О Пелевине и его книгах, пожалуй что, слышал, а то и читал, каждый второй интересующийся литературой житель стран СНГ. Некоторая мистификация собственного образа благодаря нежеланию выходить в народ или открываться для интервью лишь помогают продвижению его произведений, наполненных философией жизни и смерти, идеями буддизма, сквозящих абсурдизмом и чего там только нет. Поэтому не нужно пояснять, насколько я был удивлён выходу комикс-адаптации одного из его романов и, что более странно, не чего-то из последних работ, а самого первого — «Омон Ра».
Комикс повествует о жизненном пути простого советского подростка Омона Кривомазова, события происходят примерно в 60-70-ые годы. Нас постепенно проведут через все его ключевые этапы взросления и личностной трансформации, но постоянным на всех этапах будет одно — желание стать космонавтом, пройтись по луне и, может быть, даже оказаться улыбающимся портретом в газетном развороте. Вот только в истории, как и в жизни, всё вроде бы и складывается, но как-то не так, вроде бы и цель близка, а какая-то она не такая, как виделось в детстве, вроде даже выпадает шанс совершить подвиг, а мыслишки-то в голове заставляют сомневаться, зачем он вообще нужен-то, подвиг этот. Каждый жизненный блок расскажет свою маленькую историю и подарит думающему читателю мысль или идею, пока он будет делать лёгкую передышку перед следующим кусочком из жизни Омки. Сомневаюсь, что чью-то жизнь этот комикс сможет перевернуть, сколь бы хорош не был текст, бережно перенесённый Кириллом Кутузовым из книги, ведь общую канву мы уже поглощали в других произведениях или форматах — основной ценностью является подача и фирменные Пелевинские диалоги, символизм и, конечно же, юмор, иногда сквозь слёзы. Если вы читали оригинал, то, кроме, собственно, комикс-формата и минимального адаптирования (некоторых сцен нет вообще), ничего нового в истории вы не получите. Если же не добрались до первоисточника, то я почти уверен, что захочется познакомиться ближе с «режиссёрской версией», дабы закрыть некоторые пробелы и расширить восприятие.
С художественной стороны к комиксу не может быть никаких претензий, ведь лучшего художника, чем Аскольд Акишин для серии придумать невозможно, да и чего уж там — его рисунки одобрил и утвердил сам автор. Мир, созданный художником, максимально точно отображает время действия, идеально погружает в атмосферу и надолго выжигает в памяти образы, вроде мозаики космонавта. Более современный рисунок вполне мог бы поспособствовать продвижению комикса, но выбор был сделан на точечное попадание в целевого покупателя — фанат автора книг будет рад прекрасной передаче духа книги, а следящие за работами Акишина, познакомятся с соответствующим ему по стилю текстом.
Подытожив, могу сказать, что «Омон Ра» однозначно не станет выбором масс и не окажется в топе продаж, но на то он и альтернатива мейнстримным историям. Остаётся лишь радоваться и наслаждаться столь прекрасной коллаборации между талантливым писателем и не менее талантливым художником. Искренне надеюсь, что издательство ещё порадует нас аналогичными по качеству и подходу альтернативными изданиями, а я отправлюсь в детскую память, где было радостно от мысли, что когда я вырасту, то, может быть, стану космонавтом.
Книга для обзора предоставлена издательством.