RSS
Рекомендуем

15 лет «Спайдермедии»: Geek Cafe Coda — Red Son

20.12.2016, 12:00 — Евгений Еронин 6241 3

Мы на «Спайдермедии» страсть как любим обсуждать комиксы. И больше всего за всю историю сайта в этой любви преуспел Евгений Еронин: День новых комиксов, МЖДЗ, Лучшая рубрика о комиксах — все эти хорошо знакомые вам рубрики — его рук дело. Всё это — различные попытки регулярно и систематично говорить о комиксах, говорить о них по-разному. Но это лишь последователи самого первого комикс-проекта Евгения. В далёком прошлом он основал клуб читателей комиксов, он же Geek Cafe.

Сегодня же сам автор отдаёт дань первой полноценной рубрике сайта и предлагает обсудить судьбоносный для себя комикс. Помогать ему в этом будет бравый дуэт, хорошо вам знакомый по рубрике All Things Valiant — Андрей Ложенко и Дмитрий Андреев.

Евгений: Те из вас, кто читал или даже писал на форуме «Спайдермедии» (светлая ему память), должны помнить такой раздел, как Geek Cafe. Каждую неделю в этой группе назначался новый председатель из постоянных посетителей, выбиравший для всех комикс на чтение. Это был по сути книжный клуб: мы читали вещи, которые никогда бы не прочитали, и делились мнениями, иногда (если повезёт) ударяясь в многостраничные споры. Geek Cafe был хорошим проектом, и его грех не вспомнить в честь 15-летия сайта. А так как идея считается моей, то мне его и возродить.

Итак, на этом внеочередном и, вероятно, самом последнем заседании клуба я счастлив приветствовать Дмитрия Андреева и Андрея Ложенко. Надеюсь, вам этот опыт понравится, потому что я играю ва-банк и выставляю комикс, подаривший мне мой никнейм для форума, — Superman: Red Son. Как говорится, things are coming full circle.

Если кто вдруг не знает, что за комикс такой... мне не интересно с вами иметь дело. Вы не следите за творчеством Марка Миллара, не любите DC, не играли в Injustice и даже не знаете, какую классику издают на русском. Проваливайте с моего любимого сайта.

Но синопсис я, так и быть, расскажу: мини-серия Марка Миллара и Дейва Джонсона (да, того самого художника всех ваших любимых обложек) — часть проекта Elseworlds и посвящена альтернативной истории, в которой корабль с маленьким Кал-Элом разбивается не в Америке, а в СССР.

Для меня эта дискуссия тоже может стать откровением, потому как с первого прочтения (лет 10-11 назад) я к комиксу не возвращался. Но первое слово за Димой и Андреем. Не стесняйтесь, говорите, как есть!

Андрей: Жень, большое спасибо, что пригласил. Так как из всех постоянных авторов сайта я, наверное, самый «молодой» его читатель (начал где-то с декабря 2012), то для меня это единственная возможность почувствовать, как всё было в те времена.

Конечно, жаль, что у меня нет какой-либо интересной истории, связанной с «Красным сыном», чтобы тоже подвязаться к праздничному символизму: это не первый мой комикс о Супермене (то был All-Star), и не первая история от Марка Миллара (это Ultimate X-Men). А того, что это первая (и, насколько я помню, единственная) прочитанная мною серия, нарисованная Дейвом Джонсоном, вряд ли будет достаточно. Просто на каком-то из конвентов я увидел оригинальное TPB, мне понравилась обложка, я чуть полистал и купил. А внутри меня ждал один из лучших комиксов о Человеке из стали.

Зачастую What if-сюжеты хороши только своим нестандартным взглядом на образы персонажей. Самый свежий тому пример — Spider-Gwen, которая кроме этого может похвастаться разве что только рисунком. В Red Son же Миллар предложил ещё и захватывающее противостояние Супермена и Лекса, которое завершается, прямо скажем, нетипично для супергероики. Также, во многом изменив героев, сценарист оставил нетронутыми их основополагающие черты, усилив тем самым What if-эффект. То есть перед нами действительно те же персонажи, которых мы так хорошо знаем, просто «росли» они в других условиях.

Но больше всего мне нравится финал. И я говорю даже не об изящном закольцовывании истории, а об идеи Миллара, что «Эл» в именах Кал-Эл, Джор-Эл и т.п. пошло от фамилии Лютор. Лекс Лютор — предок Супермена, круто же!

Евгений: А вот идею финала, если мне не изменяет память, Миллару предложил Грант Моррисон — тогда они ещё были друзьями не разлей вода. Я не знаю, чем это было вызвано, но мне хочется думать, что Моррисон посмотрел, что получается, и высказал очередное из своих гениальных замечаний между делом: «Да у тебя же комикс не про Супермена, а про Лекса Лютора, — давай эту мысль закрепим!».

Андрей: А, то есть получается, моя любовь к творчеству Моррисона настолько сильна, что даже в отличной мини от Миллара лучшим я считаю именно его вклад. Причём совершенно неосознанно.

Дмитрий: Да, Моррисон и не такое может. Женя, действительно, спасибо за приглашение. Помню, как ещё на форуме читал все заседания Гик-кафе. Эх, как же давно это было!

Я восхищаюсь стройностью этой истории у Миллара, изящной структурой сюжета, а также тем, что он, даже интерпретируя персонажа, показывает за что стоит его полюбить. В кадре, запечатлевшем Супермена, удерживающего глобус Daily Planet, и одновременно протягивающего мальчугану улетевший воздушный шарик, показана вся суть персонажа. По тексту видно, что самую важную задачу, которую ставил перед собой Миллар — написать не просто иного Супермена, но показать, что несмотря на то, где бы Кал-Эл ни приземлился, он останется тем же голубоглазым бойскаутом, что и в оригинале. Именно в этом сила этой истории и, на мой взгляд, её величайшая слабость.

Если отойти от технического исполнения, мне не нравится этот рассказ о Супермене. Сценарист постоянно напоминает читателю о том, что есть оригинальная вселенная: Лоис любит Кларка, никакая идеология не способна отбить у Кал-Эла желание спасать слабых и обиженных. Нам не дают другой взгляд на персонажа и его окружение, нас потчуют тем же, но в другой обёртке. Поэтому история не читается как самодостаточная, а наоборот воспринимается в целостном нарративе персонажа в качестве филлера, как очередное посещение Суперменом параллельного измерения или очередное пребывание в иллюзорном мире, навеянным его врагами. Того и гляди Кал-Эл очнётся и станет старым добрым Кларком Кентом. Эта та порода What if, которые убеждают читателей в том, что персонаж может быть только каноническим и никаким более. Вам так не кажется?

Евгений: А ты хотел принципиально иного взгляда на Супермена и то, каким он может быть? Мне кажется, за подобными питчами нужно обращаться к более позднему Миллару, который подарил нам комикс с теглайном «What if Batman was a Villain». В данном случае он скорее пишет про то, что сама идея персонажа Супермена — всё, что за ней стоит и всё, что она несёт, — всегда останется прежней, независимо от декораций. Так же потом было и у Моррисона в его БэтЭпике (я постараюсь больше не упоминать Моррисона в обсуждении Миллара, но ничего не могу гарантировать). А всякие мелочи, вроде первой встречи с Лоис Лэйн, воспринимаются как отсылочки и подмигивания и ни к чему не ведут.

Другое дело, что с новыми декорациями Миллар ничего особо интересного не сделал — советскую действительность он даже и не берётся раскрывать, показывая её поверхностно и стереотипно, в основном глядя на неё из-за занавеса со стороны Америки. Это возвращает меня к идее, что комикс именно про Лютора: Супермена сделали коммунистом, чтобы он мог стать генсеком СССР, читай тираном и врагом США, обладающим оружием массового поражения, а значит, можно всерьёз расписать историю, в которой Лекс не только считает героем сам себя, но и позиционируется так всем свободным миром, находящимся в страхе перед растущей властью непобедимого инопланетянина. Миллар даже не оставил двояких трактовок — Супермен к финалу превращается в тоталитарного правителя, пусть и неосознанно, и делает всё из лучших побуждений. В целом это почти как комикс Мура про Мираклмена и комикс про Циклопа, захватившего мир.

Короче, Миллар тут сидит на двух стульях: Супермен по природе своей всегда Супермен, спасающий детей, но в конце концов Лекс Лютор умнее и круче, и прогрессивные США всегда победят грёбаных коммуняк. Ну и, надо признать, шуточка про то, что есть «Красная угроза», а плащ у Супермена тоже красный, смешная.

Я к чему веду: Red Son в своей политике и ангажированности родной брат The Ultimates, но это не открытие века, Миллар никогда не скрывал свою позицию ни по каким вопросам. И на качество комикса это в принципе не влияет. Влияет другое.

Я выставил его на обсуждение, чтобы найти closure там, где это и не особо нужно, но всё равно с радостью обнаружил, что спустя 10+ лет Red Son не стал для меня сильно хуже. За старый никнейм не стыдно, иконичность и меметичность комикса сильны и неоспоримы. Но разочарование тоже есть. Я уже сказал, что Миллар прошёлся поверхностно, и это ощущается во всём: постоянно закидываются удочки и развешиваются ружья, а потом все они сливаются довольно быстро, а всё потому, что это абсолютно новая вселенная, и весь комикс написан как её хроника, пытающаяся вместить все аспекты и идеи, охватив период в несколько десятилетий. Миллар, к его чести, пытается выжать из концепции всё (в том плане, что показать как можно больше местных интерпретаций знакомых дисишных персонажей), в итоге даже при своих 150 страницах Red Son кажется душным и скомканным.

Дмитрий: Ну, от чего-нибудь более самобытного я бы не отказался, а «What if Batman was a Villain» — самый глупый концепт, который придумал Марк, мало того, что он не жизнеспособный, так ещё и ужасно скучный в его исполнении, но эта тема заслуживает отдельного обсуждения.

Согласен, сюжетный арсенал частенько стреляет холостыми. Но это скорее следствие той скомканности, о которой ты говоришь, а не оплошность сценариста. Если подумать, то смерть родителей местного Бэтмена от рук главы НКВД Петра Рослова никак не повлияла на дальнейшую историю. Просто Миллару хотелось показать ориджин Тёмного рыцаря в этом сеттинге, и ему очень понравилась идея фасоли в качестве визуальной метафоры крови. При этом необходимо было раскрыть Рослова как персонажа, тем самым повысив эмоциональную отдачу от его дальнейшего предательства, что, в свою очередь, убеждает нас в правдоподобности усиления диктаторских замашек Супермена.

Поэтому я восхищаюсь технической стороной сценария в этом комиксе: одно всегда вытекает из другого. При чтении никогда нельзя поймать себя на мысли: «Не верю! Это высосано из пальца». Действие развивается органично, а мотивации персонажей веришь. И при этом с каждым номером повышаются ставки, а следующие друг за другом препятствия на пути героев держат в напряжении читателя, пока сюжет элегантно не вцепится в собственное начало, предложив новую трактовку событий: Кал-Лютор.

Редко попадается комикс, перечитывая который переживаешь ровно то же, что и при первом прочтении. «Красный сын» — один из подобных редких экземпляров, главное возвращаться к нему не реже, чем раз в год, иначе начнёшь замечать раздражающие детали, впоследствии развившиеся в знаменитые болячки Миллара как сценариста. Марк любит похвастаться хитрыми сюжетными ходами, поэтому мы видим, что написано в письме Лютора, что убивает воображение читателя, и мы меньше верим тому, что эти слова способны победить Супермена. Лютор — предок изобретательно-самовлюблённых over-the-top героев Миллара...

Евгений: Всё, что касается демонстрации крутости Лекса, — самый милларистый Миллар с момента как Миллар пришёл в Миллартаун. У Моррисона (чёрт, простите) те же вещи получается делать тоньше, у Миллара же перебор с первого кадра, когда Лютор играет в шахматы с двадцатью оппонентами, одновременно слушает аудиокнигу, решает кроссворд, вышивает крестиком и отбивает ногой перевод оригинального текста сказок Шахразады. Мне 10-летней давности это могло показаться крутым, если бы я прочитал это лет 5 назад, то, вероятнее всего, посчитал бы абсурдным, сейчас уже милларовский подход вызывает приятную улыбку. Все «Did you really think» и «What the hell are you talking about, moron» на месте — это как пересматривать фильм из детства и доходить до любимых сцен.

Момент с письмом красивый, но натянутый. Я не поверил, что эта фраза могла сразу же сломить Супермена. Линию Сталинграда Миллар провёл слишком схематично, чтобы это возымело эффект.

Андрей: Но ход-то хороший, «перо сильнее меча», все дела.

Хотя, если не принимать его во внимание, то сценарий (именно развитие действия, а не работа над персонажами), по-моему, самое слабое место «Красного сына». Во-первых, все три номера структурно повторяют сами себя. Каждый из них состоит из одного и того же набора компонентов, расположенных в схожей последовательности: Супермен делает добрые дела, Лютор изобретает все новые и новые способы его победить, вводится «адаптированный» элемент/персонаж основной вселенной, и в конце обязательная битва против очередного детища Лекса. Комикс спасает (помимо уже упомянутого красивого финала) его малая длина, из-за которой повторяющийся сюжетный алгоритм не успевает приесться.

Во-вторых, в истории есть попросту лишние эпизоды. Какой бы крутой ни была местная версия Бэтмена, каким бы впечатляющим ни был его поединок с Суперменом, сюжету они, в общем-то, не особенно нужны (здесь Миллару же явно хотелось немного побыть Миллером и написать своё «Возвращение Тёмного рыцаря»). Такие вещи бесспорно интересны, но в центре повествования у нас всё-таки идеологический конфликт Лекса и Кларка, а этого вполне достаточно для хорошего комикса. Желание Марка поиграть с другими героями DC в новом сеттинге понятно, но при выбранном формате мини-серии поступать следовало, на мой взгляд, всё же, как в случае с Барри Алленом, т.е. упоминать вскользь, оставлять пасхалку. Ведь, если слишком сильно развивать линию того или иного персонажа, можно отклониться от основной истории, что, собственно, и случилось во втором номере. Вам не кажется, что комиксу пошло бы на пользу сокращение в объёме? Например, если бы он был OGN на 100+ страниц?

Евгений: Если убрать всё лишнее и побочное, то да, почему бы и нет. Тем более что Дейв Джонсон и так нарисовал только те же 100 страниц, и в третьей части его уже пришлось заменить. Раз уж речь зашла о рисунке — что о нём скажете?

Андрей: Как ты верно подметил, Джонсона мы любим в первую очередь за обложки. Но здесь он на своём месте. Стиль художника идеально вписывается в атмосферу 50-60-х годов и последующего ретро-футуризма. Правда, не скажу, что рисунок поражает воображение, но он приятен глазу и хорошо подаёт сюжет. Нравятся мне и эксперименты с раскадровкой, она постоянно меняется. В комиксе почти нет последовательно расположенных друг под другом одинаковых фреймов. Форма, размер и расположение панелек постоянно меняется, не давая читателю заскучать.

Хотя самое сильное впечатление лично на меня произвёл редизайн костюма Чудо-Женщины. Эффектное сочетание чёрного с красным и изобретательное превращение американской символики в советскую (белоголовый орлан стал двуглавым орлом) создают запоминающийся образ. Новый, но одновременно так хорошо знакомый.

Дмитрий: Ностальгия под соусом романтизированной «Красной угрозы» проявляется не только в сценарии, но и в иллюстрациях комикса. Если заглянуть в бонусную секцию, становится видна титаническая работа художника над дизайном костюмов, который должен быть родным и чужим одновременно. Передавать советскую эстетику в западном восприятии, но оставить образы узнаваемыми с первого взгляда. Подобные старания заслуживают только стоячих оваций.

Панегирик дерзкой композиции страницы Дейва Джонсона Андрей уже спел, нам остаётся только подпевать ему в унисон. Книге повезло, над ней трудились мастера своего дела. И хотя, на первый взгляд, художники похожи, в своей техники они кардинально отличаются. В эйдетическом рисунке Джонсона тени порой проглатывают персонажей, а его пульсирующий свет озаряет страницу. Тогда как Килиан Планкетт тешит тех, кому больше по нраву более приземлённый стиль, в котором размеренность соседствует с основательностью. Там, где Джонсон обходился парой строгих штрихов для передачи настроения, Планкетт с удовольствием детализирует полотно, у него одежда людей собирается в складки, а не кокетливо намекает на них. Да и тени прекращают жить собственной жизнью, оборачиваясь выразительным средством.

Подобное отличие не сразу бросается в глаза при первичном прочтении, благодаря стараниям Планкетта подражать своему коллеге, к стилю которого мы привыкали добрую треть первого номера, когда Джонсон, поспевая за энергичным сценарием Миллара, прятал свои достоинства в средних ракурсах множества мелких фреймов. По-настоящему маэстро раскрывается на крупных, широких и сплэш-кадрах. К сожалению, сюжет даёт ему действительно размахнуться во всю ширь своего таланта только ко второму номеру. Исходя из этих предпочтений художника, по всей видимости, Миллар писал сценарий к третьему номеру, но крупные кадры Планкетта, я бы наоборот предпочёл видеть реже, особенно те, которые с Люси.

Евгений: К таким словам мне даже и добавить нечего. Поэтому скажу кратко и предельно просто: за комикс спасибо, но призвание Джонсона — обложки, и хорошо, что он и сам это понимает.

Резюмируя, поблагодарю вас, ребята, за то, что согласились ко мне присоединиться. Гик-кафе никогда не работало в виде статьи, которую должен кто-то читать, поэтому, хоть наш материал и возрождает старую традицию, прибегает к другому формату, от которого я отвык. Надеюсь, получилось интересно.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34562 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33521 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26833 103