
Признаюсь честно, я не просто так взялся написать этот обзор. Дело в том, что я познакомился с автором данного комикса и соответственно узнал много подробностей про придуманную им вселенную и то, что его вдохновляло на её создание, до того как ознакомился с самим произведением. Согласитесь, явление нечастое, оттого и интригующее. И да, наверняка это отложило субъективный отпечаток на все изложенное ниже, но я надеюсь, что вы все-таки не будете излишне строги и почерпнете для себя именно то, что важно непосредственно для вас. Поехали.
Первое, что нужно принять как данность, садясь за чтение этого комикса: Филипп Соседов писал его не для читателей. Писал он его исключительно для себя. И это абсолютно не значит, что он вам не может понравиться. Просто это условие, которое нужно принять.
С первой же страницы первого выпуска комикс задает нам свои правила игры. Самое первое, что бросается в глаза - желание автора откреститься от ярлыка «сделано как на Западе». Чтобы полностью вникнуть в предложенную нам вселенную, нужно быть или русским, или знакомым с российской историей. Много аллюзий на реальные исторические события и персоны, непонимание которых не критично для восприятия повествования, но сразу убивает львиную долю шарма. Более того, чтобы окончательно добить, во вселенной «Пантеона» Америки просто не существует. И могу сказать, что это интригует сразу с первой страницы. К сожалению, дальше первая половина первого выпуска будет вводить вас только в недоумение. Ибо: а) на нас сразу обрушивают экшн (что, к слову, очень даже подходит под то самое пресловутое определение «Сделано как на Западе», и на мой взгляд не очень последовательно), б) непонятно вообще ничего. Кто появился, зачем он все рушит и wtf? В дальнейшем нам обязательно станет все более-менее ясно, но от первого номера потенциального читателя это может отвернуть.

Оставшиеся полкомикса объясняется фабула самой истории и вводятся основные действующие лица. И да, завязка есть, и она удачная. Первый номер закончится крайне нетипично для комикса в принципе. Но есть недостатки, мимо которых не пройти. Первый – это много текста. Очень много текста. Архи много текста. И нет, я не против большого количества текста, когда он двигает сюжет. Но здесь он исключительно для описательной формы того, что, в сущности, и так понятно. Второй - это внутренний диалог главного героя с самим собой. Я тут приведу пару примеров, а вы уж сами напишите в комментариях, что вам это напоминает:
«Размазанные по черной школьной доске сны про говно и динозавров сменялись гражданской войной, сценами ****, а также образами брошенных детей и обгорелых трупов.»
«Мы хищники, которые пытаются уничтожить или поиметь себе подобных, расширяя охотничьи угодья, постоянно улучшая себя или проливая кровь оппонента, которая потом и оказывается водой в жерновах, заставляющих работать наше срамное мироздание.»
Справедливости ради, надо сказать, что в дальнейших выпусках такого количества внутренних монологов уже не встречается.
Второй выпуск абсолютно четко дает понять, что автор вдохновлялся на написание не комиксами как таковыми, а научной фантастикой (в частности киберпанком) и аниме. Вкупе с религиозной составляющей, которой в комиксе, к слову, довольно много, и воровской романтикой 90-х получается на первый взгляд дикий симбиоз, который на самом деле выстроен в довольно последовательную, хоть и лихо закрученную историю. Многие действия, персонажи и линии станут понятны лишь в конце повествования (всего в «Культе двуличия» будет 6 выпусков), что, конечно, вызывает трудности при чтении отдельных номеров, но в то же время не даёт бросить чтение на полпути.
Третий номер меняет главного героя и в нём дают ответы на многие вопросы (которые, впрочем, породят новые). На мой взгляд, выстроен он в плане повествования лучше двух предыдущих вместе взятых. Видно, что мастерство приходит с опытом и что Филипп действительно растет именно как
автор комиксов. До конца года нас ждет еще как минимум один выпуск, где станет более-менее понятна тенденция этого роста.

И давайте пару слов про рисунок. Честно скажу, такой стиль рисования – не моё. (Хотя в данном конкретном случае, в виду моих крайне посредственных знаний в этом деле, прошу не принимать эти слова на веру и почитать более знающих людей, которые, я очень надеюсь, выскажутся по этому поводу в комментариях) Однако если взять первый и третий номера, даже моим невооруженным глазом виден серьезный прогресс. И еще, мне не нравится колорист. Вообще. Я бы выбрал совершенно другое цветовое решение. Опять-таки тут вопрос спорный, и если скажем ко второму, более светлому номеру у меня меньше претензий, то темный третий не нравится в этом отношении от слова совсем.
В целом от комикса впечатление двоякое. Мне нравится вселенная, мне нравится история, мне нравится то, в каком направлении она закручивается. Да, я буду покупать дальше «Пантеон» и даже советовать его друзьям. Но меня не покидает мысль о том, что в рамках научно-фантастического романа эта история смотрелась бы лучше и интереснее. Другой вопрос, что «Российских научно-фантастических романов» у нас до хрена и больше и удалось бы его продать - большой вопрос (на самом деле нет), а Российский комикс он у нас такой один (только давайте не будем про Баббл, это совсем из другой оперы), оттого и резонанс.
Несмотря на положительную оценку, с минусами надо бороться. Их в сущности всего три:
- Диалоги. Над этим надо работать. Несмотря на добавление мата, русицизмов и некоторой вальяжности, они частенько смотрятся неестественно.
- Игра с жанром. Не всегда получается. У меня был дикий баттхерт, когда во втором выпуске главный герой прикрывался от наставленных на него пистолетов… котом. В том же самом втором выпуске есть «комикс-в-комиксе». Сама идея хороша. Но прелесть таких вещей в нюансах. Прорисовав детскую сказку, надо было и диалоги вставить Диснеевские, а там опять много сложного, и отчасти странного текста. Вот в третьем выпуске задумка с флаером на концерт была реализована отлично.
- Самое главное. Намеренное утяжеление путем большого количества сложных речевых оборотов и так, в сущности, неглупой истории. Я долго пытался понять, зачем это нужно, но к логическому ответу так и не пришел.
В любом случае, я желаю всяческих успехов Филиппу Соседову. Он очень приятный и умный в общении человек. Конкретно «Пантеону» есть куда расти, но тенденции этого роста имееюся, и это не может не радовать. По крайней мере, этот первый блин комом я назвать не могу. В коммерческом плане, насколько мне известно, этот проект провалом назвать также нельзя. Так что это отличный пример для тех авторов, которые боятся реализовывать свой потенциал в нашей стране. Можно и нужно. Благо положительные примеры на лицо.
Но, конечно, надо покупать - как бы там ни было, кто кроме нас поддержит!))
И нет. Хранители это тоже послание. Это книга в капсуле времени, которую каждое новое поколение извлекает раз разом из под стоп других произведений.