У Супермена есть Мистер Мксизптлк, а у Бэтмена — Бэт-Майт. Что это за зверь такой? Сейчас объясним, а заодно посоветуем хорошие комиксы о нем.
У Супермена есть Мистер Мксизптлк, а у Бэтмена — Бэт-Майт. Что это за зверь такой? Сейчас объясним, а заодно посоветуем хорошие комиксы о нем.
DC Comics | 1992, 1995 |
Сценарист | Алан Грант |
---|---|
Художник | Кевин О'Нил |
Сейчас все треплются о семейных ценностях, вот и мы, давайте-ка, поговорим о семье.
Бэт-семей много, и у каждого, наверняка, есть любимая, с которой он счастлив по-своему.
Все одинаково хороши
Но, к сожалению, некоторым членам семьи не так часто удавалось прорываться на страницы, не говоря уже о кино- и телеэкранах. На нашего героя, например, явная аллергия у киноадаптаций комиксов: он не появлялся ни в одном фильме про Бэтмена, довольствуясь только телевизионной мультипликацией. Речь идет о Бэт-майте, маленьком существе из другого мира, наделенном удивительными способностями и фанатеющем от Темного Рыцаря.
Бэт-майт появился в комиксах в 1959 году, на исходе самого «детского» времени, когда редактором серий о Супермене и Бэтмене был Морт Вейзингер — он считал, что комиксы читают школьники от восьми до двенадцати лет, обожал горилл, отменно знал свою аудиторию и практически спас супергеройские комиксы во время послевоенного падения интереса к ним.
Личность автора Бэт-майта издевательски символична — сценарий для 267-го номера «Detective Comics» написал Билл Фингер, вместе с Бобом Кейном придумавший самого Бэтмена, но по ряду причин не получивший ни прав на персонажа, ни упоминания о его авторстве. Вот и натуральная насмешка судьбы, очень похожая на проделки самого Бэт-майта: создатель самого популярного персонажа комиксов в мире официально придумал только маленького вредного гнома в его костюме.
Обычная встреча в обычном комиксе Серебряного века
В начале шестидесятых Морта Вейзингера на посту редактора Бэт-серий сменяет его старый коллега Джулиус Шварц, под руководством которого Денни О’Нил и Нил Адамс начинают строить новую мифологию Бэтмена, более серьезную и приземленную, а Бэт-майт отправляется обратно в свое измерение Майтов. Времена изменились, и детский персонаж из детских времен годился теперь только для совсем детского развлечения: в конце семидесятых Бэт-майт стал одним из персонажей мультфильма «Новые приключения Бэтмена».
Там он путался под ногами и был влюблен в Бэтгерл
В принципе, так история Бэт-майта могла и закончится. Однако коротышке повезло. Как и многих несправедливо забытых героев послевоенных комиксов, его вытащили из небытия британцы, в нашем случае — звезда 2000 AD Алан Грант, ставший в девяностые годы главным автором Бэт-тайтлов. Прекрасно понимая, что героический эпос без иронии превращается в пародию, Грант в 1992 году вспомнил о Бэт-майте в 38-м выпуске «Legends of the Dark Knight». За визуальное возвращение мини-Бэтмена отвечал еще один вторженец — известный по «Nemesis the Warlock» и «Лиге Выдающихся Джентльменов» Кевин О’Нил.
За что мы так любим цунами «британского вторжения»? За то, что побивающий град голодных ребят с островов больно напомнил застоявшейся комикс-индустрии Нового Света о том, что они ходят по золоту — за полвека в Америке было создано столько отличных персонажей, комиксов и приемов, просто наклонись, подбери и работай! Вот Грант и вытащил Бэт-майта, а потом ввернул его, как лампочку, в перекачанный патрон комиксов начала девяностых.
И крейзи даймонд засиял изо всех сил непередаваемым шизоидным светом
Как вернуть в канон волшебное гротескное существо в век повального мрака, насилия и преувеличенной серьезности? А пусть он будет галлюцинацией (галлюцинацией ли?) закинувшегося бандита, пришедшей из мира маленьких существ, подражающих супергероям. В комиксе «Legend of the Dark Mite» мы встречаем бандита-торчка по имени Боб Овердог, а он в свою очередь встречает...
Бэт-майта, изменившегося вместе со временем
Овердог видит, как Бэт-майт расправляется с бандитами, и в стенах Аркхема рассказывает об этом Бэтмену. А еще Боб очень раскаивается в том, что был плохим человеком и употреблял наркотики.
Очень раскаивается
Бэтмен ему не верит, шутка заканчивается для того, чтобы вернуться через три года, быть повторенной дважды и стать еще смешнее. Второй раз Грант и О’Нил обращаются к истории Бэт-майта и Овердога, чтобы вдоволь насмеяться над тысячу раз легендарным, громоздким и сдвигающим тектонические плиты событием «Knightfall». Пятидесятистраничный «Mitefall» выходит уже отдельной книжкой, не входящей ни в одну серию, хоть и с подзаголовком «Legends of the Dark Mite Special».
Грант отлично дает понять, что история про персонажа из Серебряного века может быть жестче и злее любого современного комикса. Боб Овердог и Бэт-майт повторяют основные сюжетные ходы глобального события из жизни Бэтмена, вокруг них творится фирменное ультранасилие, а персонажи из измерения Майтов высмеивают героев DC еще хлеще, чем марвеловский пародийный журнал «What the—?!».
Короче говоря, Бэт-майт был спасен, и он не исчезает из комиксов по сей день. Вот только почему для этого понадобилось целых две легенды британских комиксов — едва ли понятно. Ведь плохих, несовременных и неактуальных персонажей не бывает — бывают авторы, которые не знают, куда их приложить и придумывают новых, умножая полк бесполезных сущностей и увеличивая популяцию мира Майтов.
Хотя, кто их знает, каких персонажей приспичит достать из небытия авторам лет этак через двадцать?