.R.D. Не то чтобы это прям сильно расстраивало, но из-за этого комикс сам по себе так и не стал законченным и самостоятельным произведением. Есть линии, которые должны были быть закрыты именно в Sledgehammer ’44. Потом они могли быть подхвачены где угодно и сколько угодно раз. Но точка должна была быть поставленно в своём тайтле.
Эта история — бенефис Джулиана Тотино Тедеско
Джулиан Тотино Тедеско — художник универсальный. Обычно обложечники, когда их начинают красить другие люди или лишают композиционной свободы и требуют «сторителлинга», теряют весь свой шарм. Джулиан же чувствует себя уверенно как в работе над своими «акриловыми» обложками, отлично задающими атмосферу (см. Witchfinder: The Mysteries of Unland), так и внутри комикса. Здесь, конечно, немалая заслуга Стюарта — Всё-таки стоит постараться найти художника, который будет плохо смотреться после его колоринга. Но в тоже время я прекрасно помню, каков был Тедеско, когда его красил Дин Уайт на Uncanny X-Force. Он был там также хорош (правда и Уайт далеко не последний колорист).
Развивая тему универсальности его графики, можно заметить, что и в самом комиксе его рисунок варьируется от сцены к сцене. С одной стороны, Тедеско отлично имитирует стиль Латура и Кэмпбелла в начале, когда «цитирует» их серии. С другой, его «базовый» рисунок ближе всего (среди всех «миньолавёрсовцев») подходит к мифическому house style «двойки». Джулиан не предлагает в этом сюжете никаких особенных визуальных решений, но в этом нет ничего плохого, т.к. все эти решения вытекают напрямую из сценария — Аркуди не предполагал и не требовал никаких выкрутасов. Но когда нужно было качественно «рассказать» сцены (смерть Дэйла и явление костюма в настоящем), Тедеско не подкачал. Особенно выделю все «космические» вставки, которые в том числе благодаря Стюарту поражают красотой и заставляют подольше задержаться на этих величественных разворотах.
Я к чему веду. Сейчас ключевые художники цикла Hell on Earth ушли на свои авторские проекты. Крук занимается Harrow County, Харрен — Rumble, из более-менее регулярной арт-команды остались только Снейберг и Кэмпбелл. Я не знаю, что Майк и Ко уготовили на третий цикл в плане арт-составляющей, но сомневаюсь, что всё будет в одних руках, как было при Гае Дэвисе. Скорее всего, останется модель второго цикла, которая подразумевает наличии 4-5 художников для ротации. Так вот, я был бы всецело за, если Тедеско в эту ротацию попадёт. Более того, я буду не против, если он и вовсе станет одним из основных художников (какими были Крук и Харрен).
Это история — о конфликте человека и Бога
Давайте вернёмся к «космическим» сценам, ключевым в этой истории. Аналогичные сцены в Миньолавёрсе появились давно — в своё время с ними активно заигрывался Мемнан Саа, называя эту среду «могилой Гипербореи», в чём вполне возможно кроется разгадка тайны судьбы приверженцев Правой Руки. Но до «Следжхаммера» ни один посетитель этого уровня реальности не сталкивался с этой возвышенной сущностью — даже в «Лобстере Джонсоне», где дебютировал прототип вриловского костюма.
Очевидно, что носитель Врила становится в определённой степени «просвещённым» и наверняка имеет связь с источником этой энергии, т.е. Богом. Скорее всего аналогичную связь с воплощением тьмы (Эрешигаль) имеет и Блэк Флэйм, как антитеза. Т.е. я на полном серьёзе считаю, что вот эта сущность — это своего рода персонификация того самого Бога, который создал этот мир. И в этом кроется основной конфликт для «персонажа», если такого можно выделить в лице Следжхаммера. «Бог» смотрит на всё глобально и призывает не размениваться по мелочам, носитель же ценит каждую человеческую жизнь (по крайней мере те, что с ним связаны). Реддинг до самого конца отказывался уходить в мир иной, пока в его силах было помочь своим соратникам. Как только последняя связь с нашим миром пропала, он простился и внял совету «Бога».
Тем интереснее будет взглянуть на этот конфликт теперь, когда в Следжхаммере Йохан. Герой, который уже давно методично удаляется от человечности. Дополнительный оттенок этому внутреннему противостоянию придаёт тот факт, что став носителем Следжхаммера Йохан по сути смирился со своей смертью — здесь в открытую говорится, что из костюма он больше не выберется. Для него теперь путь яснее некуда — самопожертвование во благо всего человечества. И это сильнейший поступок персонажа за всю его жизнь. Я уже говорил в прошлый раз, повторюсь и сейчас — смерть Йохана будет невероятно героической, и я уверен, что произойдёт она до конца Hell on Earth.
Насколько оправдается мой прогноз, мы узнаем уже скоро (всего-то год с небольшим остался). Но в одном совершенно точно нельзя ошибиться — «силы добра» обрели в лице Йохана-Следжхаммера могущественного союзника. Другой вопрос, сможет ли он действительно переломить ход войны, когда в рядах «сил зла» планируется куда более масштабное пополнение?