МусорЖижаДоброЗолото — визитная карточка «Спайдермедии». Авторы сайта и приглашенные гости собираются, чтобы обсудить актуальные комиксы и дать им оценку. И сегодня в честь юбилей «Спайдермедии» мы решили рассказать о самых важных для нас комиксах, которые вышли за последние 15 лет.
Общее чувство ностальгии, что сейчас просто переполняет сайт, заставило и меня вспомнить, как начиналось мое увлечение «рисованными историями» (именно западными, мангу-то я читаю уже довольно давно). Как и для многих здесь, первыми у меня были «Люди-Икс» от ИДК, но уже в сборниках, так как момент с синглами я совершенно упустил. И потом еще на протяжении долгого времени слова «комиксы» и «супергероика» оставались для меня равнозначными понятиями, т.е. список чтения состоял только из уже упомянутых «Людей-Икс», «Бэтмена», «Человека-Паука» и т.п. Так было, пока я не наткнулся на Y: The Last Man, который показал мне, что комиксы одной только супергероикой не ограничиваются.
По загадочной причине гибнет вся мужская половина населения Земли. Единственные, кто остался в живых, это молодой парень Йорик и его ручная обезьянка-капуцин Амперсанд. Юноша отправляется в долгое и опасное путешествие на другой конец планеты, чтобы разыскать свою возлюбленную. В пути ему предстоит столкнуться с шокирующими переменами, что претерпело человечество после невероятной катастрофы.
И эта история покорила меня с первого же номера. Y: The Last Man #1 можно с легкостью брать за эталон начала любой серии, настолько он идеально сбалансирован. Брайан Вон с первой же страницы пробуждает читательский интерес, лишь слегка демонстрируя весь ужас произошедшей трагедии. Затем откатывается немного назад, чтобы познакомить читателей с основными действующими лицами. Каждая из переплетающихся сюжетных линий четко обрисовывает, что собой представляет тот или иного персонаж, а для Йорика сразу определяется «главный квест». Раскрытие героев происходит неспешно через простые бытовые диалоги, из-за чего контраст с разрушительными последствиями гибели носителей Y-хромосомы и эмоциональное впечатление от случившегося только усиливаются. А заканчивается все фирменным «воновским» клиффхэнгером, после которого хочется скорее продолжить читать дальше.
Подобные чувства вызывает практически все арки комикса. Каждый следующий сюжет — это всегда новые приключения (и опасности) непохожие на предыдущие, за которыми следишь с неподдельным интересом. Не знаю, будет ли корректно сравнивать «Последнего мужчину» с «Ходячими мертвецами», но по накалу страстей серии находятся примерно на равных. Роднит истории и сходство одной из их основных тем — невзгоды обнажают истинную природу человека. На своем пути Йорик с командой встречают различных персонажей, которые пытаются выжить в изменившемся мире. И тут предстает целый спектр разнообразных философий и жизненных позиций, которые находят отклик в душе протагониста и его спутниц.
В этом и заключается основная сила комикса. Вон дарит нам интересных и запоминающихся героев, каждый из которых меняется по ходу повествования. Совместное путешествие оказывает сильное влияние на их характеры, так что к финалу перед нами предстают совершенно другие люди. И ничто не подчеркивает эти изменения сильнее, чем долгожданная встреча Йорика со своей девушкой Бэт (простите, если для кого-то это стало спойлером). Их воссоединение показывает юноше, что действительно было для него важно. Получается все, как в классическом роуд-муви — главная ценность не в конечной точке маршрута, а в самой дороге к ней.
Художественное оформление серии приятно аккомпанирует сценарию, не перетягивая внимание на себя. При чтении создается ощущение (во многом благодаря раскадровке и выбранным ракурсам), что ты смотришь очередной топовый драматический сериал на каком-нибудь кабельном канале. То есть картинка на уровне, но ничего «выходящего за рамки бюджета» нет. Пиа Гуэрра выдает простой, но вместе с тем выразительный рисунок без излишней детализации. А большего «Игреку» и не нужно. Комикс в основном разговорный, поэтому здесь для художника в первую очередь важно умение передавать чувства персонажей. С чем Гуэрра и ее коллеги блестяще справляются, всего парой штрихов предавая их лицам необходимые эмоции.
Y: The Last Man перевернул все мои былые представления о комиксах. Он показал мне, что они могут рассказывать более сложные истории, говорить на более серьезные темы, причем делать это нестандартно и захватывающе. И за это он всегда будет занимать особое место как в моем сердце, так и на моей книжной полке.
P.S. Еще буквально пару слов о финале. Сюжеты, где после глобальной катастрофы человечеству грозит полное вымирание, очень непросто завершить достойно. Но Вону удалось закончить комикс красиво: эпилог, являющийся своеобразной квинтэссенцией всей серии, элегантно подводит итог историям главных героев и дарует новому миру надежду на будущее.