«Приключения Лютера Аркрайта» Брайана Тэлбота — это один из тех забытых кладов индустрии, которые впору искать с цветком папоротника на Ивана Купалу. Научно-фантастическое представление 1978-го года рождения о параллельных реальностях, критике диктатуры, альтернативных историях и всепобеждающем британизме по праву может считаться авангардом «британского нашествия», несущим идеи, которые уже в недалёком будущем не раз ещё будут коррелировать с замыслами более именитых лысых и бородатых с того же острова или его владений.
Лютер Аркрайт — псионик, телепат, герой-любовник, путешественник по Мультиверсу. Являясь оперативником пришедшей к успеху мирной и высокотехнологичной Земли 0-0, Лютер то и дело становится буксиром курса историй менее удачных альтернативных Земель. В эту крайне интересную деятельность входят занятие тантрическими медитациями (провидческими, воскрешающими, и не только), сексом (с молодой королевой Англии, и не только), убийствами (злобных потомков Оливера Кромвеля, Николая Второго и Кайзера Вильгельма, и не только) и даже тим-апом с русской супергероиней Октобрианой (просто потому что).
А мешает ему во всём этом таинственная группировка архаровцев «дисрпаторов», озадаченная целью навести диктатуру на каждой возможной вариации сине-зелёного глобуса. Преданные фанаты, среди которых Эллис и Мур, ещё наплетут вам с три короба о сложной символичности сцен, комплексности построения и общей непреложной значимости по отношению к индустрии.
В реальности же анамнез куда более тривиален: строго бинарная дихотомия морали кибальчиши/плохиши, слегка рваный сторителлинг, балующийся флэшбеками, да пара условно абстрактных картин, изобилующих рапсодиями индуизму, — в дальнейшем, Мур и Моррисон куда глубже и многозначительнее разовьют затронутые Тэлботом темы в, скажем, «V For Vendetta» и «Invisibles», а мэйнстримная супергероика доведёт идею альтернативных реальностей до полного опошления. Чего время никогда не отберёт у похождений господина Аркрайта, так это поэтичных лирических пассажей, повествовательных описаний и совершенно потрясающую раскадровку, коими книга действительно богата.
В сущности, если принять за истину, что «Лютер Аркрайт» не пытается быть чем-то большим, чем приключенческий блокбастер, а всевозможные лёгкие экскурсы в историю, науку и философию не больше, чем приправа к незатейливому, но мастерски приготовленному блюду, трапезу вести становится намного сподручнее.
P.S. В 1999-м году автор-художник выпустил продолжение, повествующее о дочери Аркрайта — «Heart of Empire», но о нём мы поговорим в другой раз.