RSS
Рекомендуем

Империя банановой кожуры // о League of Extraordinary Gentlemen Century 2009

13.07.2012, 16:23 4381 0
Алан Мур наконец-то расквитался с Лигой Выдающихся Джентльменов. Конечно, впереди еще небольшой комикс про Капитана Немо на хребтах безумия, да и вряд ли всемогучий бородач и Кевин О'Нил забросят свой самый популярный проект, но история, начатая в самом первом томе 1999 года решительно закончена третьей частью Century. Ну и кем же мы будем, если хоть немного не поговорим про один из главных комиксов года? Еще материал по теме - круглый стол Mindless Ones - 1, 2, 3 (четвертая часть будет) и аннотации Джесса Невинса. По-моему формат Майндлессов идеален для обсуждения Лиги, так как позволяет сосредоточится на деталях и отдельно похвалить каждую идею или визуальную находку в книге, которых многие сотни, но каждому свое, конкурировать с британской страйк тим суперкритиков глупо, и я постараюсь рассмотреть Century 2009 в целом. Мир в опасности, а его герои переживают худшие времена своей долгой жизни. Бессмертный омнигендер Орландо лечит пост-травматический стресс после войны в Ираке, которую он принимал за очередное приключение; Мина Харкер клеит коллажи в психиатрической лечебнице, а борода из ваты Аллан Куортермейн побирается на улицах Лондона. Агрессивный и нервозный как никогда надзиратель Блистательного Мира Просперо приказывает Орландо снова собрать команду в последний раз - взращенному Оливером Хаддо (Алистером Кроули) Антихристу скоро станет скучно и он всех поубивает.
Photobucket
Ударившись о тупик современности - хронология серии долгожданно нагнала нынешний день - Мур оказался вынужден разыграть все свои карты и довести до логического завершения все мысли и идеи, которые были вброшены еще во втором томе (тот самый, про марсиан и изнасилование Человека-Невидимки) и те, что блуждали на протяжении всех трех хаотичных выпусков Century. Надо отметить, что первый том основной серии, тот самый, благодаря которому столько людей запрыгнуло на паровоз Лиги, в контексте остальных был чуть ли не аномалией. Хай-концепт (супергеройский кроссовер персонажей "Библиотеки Приключений"), изящный и актуальный еще на тот момент стимпанк-антураж, простой сюжет, в котором ирония и сатира ограничивались ехидными подмигиваниями, перебранки персонажей по лекалам командных комиксов про супергероев. Но со второго тома стало ясно, что Мур намерен писать совершенно другую книгу - такую, в которой герои будут неспособны ни что повлиять, и в которых времена будут определять используемый автором фикшен и его персонажей гораздо больше и несравненно жестче, чем в открыто эскапистском, just for fun прологе. Так родилась новая Лига, у которой появилось много читателей-противников, которым было неинтересно разгребать горы отсылок к малоизвестным книгам и расистским игрушкам, и столь же много преданных поклонников, которые праздновали выход каждого тома оргией с разгадкой всех значимых смысловых шифров. Спустя несколько томов унижений и сомнительного рода приключений, оставшаяся от Лиги троица финишировала в крайне нелицеприятном виде, окончательно растеряв весь гламур и славу. Вопреки голливудским канонам, по которым герой падает только чтобы эффектнее победить в финале, Мина, Аллан и Орландо просто пробегают последний круг позора вокруг злодея, еще менее значимого в глобальной структуре вещей, чем они сами. Антихрист - это Гарри Поттер, съехавший на почве подросткового психоза с катушек, и устроивший в Хогвартсе магический Колумбайн. Как оказалось, это было не совсем то, что планировал Оливер Хаддо. Старый неубиваемый хрыч надеялся на несколько более утонченный конец света, в одном ключе с его мистицизмом, а не банальный апокалипсис руками поп-волшебника.
Photobucket
Во всех комиксах про Лигу был элемент комедии, разного рода - будь то Немо с гигантским гарпуном или невероятные злоключения шовиниста Джимми Бонда - но здесь Мур пускается в полноценное комедийное представление. Практически все представлено как шутка, относительно добрая и поверхностная или особо грубая и циничная. Это достаточно трудно осознать с первого раза, но вы просто попробуйте прочитать комикс и вслух описать, что в нем происходит. Гарри Поттер убивает своих друзей и учителей, а флэшбек, описывающий столь незаурядное событие подан с ракурса видеоигры! Самая условно жуткая и заранее наделавшая шума часть книги выглядит не более чем растянутым скетчем из особо мрачного британского комедийного шоу. Юмор в отношении используемого в качестве кирпичей фикшена и персонажей был одним из элементов серии с самого начала, но этот элемент, тем не менее, неправильно истолковывался практически всеми. Почему-то большинство пишущих и обсуждающих комикс уверены, что Алан Мур ведет чуть ли не крестовый поход против современной культуры и воспринимают Гарри Поттера-Антихриста как какое-то программное заявление. Когда на самом деле достаточно очевидно, что Мур не настолько дурак, чтобы становиться Дон Кихотом, он предпочитает снисходительно иронизировать по поводу неопределенности и абсурдности наших дней и нашей культуры. ... Точно так же, как он улыбался, описывая нагруженные наркотиками и дутым оптимизмом 60-е, как он сводил всю Британию начала XX века к портовым шлюхам и сумасшедшим аристократам в брехтианском арт-борделе, как он хохотал, уничтожая чопорную владычицу морей треножниками и летающими кораблями на кейворите. Основная мысль, что можно вынести из Лиги: чувство юмора это единственное оружие, необходимое для выживания в спокойное время и единственная константа в вареве культуры, так легко манипулируемой кем угодно. А английская ирония при таком положении вещей - оружие самого лучшего калибра. Юмор как карандаш, кисть, клавиатура и как универсальная критика.
Photobucket
Маниакальную энергию Century 2009, увы, нечему балансировать. Мур заранее предупредил, что глубокими познаниями о поп-культуре сегодняшнего дня не обладает, и в итоге в книге нельзя найти интеллектуальную игру со значимым текстом эпохи, вокруг которого бы строился весь комикс. В Century 1910 таким текстом была "Трехгрошовая Опера" Брехта и Вайля и она напрямую завязывалась с социальной тряской дряхлеющей империи. Century 1969 писался вокруг Rolling Stones после гибели Брайана Джонса и фильма Perfomance с Миком Джаггером, которые переплелись в странную и сюрную конструкцию из оптимизма и сатанизма. В центре 2009 находится превратившийся в редкостную тварь юный волшебник со шрамом, но не стоит особо анализировать вердикт его "папы"-оккультного грандмастера касательно провала его проекта по культивации Антихриста. Недаром вся проблема разрешается deus ex machina, прилетевшим на зонтике из другой эпохи. Эффектный финал смеется в лицо попыткам найти сложную структуру тома и оставляет персонажей и читателей долистывать комикс после кульминации в приятном недоумении. Все ждали, какой ворох референсов Алан Мур высыпет в этот раз, при его вышеупомятом неинтересе в нашей поп-культуре. Как оказалось, бородач решил заполнить комикс отсылками и камео к телесериалам, в очередной раз подтверждая тезис о том, что у них сейчас настоящий золотой век. На огонек в качестве фонового наполнения заглядывают персонажи “Героев”, “The Wire”, “The Thick of It”, стены украшают постеры, напоминающие о “Lost” и “30 Rock”, а где-то в диалоге ругаются жутким словом meekrob из South Park. Все замечательно, но была некая надежда на то, что любовь Мура к великому сериалу The Wire выльется в полноценное участие Стрингер Белла и Бабблса в судьбах вселенной. Oh well.
Photobucket
Шутливо игнорируя культурую составляющую, Мур концентрируется на трио персонажей, ставя для них важные точки. Феминистическая эпопея Мины Харкер, полная свинского отношения, попыток изнасилования и дурных жизненных выборов, завершается ее участием в первой Лиге Выдающихся Леди. Аллан Куортермейн, все прошлые тома тяготившись бывшим статусом героя империи, на секунду в него возвращается, чтобы успокоится и навсегда войти в историю надгробием романтического колонизаторства. А неисправимый мудак Орландо - он получил по роже достаточно, чтобы заслужить прощения, и в последней книге все-таки ведет себя по-человечески. В финале deus ex machina говорит героям о том, что свою миссию они выполнили, при том, что их участие в победе над Антихристом было формальным - но они не настолько сведущи в знании метатекста, чтобы понять свое место в истории. Оно не в победе над чудовищами в кроссоверах на потеху публике и продюсеров, а в памяти людей в качестве архетипов, от которых будут отпочковываться новые и новые персонажи и сюжеты. Мур сделал свое дело, обратив внимание многих на второстепенного персонажа из Дракулы, задвинутого викторианским неравноправием полов, вытащил из небытия старого охотника на львов и показал, как правильно и с фантазией использовать неумирающих трансгендеров. Распоряжаться всем этим богатым вдохновением это уже ваше дело, дорогие репостеры и ретвиттеры.
Photobucket
При всех логических узлах и путанности многих диалогов комикс нигде не теряет эффектности и легкости чтения - за исключением, естественно, песенных номеров, которые способен оценить только сам Алан Мур, который никак не догадается собрать супергруппу для записи саундтрека. Поражает, насколько при всей поверхностной грубости и кажущейся расхлябанности рисунка у Кевина О'Нила получается не только визуально посмеяться над помпезностью некоторых моментов (появлению Просперо только kirby krackle не хватает), но и сыграть на лицах персонажей очень многозначительную и тонкую мимику, которая, что важно, строго меняется от кадра к кадру, пусть даже и несколькими штрихами. Изрядно порисовав в своей карьере коллосальных и взрывных разворотов, О'Нил сейчас способен использовать все приемы экшн-комиксов в общем ироничном ключе, издевательски выворачивая назад и выкручивая вперед "громкость" некоторых моментов. Когда Антихрист ростом с дом вылазит из своего логова, ничего особенного будто и не происходит, но зато когда спускается с неба его победитель, этот кадр явно напрашивается в чей-то альбом. В условном финале Лиги Выдающихся Джентльменов не стоит искать пророческих предсказаний и вдумчивой критики упадка современной культуры. Это всего лишь ироничный снэпшот сегодняшнего дня из окна домика современного классика в Нортгэмптоне, жутко насыщенный визуальными и словесными деталями комикс. Он не лучше и не хуже предыдущих частей и не заставляет радикально переосмыслить весь проект, но зато очень красиво его завершает и повязывает ленточку на одном из самых амбициозных и цельных комиксов этого века.
Photobucket
Slavone, 14.07.2012 17:07:54
Джог, Стоун и Сенека в подкасте тоже про юмор много говорили, так что это хорошее и, скорей всего, верное толкование. Лигу я, к сожалению, не читал, но теперь, зная про обилие юмора, желание прочесть сильно возросло
plane_v, 15.07.2012 23:07:59
Они большую часть подкаста такое ощущение будто значение Гарри Поттера обсуждали
у Такера самые разумные мысли - Мур мирно сидит в своем Нортгемптоне и дует конкурсы, че ему злиться на загнивающую культуру
и интересная идея что для пары поколений читателей это был шанс читать муровский мастерпис фактически в онгоинге

про юмор еще: Мур использует жанровые клише про спасение мира и финальную битвы точно так же, как их используют в Саус Парке - шоудаун deus ex machina и Гарри Поттера напомнил особенно серию где Сидней Пуатье и Роберт Смит сражались с гигантской Меха-Стрейзанд
Slavone, 15.07.2012 23:07:58
Да, я честно говоря фоном в пол уха слушал, так как все равно не читал. С Поттера там начали из-за глупых срачей про creators rights, самое по сути обсуждаемая тема. Про юмор правда казалось там достаточно говорили, и я еще где-то точно видел, что кто то писал. Вообщем очень интересно стало что там, единственное все еще не знаю как переварю тонны литературных рефенсов.
plane_v, 16.07.2012 00:07:28
Последние два тома сенчури читай с майндлессами, а к остальным Джесс Невинс в помощь
Мур в этом плане не совсем сноб, центральные произведения в каждой части достаточно общеизвестны, а остальные референсы больше украшения и эксперименты:

1 том - Шерлок Холмс и Фу Манчу
2 том - Война Миров и Доктор Моро
Black Dossier (самая сложная часть, без Невинса не продраться) - 1984 и Джеймс Бонд, хотя они не сильно в центре
1910 - Трехгрошовая Опера (поищи на ютубе исполнения Black Freighter и Mack the Knife, очень помогает)
1969 - Sympathy for the Devil Роллинг Стоунс (плюс то кино с Джаггером, Майндлессы про него подробно рассказывают) и Get Carter
2010 - Гарри Поттер
Slavone, 16.07.2012 00:07:05
Окей, спасибо, буду образовываться
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35158 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34496 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
27859 103